СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Диагностическое тестирование"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Диагностическое тестирование"»


Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Республики Татарстан»




Проектная работа на тему:

«Разработка контрольно-диагностических материалов

по учебному предмету «Биология»




Выполнила:

Слушатель курсов повышения квалификации учителей:

Должность: директор

Место работы: МБОУ

«Владимировская ООШ»

Мамадышского муниципального района Республики Татарстан



Проектная работа допущена к защите

Руководитель проектной работы:

____________________________________




Казань - 2016

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3

План мероприятий по реализации проекта………………………………………...5

Алгоритм разработки контрольно-диагностического материала по разделам учебного предмета «Биология» 8 класс……………………….…………………...8

Ожидаемые результаты……………………………………………………………..9

Критерии эффективности проекта…………………………….…………………..10

Литература………………………………………….………………………………11

Приложения………………………………………………………………………...12

Введение

Отличием нового ФГОС от стандарта первого поколения является то, что новый стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

-личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированности их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

-метапредметным, включающим освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

- предметным,  включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Внедрение ФГОС ООО – важнейшая задача нынешней школы. Цель сегодня - переход на новые образовательные стандарты, изменение инфраструктуры школьной сети, сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие учительского потенциала и системы поддержки талантливых детей.

Результат образования - это не просто знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.

Для решения новых задач, стоящих перед учителями, необходимо разработать новый подход к обучению. Использование новых технологий влечет за собой необходимость разработки новых критериев оценки, и, как следствие, разработку нового контрольно-диагностического материала.

В связи с реализацией ФГОС ООО необходимо уже сейчас осуществлять мониторинг сформированности планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов, используя контрольно-диагностические материалы. Для этого необходимо изучить основные подходы к системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с ФГОС ООО; освоить технологию разработки учебно-познавательных и учебно-практических задач; разработать комплект контрольно-диагностических материалов.

Разработка контрольно-диагностического материала по разделам биологии 8 класса является особенно актуальной сейчас, когда осуществляется переход учащихся среднего звена на обучение по новым стандартам и ощущается недостача диагностических материалов нового поколения.

Актуальность данного проекта обусловлена необходимостью создания системы оценки достижения планируемых результатов основной образовательной программы общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы.

Цель проекта: разработать комплект контрольно-диагностического материала для оценки планируемых результатов по разделам учебного предмета «Биология» в 8 классе, в условиях внедрения ФГОС.

Задачи проекта:

1.Ознакомиться со структурой ФГОС общего образования, с требованиями ФГОС к реализации предметной области «Биология», содержанием тем учебного курса Биологии в 8 классе.

2.Разработать контрольно-диагностический материал по разделам учебника.

3.Апробировать материалы на уроках биологии в 8 классе.

4. Внедрить в практику преподавания в 8 классах в условиях внедрения ФГОС.

5.Повысить качество обучения.

Целевая группа проекта: проект направлен на учащихся 8 классов и учителей биологии.

Участники проекта: учителя биологии.

Срок реализации проекта: 2016-2017 учебный год.

Место реализации проекта: основные общеобразовательные учреждения РТ.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный: изучение материала, подбор ресурсов, создание рабочей группы;

2. Основной: использование в практической деятельности контрольно-диагностических материалов в условиях внедрения ФГОС;

3. Заключительный: составление отчетов по выявлению эффективности внедрения контрольно-измерительных материалов в курс биологии 8 класса, обсуждение на методических объединениях школ и района, проведение экспертизы успеваемости обучающихся 8 класса.

План мероприятий по реализации проекта:

1. Сформировать творческую группу учителей биологии для разработки контрольно-диагностических материалов.

2. Провести организационное собрание.

3. Разработать и утвердить график работы творческой группы учителей.

4. Создать страницу (раздел) на сайте школы.

5. Составить список литературы и источников в рамках проекта.

6. Приобрести необходимую литературу, составить рабочую программу по биологии за 8 класс, учебник, рабочие тетради, методические разработки к урокам.

7.Обучение на курсах повышения квалификации по теме проекта, участие в мастер-классах, тренингах.

8. Определить принципы структурирования диагностических материалов.

9.Определение форм и методов диагностики (анкеты, тесты, наблюдения).

10.Определение содержания диагностического материала.

11.Обсуждение и утверждение структуры содержания контрольно-диагностического материала.

Диагностика качества обучения школьников по биологии является необходимым элементом в процессе обучения биологии. Текущая проверка позволяет учителю постоянно иметь информацию о ходе усвоения знаний учащимися и в соответствии с этим корректировать организацию учебного процесса. Как результат изучения предмета ЕГЭ поможет учителю глубоко проанализировать результаты своей работы и принять меры к выбору учебно-методических комплектов, методов, средств и форм обучения с целью устранения имеющихся недостатков. Вот почему подготовку к ЕГЭ учитель и ученик должны начинать вместе с момента начала изучения биологии. Форма проведения ГИА, ЕГЭ по биологии – тестирование. Тест – это специфический инструмент, состоящий из разных заданий или вопросов, проводимый в стандартных условиях и позволяющий выявить уровень образовательных достижений учащихся, уровень усвоения содержания учебной дисциплины, владения видами деятельности. Однако, это вовсе не означает, что основной формой проверки знаний и умений учащихся должно стать тестирование. Следует помнить, что в ГИА и ЕГЭ и подготовка к ним – не самоцель учителя и учащегося, который выберет такую форму контроля своих образовательных достижений по окончании школы. Тест – это одна из форм проверки. На уроке биологии контроль знаний и умений может быть обеспечен в ходе устной, письменной, графической и практической проверок с использованием традиционных вопросов и заданий. В ходе устного ответа на традиционные вопросы и задания учащимся предоставляется полная свобода без каких – либо ограничений и подсказок. Ответы могут быть произвольными по форме, развернутыми или даже состоять из одного слова. Такие задания позволяют контролировать любые дидактические цели: знание и понимание материала, применение его в сходных и новых условиях, умение анализировать и оценивать текст и т.д. с помощью традиционных заданий можно выявить отношение ученика к изучаемому материалу, выяснить глубину его понимания, системность, систематичность, прочность полученных знаний. Вот почему эти задания должны обязательно применяться для оценки образовательных достижений учащихся в любом классе, особенно в основной школе. Главный недостаток традиционных заданий состоит в том, что ответы на них не равнозначны, произвольны. Таким образом, в тестировании главным является ответ-эталон, который совмещает в себе воспроизведение знаний с их осмыслением, пониманием, повторением и запоминанием. Диагностика тестирования учитывает различные уровни усвоения материала учащимися, которые отрабатываются на различных формах и этапах урока. Кроме того, познавательная активность школьников носит индивидуальный характер и может проявляться в виде репродуктивного, продуктивного и творческого уровня деятельности. В структуре единого государственного экзамена уровням усвоения знаний и умений учащихся – репродуктивному, продуктивному и творческому – соответствуют базовый, повышенный и высокий уровни сложности. Репродуктивный уровень начинает процесс формирования познавательного интереса с использованием иллюстративных, объяснительных, объяснительно-иллюстративных методов обучения. С помощью рисунков, таблиц, схем на уроках формируются умения отбирать материал, пересказывать его, заучивать определения понятий наизусть, составлять план, вести конспект, наблюдать, измерять, проводить опыты, решать типовые задачи и т.п.



Алгоритм разработки контрольно-диагностического материала по разделам учебного предмета «Биология» 8 класса (учебник Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев)

Разделы:

  1. Происхождение человека

  2. Строение и функции организма 

  3. Индивидуальное развитие организма

Характеристика структуры и содержания работы: общее число заданий в работе; сколько частей и сколько заданий и на какие темы делать основной упор?

Например, диагностическая работа разделяется на 3 части:

Первая: тестовая, включает 12 заданий по биологии с выбором одного верного ответа из четырех.

Вторая: включает 3 задания повышенного уровня:

1 – с выбором нескольких верных ответов из шести;

1 – на соответствие между биологическими объектами, процессами и явлениями;

1 – на определение последовательности явлений и процессов.

Третья: включает 1 задание со свободным развернутым ответом.

Работа проверяет понимание учащимися ряда методов биологической науки, умение осуществлять типичные для предмета виды познавательной деятельности (анализ различных источников информации, практическую работу) и общие логические операции. В работе использованы задания разных типов и уровня сложности.

Оценивание результатов. Верное выполнение каждого задания базового и повышенного уровней части 1 (А) оценивается одним баллом. Задания части 2 (В) оцениваются от нуля до двух баллов в зависимости от правильности ответа, задание части 3 (С) от нуля до трех баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.

Проверяемые элементы содержания: в работе проверяются знание, понимание методов познания дивой природы (наблюдение, описание, измерение, эксперимент), строения клетки, организма как единого целого и т.д.

Задания выстраиваются от простого узнавания алгоритма или использования способа деятельности в типовых учебных задачах к более сложным, требующим комбинирования и импровизации.

Время выполнения – 45 минут.

Рекомендации по подготовке к тестированию: готовиться по учебникам, рекомендованным и допущенным Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Перечень учебников размещен на сайте Министерства образования и науки РФ (www.edu.ru) в разделе «Документы министерства».

В диагностической работе проверяются следующие умения:

- знать строение и признаки биологических объектов, сущность биологических процессов и явлений;

- знать биологическую терминологию, символику, методы изучения живой природы и биологические приборы (оборудование);

- сравнивать биологические объекты: клетки, ткани, органы, системы органов, организмы – и делать выводы на основе сравнения;

- классифицировать (определять принадлежность) клетки, ткани, органы, системы органов.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

Контрольно-диагностические материалы, составленные в рамках данного проекта, помогут выявить учителю информацию о ходе усвоения знаний учащимися, корректировать организацию учебного процесса, глубоко проанализировать результаты своей работы и принять меры к выбору учебно-методических комплектов, методов, средств и форм обучения с целью устранения имеющихся недостатков. Также использование этих материалов на уроках позволит повысить уровень компетентности учащихся, стать хорошей помощью при самоподготовке и подготовке к аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ в старших классах.

Критерии эффективности проекта.

Основными показателями эффективности применения методов диагностики являются:

- обученность учащихся (объем и глубина знаний, умение их самостоятельно использовать в своей практической деятельности);

- сформированность основных приемов мышления (анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение и т.д.;

- владение способами творческой деятельности, метапредметного мышления, умениями самостоятельного добывания знаний.





















Литература:

1. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Биология 5-9 классы. Москва. Просвещение. 2011 год.

2.Биология. Человек. 8 класс». Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. Учебник для общеобразовательных учреждений, рекомендован Министерством образования РФ. М.: Дрофа, 2013.

3. Контрольно-измерительные материалы. Биология. 8 класс (М.: ВАКО)

4. CD – диск: «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. 8 класс».

5. Интернет – ресурсы:

- Справочный информационный портал: http://www. gramota. ru;

- Словари: http://slova. ndo. ru;

- Российский культурный портал: http://www. slovo. zovu. ru;

- Образовательный портал (учебные пособия)

http://www. language. edu. ru;

- Поисковик электронных книг: ebdb. ru;

- Электронная библиотека: etextlib. ru;

- Электронная библиотека: royallib. Com.

6. Перечень учебников размещен на сайте Министерства образования и науки РФ (www.edu.ru) в разделе «Документы министерства».


Приложение

Тест по разделу «Происхождение человека» по биологии 8 класс.

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ А. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

А1. К какому классу относится человек?

а) приматов

б) хордовых

в) млекопитающих

г) позвоночных.

А2. Самыми древними предками человека являются…

а) кроманьонцы

б) неандертальцы

в) питекантропы

г) австралопитеки.

А3. К видовым признакам человека относится…

а) 46 хромосом б)

живорождение

в) дифференцированность зубов

г) наличие млечных желез

А4. Объем головного мозга до 500-600 см 3.Высокие надбровья и отсутствие подбородочного выступа. Не владели речью. Жили группами, самки заботились о детях, самцы добывали пищу. Кто подходит под это описание?

а) неандертальцы

б) питекантропы

в) австралопитеки

г) кроманьонцы.

А5. Человек относится к классу млекопитающих, потому что у него…

а) пальцы имеют ногтевые пластинки

б) головной мозг имеет 5 отделов

в) сформирован внутренний скелет, основой которого является позвоночник

г) есть диафрагма и млечные железы

А6. Признаком типа хордовых является…

а) легочное дыхание

б) формирование нервной трубки над хордой

в) замкнутая кровеносная система

г) наличие диафрагмы

А7. Для представителей класса млекопитающих характерно…

а) закладка хорды на ранних стадиях эмбрионального развития

б) замкнутая кровеносная система

в) наличие диафрагмы, отделяющей грудную полость от брюшной

г) плоские ногти на пальцах

А8. Подбородочный выступ получил некоторое развитие. Левая часть мозга была несколько больше, чем правая, то есть появилась асимметрия мозга. Были искусными каменотесами. Умело использовали огонь. Занимались охотой и собирательством. Пользовались одеждой, которую изготавливали из звериных шкур. Кто подходит под это описание?

а) питекантропы

б) неандертальцы

в) австралопитеки

г) кроманьонцы

А9. Сколько видов человека существует на Земле в настоящее время?

а) 1

б) 2

в) 3

г) 4

А10. Какие признаки не передаются от предков к потомству?

а) цвет кожи

б) условные рефлексы

в) инстинкты

г) форма и цвет глаз

А11. Под буквой «В» на рисунке располагается…

а) трахея

б) печень

г) диафрагма

д) желудок

А12. Что из перечисленного относится к атавизмам человека?

а) третье веко

б) наличие хвоста

в) ушная раковина с дарвиновским бугорком

г) способность шевелить ушами

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ В.

В1. Выберите несколько верных ответов из предложенных.

Какой из перечисленных признаков проявляется у человека как атавизм?

А) удлиненный хвостовой отдел;

Б) расчлененность тела на отделы;

В) наличие более двух сосков;

Г) пятипалый тип конечности;

Д) излишняя волосатость.

В2. Сопоставьте понятие и определение.

А) гигиена

Б) анатомия

В) физиология

Г) психология

1) наука, изучающая строение организма, его органов, тканей, клеток.

2) наука, изучающая функции целостного организма, отдельных систем, органов и клеток.

3) наука, изучающая о влиянии условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывает мероприятия по профилактике заболеваний. 

4) наука, изучающая душевную жизнь человека

В3. Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Homo sapiens:

А) класс млекопитающие;

Б) тип хордовые;

В) вид Homo sapiens;

Г) отряд приматы;

Д) подкласс плацентарные;

Е) семейство гоминид

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ С.

Дайте развернутый ответ на вопрос.

Какие известны доказательства происхождения человека от животных?

Биологическую теорию происхождения человека разработал Ч. Дарвин в книгах "Происхождение человека и половой отбор",'О выражении эмоций у человека и животных" (1871-1872) он приходит к выводу, что человек - неотъемлемая часть живой природы и что его возникновение не исключение из общих закономерностей развития органического мира. Распространив на человека основные положения эволюционной теории, Ч. Дарвин проблему происхождения человека ввел в русло естественнонаучных исследований. Прежде всего он доказал происхождение человека "от нижестоящей животной формы". Тем самым человек был включен в общую цепь эволюционных изменений живой природы, протекавших на Земле в течение сотен миллионов лет. На основании сравнительно-анатомических, эмбриологических данных, указывающих на огромное сходство человека и человекообразных обезьян, он обосновал идею их родства, а следовательно, и общности их происхождения от древнего исходного предка.

Доказательства происхождения человека от животных:

1. Сравнительно-анатомические:

Человек имеет все признаки класса млекопитающих и относится к этому классу, сходное строение всех систем органов. Скелет состоит из тех же отделов, что и у других млекопитающих. Полость тела разделена диафрагмой на брюшной и грудной отделы. Нервная система трубчатого типа. В среднем ухе расположены три слуховые косточки (молоточек, наковальня, стремечко), имеются ушные раковины и связанные с ними ушные мышцы. В коже человека, как и других млекопитающих, имеются млечные, сальные и потовые железы. Кровеносная система замкнута, есть четырехкамерное сердце. Подтверждением животного происхождения человека служит наличие у него рудиментов и атавизмов.

Наличие у человека рудиментов (развитых у млекопитающих, но атрофированных у человека органов) : копчика, аппендикса, остатка третьего века (всего около 90 рудиментов) — доказательство родства человека с животными. Случаи рождения детей с признаками млекопитающих животных — атавизмы (возврат к предкам) : с густым волосяным покровом тела, с большим числом сосков, с удлиненным хвостовым отделом позвоночника — доказательство происхождения человека от животных.

2. Эмбриологические:

В эмбриогенезе человека наблюдаются основные стадии развития, характерные для позвоночных животных: развитие начинается с одной оплодотворенной клетки, (дробление, бластула, гаструла и т.д.) На ранних стадиях эмбрионального развития у зародыша человека появляются признаки, характерные для низших позвоночных: хорда, жаберные щели в полости глотки, полая нервная трубка, двусторонняя симметрия в строении тела, гладкая поверхность головного мозга. Дальнейшее развитие зародыша проявляет черты, характерные для млекопитающих: несколько пар сосков, наличие волос на поверхности тела, как у всех млекопитающих (кроме однопроходных и сумчатых), развитие детеныша внутри тела матери и питание плода через плаценту.

3.Физиолого-биохимические:

Сходство строения, жизнедеятельности, поведения человека и человекообразных обезьян. Выражение обезьянами чувства радости, гнева, печали, забота о детенышах, хорошая память, развитая высшая нервная деятельность, использование предметов как орудий труда, сходные с человеком болезни.

У человека и человекообразных обезьян очень близка структура гемоглобина и других белков организма. Наблюдается сходство в группах крови. Кровь карликового шимпанзе (бонобо) соответствующей группы можно переливать и человеку. Имеется у человека и антиген резус-фактор крови (впервые он был выявлен у макаки резус). Человекообразные обезьяны близки к человеку по продолжительности беременности, срокам полового созревания.

4.Палеонтологические:

Находки ископаемых остатков предков человека, сходство их строения с современным человеком и человекообразными обезьянами — свидетельство их родства, а также развития предков человека и современных человекообразных обезьян по разным направлениям: по пути все большего формирования человеческих черт у предков человека и узкой специализации человекообразных обезьян к жизни в определенных условиях, к определенному образу жизни. Найдены многочисленные ископаемые остатки (отдельные кости, зубы, фрагменты скелета, орудия и др.), позволяющие составить эволюционный ряд предковых форм современного человека и объяснить основные направления их эволюции.

5.Молекулярно-генетические:

У всех человекообразных обезьян диплоидное число хромосом 2 n = 48. У человека 2 n = 46 (установлено, что хромосома 2 у человека образована слиянием двух хромосом, гомологичных таковым у шимпанзе). Имеется высокая степень гомологии по первичной структуре генов (более 90% генов человека и шимпанзе сходны между собой).

Нормы оценивания знаний и умений учащихся:

Оценка «5» (очень хорошо) ставится ученику, чей ответ в полной мере соответствует требованиям программы обучения.

• Учащийся знает и правильно понимает изучаемый и ранее изученный программный материал, излагаемые положения подтверждает убедительными примерами, правильно истолковывает конкретные факты, делает правильные выводы и обобщения по ним; понимает фактическое значение усвоенных научных положений и выводов;

Оценка «4» (хорошо) ставится ученику, чей ответ в основном соответствует требованиям программы обучения, но недостаточно полный или имеются мелкие ошибки, если ответ в основном соответствует тем же требованиям, которые установлены для оценки «5», но в ответе прослеживается один из следующих недочётов:

• ученик допускает одну – две неточности в изложенном материале или истолковании фактов;

• затрудняется в некоторых выводах, недостаточно полно обобщает результаты выполненной работы.

Оценка «3» (удовлетворительно) ставится ученику, чей ответ, в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Учащийся обнаруживает  знание и понимание основного программного материала, но его ответ страдает одним из следующих недостатков:

• материал излагается схематично, опуская отдельные существенные подробности и допуская неточности в определениях;

• затрудняется в выводах, обобщениях и истолковании фактов;

• правильно излагает теоретический материал, но затрудняется в подтверждении излагаемых положений конкретными фактами;

Оценка «2» (недостаточно) ставится ученику, чей ответ частично соответствует
требованиям программы обучения. Имеются существенные недостатки и ошибки.

Учащийся:

• обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изучаемого материала;

• не может истолковывать конкретные факты и не понимает практического значения излагаемого;

• не может самостоятельно и последовательно ответить на вопрос;

• При оценивании биологического теста допускается следующая шкала оценивания:

90 – 100% правильно выполненной работы – оценка «5»

70 – 89% правильно выполненной работы – оценка «4»

45 – 69% правильно выполненной работы – оценка «3»

20 – 44% правильно выполненной работы – оценка «2»

19




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!