Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области «Головинщинская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»
ГКОУ «Головинщинская школа- интернат»
ПРОЕКТ
по чтению
«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
2 класс.
Учитель высшей категории
Мандрыгина Светлана Николаевна
с. Головинщино
2017 год
Тема проекта: «В гостях у сказки»
Вид проекта: образовательно- игровой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц).
Образовательная область: чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, художественное творчество.
Участники проекта :обучающиеся 2 класса коррекционной школы 8 вида.
Основное направление проекта: создание условий для успешной социализации детей через использование народной сказки.
Цель: познакомиться со сказками разных народов, прививать любовь и интерес к народному творчеству, развивать представления о мире, в котором они живут, об отношениях между людьми; обогащать словарный состав.
Задачи:
-формировать знания о народных сказках;
-воспитывать интерес к народному творчеству;
-прививать любовь к книге.
Гипотеза: ответить на вопрос чему учит сказка.
Методы исследования:
1.Чтение и изучение художественной литературы.
2.Просмотр мультфильмов и сказок.
3.Рисование картинки к понравившейся сказке.
4.Оформление выставки рисунков «В гостях у сказки».
5.Открытое внеклассное занятие «В гостях у сказки».
6.Оформление выставки книг «Любимые сказки».
Актуальность проекта:
Народная сказка – это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.
Сказка для ребенка – это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности.
Оборудование для защиты:
Выставка книг «Мои любимые сказки», выставка рисунков «В гостях у сказки», видеофильм «Что такое сказка?»,картинки со сказочными персонажами, картинки из русских народных сказок, пословица «Сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок..».
Защита проекта.
Учитель:
Ребята! Начинаем защиту нашего проекта «В гостях у сказки».. Поднимите руки: кто из вас любит сказки? Да, все мы любим сказки. Они играют немалую роль в нашей жизни. С самых ранних лет вы начали знакомиться со сказками и продолжаете это делать сейчас. Когда вы были совсем маленькими. ваши мамы, бабушки рассказывали вам сказки про румяного колобка, про курочку Рябу, про репку. Вы чуть-чуть подросли, и вот уже ваши лучшие друзья-герои «Мойдодыра», «Доктора Айболита» из сказок К.И.Чуковского. А потом вы сами стали читать сказки. Конечно, вы знаете сказки. А как хорошо вы их знаете –мы сейчас и проверим. Я загадаю вам загадки о сказочных героях. К правильному ответу надо подобрать сказочный персонаж – картинки с ними лежат у меня на столе.
1. Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)
2. Друг за друга по цепочке
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)
3. Человек немолодой
С преогромной бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это? (Карабас)
4. Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)
5. В шляпе синенькой мальчишка
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его … (Незнайка)
6. В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)
- А теперь я буду показывать картинки со сказочным персонажем, а вы должны угадать его и назвать.
Учитель: Молодцы, вы хорошо знаете сказочных героев.
Когда-то давно сказки только рассказывали вслух, их никто не записывал. Самым первым творцом их во все времена был народ. Сначала, конечно, ее придумал один человек, рассказал кому-то другому, например своему сыну или дочери, а те, когда выросли, рассказали своим детям и т.д. Когда появилась такая сказка, точно нельзя сказать, но все же это время она жила в народе и рассказывалась устно. Такие сказки называются народными. (показать познавательное видео для детей «Что такое сказка?»)
- Мы с вами изучали русские народные сказки как «Умей обождать» и другие. Сейчас послушаем русскую народную сказку «Лиса и волк» и узнаем чему учит нас эта сказка . (читает ученик).
- Сейчас нам прочитает другой ученик ещё одну русскую народную сказку «Гуси и лиса»,а также посмотрим работу – рисунок к сказке (читает сказку и дает ей характеристику).
-Ребята, давайте немного отдохнем и сделаем физминутку вместе со сказочным персонажем Буратино.(идет физминутка)
-Скажите , сказки каких народов вы ещё прочитали ?
(литовскую, казахскую, мордовскую, якутскую)
-Ребята, послушаем литовские сказки и узнаем кто в них выглядит умным, а кто глупым.
Итак, читает сказку «Волк и баран» Абрамов Данила, а также защищает свою работу, выполненную к данной сказке.
-Ещё одну литовскую сказку «Рак и ворона» нам представит Хлобустов Николай.
(ученик читает и защищает свою работу к сказке)
-А сейчас послушаем мордовскую сказку. Её представит нам Матвеева Дарья. Вы внимательно послушайте и вспомните как она называется, чему учит нас эта сказка.
(ученица читает мордовскую сказку «Благодарный медведь»).
-Сейчас послушаем отрывки из трех сказок, которые прочитают ваши одноклассники.
Вы должны узнать и сказать названия этих сказок, перечислить главных героев и ответить на самый главный вопрос: чему учат эти сказки? (идет работа над произведениями).
Подведение итогов. Заключительная часть.
Учитель:
-Ребята, давайте сделаем вывод. Для чего нужно читать сказки? Чему они нас учат?
(ответы учеников)
Учитель:
- А теперь давайте прочитаем пословицу на доске «Сказка ложь – да в ней намек»Как вы понимаете эти слова? (ответы учеников. Если учащиеся затруднились, учитель помогает при помощи наводящих вопросов дать ответы.)
Учитель:
- Молодцы, что вы высказываете свое мнение .
Итак, рассказывая и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Детские сказки –необходимый элемент воспитания, они доступным языком рассказывают нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций.
Используемая литература:
1.Литературная викторина «Путешествие по сказкам».
indigo-mir.ru›…viktorina-puteshestvie-po-skazkam
2.Познавательное видео для детей «Что такое сказка?»
http://www.youtube.com/watch?v=B464QNcZ07I.
3. Пословица"Сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок..."
bolshoyvopros.ru›…skazka--lozh-da-v-nej-namek…na…