Творческий проект
«Был бы я Пушкиным…»
Подготовили:
Ученики 5-ого класса
МБОУ «ООШ» г. Кирсанова
Цель проекта
- Познакомиться со стихотворениями русских поэтов.
- Узнать основы стихосложения.
- Научиться писать стихотворения.
Задачи проекта
- Описать особенности построения стихотворения.
- Развивать умение кратко и логично излагать свои мысли письменно и устно.
- Развивать умение представлять и оформлять продукт деятельности .
Обоснование выбора
Для реализации данного проекта выбрана идея создания рукописной книги, так как данная форма представления позволяет более полно и широко рассказать о проделанной работе. Предполагается, что книга будет содержать в себе стихотворения собственного сочинения, разбитые на главы. В работе будут учтены предпочтения учеников в выборе тем.
Планируемый конечный результат
- Овладение основными положениями русского стихосложения.
- Создание книги.
Время реализации проекта
Декабрь 2015 г. – январь 2016 г.
Стихотворение - Небольшое поэтическое произведение в стихах (словарь Ожегова)
Способы реализации стихотворной речи
- Свободный стих (верлибр).
- Силлабическая система стихосложения (слоговая).
- Силлабо-тоническая система стихосложения. (слогоударная).
- Тоническая система сложения (ударная).
- Дольник.
Стихотворные размеры:
Двусложные размеры:
Трехсложные размеры:
- Амфибрахий.
- Дактиль.
- Анапест.
Рифма
Стилистические фигуры и тропы
- Эпитет.
- Сравнение.
- Олицетворение.
- Метафора.
Промежуточный этап работы:
Завершающий этап работы
Спасибо за внимание!
Свободный стих ( верлибр)
Стих, не имеющий метра и рифмы и отличающийся от прозы только делением на строки.
Пример:
Сяду я за стол да подумаю:
Как на свете жить одинокому?
Нет у молодца молодой жены,
Нет у молодца друга верного. (Кольцов)
Силлабическая система стихосложения
Система построения стиха, в основе которой лежит одинаковое количество слогов в каждой стихотворной строке .
Пример:
Монаху подобает в келии седети, Во посте молитися, нищету терпети, Искушения врагов силно побеждати И похоти плотския труды умерщвляти …
Силлабо-тоническая система стихосложения
Основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов.
Пример:
В небе тают облака, И, лучистая на зное, В искрах катится река, Словно зеркало стальное.
Тоническая система стихосложения
Система стихосложения, в которой ритмичность создается упорядоченностью расположения ударных слогов среди безударных.
Пример:
Эй! Господа! Любители святотатств, преступлений, боен,— а самое страшное видели — лицо мое, когда я абсолютно спокоен?
Дольник
Трёхсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки.
Пример:
Не знаю, что значит такое,
Сто скорбью я смущен;
Давно не дает покоя
Мне сказка старых времен
Хорей
Двусложная стопа с ударением на первом слоге, а в стихотворении в целом - на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д.
Пример:
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя...
Ямб
Двусложная стопа с ударением на втором слоге , а в стихотворении в целом - на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д.
Пример:
Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим - и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны…
Амфибрахий
Трехсложная стопа с ударением на втором слоге, а в стихотворении в целом - на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д.
Пример:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
Анапест
Трехсложная стопа с ударением на третьем слоге, а в стихотворении в целом - на третьем, шестом, девятом, двенадцатом слоге.
Пример:
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Дактиль
Трехсложная стопа с ударением на первом слоге, а в стихотворении в целом - на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом слоге.
Пример:
Знаю, зачем ты, ребёнок больной, Так неотступно всё смотришь за мной, Знаю, с чего на большие глаза Из под ресниц наплывает слеза.
Мужская рифма
Это рифма с ударением на последнем слоге в строке стихотворения.
Пример:
И море, и буря качали наш ч елн ;
Я, сонный, был предан всей прихоти в олн .
Две беспредельности были во м не ,
И мной своевольно играли о не .
Женская рифма
Это рифма с ударением на предпоследнем слоге в строке стихотворения.
Пример:
Тихой ночью, поздним л етом ,
Как на небе звезды рд еют ,
Как под сумрачным их св етом
Нивы дремлющие зр еют .
Сравнение
Сравнение двух предметов с целью пояснить один при помощи второго.
Пример:
«Глаза, как небо, голубые…»
Олицетворение
Изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых предметов.
Пример:
«Солнце улыбнулось мне в ответ…»
Метафора
Скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений.
Пример:
«Ель рукавом мне тропинку завесила…»
Эпитет
Художественное определение, придающее предмету эмоциональную окраску.
Пример:
«Добрый молодец, наливное яблочко»