СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программы по изобразительному искусству для 5–7 классов составлены на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского 

Просмотр содержимого документа
«Программы по изобразительному искусству для 5–7 классов составлены на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ИЗО В 7 КЛАССЕ


урока

Тема урока

Количество часов

План Факт

Практическая работа

Материалы

Зрительный ряд

и дополнительное
оборудование

Домашнее

задание

1.

Изображение фигуры человека в истории искусства.



1 вариант:

Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур.

2 вариант:

Коллективное создание фризов, изображений древних шествий, характерных для древних культур
из индивидуально исполненных фигур
в едином масштабе.

Полотно обоев,
цветная бумага,

ножницы,

клей.

Гуашь или акварель, кисти, бумага.

Иллюстрации по теме, например египетские фрагменты фризовых изображений;
античные изображения фигуры человека
в росписи ваз
и в скульптуре Древней Греции;
Мирон. Дискобол; Поликлет. Дорифор.


2.

Пропорции
и строение фигуры человека.



1 вариант:

Зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека.

2 вариант:

Изображение двух контрастных фигур:
«Тяжелоатлет и гимнаст», «Могучий и ловкий», или «Силач и балерина».

Карандаш, уголь, мелки, бумага.

Учебные пособия

и таблицы, учебные рисунки фигуры человека. Изображение фигуры человека
в древнегреческой вазописи, рисунки великих мастеров Возрождения. Микеланджело «Пропорции фигуры человека».


3-4.

Лепка фигуры человека.



Лепка фигуры
человека в движении
на сюжетной основе (темы балета, цирка, спорта). Выразительность пропорций и движений.

Пластилин, стеки, проволока для каркаса.

Иллюстрации по теме, например скульптурные работы Мирона, Поликлета, Донателло, Микеланджело, Родена, В. Мухиной.

Подготовить сообщения, презентации по теме «Великие скульпторы»

5

Великие скульпторы



Урок-конференция. Сообщения учащихся, презентации (Пигмалион, Иван Мартос. В. Мухина и др.)


Иллюстрации по теме, репродукции работ великих скульпторов.


6

Изображение фигуры человека с использованием таблицы



Рисунки фигуры человека с использованием тематических таблиц

Карандаш, бумага

Таблицы: фигура человека


7 .

Набросок фигуры человека
с натуры (стоит, сидит).



Наброски с натуры одетой сидящей фигуры человека (школьника).

Карандаш, тушь, фломастер, перо, чёрная акварель, бумага.

Зарисовки и наброски фигуры человека
в европейском
и русском искусстве.


8.

Набросок фигуры человека
с натуры
(в движении).



1 вариант:
Наброски одноклассников
в разных движениях
(с атрибутами спорта, труда).

2 вариант:

Наброски 2-3 фигур школьников, объединённых темой сюжета («Дежурные», «Редколлегия»…).


Гуашь или акварель, кисти, бумага.

Цветная бумага, ножницы, клей.

Зарисовки и наброски фигуры человека
в европейском
и русском искусстве, например А. Дейнека «Бег», «Хоккеисты»;
И. Чайков «Футболисты»;
А. Самохвалов «Девушка с ядром».

Выбрать литературного героя.

9.

Понимание красоты человека в европейском
и русском искусстве (обобщение темы).



Обобщающая беседа, выставка работ учащихся.
Создание образа (фигуры) человека. Рисунок на тему:»Моя будущая профессия»

Гуашь или акварель, кисти, бумага.

Иллюстративный материал и работы учащихся по всем темам 1 четверти. Примеры произведений изобразительного искусства указанных периодов.


10.

Поэзия повседневной жизни
в искусстве разных народов.



Изображение мотивов из жизни разных народов разных эпох
в контексте традиций поэтики их искусства (зарисовки).

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме, например фрагменты древнеегипетских фризовых росписей, сюжеты древнегреческой вазописи, фрески Помпеи, персидская миниатюра, японская гравюра.
Зарисовки
Х. Бидструпа из жизни народов мира

Подобрать иллюстрации по теме.

11

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.



Сообщения учащихся.

Презентации. Знать особенности жанров бытовой и исторической картин, представителей этих жанров

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме, например сцены крестьянской жизни
в картинах П. Брейгеля, в картинах фламандских и голландских художников XVII века; А. Ватто. Общество
в парке; П. Федотов. Сватовство майора;
О. Ренуар. Качели;
Э. Дега. Балетный класс; В. Перов. Тройка. Чаепитие в Мытищах; Н. Ярошенко. Всюду жизнь; Б. Кустодиев.
В трактире.

Подобрать иллюстрации по теме.

12.

Сюжет
и содержание
в картине.



Работа
над композицией
с простым сюжетом
из своей жизни, например «Завтрак», «Мама готовит ужин», «Утро (вечер) в моём доме», «Чтение письма», «Прогулка в парке», «Поездка к бабушке»,
«Я готовлю уроки»

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме, например произведения с похожим сюжетом разных авторов:
Ян Вермеер. Служанка
с кувшином молока;
А. Пластов. Ужин трактористов;
И. Левитан. Осенний день. Сокольники;
К. Моне. Прогулка
в парке.


13.

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.



Работа
над композицией
с простым сюжетом
из своей жизни, например «Завтрак», «Мама готовит ужин», «Утро (вечер) в моём доме», «Чтение письма», «Прогулка
в парке», «Поездка к бабушке», «Я готовлю уроки»

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме, например произведения графики и живописи российских художников XXвека с ярким пластическим выражением сценок
из жизни города или села (например работы А. Кокорина,
О. Верейского,
А. Дейнеки,
Д. Жилинского,
В. Попкова и др.).

Подобрать иллюстрации по теме.

14

Жизнь людей на моей улице



Графическая
или живописная композиция «На нашей улице».

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме, например сцены крестьянской жизни
в картинах П. Брейгеля, в картинах фламандских и голландских художников XVII века; П. Федотов. Сватовство майора; В. Перов. Тройка. Чаепитие в Мытищах; Н. Ярошенко. Всюду жизнь; Б. Кустодиев. В трактире.


15

Жизнь в моём селе
в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).



Создание композиции на темы жизни людей своего села в прошлом (как вариант: картины русской жизни прошлого века, например сцены псовой охоты, крестный ход, сватовство…).

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме, например Б. Кустодиев. Серия «Российские типажи»; П. Федотов. Зарисовки жизни города; работы
А. Рябушкина, Ап. Васнецова, а также В. Перова и других передвижников; произведения местных художников.

Литературные отрывки и воспоминания о жизни в данном месте.

Подобрать иллюстрации, фотографии, вырезки
по теме праздника.

16.

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).



Обобщающая беседа, выставка работ учащихся.
Создание коллективной композиции в технике коллажа на тему праздника.

Акварель, или гуашь, кисти, вырезки
из журналов, цветная бумага, ножницы, клей, бумага.

Иллюстративный материал и работы учащихся по всем темам
2 четверти. Венецианский карнавал.
Примеры произведений
К. Сомова, А. Бенуа,
Б. Кустодиева,
М Врубеля, а также
П. Брейгеля, Ф. Гойи,
А. Ватто, О. Ренуара.

Вспомнить русские былины. Подобрать иллюстрации к былинам
в книгах.

17.

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох.



Сообщение новых знаний. Живопись монументальная и станковая. Исторический и мифологический жанры в искусстве 17 века.


Карандаш, бумага.

Иллюстрации по теме, например монументальные фрески Т. Мазаччо, А. Мантеньи, С. Боттичелли, Рафаэля; исторические и мифологические картины Д. Веласкеса, Рубенса, Н. Пуссена, исторические произведения Э. Делакруа, Ф. Гойи, Ж. –Л. Давида.

Готовят сообщения
о творчестве В.И.Сурикова

18

Историческая тема в живописи по творчеству В.И. Сурикова



Урок-аукцион знаний


Репродукции произведений художника: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка» и др.


19.

Тематическая картина
в русском искусстве
XIX века.



Сообщение новых знаний, выступления учащихся о великих русских живописцах XIX века. Развитие навыков восприятия произведений изобразительного искусства.
Русские богатыри-композиционное рисование по мотивам былин.

Карандаш, акварель, или гуашь, кисти, бумага.

Иллюстрации по теме, например К. Брюллов. Последний день Помпеи; В. Перцов. Александр Невский; Д. Шмаринов. На поле Куликовом; И. Репин. Бурлаки
на Волге; А. Иванов. Явление Христа народу; И. Крамской. Христос в пустыне; Н. Ге. Библейский цикл картин.


Выбор темы из истории нашей Родины.

20.

Процесс работы над тематической картиной.



Выбор темы из истории нашей Родины. Устная проработка этапов создания картины. Сбор зрительного материала и зарисовки необходимых деталей (из книг и альбомов): костюмов, предметной и архитектурной среды, соответствующей теме. Композиционные поисковые эскизы. Исполнение композиции.

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме. Исторические книги
и журналы.


21-22.

Библейские
темы в изобразительном искусстве.



Создание композиции на библейскую тему, например «Рождество», «Святое семейство»

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме, например
А. Рублёв. Троица;
икона «Владимирская Богоматерь»; Ф. Грек. Фрески церкви Спаса Преображения
в Новгороде; произведения древнерусской иконописи; Рафаэль. Сикстинская мадонна; Рембрандт. Святое семейство;
Н. Ге. Тайная вечеря;
Г. Доре. Гравюры
к Библии.

Выбрать историческое событие или исторического героя.

23.

Монументальная скульптура
и образ истории народа.



Создание проекта памятника, посвящённого выбранному историческому событию или историческому герою.

Пластилин, стеки.

Иллюстрации по теме, например Фальконе. Медный всадник (Санкт – Петербург);
И. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому (Москва);
А. Опекушин. Памятник А. С. Пушкину (Москва); Е. Вучетич. Воин-освободитель

в Трептов-парке (Берлин);
В. Мухина. Рабочий
и колхозница (Москва); мемориалы, посвящённые памяти героев Великой Отечественной войны.

Подобрать рисунки, фотографии лошадей, примеры из литературы
о лошади
в жизни человека.

24.

«Укрощение» коней в живописи и скульптуре. (продолжение).



Выполнение 2 – 3 рисунков лошади (голова, стоит, ест сено, летит галопом…) графическими или живописными средствами.

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме, например
М. Греков. Головы белых лошадей; А. Пластов. Купание лошадей; К. Петров-Водкин. Купание красного коня;
А. Лаптев. Рисунки лошадей; К. Коровин. Зимой; С. Ворошилов. Тройка; В. Васнецов. Три богатыря; скульптуры коней
П. Клодта (Санкт-Петербург). Презентация «Учимся рисовать лошадей».

Вспомнить события Великой Отечественной войны, подобрать иллюстрации по теме.

25

Тема Великой Отечественной войны и её сегодняшнее звучание.



Выполнение композиции на тему Великой Отечественной войны.

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме, например, А. Дейнека. Оборона Севастополя; Ю. Пименов. Военная Москва; М. Савицкий – серия «Лагерь уничтожения»;
Б. Неменский. Дыхание весны.
Города-герои.
Песни военных лет
(Б. Александров «Вставай, страна огромная!»,
Б. Окуджава «Нам нужна одна победа», лиричные песни и др.).


26.

Место и роль картины
в искусстве
XX века Современное искусство.



Обобщающая беседа, выставка работ учащихся.
Создание
эскиза плаката
на современную тему (политика, реклама…).

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме плаката и агитки. Примеры произведений современного искусства. Иллюстративный материал и работы учащихся по всем темам
3 четверти.


27-28.

Искусство иллюстрации. Слово
и изображение.



Выбрать литературное произведение и ряд интересных эпизодов из него построить эскизы будущих иллюстраций и выполнить.

Варианты:

1. Иллюстрирование сказки П. Ершова «Конёк-горбунок».

2. Иллюстрирование сказки А. С. Пушкина по выбору учащегося (например, «Сказка о царе Салтане…).

3. По выбору учителя
и учащихся.


Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме, например иллюстрации В.Фаворского,
Д. Шмаринова, Н. Куприянова, Кукрыниксов, Д. Бисти и других отечественных художников, а также Г. Доре, О. Домье.

Иллюстрации Ю. Васнецова,
Н. Пискарёва к сказке «Конёк-горбунок».


29.

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.



Обобщающая беседа. Выполнение работы
на тему «Трудовые будни» («Моя будущая профессия», «Профессии моих родителей»…)
и последующий конструктивный анализ.

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме. Примеры знакомых произведений.


30.

Зрительские умения и их значение для современного человека.



Продолжение темы: «Трудовые будни» («Моя будущая профессия», «Профессии моих родителей»…)

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка,

Иллюстрации по теме. Примеры знакомых произведений.


31.

История искусства
и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.



Обобщающая беседа, занимательная викторина. Основные художественные направления в искусстве 19-20 вв. Анализ произведений
с точки зрения принадлежности их стилю, направлению.

Карандаш, бумага.

Иллюстрации по теме. Примеры знакомых произведений.

Готовят сообщения
о творчестве великих художников (по выбору).

32.

Личность художника и мир его времени
в произведениях искусства.



Обобщающая беседа. Выступления учащихся о творчестве великих художников.

Карандаш, бумага.

Иллюстрации по теме. Примеры знакомых произведений.


33.

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.



Беседа. Посещение виртуальных музеев.

Карандаш, бумага.

Иллюстрации по теме. Подборки, посвящённые коллекциям музеев.


34

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.



Урок-викторина по творчеству великих художников


Произведения художников, презентации.