СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.08.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Был бы я Пушкиным"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа учеников 5-ого класса, участвовавшая в конкурсе "Территория творчества"

Просмотр содержимого документа
«Проект "Был бы я Пушкиным"»

Творческий проект «Был бы я Пушкиным…» Подготовили: Ученики 5-ого класса МБОУ «ООШ» г. Кирсанова

Творческий проект

«Был бы я Пушкиным…»

Подготовили:

Ученики 5-ого класса

МБОУ «ООШ» г. Кирсанова

Цель проекта   Познакомиться со стихотворениями русских поэтов. Узнать основы стихосложения. Научиться писать стихотворения.

Цель проекта

  • Познакомиться со стихотворениями русских поэтов.
  • Узнать основы стихосложения.
  • Научиться писать стихотворения.
Задачи проекта Описать особенности построения стихотворения. Развивать умение кратко и логично излагать свои мысли письменно и устно. Развивать умение представлять и оформлять продукт деятельности .

Задачи проекта

  • Описать особенности построения стихотворения.
  • Развивать умение кратко и логично излагать свои мысли письменно и устно.
  • Развивать умение представлять и оформлять продукт деятельности .
Обоснование выбора Для реализации данного проекта выбрана идея создания рукописной книги, так как данная форма представления позволяет более полно и широко рассказать о проделанной работе. Предполагается, что книга будет содержать в себе стихотворения собственного сочинения, разбитые на главы. В работе будут учтены предпочтения учеников в выборе тем.

Обоснование выбора

Для реализации данного проекта выбрана идея создания рукописной книги, так как данная форма представления позволяет более полно и широко рассказать о проделанной работе. Предполагается, что книга будет содержать в себе стихотворения собственного сочинения, разбитые на главы. В работе будут учтены предпочтения учеников в выборе тем.

Планируемый конечный результат Овладение основными положениями русского стихосложения. Создание книги.

Планируемый конечный результат

  • Овладение основными положениями русского стихосложения.
  • Создание книги.
Время реализации проекта    Декабрь 2015 г. – январь 2016 г.

Время реализации проекта

Декабрь 2015 г. – январь 2016 г.

 Стихотворение - Небольшое поэтическое произведение в стихах  (словарь Ожегова)

Стихотворение - Небольшое поэтическое произведение в стихах (словарь Ожегова)

Способы реализации стихотворной речи Свободный стих (верлибр). Силлабическая система стихосложения (слоговая). Силлабо-тоническая система стихосложения. (слогоударная). Тоническая система сложения (ударная). Дольник.

Способы реализации стихотворной речи

  • Свободный стих (верлибр).
  • Силлабическая система стихосложения (слоговая).
  • Силлабо-тоническая система стихосложения. (слогоударная).
  • Тоническая система сложения (ударная).
  • Дольник.
Стихотворные размеры: Двусложные размеры: Хорей. Ямб. Трехсложные размеры: Амфибрахий. Дактиль. Анапест.

Стихотворные размеры:

Двусложные размеры:

  • Хорей.
  • Ямб.

Трехсложные размеры:

  • Амфибрахий.
  • Дактиль.
  • Анапест.
Рифма Мужская. Женская.

Рифма

  • Мужская.
  • Женская.
Стилистические фигуры и тропы Эпитет. Сравнение. Олицетворение. Метафора.

Стилистические фигуры и тропы

  • Эпитет.
  • Сравнение.
  • Олицетворение.
  • Метафора.
Промежуточный этап работы:

Промежуточный этап работы:

Завершающий этап работы

Завершающий этап работы

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Свободный стих ( верлибр) Стих, не имеющий метра и рифмы и отличающийся от прозы только делением на строки. Пример:    Сяду я за стол да подумаю:    Как на свете жить одинокому?    Нет у молодца молодой жены,    Нет у молодца друга верного. (Кольцов)

Свободный стих ( верлибр)

Стих, не имеющий метра и рифмы и отличающийся от прозы только делением на строки.

Пример:

   Сяду я за стол да подумаю:

   Как на свете жить одинокому?

   Нет у молодца молодой жены,

   Нет у молодца друга верного. (Кольцов)

Силлабическая система стихосложения Система построения стиха, в основе которой лежит одинаковое количество слогов в каждой стихотворной строке . Пример: Монаху подобает в келии седети,  Во посте молитися, нищету терпети,  Искушения врагов силно побеждати  И похоти плотския труды умерщвляти …

Силлабическая система стихосложения

Система построения стиха, в основе которой лежит одинаковое количество слогов в каждой стихотворной строке .

Пример:

Монаху подобает в келии седети, Во посте молитися, нищету терпети, Искушения врагов силно побеждати И похоти плотския труды умерщвляти …

Силлабо-тоническая система стихосложения Основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов.  Пример: В небе тают облака,  И, лучистая на зное,  В искрах катится река,  Словно зеркало стальное.

Силлабо-тоническая система стихосложения

Основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов.

Пример:

В небе тают облака, И, лучистая на зное, В искрах катится река, Словно зеркало стальное.

Тоническая система стихосложения Система стихосложения, в которой ритмичность создается упорядоченностью расположения ударных слогов среди безударных. Пример: Эй!  Господа!  Любители  святотатств,  преступлений,  боен,—  а самое страшное  видели —  лицо мое,  когда  я  абсолютно спокоен?

Тоническая система стихосложения

Система стихосложения, в которой ритмичность создается упорядоченностью расположения ударных слогов среди безударных.

Пример:

Эй! Господа! Любители святотатств, преступлений, боен,— а самое страшное видели — лицо мое, когда я абсолютно спокоен?

Дольник Трёхсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки. Пример: Не знаю, что значит такое, Сто скорбью я смущен; Давно не дает покоя Мне сказка старых времен

Дольник

Трёхсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки.

Пример:

Не знаю, что значит такое,

Сто скорбью я смущен;

Давно не дает покоя

Мне сказка старых времен

Хорей Двусложная стопа с ударением на первом слоге, а в стихотворении в целом - на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д. Пример: Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано,  По лазури весело играя...

Хорей

Двусложная стопа с ударением на первом слоге, а в стихотворении в целом - на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д.

Пример:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя...

Ямб Двусложная стопа с ударением на втором слоге , а в стихотворении в целом - на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д. Пример: Вот холм лесистый, над которым часто Я сиживал недвижим - и глядел На озеро, воспоминая с грустью Иные берега, иные волны…

Ямб

Двусложная стопа с ударением на втором слоге , а в стихотворении в целом - на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д.

Пример:

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим - и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны…

Амфибрахий Трехсложная стопа с ударением на втором слоге, а в стихотворении в целом - на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д. Пример: Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц.

Амфибрахий

Трехсложная стопа с ударением на втором слоге, а в стихотворении в целом - на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д.

Пример:

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц.

Анапест Трехсложная стопа с ударением на третьем слоге, а в стихотворении в целом - на третьем, шестом, девятом, двенадцатом слоге. Пример: Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.

Анапест

Трехсложная стопа с ударением на третьем слоге, а в стихотворении в целом - на третьем, шестом, девятом, двенадцатом слоге.

Пример:

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Дактиль Трехсложная стопа с ударением на первом слоге, а в стихотворении в целом - на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом слоге. Пример: Знаю, зачем ты, ребёнок больной,  Так неотступно всё смотришь за мной,  Знаю, с чего на большие глаза  Из под ресниц наплывает слеза.

Дактиль

Трехсложная стопа с ударением на первом слоге, а в стихотворении в целом - на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом слоге.

Пример:

Знаю, зачем ты, ребёнок больной, Так неотступно всё смотришь за мной, Знаю, с чего на большие глаза Из под ресниц наплывает слеза.

Мужская рифма Это рифма с ударением на последнем слоге в строке стихотворения.  Пример: И море, и буря качали наш ч елн ; Я, сонный, был предан всей прихоти в олн .  Две беспредельности были во м не ,  И мной своевольно играли о не .

Мужская рифма

Это рифма с ударением на последнем слоге в строке стихотворения.

Пример:

И море, и буря качали наш ч елн ;

Я, сонный, был предан всей прихоти в олн .

Две беспредельности были во м не ,

И мной своевольно играли о не .

Женская рифма Это рифма с ударением на предпоследнем слоге в строке стихотворения. Пример: Тихой ночью, поздним л етом , Как на небе звезды рд еют , Как под сумрачным их св етом  Нивы дремлющие зр еют .

Женская рифма

Это рифма с ударением на предпоследнем слоге в строке стихотворения.

Пример:

Тихой ночью, поздним л етом ,

Как на небе звезды рд еют ,

Как под сумрачным их св етом

Нивы дремлющие зр еют .

Сравнение Сравнение двух предметов с целью пояснить один при помощи второго. Пример: «Глаза, как небо, голубые…»

Сравнение

Сравнение двух предметов с целью пояснить один при помощи второго.

Пример:

«Глаза, как небо, голубые…»

Олицетворение Изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых предметов. Пример: «Солнце улыбнулось мне в ответ…»

Олицетворение

Изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых предметов.

Пример:

«Солнце улыбнулось мне в ответ…»

Метафора Скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений. Пример: «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

Метафора

Скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений.

Пример:

«Ель рукавом мне тропинку завесила…»

Эпитет Художественное определение, придающее предмету эмоциональную окраску. Пример: «Добрый молодец, наливное яблочко»

Эпитет

Художественное определение, придающее предмету эмоциональную окраску.

Пример:

«Добрый молодец, наливное яблочко»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!