СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Семья слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок, подготовленный в рамках атттестациии педагогических работников 2016-2017 года для получения 2 квалификационной категории. Уважаемые коллеги, оцените пожалуйста данную разработку. Ваше мнение, советы, пожелания!) Заранее благодарна!)

Есть презентация к этому уроку. Она находится в другом файле)

Просмотр содержимого документа
«Проект "Семья слов"»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Стахановская средняя общеобразовательная школа

І-ІІІ ступеней №18»










Разработка открытого урока

по русскому языку в 3 классе

на тему:

«Проект «Семья слов»
















Подготовила:

учитель начальных классов

Станко Элиана Владимировна

квалификационная категория:

специалист

педагогический стаж: 4,5 года





Стаханов

2016 г.

Урок - проект «Семья слов» 3В класс


Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

УМК

Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П.

Тема урока

Проект «Семья слов» ( Раздел : Состав слова, 16 урок)

Форма проведения

Урок-проект

Тип урока

урок закрепления и отработки навыков решения учебных задач.

Современные образовательные технологии :

технология проблемного обучения, личностно-ориентированные, использование информационно-коммуникативных технологий.

Методы обучения:

методы проектно-исследовательской деятельности, наглядно- иллюстративный метод, частично-посковый метод , методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля,

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование

  • Учебник. «Русский язык. 3 класс». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

  • Презентация

  • Раздаточный материал

  • Демонстрационный материал

  • Толковый словарь, орфографический словарь.

Цели:

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к творческому способу действия: создание готового продукта проектной деятельности : группы родственных слов.

Образовательная цель: обобщение и систематизация знаний о родственных словах, и отработка умения применять полученные знания на практике

Развивающая цель: формировать способность к творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские навыки

Воспитательная цель: уважение к русскому языку, к товарищам по классу.


Ход урока


I. Организационный момент.

Придуманно кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:"Доброе утро!"
"Доброе утро!" солнцу и птицам.
"Доброе урто!" улыбчивым лицам.

Прошу садиться.

Самое удивительное явление в мире это человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу. Передайте свое хорошее настроение. Подарите улыбки гостям.

Я желаю чтобы вы сегодня помогали друг другу, чтобы вы решали возникающие проблемы вместе, чтобы вы открыли для себя что-то новое и интересное и самое главное, чтобы хорошее настроение не покидало вас на протяжении всего урока. Итак, устремимся по ступенькам знаний к новому открытию.

Девиз урока. «Зри в корень»

-Прочитайте пожалуйста его.

- Как вы можете объяснить его значение?

- А какое слово вызвало затруднение?

- Где можно посмотреть значение этого слова? (Зри- смотреть, видеть).

- Может это вам поможет объяснить эту фразу? (Находить что-то важное)

-Какой это жанр устного народного творчества? (Пословица.)

-Как вы её понимаете? (Знания человек получает постепенно, в течении всей жизни, а не сразу.)

-Мы продолжаем накапливать знания, изучая тайны русского языка.


II.Предпроектный этап

1.Самоопределение к деятельности.

- На экране ребус 7Я

- Кто объяснит значение этого слова?

Семья - группа людей, из близких родственников - родителей, детей, братьев, сестёр, дедушек, бабушек, дядей, тёть, живущих вместе

Все внутри семьи заботятся друг о друге, друг друга очень любят .

-Что для вас семья?

-Расскажите, как вы относитесь к своей семье?

- Где еще встречается понятие семья?

- А сейчас давайте вспомним членов нашей семьи. Поставили ручки на парту и разомнем их.

Это пальчик папа,

Этот пальчик мама

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик я

Вот и вся моя семья.

- Открыли тетради. И записали сегодняшнюю дату.

2.Звуко - буквенный разбор слова семья

3. Минутка чистописания.

Сс Ссс

4. Мотивация к учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.

А сейчас посмотрите небольшую сценку.

Однажды встретились корень куста и корень слова.

- Здравствуй, я корень, а ты кто?

- Я тоже корень.

- Я в земле живу. А ты где живёшь?

- А я в словах живу.

- Ну как же корень может жить в словах? Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?

- Не хвастайся! От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов.

- Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть!

- А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни ягод, ни фруктов даже назвать-то нельзя!

У. Не спорьте, друзья! Оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают, и такие, от которых новые слова вырастить можно!

- Ребята, попробуйте объяснить, о чём у нас с вами будет разговор на уроке?

- А какие еще значения имеет слово корень?

- Значит какое это сово?

- А какое общее значение? (Что это что-то главное)

- Но на уроке русского языка нас будет интересовать корень слов. А что такое корень, вспомните правило?

- А как выделяют корень? (Дугой)

- Почему мы стали говорить о семье на уроке русского языка? (Семейное дерево начинается с корня и семья слов тоже начинается с корня).

Итак, темой нашего урока является «Семья слов»

- Посмотрите на доску.

Семья, семьянин, семейка, семейный.

- Как объясните слово семьянин?

Семьянин  человек, который имеет семью, любящий семейную жизнь, заботливо относящийся к своей семье.

-Что объединяет эти слова? (Одинаковый корень, однокоренные слова).

- Давайте выделим общую значимую часть этих слов корень.

5. Распределите однокоренные слова по группам.

Горка, горение, горный, горелка, горняк, загорелся, гористый.

- Что у этих слов общее? А чем же они отличаются.

6. Игра «Третий лишний» (по вариантам, работа в паре)

- Для вас написаны на карточках слова, вы присмотритесь к ним, может лишние попали, догадались, как узнали? Положите перед собой листочки. Будем находить и исправлять ошибки. Первую строчку будет выполнять первый вариант, а вторую строчку второй вариант. Вам необходимо выделить в словах корень и найти одно лишнее слово. После того как нашли, объясните своему соседу. Пара, которая справилась сигнализирует о готовности совместно поднятыми руками. Итак, приступаем.

Чародей, волшебник, волшебно, волшебство.

Колокол, колокольчик, колодец, колокольный.

Коллективная проверка выполненного задания.

6. Физминутка.

А сейчас нас колокольчик приглашает нас на прогулку.

Рано утром в парк ходили,

Там снеговика лепили.

Все в Никиту бросили

И в Диану бросили.

Холодно гулять зимой,

Побежали все домой.

7. Работа по учебнику (с.101)

- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике (с.101).Прочитаем слова.

-Можно ли эти слова назвать семьей?

-Да, это родственные слова. Они имеют один корень – лес и похожи по лексическому значению.

Найдите на ней корень слова, из которого выросло целое дерево слов.

8. Словарная работа

Лесник-Лесной сторож. 
2. разг. Работник лесного хозяйства

Лесовод- 1. Специалист в области лесоводства. 
2. Тот, кто занимается лесоводством

Лесостепь- Область, переходная между степью и лесом. 

Перелесок-Небольшой лес, отделенный полянами от других лесных участков, или редкий лес, соединяющий лесные массивы. Березовые перелески.

9.Разбор слов по составу( №3)

- Что мы должны помнить, чтобы выполнить это задание?

Помни, при разборе слова

Окончание  и основу

Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

А приставка впереди.

с. 101 – соотнести слова со схемами


III. Работа над проектом.

1. Групповая работа.

- Сейчас мы поработаем в группах. Давайте вспомним правила работы в группах:

1) В группе должен быть ответственный.

2) Работать должен каждый на общий результат

3) Один говорит, друге слушают

4) Свое несогласие высказывай вежливо

5) Если не понял, переспроси.

- Еще в группе у вас будет хранитель времени, который следит за временем.

- Еще будет у вас докладчик, который будет рассказывать ваши главные мысли и секретарь, который следит за высказываниями всех.

-Возьмите ваши деревья, укутайте их семьей слов и найдите лишнее слово.

- Выходите только докладчики групп.

Мороз, морозный, морозец, заморозки, мороженое, морозище, моросить.

Лёд, ледок, ледянка, ледяной, заледенеть, ледокол, ледовый, след.

Снег, снегопад, снежный, снежок, снегоход, снеговик, снежки, снегирь.

2. Индивидуальная работа.

- Сегодня у каждого из вас есть возможность выступить в качестве автора проекта «Семья слов». Вы можете защитить свой индивидуальный проект.


IV .Итог урока. Рефлексия

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Что такое однокоренные слова?

- Что такое корень?

- Из каких еще частей состоит слово?

 «ДЕРЕВО УСПЕХА»

Листочки-

красные – есть проблема, нужна помощь;

оранжевые – не все понятно;

зеленые– все хорошо.

- Вы сегодня хорошо поработали, найти корень, значит найти смысл внутри себя. Вы сегодня тоже зажгли себя своими знаниями.

Урок наш окончен, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно, усердно трудились.

И знания ваши нам пригодились.

- Сегодня ваши знания я хочу отметить такими оценками.

1.Домашнее задание

Составить 3 предложения со словами из своего проекта.