СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по теме "Газированные напитки -польза или вред"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект выполнен ученицей 6 класса и содержит информацию, которая будет полезна как учителям, а так же учащимся и их родителям.

Просмотр содержимого документа
«Проект по теме "Газированные напитки -польза или вред"»

қарағанды қаласы әкімдігінің

«қарағанды қаласының білім бөлімі»

мемлекеттік мекемесінің

«№32 жалпы білім беретін орта мектебi»

коммуналдық мемлекеттік мекемесі





«Газированные напитки: польза или вред»

Секция валеология


Исполнитель проекта:

Федорова Анастасия

ученица 6 «А» класс

КГУ СОШ № 32, г. Караганда.

Руководитель: Федорова Наталья Владимировна

учитель химии и биологии, КУГ СОШ № 32.




г. Караганда -2015 год.

Аннотация

Данная работа основана на исследованиях проводимых в течении длительного периода времени. Актуальность темы исследования связана с тем, что дети представляют собой отдельную категорию населения, которая подвергается влиянию рекламы, сообщающей о том, что употреблять газированные напитки модно. Подрастающее поколение уверено, что за счет употребления «модного» напитка и «модной еды» можно быстрее найти общий язык со сверстниками. И кажется, что они совсем не вредные, хотя и пользы, наверное, от них нет.























Оглавление

стр.

  1. Введение 1-3

  2. Основная часть. 3

  1. Социологический опрос. 3-4

  2. Изучение методической литературы. 4

    1. Историческая справка. 4

    2. Популярность газированных напитков. 4-5

    3. Полезны ли газированные напитки? 5

    4. Состав газированных напитков и влияние на организм. 5-7

  3. Экспериментальная часть. 7-9

  4. Заключительная часть. 9

  5. Выводы. 9-10

  6. Литература.

  7. Приложения.
















Введение

Человек – существо странное. Сначала он вопреки здравому смыслу

разрушает собственное здоровье, а затем, прилагая неимоверные усилия,

стремится его поправить.«Человек есть то, что он ест». Г.Гейне

Почему меня заинтересовала тема о вреде газированных напитков? Потому что, я и мои друзья частенько покупаем газированные напитки в магазинах, чтобы быстренько утолить жажду. Летом мы, с родителями гуляя в парке обратили внимание на то, что действительно все «лакомства» детей: чипсы, газированная вода, кириешки, продукты быстрого приготовления, которые как говорят мне родители очень вредны для организма человека. Но ведь как приятно в жаркий день выпить газировки!  Странно, но иногда возникает ощущение, что  газированные напитки не утоляют жажду, во рту после них остаётся неприятный приторный вкус, который хочется смыть новой порцией напитка. Выходит, что газированные напитки предназначены не для утоления жажды, а для её возбуждения? Сейчас столько много говорят о вреде самых разных продуктов, что может возникнуть вопрос – а безопасно ли пить газированный напиток? Это и обусловило наш интерес к теме.

Объект исследования –газированные напитки.

Предмет исследования – компоненты, входящие в состав этих напитков.

Актуальность темы исследования связана с тем, что дети представляют собой отдельную категорию населения, которая подвергается влиянию рекламы, сообщающей о том, что употреблять газированные напитки модно. Подрастающее поколение уверено, что за счет употребления «модного» напитка и «модной еды» можно быстрее найти общий язык со сверстниками. И кажется, что они совсем не вредные, хотя и пользы, наверное, от них нет.

Гипотеза: у меня возникает предположение, eсли питание – источник здоровья, то всякое невнимание к еде есть недопонимание. Да и все ли продукты, употребляемые в пищу являются здоровыми и полезными.
Цель исследования: доказать:

  1. Газированные напитки приносят вред нашему организму.

  2. Что питание школьников должно быть полноценным и правильным.

  3. Определить , насколько полезны или вредны данные продукты  для человеческого организма

Задачи:

  1. Узнать о продуктах питания, выяснить их значения для детей.

  2. Исследовать путем эксперимента чипсы и газированные напитки и объяснить их действие на организм детей.

  3. Определить, какие продукты вредят нашему здоровью, а какие помогают .

  4. Изучить состав напитков «Спрайт», «Фанта», «Кока – кола» и их влияние на организм человека.

  5. Провести эксперимент по выявлению вредных веществ в продуктах: газированные напитки чипсы.

  6. Познакомить одноклассников с отрицательными воздействиями чипсов, газированной воды на организм детей.

Методы работы:

  1. работа с литературой и интернет-ресурсами, сбор материалов по теме;

  2. наблюдение и эксперимент с домашними животными;

  3. встреча и консультация с медицинским работником;

  4. анкетирование школьников;

  5. сопоставление результатов исследований;

Место исследования: дом, школа.

Продолжительность исследования: краткосрочный проект (3 недели).

Прогнозирование положительных результатов:

изучая эту тему, я хочу одноклассникам и знакомым, а так же всем учащимся города рассказать о полезных и вредных продуктах, доказать, что здоровье надо беречь смолоду, развивать ответственное отношение к своему здоровью. Посоветовать отказаться от употребления чипсов, газированной воды.

Предполагаемые результаты:

мы знаем, зачем человек питается. Знаем, как правильно питаться, умеем выбирать полезные продукты.

Риски и негативные последствия:

- некоторые дети могут не учесть наши советы и продолжают употреблять продукты быстрого приготовления, напитки и другое;

- также и родители могут продолжать покупать эти «вкусные» продукты.

Практическая значимость исследования:

материал можно использовать для проведения классного часа по данной теме. Такая информация заставит моих одноклассников задуматься о своём здоровье.

Продукт проекта: Буклет «Здоровое питание»

Основная часть.

  1. Социологический опрос.

Перед началом исследования данной темы я, провела анкетирование своих одноклассников, которое мы составили с моим руководителем Федоровой Н.В.

Анкетирование:

  1. Завтракаете ли вы по утрам?

  2. Любите ли вы есть чипсы, газированные напитки?

  3. Какие газированные напитки вы предпочитаете пить?

  4. Знаете ли вы о вреде чипсов и газированных напитков?

  5. Почему Вы употребляете газированные напитки?

  6. Вы употребляете Кока-колу?

  7. Какой безалкогольный напиток вам нравится больше всего: сок, спрайт, кола, фанта, чай?

Вот результаты:

  • завтракают по утрам – 85%; любят есть чипсы – 70%

  • пьют газированные напитки– 90%; 50% - предпочитают Cola, 22%- Sprite , 28% -Fanta

  • знают о вреде чипсов и газированных напитков – 68%;

  • употребляют Кока –колу -81%;

  • предпочитают больше всего из предложенных безалкогольных напитков: 25% сок, 38% Кока –колу, 25% Спрайт, 10% чай, 12% Fanta;

  • 48% употребляют газированные напитки, потому что вкусно, 35% утоляют жажду, 5% привлекает яркая этикетка, 23% просто так, потому что модно.(Приложение №1)

  1. Изучение методической литературы.

После того как был проведен социологический опрос одноклассников и учащихся других 5-х классов и проанализированы полученные результаты , мне стало интересно побольше узнать о данных газированных напитках. Изучив литературу и информацию с различных источников интернета, я многое узнала о том, что представляют собой данные газированные напитки, каков их состав, а так же узнала какие экспериментальные опыты можно провести с данными напитками в домашних условия. В сборе информации , проведении экспериментов и анализе полученных данных мне помогала мой руководитель Федорова Наталья Владимировна.

2.1. Историческая справка:

Кока-колу придумали в Америке 8 мая 1886 года. Изобретателем “Кока-колы” был фармацевт Джон Стив Пембертон. А название для напитка придумал бухгалтер Пембертона.(Приложение №2) В напиток добавляли листья коки – растения, содержащего наркотические вещества.

Поэтому напиток был запатентован как лекарство от любых нервных расстройств и продавался только строго в аптеках. В конце 1890-х годов появился запрет на кокаин. И в кока-колу стали добавлять не свежие листья коки, а “выжатые”, кокаина в них уже не было. С тех пор “Кока-кола” начала быстро приобретать популярность и через 50 лет после ее изобретения стала для американцев самым популярным напитком. С 1988 года с приходом перестройки кока-кола стала покорять жителей России.

2.2 Популярность газированных напитков

Почему мы пьем газированные напитки? Вода гораздо лучше утоляет жажду…. . если в ней прыгают газовые пузырьки. Но так ли это? Или же это хитрый пиар - ход производителя? Конечно же, распространение газированного напитка обусловлено широкой и эффективной рекламной деятельностью, благодаря которой все дети, подверженные влиянию моды, используют в своем ежедневном рационе газированные напитки. Сладкие газированные напитки приятны на вкус, но при большом количестве могут быть опасны для здоровья. Особое внимание следует уделить тому, что постоянное употребление газированного напитка входит в привычку, детские организмы быстрее привыкают, это своего рода химическая зависимость, от которой очень сложно в дальнейшем избавиться. О том полезны газированные напитки или нет, дети задумываются меньше всего. Проблемы начинают давать о себе знать уже в более зрелом возрасте, то есть именно тогда, когда уже достаточно сложно контролировать процесс восстановления системы человеческого организма.(Приложение №3)

2.3. Полезны ли газированные напитки

Наш организм на 60% состоит из воды. Для поддержания водного равновесия мы пьем каждый день. В сутки человек должен выпивать около 2 литров воды. Кто - то предпочитает кофе, кто - то чай, кто - то воду, соки, а кто то газировку. Основу любого напитка составляет вода, которая нужна организму. Все питательные вещества в организме человека в клетку поступают в растворено в воде виде. Но помимо воды в напитках содержатся другие вещества, оказывающие воздействие на наш организм. Это воздействие может быть положительным или отрицательным, в зависимости от регулярности и объемов употребления того или иного напитка. Практически в каждой бутылке содержится коктейль из кислот, ароматизаторов, красителей, консервантов, стабилизаторов и даже опасных канцерогенных веществ. Что же скрывается за яркой этикеткой?

    1. . Состав газированных напитков и их влияние на организм человека.

Состав Cola: вода, сахар (11 %), углекислый газ, краситель (сахарный колер, Е150, ортофосфорная кислота, кофеин, ароматизаторы, а так же таинственный экстракт «Кока-Кола», натуральный краситель «кармин» или пищевая добавка «кошениль», добываемая из кошенильных червячков.

Состав Sprite: вода, сахар, углекислый газ, регуляторы кислотности, подсластители, консервант, ароматизаторы,

Состав Fanta: вода, сахар (11 %), углекислый газ, регуляторы кислотности, натуральные ароматизаторы, подсластители, консерванты, красители.

Большую опасность представляет кислота (лимонная, аскорбиновая, ортофосфорная, цикламовая, углекислый газ), которая содержится в газировке. Постоянное поступление кислоты в организм вызывает отравление и разрушение внутренних органов человека. Как правило, разрушительное действие напитков сказывается не только на внутренних органах, но и на внешнем виде человека. Зубная эмаль тоже начинает разрушаться, в результате чего зубы приобретают повышенную чувствительность и восприимчивость к пище.

Высокое содержание сахара в газированных напитках способствует развитию сахарного диабета и может усугубить течение кариеса, создавая благоприятные условия для размножения микроорганизмов. Часто газированную воду рекламируют как «не содержащую сахар». Это значит, что используются сахарозаменители. Как это делается в напитках с маркой «лайт». На самом деле, они могут быть не менее, а может быть даже и более вредными. Один из распространенных - аспартам (Е951), он в 200 раз слаще сахара. Он не только может вызвать аллергию, но и при температуре более 30 градусов превращается в формальдегид, опасный канцероген. Детям специалисты - диетологи не рекомендуют употреблять ежедневно сладкую газированную воду. Детям до 3 лет её пить вообще нельзя.

Углекислый газ сам по себе он безвреден для организма, но когда углекислый газ входит во взаимодействие с водой, он образует угольную кислоту. И вот она довольно опасна, так как повышает кислотность и активизирует желудочную секрецию, что приводит к сильному выделению газов.

Консерванты: бензоат натрия (E211)– он увеличивает срок хранения напитка в разы. Это вещество часто применяется в фармакалогии, так как обладает отхаркивающим действием. Бензоат натрия подавляет в активность ферментов, ответственных за окислительно-восстановительные реакции. Более того, он сводит на нет активность ферментов, расщепляющих жиры и крахмал. Ученые уже доказали, что аскорбиновая кислота вступает с бензоатом натрия в химическую реакцию и образует канцероген «бензол», который очень похож на бензин. А так же добавляют кофеин (Cola, Pepsi). Он делает напиток тонизирующим и после бутылочки газировки, мы испытываем прилив сил и бодрости, но только на короткое время. Потом наоборот наступает апатия. Частое взбадривание себя с помощью кофеина чревато хронической раздражительностью, усталостью, бессонницей и депрессией. Кроме того, кофеин повышает нагрузку на сердце и способствует потере кальция.

  1. Экспериментальная часть.

Полученные сведения заставили меня задуматься, так ли полезны газированные напитки?

Опытным путём мы доказали,:

  1. Газированные напитки имеют выраженную кислую среду. Опустив лакмусовую бумажку в Cola, Sprite и Fanta мы увидели что бумага посинела частично, это свидетельствует о кислой среде данных напитков. (Приложения №4)

  2. Постоянное поступление кислоты в организм вызывает отравление и разрушение внутренних органов человека. Как правило, разрушительное действие напитков сказывается не только на внутренних органах, но и на внешнем виде человека. Зубная эмаль тоже начинает разрушаться, в результате чего зубы приобретают повышенную чувствительность и восприимчивость к пище. О том что данные напитка , а в частности Cola разрушает зубную эмаль я доказала с помощью эксперимента: опустив в данный напиток яйца, через 18 дней обнаружила, что скорлупа частично разрушена. (Приложение №5)

  3. Угощаем напиток Cola сарделькой. Сардельку опустили в стакан с напитком и пронаблюдали за тем, что происходит. Через 12 дней кусочек сардельки потемнел, разбух и покрылся слизью, но не растворился. Напиток поменял свой цвет, и образовал осадок. (Приложение № 6 )

  4. Cola с молоком. В бутылочку с Cola добавляем молоко и оставляем на несколько дней. Через 3 дня мы увидели ,как образовался мутный осадок, это происходит сворачивание белков содержащихся в молоке под действием напитка.(Приложение №7)

  5. Если в бутылочку с напитком Fanta, Sprite , Cola добавить Mentos, то можно увидеть взрыв. Это происходит потому что данные напитки содержат кислоту, а Mentos щелочь и при их соединении происходит бурная реакция.(Приложение №8)

  6. Давайте попробуем ответить на вопрос: Как влияют газированные напитки на живые организмы? Для этого в чашки Петри поместили семена фасоли и добавили: воду и газированные напитки: Sprite, Fanta , Cola. Через несколько дней фасоль набухла во всех чашках Петри. Но в тех где были напитки стал появляться налет из плесени. Через десять дней бобы фасоли там где была вода набухли и проросли, а в остальных трех покрылись обильным слоем плесени. Вывод: данные газированные напитки пагубно влияют на живые организмы. (Приложение №9)

  7. Воздействие напитка Cola на капроновые изделия. Капроновые носички поместили в напиток. Через 6 дней увидели, что они окрасились, но не растворились. Вывод: газированные напитки не растворяют синтетические изделия. (Приложение №10)

  8. Очищение поверхности кухонной плиты Колой. На поверхности плиты загрязненной пищевыми продуктами налили напиток. Через несколько часов грязные пятно можно было удалить обычной губкой. Вывод: Cola растворяет пищевые остатки и способствует очищению поверхности.(Приложение № 11)

  9. Кола легко отмывает чайный налет. Мы взяли чайную белую чашку со стойким налетом. Обычная вода налет не растворила, а Cola легко справилась с данной задачей. (Приложение № 12)

  10. Cola разъедает даже ржавчину. В стакан с напитком и в стакан с водой поместили по одному ржавому болтику. На второй день в стакане с водой болтик покрылся еще одним слоем ржавчины, а в стакане с напитком наоборот очистился от ржавчины. Приложение № 13)

  1. Заключительная часть.

На вопрос о том как влияют газированные напитки на организм человека , мне помогла ответить медицинский работник нашей школы Малютина В.Д. Она рассказала, что же происходит в глубинах нашего организма в ответ на поступление стакана газированной воды? Вот некоторые общие биохимические и физиологические механизмы. Самые первые реакции вызваны поступлением сахара. Когда сахар попадает в желудочно - кишечный тракт, он заставляет поджелудочную железу выбросить в кровь достаточную порцию инсулина. Благодаря чему печень сможет переработать простые сахара в жиры. Поэтому организму придется испытать скачок инсулина. А теперь представьте, каким будет этот скачок, если в лимонад добавить искусственный подсластитель, который слаще натурального сахара в 200 раз! Приблизительно к 40 минутам после употребления завершается всасывание кофеина, и он способен оказать свое возбуждающее действие. Поэтому перед сном газированную воду пить нельзя. Фосфорная кислота свяжет микроэлементы в кишечнике приблизительно через час, облегчая их выделение с мочой. Благодаря сильному мочегонному эффекту кальций, магний, цинк, находящиеся в костях, а также натрий, электролиты и вода покидают ваше тело. В итоге спустя час, вы становитесь раздражительным и вялым. Если «запивать пищу холодными напитками, то в желудке она будет находиться 20 минут, хотя положено ей находиться 4 или 5 часов. Поэтому чувство голода быстро возвращается, и человек опять садится кушать. А это ведёт к ожирению.

5. Выводы.

  1. При проведении анкетирования мной было установлено, что одноклассники частично информированы о вредном влиянии на организм человека газированной воды и других продуктов быстрого приготовления. Родители мало уделяют внимания правильности выбора продуктов питания для школьников, но и не всегда могут проследить за тем чем питаются дети находясь в школе и на улице.

  2. После проведения экспериметальной части, мной были сделаны следующие выводы:

  • Так как в напитках среда кислая, то люди с заболеваниями желудочно - кишечного тракта должны сократить до минимума потребление газированных напитков, иначе это может вызвать серьезные нарушения функционирования и без того больных органов пищеварения.

  • Газированные напитки разрушают зубную эмаль.

  • Кока-Кола не растворяет сардельку, но имеет неприятный цвет и запах. Под действием напитка в организме происходит разрушение белка.

  • Нельзя в употреблять в пищу совместно газированные напитки и Mentos, так как происходит бурная реакция между кислотой и щелочью, что пагубно влияет на слизистую оболочку желудка.

  • Газированные напитки пагубно влияют на живые организмы, это доказывает опыт с фасолью.

  • Cola содержит вещества разрушающие стойкие пятна, жирные пятна и ржавчину.

3.Побеседовав с медицинским работником, я получила ответы на поставленные вопросы и сделала вывод, что газированные напитки являются причиной образования газов в кишечнике, способствуют развитию метеоризма, могут вызвать отрыжку и вздутие. Особенно, если человек употребляет их на ходу, в охлажденном виде, из большой бутылки, во время беседы. Повышается уровень сахара в крови, что приближает человека к сахарному диабету, разрушает эмаль зубов, стенки и слизистую оболочку желудка. Вот поэтому каждый человек должен поставить перед собой вопрос – А стоит ли вообще употреблять данные напитки, следуя «моде», но при этом разрушая постепенно свой организм? Или все таки лучше вести здоровый образ жизни и питаться здоровой натуральной пищей и употреблять фруктовые и ягодные соки.



Список литературы.

  1. Рудольф В.В., Балашов В.Е. Как и где готовят прохладительные напитки.-М.:Агропромиздат, 1987-.191с.

  2. Ахметов М.А. Пищевые добавки.//Химия. Приложение к газете «Первое сентября».-2001.-№38.-С.1-2.

  3. Синько И.В. Лабораторный практикум по анатомии, физиологии и гигиене человека.//Биология. Приложение к газете «Первое сентября».- 2002. № 37.-С.12-13.

  4. Интернет-источники. AskDoktor.ru – Здоровое питание, htm

  5. Энциклопедия «Я познаю мир. Основы Безопасности жизнедеятельности», изд-во «Астрель», Москва, 2003г.

  6. Энциклопедический словарь юного химика (Под ред. Д.Н.Трифонова – 3-е изд., - М.: Педагогика – Пресс, 1999.

  7. Кока-кола [Электронный ресурс]. // Интернет-сайт «Википедия»: www.Wicipedia.org

  8. Состав «Coca-Cola» [Электронный ресурс]. // Интернет-сайт «Генон»: www.genon.ru/ 

  9. Опасный состав газированных напитков[Электронный ресурс]. // http://www.klbviktoria.com/news/18-02-2011-15.html

  10. Газированная вода (газировка): история появления. Вред газировки. Углекислый газ и сахар в газировке. Состав газировок: красители, ароматизаторы, кофеин и консерванты [Электронный ресурс]. // http://www.inmoment.ru/beauty/health-body/gas-cut-water.html

  11. Вся правда о газированных напитках[Электронный ресурс]. //
    http://mirsovetov.ru/a/medicine/nutrition/soda-water.html