СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Родник - источник жизни!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родники представляют собой уникальные природные объекты, имеющие значительную научную ценность как памятники природы. Они являются центральным компонентом окружающих их ландшафтов, повышают их эстетические свойства. Родники являются стратегическими объектами природы. При возникновении чрезвычайной ситуации они могут выступать как единственные источники питьевой воды для населения.

      Родник имеет не только эстетическое значение; но и экологическое, и хозяйственное. В связи с захламлением окружающей территории и  выпасом животных, родник потерял свой первозданный вид. Это говорит  о своевременности данного проекта, о его огромной значимости для  жителей данного села. Работа по теме проекта предлагает нам самостоятельный анализ решения проблемы родника.  

 

Просмотр содержимого документа
«Проект "Родник - источник жизни!"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Гимназия с. Большой Сардек,

Кукморского муниципального района РТ





Проект



Родник – источник жизни !











Автор: ученица 4 а класса

Закирова Аделя Алмазовна

Руководитель: учитель начальных классов

Ахметова Гульнара Зуфаровна

Контактные данные: 89196372910

Ahmetova-agz@yandex.ru

2017 г.

Оглавление



Введение ……………………………………………………………… 3 - 4

I.Основная часть

Подготовительный этап ……………………………………………... 4 - 5

Практический этап …………………………………………………… 5 - 8

Завершающий этап …………………………………………………… 9

II. Заключение ………………………………………………………. 9 - 10

Список использованной литературы ……………………………….. 11

Приложение ………………………………………………………….. 12 - 13

Введение

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить; оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Любой край, город, любая деревня неповторимы. У каждого своя природа, свои традиции, свой родник,  тот,  к которому ты бегал вместе со сверстниками в знойный полдень, пригоршнями жадно пил его воду, Тот, что давал тебе силу в самые трудные минуты,  потому что он для тебя воплощение твоей Земли, твоей Родины.

С давних времён известно почитание воды. Многие народы воду, как и землю величали матушкой. Водой, как символом здоровья, окропляли людей и животных. Вода – это не только часть среды обитания человека. Наши предки верили в святость воды, считали её прародительницей всего живого и неживого мира. Прежде чем заложить первый камень будущего города или деревни, люди сначала искали источник воды. Знать историю родников –значит не только сберечь саму  Землю, но и душу человеческую.

Мы живем в селе Большой Сардек Кукморского муниципального района РТ. Природа нашего края поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. Ещё наш край – это край родников. Родники – это очарование родной земли.

Есть вода – есть жизнь. Живет родник, значит, живёт и здравствует население. Конечно, нам с вами гораздо удобнее и привычнее пользоваться водой из крана, но вода, взятая в тиски железных труб, лишена свободы, а значит и своей живительной силы. Пусть раскинуться снова по всем российским поселениям светлые родники, своей благословенной чистотой поддерживая и возрождая жизнь деревни.

Актуальность проекта в том, что :

Родники представляют собой уникальные природные объекты, имеющие значительную научную ценность как памятники природы. Они являются центральным компонентом окружающих их ландшафтов, повышают их эстетические свойства. Родники являются стратегическими объектами природы. При возникновении чрезвычайной ситуации они могут выступать как единственные источники питьевой воды для населения.

Родник имеет не только эстетическое значение; но и экологическое, и хозяйственное. В связи с захламлением окружающей территории и выпасом животных, родник потерял свой первозданный вид. Это говорит о своевременности данного проекта, о его огромной значимости для жителей данного села. Работа по теме проекта предлагает нам самостоятельный анализ решения проблемы родника.


Основная цель проектасохранить родник и по возможности благоустроить его территорию.

Цель выдвинула следующие задачи :

  • привлечение внимания к проблеме сохранения родников;

- научиться самостоятельному поиску необходимой информации;

  • проанализировать экологическую проблему по теме проекта;

  • создание макета по благоустройству родника;

  • посадка саженцев;

- развитие чувства коллективизма, умение работать в команде;

  • формирование у населения ответственного отношения к родникам, их охране.

Ожидаемые результаты:

Мы надеемся внести свой вклад в дело сохранения и бережного отношения к природе. Благоустройство родника «Горный»

Основная часть

Реализации проекта проходила по следующим этапам:

1) Подготовительный этап: постановка проблемы, планирование времени проекта, подбор и изучение литературы по данной теме, сбор информации о местонахождении родника.

2) Практический этап (этап реализации проекта): исследование родника, оценка экологического состояния родника, благоустройство родника (создание макета по благоустройству родника, посадка саженцев)

3) Завершающий этап (пропагандистский): оформление полученных результатов, знакомство всех учащихся школы с результатами проекта, дальнейшее благоустройство родника.

В подготовительном этапе

Мы обратили внимание и на тот факт, что родниковый источник – это часть малой Родины, с которой и надо начинать преобразования, т.е. учиться реализовывать свои возможности и активизировать свою деятельность. В с. Большой Сардек несколько родников. Мы решили взять шефство над родником, находящимся неподалёку от школы. Участок будет являться прекрасным местом экологического и эстетического воспитания школьников. На эту территорию будут приходить жители села, района и гости. Так как неподалеку от родника «Горный» проходит национальный праздник «Сабантуй».

Идея обновления и сохранения родникового источника – это основа проекта. Но прежде, чем приступить к работе, мы должны познакомиться с материалами, касающимися этой темы. И вот что получилось!

Нами были изучены: соответствующая литература по данной теме, материалы школьного музея, беседа с жителями села.

Родник – естественный выход подземных и грунтовых вод на земную поверхность на суше или под водой.

Родники, как выходы грунтовых и подземных вод на поверхность, являются уникальными естественными водоёмами. Они имеют большое значение в питании и других поверхностных водоёмов, поддержании водного баланса. Некоторые российские реки и водоёмы порождаются именно такими подземными источниками.

В селе Большой Сардек 4 родника. Родник, который мы исследовали, находится у подножья горы на северо-западе от школы на расстоянии не более одного километра. Отсюда и название родника «Горный». Самый большой источник долго поил и поит всё село чистой, свежей водой.

5 лет тому назад Ахметов Радик Рафикович сделал сруб для родника и вместе с односельчанами установил его.

В практическом этапе

Исследовали родник.

Родник находится по левому берегу реки Бырбаш, в начале села. Вытекает

родник 3 потоками и впадает в реку Бырбаш (приток р. Бор). Источник нисходящий, пресный, холодный, вытекает спокойно. Открывается на дне склона на расстоянии 2 метров от реки. Вода течет прозрачными ручейками в речку.

Растительность вблизи родника:

- травянистые растения: крапива, чертополох, осот, осока, одуванчик лекарственный, мята; деревья: береза , ива, тополь .

Животный мир вблизи родника:

- черви: червь дождевой; земноводные: лягушка; насекомые: комар-пискун, водомерка, гусеница, бабочка, стрекоза; птицы: скворцы, воробьи.

Оценили экологическое состояние родника.

Сделали анализ воды и почвы, загрязненности прилегающей территории.

Для длительного наблюдения за водой родника были взяты такие характеристики воды, как: температура, цветность, мутность, прозрачность, запах, жесткость. Наблюдения были регулярными в течение полугода, интервал наблюдения - 1 неделя, день наблюдения - воскресенье. Результаты длительного наблюдения за водой родника были представлены в виде такой таблицы:

Качества воды

Результаты

Мутность

Цветность

Запах

Жесткость

Температура воды

-

прозрачная

отсутствует

мягкая

+5

Родник загрязнен мусором, сухими деревьями, ветками, листьями. В результате изучения экологической системы обнаружены следы антропогенного воздействия. Это вытаптывание человеком и домашними животными (коровами) и как результат уплотнение почвы в отдельных местах (тропы домашних животных).

Провели социологический опрос.

При социологическом исследовании, разработали анкету для проведения социологического опроса среди учащихся, жителей о состоянии родни­ка. После этого последовала большая работа по обобщению и анализу статистического материала, в результатe чего были сделаны определенные выводы.

Например, о том, что местное население в большинстве слу­чаев безразлично относится к данному роднику, а потому оно не принимает участия в его благоустройстве и зачастую не соблюдает вокруг него чистоту и порядок. Однако есть и те, кото­рые участвуют в благоустройстве родника, могут часами находиться у родника, и не просто потому, что они там отдыхают, но потому, что они просто наблюдают за тем, чтобы не допустить вокруг него никакого безобразия. Вот некоторые вопросы:








При сравнении ответов людей старшего поколения и учащихся оказалось, что они очень похожи, а это свидетельствует об адекватном восприятии учащимися окружающего мира, ок­ружающей действительности. Большинство опрошенных отме­чают, что вода в этом роднике достаточно чистая , и ее не нужно кипятить. Каждый из опрошенных высказывает мысль о том, что они мало уделяют внимания по благоустройству родника.

Благоустройство родника.

Прежде, чем начать работу по обустройству родника мы проделали немалую работу.

Чтобы привлечь внимание учеников школы выпустили экологическую стенгазету.

Огромную работу проделали по созданию макета по благоустройству будущего родника. К нему прилагалось подробное поясне­ние и описание, в котором делался акцент на то, что данный родник должен стать одним из красивейших уголков села. Красота при­роды облагораживает людей, делает их добрыми и счастливыми, чуткими и милосердными. Наконец, успокаивает и бодрит, вра­чует тело и душу, возбуждает глубокую любовь к Родине и при­вязанность к отчему краю.

Расчистили территорию вокруг родника от мусора, мелкой поросли и сухих веток. Мусор в основном пластиковые и стеклянные бутылки, жестяные банки.

Супруг нашей учительницы, Ахметов Радик Рафикович, работает лесником в «ГБУ учебно-опытном Сабинском лесхозе» Кукморского участкового лесничества. Он поставляет нам саженцы деревьев. Весной и осенью 2015 года на склоне оврага возле родника  посадили саженцы деревьев.















Завершающим этапом является:

  1. Привлечение внимания населения к пониманию и важности проводимой нами работы.

  2. Оформление полученных результатов в виде презентации.

  3. Знакомство всех учащихся школы с результатами проекта.

  4. Воплощение в жизнь созданного макета по благоустройству родника.



Заключение

В результате проекта «Родник – источник жизни» мы воплотили всё то, что запланировали .

Что сделано:

      • проведено экологическое исследование родника;

      • создан макет по благоустройству родника;

      • проведено благоустройство родника:

      • вычистили прилегающую территорию у родника;

      • посадили саженцы деревьев;

      • привитие любви и бережного отношения к природе родного края

      • приобретение участниками проекта навыков работы в коллективе.

Перспективы

Но нам ещё предстоит сделать многое:

  • систематически поддерживать чистоту около родника;

  • вырастить рассаду многолетних цветов и весной и посадить в клумбы;

  • установить скамейки;

  • привлечь учащихся нашей школы и жителей села в благоустройстве родников.

Вывод

Конечно, мы, принимавшие участие в проекте, не достигли такого высокого уровня, но сделали шаг вперед в познании своего родного края. От знакомства с родной природой, с тем, что окружает нас, легче прийти к пониманию своей Родины, своей страны. Важно, чтобы все мы увидели связи, существующие между природой и человеком, между малой и большой Родиной.

При разработке проекта, мы определили проблему загрязнения родника и возрождение его как символа жизни и символа связи между прошлым и будущим. Родник имеет эстетическое и воспитательное значение для людей, поэтому он нуждается в обновлении и сохранении. Сохранять это уникальное богатство живой природы – важное дело. И мы не мало сможем сделать для этого.

Сохраним родники нашего края!



Давайте вместе Землю украшать

Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая! (Е. Смирнова)

Список использованной литературы

1. Газеев Н.Х. Родники Земли Татарстана. Казань: «Заман», 2008г.

2. Большая школьная энциклопедия. Москва: «Олма – Пресс Образование», 2006г.

3. Сафина С.А. Кукморский край. Казань: «Новости Мира», 2010 г.

4. Материалы школьного музея







































Приложение

Анкета

1. Какую воду Вы любите пить?

а) газированную;

б) водопроводную;

в) родниковую

2. Как часто Вы посещаете родник?

а) каждый день;

б) 1 раз в неделю;

в) не посещаю

3. Как Вы оцениваете качество воды в роднике?

а) удовлетворительное в течение всего года;

б) неудовлетворительное в течение года;

в) в разные сезоны разное

4. Кипятите ли вы родниковую воду дома?

а) да;

б) нет;

в) иногда;

5. Что повлияло на уменьшение количества родников?

а) климат;

б) захламление окружающей территории;

в) безразличие людей

6. Как Вы оцениваете современное экологическое состояние

прилегающей к роднику территории?

а) в течение всего года наблюдается чистота и порядок;

б) после зимы наблюдается большая засоренность приле­гающей территории;

в) в течение всего года прилегающая к роднику территория

захламлена бытовыми отходами;



7. Как вы думаете, что произойдет с родником в будущем?

а) Родник будет одним из красивейших уголков села Большой Сардек благодаря усилиям школьников и местной власти;

б) дорожка к роднику зарастет бурьяном, поскольку его вода

станет непригодной для питья;

в) никаких изменений в ближайшее время не предвидится, так как люди в современном обществе не привыкли заботиться об общем благе.



8. Что Вы можете сделать для сохранения родников?

а) ничего;

б) расчистить и благоустроить родники;

в) они сами себя сохранят;





13