ТЕОЕРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Содержит материалы для теоретического изучения раздела 4. Формы организации работы по экологическому образованию в учреждении дошкольного образования, темы 4.2 «Прогулка как форма работы по ознакомлению с природой. Значение и место прогулки в повседневной жизни», в объеме, установленным учебной программой по учебной дисциплине «Методика экологического образования» профессионального компонента типового учебного плана по специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование» для реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием.
Результат изучения темы: раскрывает значение и место прогулок в ознакомлении детей с природой и экологическом воспитании детей; называет структурные компоненты прогулки; раскрывает особенности организации видов деятельности на прогулке (наблюдения за объектами природы в разных возрастных группах, трудовая и игровая деятельность по ознакомлению с природой)
Ключевые вопросы: значение прогулки в экологическом воспитании и образовании детей; структура прогулки; виды деятельности на прогулке, направленные на экологическое образование и воспитание детей.
1. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ПРОГУЛКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ. СТРУКТУРА ПРОГУЛКИ.
«Если хотите научить ребенка логически мыслить - ведите его в природу», - советовал великий русский педагог
К.Д.Ушинский
Прогулка – обязательный режимный процесс в учреждении дошкольного возраста. На прогулке решается комплекс взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:
1) Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
2) развитие познавательного интереса к миру природы;
3) формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
4) воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
5) формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
6) формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
7)формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
8)формирование навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
9) формирование нравственного и эстетического отношения к действительности;
10) оздоровление ребенка
Ежедневные прогулки широко используются для ознакомления с природой и экологического воспитания детей.
Структура прогулки:
-
Наблюдение за объектами неживой, живой природы, трудом взрослых в природе.
-
Подвижные игры и физические упражнения (2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности)
-
Индивидуальная работа с детьми.
-
Труд детей на участке.
-
Самостоятельная игровая деятельность.
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.
Прогулки могут носить характер небольших экскурсий - целевых прогулок, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдения за погодой, сезонными изменениями в жизни растений и животных. Целевые прогулки организуют со второй младшей группы.
2. ОСОБЕННОСТИ И ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ОБЪЕКТАМИ ПРИРОДЫ НА ПРОГУЛКЕ
Наблюдения заранее продумываются, они не должны быть случайными. Используют разные способы организации детей (фронтальные, групповые и индивидуальные). Фронтальная организация используется при ознакомлении с яркими сезонными изменениями детей, трудом людей в природе. Групповые - во время наблюдений за насекомыми, цветущими растениями и др.
В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в среднем возрасте -10-15 минут, в старшем возрасте - от 15 до 20 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.
Объектами наблюдений могут быть:
-
Живая природа: растения и животные на участке;
-
Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
-
Труд взрослых.
-
Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.
Наблюдения могут быть не только планируемые заранее, но и спонтанные, если природный объект появился неожиданно, и длительное его наблюдение невозможно (например: прилет редкой птицы, цветение цветка, появление съедобных грибов на клумбе и т.д.)
Например: однажды, в саду, дворник забыл метлу на клумбе. Дети с большим интересом рассмотрели её, а потом придумали рассказ "Кто оставил метлу?" ( Баба Яга оставила её и ушла в школу учиться).
Виды наблюдения:
-
Кратковременные наблюдения о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характерные движения, издаваемые звуки и т.д.
-
Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
Рассмотрим особенности наблюдений в разных возрастных группах.
У ребенка младшего дошкольного возраста наблюдательность, как качество личности развито недостаточно или отсутствует, значит, приемы наблюдения должны соответствовать возрасту. Вышли дети на прогулку и сразу увидели что-то необычное или отметили, что изменилось. Задача взрослого поддержать у детей стремление замечать изменения в природном окружении, а если что то осталось незамеченным, то привлечь внимание, не оставляя на потом.
В среднем возрасте благодаря накопленному опыту, наблюдения становятся более целенаправленными и обдуманными. Поэтому процесс наблюдения включает в себя разнообразные виды совместной деятельности детей и воспитателя, их частую смену и совмещение с игрой и творчеством. У детей 4-5 лет преобладает сказочно-игрушечные представления о животных и природе, необходимо сопоставлять её образы с реальными предметами, объектами природы, что помогает детям обрести реалистичное представление об окружающем мире.
Например: на участке средней группы растет дерево, у корней которого появилось дупло. Можно придумать историю про гномов, которые живут под корнями дерева. Дети с удовольствием рассматривали дерево, следили за деревом и его жизнедеятельностью, в разные времена года. Интересовались, почему гномы живут под этим деревом, а не под другим (Дерево старое и в нем появилось дупло, в котором легко прятаться). Рассматривали в лупу строение листьев, так как гномы любят прятаться под ними. Знакомились с соседями гномов (муравьями), которые живут около дерева.
У детей старшего дошкольного возраста появляется инициатива и самостоятельность в осуществлении наблюдений. Дети начинают более осознано понимать взаимосвязь и взаимозависимость между различными объектами и явлениями природы, их состоянием и развитием в зависимости от деятельности человека. Дети уже больше знают о природе, имеют первоначальные навыки ухода за живыми существами. На данном этапе наблюдения начинается формирование у детей обобщенные представления о временах года, о домашних животных и так далее. Для этого усложняется материал для наблюдения, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится больше думать и рассуждать.
3. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ
На прогулках организуют игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке используют следующее оборудование: ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого использую разнообразные игровые упражнения " «Найди по описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает? ", "Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Детям очень понравилось играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", "Разноцветные ленточки". Через игры они учатся определять силу и направление ветра, его контрастность.
4.ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Важно, чтобы для каждого ребенка труд был посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышал от 5 до 19 минут с перерывами. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.
Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательного момента. Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом.
Детей старшей группы следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую. Чтобы разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может предложить детям отгадать загадки или разнообразные виды музыкальной деятельности.
Формами организации труда детей являются:
Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада. В младшем возрасте они состоят из одной-двух трудовых операций, например: сбор камушков для поделок.
Позднее дети одновременно могут работать в подгруппах и выполнять разные трудовые поручения. Например, собрать песок в песочницу и полить клумбу. Требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы; показ и объяснение, последовательность этапов задания.
Коллективный труд организуется для достижения общей цели (например, собрать на участке все опавшие листья.)
Зимой организуется работа со снегом; осенью, весной и летом - в цветнике (на участке) и на огороде.
Летом рекомендуется работать с детьми не в жаркие часы (утром и вечером); обязательно чередовать виды работы. Инвентарь должен соответствовать возрасту детей.
Большую работу во время прогулки можно провести в цветнике и огороде. Дети поливают растения, подкармливают их, рыхлят землю. Эту работу планируют на утро и вечер. Для труда в огороде и цветнике детей организуют в зависимости от цели. Одни задания они могут выполнять всей группой (посадку, посев, сбор урожая), другие(подготовка земли, поливка растений, рыхление, срезка сухих листьев, сбор семян и т. п.) лучше выполнять с подгруппой детей. В старших группах возможна организация дежурств по участку весной и летом. Дети старшей и подготовительной к школе групп наблюдения на прогулках отражают в календаре природы, где зарисовывают яркие сезонные изменения в неживой природе, в жизни животных, растений, отражают труд людей. Общение с природой воспитывает у ребенка чувство прекрасного. Если взрослые научат ребенка любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простотой полей, - у ребенка разовьется чувство прекрасного. Он глубже познает окружающий мир, будет радоваться красоте.
Таким образом, правильно организованная и продуманная прогулка помогает решить задачи экологического воспитания и образования детей.
Приложение 1
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОГУЛОК
(Выписка из пособия для педагогов дошкольных учреждений)
Помимо стационарно установленного оборудования, на участок следует выносить дополнительный материал, который служит целям закрепления, уточнения, конкретизации новых знаний детей об окружающем мире, а также тренирует их наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы. Это наборы определенных видов объектов, выполненных из пластмассы, гипса или дерева.
1-й набор: сказочные персонажи, знакомые детям. В зимнее время это Дед Мороз и Снегурочка, в летнее - девочка Машенька с братиком Ванечкой и др. (высота каждой фигуры 40-60 см). Дети рассматривают их, вместе со взрослым вспоминают любимые сказки, недавние праздничные, новогодние события. Иногда в руках у Машеньки появляется корзинка. Дети замечают, начинают предполагать, куда собралась девочка. Так зарождается интересная беседа.
2-й набор: знакомые игрушки - медвежонок, лиса, заяц, волк, белка, олень. Одни сидят на задних лапах (высота 60 см), другие стоят (высота до 80 см) или лежат. Для поддержания интереса детей, развития их внимательности время от времени в оформление объектов вносятся сюрпризные моменты: зимой медвежонку надевают малахай, волку - варежки; в летнее время лисе -яркий платок. А то и румяный колобок можно посадить на нос! Зайцу можно надеть то юбку, то фартук, мишке - красную рубаху, волку - лапти и т. д.
3-й набор: знакомые детям игрушки - ворона, воробей, голубь, сорока, снегирь, синица (длина 10-15 см, высота 5-7 см). Дети самостоятельно находят их, рассматривают строение тела, показывают характерные движения, голосовые реакции птиц. Эту атрибутику расставляют по всему участку, не более 4-5 фигур одновременно. Заменять их следует через 10-12 дней, тем самым поддерживая к ним устойчивый интерес детей. Можно стационарно установить щит (40x60 см, подставка до 60 см). На него взрослый вывешивает красочно оформленную иллюстрацию знакомой сказки, время от времени заменяя другой («Три медведя», «Теремок», «Репка», «Колобок», «Снегурочка и лиса» и др.) Заметив новую иллюстрацию, дети останавливаются у щита, с интересом рассматривают ее и вместе с воспитателем могут вспомнить сюжет всей сказки.
В летнее время с целью развития наблюдательности, умения замечать изменения в одном из спокойных мест участка можно организовать «озеро», врыв в землю небольшой тазик и обложив края дерном. В яркий солнечный день возле «озера» загорают на травке куклы, плавают по «озеру» уточки. В пасмурную погоду у «озера» сидит рыбак. Такие изменения в сюжете не оставляют детей равнодушными. Выйдя на прогулку, дети спешат посмотреть, что происходит на «озере». В зимнее время среди запушенных снегом кустов с горки спускаются лыжники и саночники (соответственно одетые куклы). В течение дня здесь могут произойти изменения, например, упали набок санки. Кто из детей заметит это первым? В следующий раз на пригорке появится заяц, а из-за кустов за ним будет следить волк или лиса. Каждый раз найдется повод и для наблюдений и для развернутой беседы с детьми при виде этих сюрпризных моментов. Нужна только фантазия взрослого. Ярко украшенный участок сам по себе вызывает у детей устойчивый положительный эмоциональный настрой, желание идти на прогулку.
В зависимости от сезона вход на веранду могут украшать гирлянды из цветов, снежинок или листьев золотой осени. К перилам веранды на уровне глаз малышей можно прикреплять султанчики, ветряные мельницы (в руки этот материал давать не следует во избежание травм). По краям дорожек желательно протянуть разноцветные шнуры и ленты, снежные валы украсить орнаментом из разноцветных льдинок. Украшения служат и игровым материалом. Между деревьями на ярком шнуре могут висеть колокольчики, разноцветные погремушки. Задача ребенка пройти пригнувшись (летом проползти) так, чтобы игрушки не зазвучали. Затем нужно подняться и дотянуться до бубна, висящего рядом, и ударить по нему ладошкой. Достаточное количество игрового материала сделает прогулку более насыщенной и интересной. Ошибка практики состоит в том, что на прогулку иногда выносят игровой материал, изъятый из употребления в группе (машины без колес, куклы без париков и т. д.). На прогулке должны быть игрушки, которые хорошо поддаются санобработке (пластмасса, резина, дерево, гипс, яркие краски, которых не блекнут на воздухе). Для игр выделяются красочно оформленные куклы, одежду которых дети сами могут легко снять и постирать, кукол дети могут искупать.
ПЕРЕЧЕНЬ ИГРУШЕК, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЕТЯМ ДЛЯ ИГР
В ТЕПЛОЕ ВРЕМЯ ГОДА
Дидактические игрушки.
Сборно-разборные матрешки, пирамидки, лото.
Моторные игрушки.
Мячи и обручи трех размеров, пластмассовые шары, кегли, вожжи с бубенцами, каталки и коляски для кукол.
Технические игрушки.
Легковые, грузовые автомобили, пожарные и санитарные машины, молоковозы и фургоны, самосвалы с простейшими механизмами, пароходы, самолеты, вертолеты, ракеты. Телефон.
Сюжетно-образные игрушки и все необходимое для развертывания игр в кукольном уголке. Здесь наборы кукол разных размеров, спальня, кухня, столовая, коробка для хранения кукольного белья, коробка для хранения сезонной кукольной одежды.
Игрушки-наборы: домашние животные и птицы, лесные звери и птицы.
Строительный материал: 3-4 набора М. Агаповой «Малыш» и пластмассовые конструкторы.
Музыкальные игрушки: погремушки, колокольчики, бубны, органчики.
Наборы игрушек для игр с песком и водой.
Игрушки-забавы: озвученные волчки, народные игрушки-забавы, заводные игрушки.
Храниться весь этот материал должен в специальном блоке, построенном на участке или невдалеке от него. Играют дети младшего дошкольного возраста или индивидуально или объединившись небольшой подгруппой (2-3 человека). Поэтому игрушки необходимо размещать по всей территории участка. За столиком в тени на траве можно полистать книгу, в ажурном домике со скамейками поиграть с дидактическими игрушками. У входа на веранду стоит гараж с техническими игрушками и двигателями, рядом моторные игрушки.
На самой веранде с одной стороны - все для сюжетно-ролевых игр, там же уголок ряженья. Для свободного пользования детям предлагаются разноцветные юбки на резинке, фартучки, косыночки, веночки, сумочки, зонтики, бусы и браслеты из ракушек и желудей. Наряженные дети играют и свободно передвигаются по участку. С другой стороны веранды находятся полочки, где хранится разнообразный природный материал и все необходимое для лепки и рисования.
Песочный дворик должен располагаться под тентом. В основном это ящик на подставках с прибитыми по краям бортиками, дети имеют возможность играть стоя и свободно передвигаться вдоль него, развертывая сложные постройки с использованием строительного и природного материала. Песок периодически очищают, меняют, перемешивают, увлажняют и пополняют.
Для разнообразных игр с водой детям предлагается небольшой переносной бассейн на траве, который они сами наполняют водой. В свободное пользование детям не дают такие игрушки, как мелкая мозаика, чтобы не было травм.
Дети могут играть с понравившимися игрушками по всему участку, главное , чтобы они помнили, где что хранится и после завершения игры самостоятельно расставляли весь игровой материал по местам.
Интерес детей к зимней прогулке поддерживается продуманным подбором игрового материала. Он должен быть красочным и интересным, необходимым в игре для каждого. Это сюжетные игрушки разных размеров (медведи, зайцы, лисы, белки и пр.) и куклы в зимней одежде, а к ним - саночки, коляски, каталки, грузовые машины, мячи, сумочки, корзиночки. К концу прогулки, когда дети чувствуют усталость, можно включать на участке музыку для поддержания настроения
Литература:
1.Лучич, М.В. Детям о природе. Изд-во Просвещение», М., 1989 г. . — 143 с.
2.Теплюк, С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для педагогов дошк. учреждений.- М.: гуманит. изд. центр владос, 2001.- 160 с.
3.Точка доступа: Организация режимного момента «Прогулка» https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/04/11/organizatsiya-rezhimnogo-momenta-progulka. Дата доступа: 14.06. 2022