СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программы, методические рекомендации

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Программы курса "Литература" С. Зинина , В. Чалмаева

Просмотр содержимого документа
«Программы, методические рекомендации»




Рабочая программа

по литературе

для 10 класса

(базовый уровень)

на 2021 – 2022 учебный год


Рабочая программа составлена на основе Программы курса «Литература»

10-11 классы. Базовый уровень и углубленный уровни/ авт.-сост. С.А. Зинин, В.А.Чалмаев. –– М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020- (ФГОС. Инновационная школа).



























Барнаул – 2021г



Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования;

  2. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования по русскому языку;

  3. Программа курса «Литература». 10-11 классы. Базовый уровень и углубленный уровни / авт.-сост. С.А. Зинин, В.А.Чалмаев. –– М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020 - (ФГОС. Инновационная школа).

  4. Учебный план МБОУ …… и годовой график на 2021-2022 учебный год;

  5. Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ «…»;

  6. Федеральный перечень учебников на 2021-2022 учебный год.



Цель предмета «Литература»:

формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов.

Стратегическая цель предмета «Литература» в 10 классе — завершение формирования соответствующего возрастному и образовательному уровню обучающихся отношения к чтению художественной литературы как к деятельности, имеющей личностную и социальную ценность, как к средству самопознания и саморазвития.


Учебно-методический комплект:


  1. Программа курса «Литература». 10-11 классы. Базовый уровень и углубленный уровни / авт.-сост. С.А. Зинин, В.А.Чалмаев. –– М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020- (ФГОС. Инновационная школа).

  2. Рабочая программа к учебнику С.А. Зинина, В.И. Сахарова «Литература» для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углублённый уровни / авт.-сост.Л.Н. Гороховская. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020. — 64 с. — (ФГОС. Инновационная школа).

  3. Русский язык и литература. Литература: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень : в 2 ч. / С.А.Зинин, В.И.Сахаров - 2-е изд. – М. ООО «ТИД «Русское слово – учебник» , 2015.

  4. Методическое пособие к учебнику С.А. Зинина, В.И. Сахарова «Литература» для 10 класса общеобразовательных организаций: базовый уровень: методическое пособие /авт.- сост. Зинин С.А., Зинина Е.А. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018


Изменения: Программа составлена в соответствии с авторской. Тематическое планирование уроков литературы в рабочей программе разработано в соответствии с тематическим планированием, входящим в УМК: Рабочая программа к учебнику С.А. Зинина, В.И. Сахарова «Литература» для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углублённый уровни / авт.-сост.Л.Н. Гороховская. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020. — 64 с. — (ФГОС. Инновационная школа).

Количество учебных часов: Уровень обучения – базовый. Программа рассчитана на 105 часов: 3 часа в неделю из расчёта 35 учебных недель.


Формы и методы работы на уроке

Формы:

  1. Фронтальная

  2. Групповая

  3. Индивидуальная

  4. Дистанционная

Методы:

  1. Метод творческого чтения

  2. Эвристический или частично-поисковый

  3. Исследовательский

  4. Репродуктивный

Формы и средства контроля

Формами текущего контроля являются написание сочинений, анализ поэтического и прозаического текстов, чтение наизусть.

Формы проведения промежуточной аттестации: полугодовая , годовая.

Промежуточная аттестация за полугодие проводится на основании результатов текущего контроля успеваемости. Отметки обучающихся за полугодие выставляются на основании результатов текущего контроля успеваемости за 2 дня до начала каникул.

Промежуточная аттестация за год осуществляется путем выведения годовых отметок успеваемости на основе четвертных отметок успеваемости, выставленных как среднее арифметическое по правилам математического округления.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Результаты базового уровня ориентированы на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Эта группа результатов предполагает:

— понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счёт заучивания определений и правил, а посредством моделирования и постановки проблемных вопросов культуры, характерных для данной предметнойобласти;

— умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области;

— осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания

Предметные результаты

В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования десятиклассник на базовом уровне научится:

1) демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; воспринимать литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особый способ познания жизни;

2) в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

— обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нём смыслы и подтексты);

— использовать для раскрытия тезисов своего высказывания фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

— давать объективное изложение текста: выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, прослеживать их развитие, взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

— анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способов изображения действия и его развитие, способов введения персонажей и средств раскрытия и/или развития их характеров;

— определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность

с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

— анализировать авторский выбор определённых композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определённых частей текста способствуют формированию его общей структуры и обусловливают эстетическое воздействие на читателя (например, выбор

определённого зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

— анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нём подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т. д.);

— аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретационного характера,

участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

— понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

— проводить смысловой и эстетический анализ текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. д.;

— воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину мира, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

3) осуществлять следующую продуктивную деятельность:

— давать развёрнутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

— выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Десятиклассник на базовом уровне получит возможность научиться:

давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованиемресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. д.);

анализировать художественное произведение, учитывая воплощение в нём объективных законов литературного развития и субъективные черты авторской индивидуальности;

анализировать взаимосвязь художественного мира литературного произведения с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения

(например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций

к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

Десятиклассник на базовом уровне получит возможность узнать:

о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;

о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

об историко-культурном подходе в литературоведении;

об историко-литературном процессе XIX века;

о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечествен-

ной культуре;

о соотношениях и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой

Рабочая программа ориентирована на достижение метапредметных результатов, включающих:

1) умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) сформированность навыка смыслового чтения;

9) умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для

выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) сформированность компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ-компетенции); мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) сформированность экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

13) умения находить, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.).

Рабочая программа ориентирована на достижение личностных результатов, включающих:

1) осознание российской гражданской идентичности, патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувство ответственности и долга перед Родиной;

2) ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе уважительного отношения к труду; опыт участия в социально значимом труде;

3) целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современногомира;

4) осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) знание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

7) коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

9) сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) сформированность эстетического сознания, опыт творческой деятельности эстетического характера;

12) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; сформированность потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

13) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры.

Содержание учебного предмета

10 класс

Литература второй  половины XIX века

Введение. «Прекрасное начало» (к истории русской литера-

туры XIX века)

Живая связь литературы второй половины XIX века с литературой предшествовавших периодов. Период ученичества русской литературы XVIII века и творческого освоения литературы европейской. Ускоренное развитие русской литературы в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм,романтизм, реализм.

Опорные понятия: историко-литературный процесс.

Внутрипредметные связи: вечные темы русской клас-

сики.

Межпредметные связи: русский язык, история.


ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА

Литература и журналистика 1860–1880-х годов

Социально-политическая ситуация в России второй половины ХIХ века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1860–1880-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, её обращённость к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А. Н. Островского и А. П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни

(проза Н. Г. Чернышевского, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины ХIХ века в развитие отечественной и мировой культуры.

Опорные понятия: литературный процесс, литературная критика.

Внутрипредметные связи: историко-биографические связи писателей эпохи.

Межпредметные связи: исторические аспекты литературного развития.

Ф. И. Тютчев

Стихотворения «Не то, что мните вы, природа…»,«Silentium!», «Цицерон», «УмомРоссию не понять…», «К. Б.»(«Я встретил вас — и всё былое…»), «Природа — сфинкс.И тем она верней…», «Певучесть есть в морских волнах…», «Ещё земли печален вид…», «Полдень», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…» и другие по выбору.

«Мыслящая поэзия» Ф. И. Тютчева, её философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек,

Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, её судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.

Опорные понятия: интеллектуальная лирика, лирическая миниатюра.

Внутрипредметные связи: пушкинские мотивы и образы в лирике Ф. И. Тютчева.

Межпредметные связи: художественная функция глаголов с семантикой состояния в стихотворениях Ф. И. Тютчева; пантеизм как основа тютчевской философии природы; роль архаизмов в тютчевской лирике; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф. И. Тютчева (С. И. Танеев, С. В. Рахманинов и др.).

А. Н. Островский

Пьеса «Гроза».

Статьи: Н. А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве»(фрагменты); А. А. Григорьев«После “Грозы” Островского.

Письма к И. С. Тургеневу» (фрагменты).

Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и её разрешение в пьесе.

Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н. А. Добролюбов,Д. И. Писарев, А. А. Григорьев).

Опорные понятия: драма, семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А. Н. Островского (пьесы Д. И. Фонвизина,А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя).

Межпредметные связи: обращение героев А. Н. Островского к народной фразеологии; А. Н. Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А. Н. Островского.

Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».

И. А. Гончаров

Роман «Обломов».

Статьи: Н. А. Добролюбов «Что такое обломовщина?»(фрагменты); А. В. Дружинин«“Обломов”, роман И. А. Гончарова» (фрагменты).

Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, её соотнесённость с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно- композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение

в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, А. В. Дружинин).

Опорные понятия: образная типизация, символика детали,психологический портрет.

Внутрипредметные связи: функции и виды сравнения в романе «Обломов»; И. С. Тургенев и Л. Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (реж.Н. С. Михалков).

И. С. Тургенев

Цикл «Записки охотника» (2–3 рассказа по выбору). Роман «Отцы и дети». Стихотворения в прозе «Порог», «Памяти Ю. П. Вревской», «Два богача» и другие по выбору.

Статьи: Д. И. Писарев «Базаров», М. А. Антонович «Асмодей нашего времени», Н. Н. Страхов «И. С. Тургенев. “Отцы и дети”».

Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.

Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи.

Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный нерв тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты увядающей аристократии в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и её место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа,смысл его названия. Русская критика о романе и его герое.

Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя.

Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.

Опорные понятия: социально-психологический роман, принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.

Внутрипредметные связи: особенности речевой характеристики героев романа «Отцы и дети»; И. С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе

«Отцы и дети».

Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» (говорящие даты в романе); музыкальные темы в романе.

Для самостоятельного чтения: роман «Рудин».


Н. А. Некрасов

Стихотворения «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Блажен незлобивый поэт…», «Поэт и Гражданин»,«Тройка», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Я нелюблю иронии твоей…», «Железная дорога», «Элегия» («Пус-кай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…», «Мы с тобой бестолковые люди…» и другие по выбору.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н. А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике. Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приёмы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и её яркие

представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.).

Тема женской доли и образ Матрёны Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т. п.). Проблема счастья и её решение в поэме Н. А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-

композиционное звучание.

Опорные понятия: народность литературного творчества, демократизация поэтического языка, трёхсложные размеры стиха.

Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.

Межпредметные связи: языковые средства некрасовского стиля; некрасовские мотивы в живописи И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, И. Е. Репина, Н. А. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н. А. Некрасова.

Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».

А. А. Фет

Стихотворения «Шёпот, робкое дыханье…», «Учись у них — у дуба, у берёзы…», «Ещё майская ночь», «Заря прощается с землёю…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Сияла

ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Это утро, радостьэта…», «Одним толчком согнать ладью живую…» и другие по выбору.

Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А. А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного на-

строения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А. А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации

стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.

Опорные понятия: мелодика стиха, лирическая исповедальность, звукопись.

Внутрипредметные связи: особенности поэтической морфологии лирики А. А. Фета; традиции русской романтической поэзии в фетовской лирике; А. А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Д. Минаева).

Межпредметные связи: П. И. Чайковский о музыкальности лирики А. А. Фета.

А. К. Толстой

Стихотворения «Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…», «Когда природа вся трепещет и сияет…», «Прозрачных облаков спокойное движенье…», «Государь ты наш батюшка…», «История государства Рос-

сийского от Гостомысла до Тимашева» и другие по выбору. Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А. К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив пейзажной лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А. К. Толстого: многообразие лирических мотивов,

обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.

Опорные понятия: лирика позднего романтизма, историческая песня.

Внутрипредметные связи: традиции народной поэзии в лирике А. К. Толстого; А. К. Толстой и братья Жемчужниковы;сатирические приёмы в творчестве А. К. Толстого и М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А. К. Толстого; романсы П. И. Чайковского на стихи А. К. Толстого.

Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».

Н. Г. Чернышевский

Роман «Что делать?» (обзор).

«Что делать?» Н. Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди»и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвёртый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие идеологического романа Н. Г. Чернышевского.

Опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.

Внутрипредметные связи: Н. Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет rendez-vous и его трансформация в романе «Что делать?».

Межпредметные связи: диссертация Н. Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».

Н. С. Лесков

Повесть «Очарованный странник».Стремление Н. С. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».

Опорные понятия: литературный сказ, жанр путешествия.

Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. С. Лескова и поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.

Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатлённый ангел».

М. Е. Салтыков-Щедрин

Сказки «Медведь на воеводстве», «Премудрый пискарь».Роман-хроника «История одного города» (обзорное изучение).«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинныйжанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке(«Премудрый пискарь»). Приёмы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т. п.). Соотношение

авторского идеала и действительности в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Опорные понятия: сатирическая литературная сказка, гротеск, сарказм, ирония.

Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д. И. Фонвизина и Н. В. Гоголя в щедринской сатире.

Межпредметные связи: фольклорный элемент в языке сатирической прозы М. Е. Салтыкова-Щедрина; иллюстрации художников к произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина в (Кукрыниксы, В. С. Карасёв, М. С. Башилов и др.).

Для самостоятельного чтения: сказки «Орёл-меценат»,«Коняга», «Кисель».

Ф. М. Достоевский

Роман «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа

Ф. М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорблённых» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея, полифония (многоголосие), герои-«двойники».

Внутрипредметные связи: особенности речевой характеристики героев «Преступления и наказания»; творческая полемика Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского; сквозные мотивы

и образы русской классики в романе Ф. М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).

Межпредметные связи: роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. А. Завадского, Ю. П. Любимова, К. М. Гинкаса, Л. А. Кулиджанова, А. Н. Сокурова

и др.).

Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».

Л. Н. Толстой

Роман-эпопея «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-

эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т. п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.

«Мысль семейная» и её развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т. п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории.Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны»в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.

Опорные понятия: роман-эпопея, «диалектика души», историософская концепция.

Внутрипредметные связи: Л. Н. Толстой и И. С. Тургенев; стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Н. Толстого; образ Наполеона и тема бонапартизма в произведениях русских классиков.

Межпредметные связи: своеобразие толстовского синтаксиса в романе-эпопее «Война и мир»; исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л. Н. Толстого (И. Н. Крамской, Н. Н. Ге, И. Е. Репин, М. В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. С. Башилов, Л. О. Пастернак, П. М. Боклевский, В. А. Серов, Д. А. Шмаринов); экранизация романа «Война и мир» (реж. С. Ф. Бондарчук (1967)).

Для самостоятельного чтения: повесть «Казаки», роман«Анна Каренина».

А. П. Чехов

Рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и другие по выбору. Пьеса

«Вишнёвый сад».

Различение понятий «быт» и «бытие» в прозе А. П. Чехова.

Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема«самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской

прозы.

Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишнёвый сад».

Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев«недотёп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе.

Функция ремарок, звука и цвета в «Вишнёвом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.

Опорные понятия: лирическая комедия, «бессюжетное»действие, подтекст, символическая деталь.

Внутрипредметные связи: «речевые портреты» персонажей «Вишнёвого сада»; А. П. Чехов и Л. Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях А. П. Чехова.

Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишнёвый сад» (постановки К. С. Станиславского, Ю. И. Пименова, В. Я. Левенталя, А. В. Эфроса, Л. Г. Трушкина

и др.).

Для самостоятельного чтения: пьеса «Дядя Ваня»



Тематическое планирование



Тема раздела

Кол-во часов

Письменная работа

Сочинение


Введение. «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы XIX века)

1



Из литературы второй половины ХIХ века



Литература и журналистика 1860–1880-х

годов

2




Лирика Ф. И. Тютчева

Письменная работа по лирике Ф. И. Тютчева

3+1

1



Творчество А.Н.Островского

Сочинение по творчеству А.Н.Островского

6+3


1


Творчество И.А.Гончарова

Сочинение по творчеству И.А. Гончарова/ письменная работа по роману «Обломов»

5+3


1


Творчество И.С.Тургенева

Сочинение по творчеству Тургенева

7+3


1


Творчество Н.А.Некрасова

Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова

7+3


1


Лирика А.А.Фета

Письменная работа по лирике А.А. Фета

3+3

1



Лирика А.К.Толстого.

Письменная работа по лирике А.К.Толстого

3+2

1



Творчество Н.С.Лескова

Сочинение/ письменная работа по прозе Н.С. Лескова

3+2


1


Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина

Сочинение/ письменная работа по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина

5+3


1


Творчество Ф.М.Достоевского

Сочинение по творчеству Достоевского

6+3


1


Творчество Л.Н.Толстого

Творческая работа.Анализ эпизода

романа

Сочинение по творчеству Л. Н. Толстого

11+1+3


1


Творчество А.П.Чехова.

Творческая работа. Анализ рассказа

А. П. Чехова

Сочинение по творчеству А.П. Чехова

6+1+3


1


Обобщение по курсу

1




Резерв

3




Итого

105

3

9


Календарно-тематическое (поурочное) планирование


урока

Тема урока

Дата проведения

Корректировка

даты

Введение (1ч.)

Введение. «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы XIX века.)


Из литературы второй половины XIX века

Литература и журналистика 50-80-х годов XIX века. От литературных мечтаний к литератур-

ной борьбе. Демократические тенденции

в развитии русской культуры. Развитие реалистических традиций



Литература и журналистика 50-80-х годов XIX века. От литературных мечтаний к литератур-

ной борьбе. Демократические тенденции

в развитии русской культуры. Развитие реалистических традиций



Личность Ф. И. Тютчева. «Мыслящая поэзия»

Ф. И. Тютчева, её философская глубина и образная насыщенность



Природа, человек, Вселенная как главные

объекты художественного постижения в тютчевской лирике



Драматизм звучания любовной лирики

Ф. И. Тютчева: «О, как убийственно мы лю-

бим…», «Я встретил вас — и всё былое…»

и др.



Письменная работа по лирике Ф. И. Тютчева



А.Н. Островский. «Драматург на все времена»



Быт и нравы замоскворецкого купечества

в пьесе «Свои люди —сочтёмся». Конфликт

между властными и подневольными как

основа социально-психологической проблематики пьесы



Своеобразие конфликта драмы «Гроза». Изображение «затерянного мира»: город Калинов и его обитатели. Роль второстепенных

и внесценических персонажей



Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния



Трагедия совести и её разрешение в пьесе



Многозначность названия пьесы, символика

деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике



Сочинение по творчеству А.Н. Островского



Сочинение по творчеству А.Н. Островского



Анализ ошибок, допущенных в творческой

работе



Знакомство с биографией И. А. Гончарова.

История создания романа «Обломов»



Быт и бытие Ильи Ильича Обломова.

Внутренняя противоречивость натуры героя,

соотнесённость его с другими персонажами



Обломов и Штольц. Что перевешивает в авторском взгляде на историю: правда Штольца

или правда Обломова?



Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя.Обломов и Ольга Иль-

инская. Обломов и его воплотившийся идеал:

Агафья Пшеницына



Образ Захара и его роль в характеристике «об-

ломовщины». Роман «Обломов» в русской

критике



Сочинение по творчеству И.А. Гончарова



Сочинение по творчеству И.А. Гончарова



Анализ ошибок, допущенных в творческой

работе



И.С. Тургенев. Основные факты жизни

и творчества. Отражение различных начал

русской жизни в «Записках охотника».

Внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема рассказов (2–3 рассказа по выбору)



Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный

«нерв» повествования



Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Споры Базарова и Павла Кирсанова



Базаров и его мнимые последователи. Неизбежность расставания Базарова и Аркадия

Кирсанова



Любовная линия и её место в общей проблематике романа



Философские итоги романа. Смысл названия. Русская критика о романе и его герое (Д. И. Писарев, Н. Н. Страхов, М. А. Антонович)



Стихотворения в прозе. Отражение русского

национального самосознания в тематике и образах стихотворений(3–4 стихотворения по

выбору)



Сочинение по творчеству И.С. Тургенева



Сочинение по творчеству И.С. Тургенева



Анализ ошибок, допущенных в творческой

работе



Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество (обзор).

«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика



Гражданские мотивы в лирике поэта. Диалог

двух мировоззрений в стихотворении «Поэт

и Гражданин». Взгляды на поэта и назначение поэзии в лирике Н. А. Некрасова



«Поэзия» и «проза» любовных отношений

в «панаевском цикле». Художественное

своеобразие лирики Н. А. Некрасова



Отражение в поэме «Кому на Руси жить хо-

рошо» коренных сдвигов в русской жизни.

Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приёмы построения сюжета



Стихия народной жизни и её яркие представители в поэме(Яким Нагой, Ермил

Гирин, дед Савелий и др.). Карикатурные

образы помещиков-«последышей»



Тема женской доли и образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной



Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание. Проблема

счастья и её решение в поэме Н. А. Некрасова



Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова



Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова



Анализ ошибок, допущенных в творческой

работе



Личность, судьба и творчество А. А. Фета. Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики



Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы в лирике А. А. Фета



Красота и поэтичность любовного чувства

в интимной лирике А. А. Фета



Письменная работа по лирике А. А. Фета



Письменная работа по лирике А. А. Фета



Анализ ошибок, допущенных в творческой

работе



А.К. Толстой — человек и поэт. Жанрово-тематическое богатство творчества: многообразие лирических мотивов. Своеобразие

лирического героя



Романтический колорит интимной лирики

А. К. Толстого, отражение в ней идеальных

устремлений художника



Обращение А. К. Толстого к историческому

песенному фольклору и политической сатире



Письменная работа по лирике А.К. Толстого



Анализ ошибок, допущенных в творческой

работе



Краткий очерк жизни и творчества Н. С. Лес-

кова



Повесть «Очарованный странник». Сюжет по-

вести, её национальный колорит. Образ Ивана

Флягина



Смысл названия повести «Очарованный

странник». Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость повести



Письменная работа по творчеству Н. С. Лес-

кова



Анализ ошибок, допущенных в творческой

работе



Личность и творческая индивидуальность

М. Е. Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей

изрядного возраста» как вершинный жанр

в творчестве писателя



Сатирическое осмысление проблем государственной власти,помещичьих нравов,

народного сознанияв сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина



Развенчание обывательской психологии,

рабского начала в человеке. Приёмы сатирического воссоздания действительности

в сказках



«История одного города»: замысел, композиция, жанр. Сатирический характер повествования: «Опись градоначальникам»



Выборочный анализ глав романа «История

одного города» («Органчик», «Подтверждение покаяния. Заключение» и др.)



Письменная работа по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина



Письменная работа по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина



Анализ ошибок, допущенных в творческой

работе



Ф.М. Достоевский. Личность писателя,

основные факты его жизни и творчества.

Замысел романа о «гордом человеке»



Мир «униженных и оскорблённых»: Раскольников в мире бедных людей. Бунт личности против жестоких законов социума



Теория Раскольникова и идейные «двойники»

героя (Лужин, Свидригайлов). Принцип полифонии в раскрытии философской проблематики романа



Раскольников и «вечная Сонечка». Нрав-

ственно-философский смысл преступления

и наказания Раскольникова



Раскольников и «вечная Сонечка». Нрав-

ственно-философский смысл преступления

и наказания Раскольникова



Роль эпилога в раскрытии авторского замысла. Смысл названия романа



Сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского



Сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского



Анализ ошибок, допущенных в творческой

работе



Л.Н. Толстой. Личность писателя, основные

этапы его жизненного и творческого пути



Авторский замысел и история создания

романа «Война и мир». Жанрово-тематическое

своеобразие романа-эпопеи (многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и др.)



Критическое изображение высшего света,

Противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых

героев автора



Этапы духовного самосовершенствования

Андрея Болконского и Пьера Безухова



Этапы духовного самосовершенствования

Андрея Болконского и Пьера Безухова



Патриотизм скромных тружеников войны

и псевдопатриотизм «военных трутней»



Настоящая жизнь людей в понимании

Л. Н. Толстого. Образы Наташи Ростовой

и княжны Марьи



Творческая работа. Анализ эпизода романа



Тема войны и «мысль народная» как идейно-

художественная основа толстовского эпоса



Противопоставление образов Кутузова и На-

полеона в свете авторской концепции личности в истории



Образ «дубины народной войны» в романе.

Образы Тихона Щербатова и Платона Кара-

таева — двух типов народно-патриотического

сознания



Эпилог романа (часть 1) и «открытость» тол-

стовского эпоса. Философская проблематика

романа



Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого



Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого



Анализ ошибок, допущенных в творческой

работе



А.П. Чехов. Личность писателя, основные

факты его жизни и творчества. Сюжеты, темы и проблемы чеховских рассказов



Тема пошлости и обывательщины в рассказах «Палата № 6»,«Ионыч». Проблема «самостояния» человека в мире жестокости

и пошлости. Рассказ «Студент»



Творческая работа. Анализ рассказа

А. П. Чехова



Особенности конфликта и сюжетного действия в комедии «Вишнёвый сад»



Бывшие хозяева сада — Гаев и Раневская. Особенности разрешения конфликта в пьесе. Но-

вый хозяин сада. Тема будущего



Новаторство Чехова- драматурга. Лирическое

и драматическое начала в пьесе. Символика

пьесы. Сложность и неоднозначность авторской позиции



Сочинение по творчеству А.П. Чехова



Сочинение по творчеству А.П. Чехова



Анализ ошибок, допущенных в творческой

работе



Обобщение по курсу. Гуманистический пафос, патриотизм, всечеловечность русской классической литературы. Значение классики

в наши дни



Резерв



Резерв



Резерв




Лист внесения изменений


Дата непроведенного урока


Тема урока


Причина и пояснение корректировки
































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!