№ урока | Тема урока | Количество часов План Факт | Практическая работа | Материалы | Зрительный ряд и дополнительное оборудование | Домашнее задание |
1. | Изображение фигуры человека в истории искусства. | | | 1 вариант: Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур. 2 вариант: Коллективное создание фризов, изображений древних шествий, характерных для древних культур из индивидуально исполненных фигур в едином масштабе. | Полотно обоев, цветная бумага, ножницы, клей. Гуашь или акварель, кисти, бумага. | Иллюстрации по теме, например египетские фрагменты фризовых изображений; античные изображения фигуры человека в росписи ваз и в скульптуре Древней Греции; Мирон. Дискобол; Поликлет. Дорифор. | |
2. | Пропорции и строение фигуры человека. | | | 1 вариант: Зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека. 2 вариант: Изображение двух контрастных фигур: «Тяжелоатлет и гимнаст», «Могучий и ловкий», или «Силач и балерина». | Карандаш, уголь, мелки, бумага. | Учебные пособия и таблицы, учебные рисунки фигуры человека. Изображение фигуры человека в древнегреческой вазописи, рисунки великих мастеров Возрождения. Микеланджело «Пропорции фигуры человека». | |
3-4. | Лепка фигуры человека. | | | Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (темы балета, цирка, спорта). Выразительность пропорций и движений. | Пластилин, стеки, проволока для каркаса. | Иллюстрации по теме, например скульптурные работы Мирона, Поликлета, Донателло, Микеланджело, Родена, В. Мухиной. | Подготовить сообщения, презентации по теме «Великие скульпторы» |
5 | Великие скульпторы | | | Урок-конференция. Сообщения учащихся, презентации (Пигмалион, Иван Мартос. В. Мухина и др.) | | Иллюстрации по теме, репродукции работ великих скульпторов. | |
6 | Изображение фигуры человека с использованием таблицы | | | Рисунки фигуры человека с использованием тематических таблиц | Карандаш, бумага | Таблицы: фигура человека | |
7 . | Набросок фигуры человека с натуры (стоит, сидит). | | | Наброски с натуры одетой сидящей фигуры человека (школьника). | Карандаш, тушь, фломастер, перо, чёрная акварель, бумага. | Зарисовки и наброски фигуры человека в европейском и русском искусстве. | |
8. | Набросок фигуры человека с натуры (в движении). | | | 1 вариант: Наброски одноклассников в разных движениях (с атрибутами спорта, труда). 2 вариант: Наброски 2-3 фигур школьников, объединённых темой сюжета («Дежурные», «Редколлегия»…). | Гуашь или акварель, кисти, бумага. Цветная бумага, ножницы, клей. | Зарисовки и наброски фигуры человека в европейском и русском искусстве, например А. Дейнека «Бег», «Хоккеисты»; И. Чайков «Футболисты»; А. Самохвалов «Девушка с ядром». | Выбрать литературного героя. |
9. | Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве (обобщение темы). | | | Обобщающая беседа, выставка работ учащихся. Создание образа (фигуры) человека. Рисунок на тему:»Моя будущая профессия»
| Гуашь или акварель, кисти, бумага. | Иллюстративный материал и работы учащихся по всем темам 1 четверти. Примеры произведений изобразительного искусства указанных периодов. | |
10. | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. | | | Изображение мотивов из жизни разных народов разных эпох в контексте традиций поэтики их искусства (зарисовки). | Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага. | Иллюстрации по теме, например фрагменты древнеегипетских фризовых росписей, сюжеты древнегреческой вазописи, фрески Помпеи, персидская миниатюра, японская гравюра. Зарисовки Х. Бидструпа из жизни народов мира | Подобрать иллюстрации по теме. |
11 | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. | | | Сообщения учащихся. Презентации. Знать особенности жанров бытовой и исторической картин, представителей этих жанров | Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага. | Иллюстрации по теме, например сцены крестьянской жизни в картинах П. Брейгеля, в картинах фламандских и голландских художников XVII века; А. Ватто. Общество в парке; П. Федотов. Сватовство майора; О. Ренуар. Качели; Э. Дега. Балетный класс; В. Перов. Тройка. Чаепитие в Мытищах; Н. Ярошенко. Всюду жизнь; Б. Кустодиев. В трактире. | Подобрать иллюстрации по теме. |
12. | Сюжет и содержание в картине. | | | Работа над композицией с простым сюжетом из своей жизни, например «Завтрак», «Мама готовит ужин», «Утро (вечер) в моём доме», «Чтение письма», «Прогулка в парке», «Поездка к бабушке», «Я готовлю уроки» | Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага. | Иллюстрации по теме, например произведения с похожим сюжетом разных авторов: Ян Вермеер. Служанка с кувшином молока; А. Пластов. Ужин трактористов; И. Левитан. Осенний день. Сокольники; К. Моне. Прогулка в парке. | |
13. | Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. | | | Работа над композицией с простым сюжетом из своей жизни, например «Завтрак», «Мама готовит ужин», «Утро (вечер) в моём доме», «Чтение письма», «Прогулка в парке», «Поездка к бабушке», «Я готовлю уроки» | Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага. | Иллюстрации по теме, например произведения графики и живописи российских художников XXвека с ярким пластическим выражением сценок из жизни города или села (например работы А. Кокорина, О. Верейского, А. Дейнеки, Д. Жилинского, В. Попкова и др.). | Подобрать иллюстрации по теме. |
14 | Жизнь людей на моей улице | | | Графическая или живописная композиция «На нашей улице». | Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага. | Иллюстрации по теме, например сцены крестьянской жизни в картинах П. Брейгеля, в картинах фламандских и голландских художников XVII века; П. Федотов. Сватовство майора; В. Перов. Тройка. Чаепитие в Мытищах; Н. Ярошенко. Всюду жизнь; Б. Кустодиев. В трактире. | |
15 | Жизнь в моём селе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). | | | Создание композиции на темы жизни людей своего села в прошлом (как вариант: картины русской жизни прошлого века, например сцены псовой охоты, крестный ход, сватовство…). | Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага. | Иллюстрации по теме, например Б. Кустодиев. Серия «Российские типажи»; П. Федотов. Зарисовки жизни города; работы А. Рябушкина, Ап. Васнецова, а также В. Перова и других передвижников; произведения местных художников. Литературные отрывки и воспоминания о жизни в данном месте. | Подобрать иллюстрации, фотографии, вырезки по теме праздника. |
16. | Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре). | | | Обобщающая беседа, выставка работ учащихся. Создание коллективной композиции в технике коллажа на тему праздника. | Акварель, или гуашь, кисти, вырезки из журналов, цветная бумага, ножницы, клей, бумага. | Иллюстративный материал и работы учащихся по всем темам 2 четверти. Венецианский карнавал. Примеры произведений К. Сомова, А. Бенуа, Б. Кустодиева, М Врубеля, а также П. Брейгеля, Ф. Гойи, А. Ватто, О. Ренуара. | Вспомнить русские былины. Подобрать иллюстрации к былинам в книгах. |
17. | Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. | | | Сообщение новых знаний. Живопись монументальная и станковая. Исторический и мифологический жанры в искусстве 17 века. | Карандаш, бумага. | Иллюстрации по теме, например монументальные фрески Т. Мазаччо, А. Мантеньи, С. Боттичелли, Рафаэля; исторические и мифологические картины Д. Веласкеса, Рубенса, Н. Пуссена, исторические произведения Э. Делакруа, Ф. Гойи, Ж. –Л. Давида. | Готовят сообщения о творчестве В.И.Сурикова |
18 | Историческая тема в живописи по творчеству В.И. Сурикова | | | Урок-аукцион знаний | | Репродукции произведений художника: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка» и др. | |
19. | Тематическая картина в русском искусстве XIX века. | | | Сообщение новых знаний, выступления учащихся о великих русских живописцах XIX века. Развитие навыков восприятия произведений изобразительного искусства. Русские богатыри-композиционное рисование по мотивам былин. | Карандаш, акварель, или гуашь, кисти, бумага. | Иллюстрации по теме, например К. Брюллов. Последний день Помпеи; В. Перцов. Александр Невский; Д. Шмаринов. На поле Куликовом; И. Репин. Бурлаки на Волге; А. Иванов. Явление Христа народу; И. Крамской. Христос в пустыне; Н. Ге. Библейский цикл картин. | Выбор темы из истории нашей Родины. |
20. | Процесс работы над тематической картиной. | | | Выбор темы из истории нашей Родины. Устная проработка этапов создания картины. Сбор зрительного материала и зарисовки необходимых деталей (из книг и альбомов): костюмов, предметной и архитектурной среды, соответствующей теме. Композиционные поисковые эскизы. Исполнение композиции. | Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага. | Иллюстрации по теме. Исторические книги и журналы. | |
21-22. | Библейские темы в изобразительном искусстве. | | | Создание композиции на библейскую тему, например «Рождество», «Святое семейство» | Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага. | Иллюстрации по теме, например А. Рублёв. Троица; икона «Владимирская Богоматерь»; Ф. Грек. Фрески церкви Спаса Преображения в Новгороде; произведения древнерусской иконописи; Рафаэль. Сикстинская мадонна; Рембрандт. Святое семейство; Н. Ге. Тайная вечеря; Г. Доре. Гравюры к Библии. | Выбрать историческое событие или исторического героя. |
23. | Монументальная скульптура и образ истории народа. | | | Создание проекта памятника, посвящённого выбранному историческому событию или историческому герою. | Пластилин, стеки. | Иллюстрации по теме, например Фальконе. Медный всадник (Санкт – Петербург); И. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому (Москва); А. Опекушин. Памятник А. С. Пушкину (Москва); Е. Вучетич. Воин-освободитель в Трептов-парке (Берлин); В. Мухина. Рабочий и колхозница (Москва); мемориалы, посвящённые памяти героев Великой Отечественной войны. | Подобрать рисунки, фотографии лошадей, примеры из литературы о лошади в жизни человека. |
24. | «Укрощение» коней в живописи и скульптуре. (продолжение). | | | Выполнение 2 – 3 рисунков лошади (голова, стоит, ест сено, летит галопом…) графическими или живописными средствами. | Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага. | Иллюстрации по теме, например М. Греков. Головы белых лошадей; А. Пластов. Купание лошадей; К. Петров-Водкин. Купание красного коня; А. Лаптев. Рисунки лошадей; К. Коровин. Зимой; С. Ворошилов. Тройка; В. Васнецов. Три богатыря; скульптуры коней П. Клодта (Санкт-Петербург). Презентация «Учимся рисовать лошадей». | Вспомнить события Великой Отечественной войны, подобрать иллюстрации по теме. |
25 | Тема Великой Отечественной войны и её сегодняшнее звучание. | | | Выполнение композиции на тему Великой Отечественной войны. | Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага. | Иллюстрации по теме, например, А. Дейнека. Оборона Севастополя; Ю. Пименов. Военная Москва; М. Савицкий – серия «Лагерь уничтожения»; Б. Неменский. Дыхание весны. Города-герои. Песни военных лет (Б. Александров «Вставай, страна огромная!», Б. Окуджава «Нам нужна одна победа», лиричные песни и др.). | |
26. | Место и роль картины в искусстве XX века Современное искусство. | | | Обобщающая беседа, выставка работ учащихся. Создание эскиза плаката на современную тему (политика, реклама…). | Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага. | Иллюстрации по теме плаката и агитки. Примеры произведений современного искусства. Иллюстративный материал и работы учащихся по всем темам 3 четверти. | |
27-28. | Искусство иллюстрации. Слово и изображение. | | | Выбрать литературное произведение и ряд интересных эпизодов из него построить эскизы будущих иллюстраций и выполнить. Варианты: 1. Иллюстрирование сказки П. Ершова «Конёк-горбунок». 2. Иллюстрирование сказки А. С. Пушкина по выбору учащегося (например, «Сказка о царе Салтане…). 3. По выбору учителя и учащихся. | Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага. | Иллюстрации по теме, например иллюстрации В.Фаворского, Д. Шмаринова, Н. Куприянова, Кукрыниксов, Д. Бисти и других отечественных художников, а также Г. Доре, О. Домье. Иллюстрации Ю. Васнецова, Н. Пискарёва к сказке «Конёк-горбунок». | |
29. | Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. | | | Обобщающая беседа. Выполнение работы на тему «Трудовые будни» («Моя будущая профессия», «Профессии моих родителей»…) и последующий конструктивный анализ. | Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага. | Иллюстрации по теме. Примеры знакомых произведений. | |
30. | Зрительские умения и их значение для современного человека. | | | Продолжение темы: «Трудовые будни» («Моя будущая профессия», «Профессии моих родителей»…)
| Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, | Иллюстрации по теме. Примеры знакомых произведений. | |
31. | История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. | | | Обобщающая беседа, занимательная викторина. Основные художественные направления в искусстве 19-20 вв. Анализ произведений с точки зрения принадлежности их стилю, направлению. | Карандаш, бумага. | Иллюстрации по теме. Примеры знакомых произведений. | Готовят сообщения о творчестве великих художников (по выбору). |
32. | Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. | | | Обобщающая беседа. Выступления учащихся о творчестве великих художников. | Карандаш, бумага. | Иллюстрации по теме. Примеры знакомых произведений. | |
33. | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. | | | Беседа. Посещение виртуальных музеев. | Карандаш, бумага. | Иллюстрации по теме. Подборки, посвящённые коллекциям музеев. | |
34 | Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. | | | Урок-викторина по творчеству великих художников | | Произведения художников, презентации. | |