Государственное бюджетное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Стахановская средняя общеобразовательная школа
І-ІІІ ступеней №18»
Разработка открытого урока
по русскому языку в 3 классе
на тему:
«Проект «Семья слов»
Подготовила:
учитель начальных классов
Станко Элиана Владимировна
квалификационная категория:
специалист
педагогический стаж: 4,5 года
Стаханов
2016 г.
Урок - проект «Семья слов» 3В класс
Предмет | Русский язык |
Класс | 3 класс |
УМК | Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П. |
Тема урока | Проект «Семья слов» ( Раздел : Состав слова, 16 урок) |
Форма проведения | Урок-проект |
Тип урока | урок закрепления и отработки навыков решения учебных задач. |
Современные образовательные технологии : | технология проблемного обучения, личностно-ориентированные, использование информационно-коммуникативных технологий. |
Методы обучения: | методы проектно-исследовательской деятельности, наглядно- иллюстративный метод, частично-посковый метод , методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля, |
Формы организации познавательной деятельности: | фронтальная, индивидуальная, парная. |
Оборудование | Учебник. «Русский язык. 3 класс». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Презентация Раздаточный материал Демонстрационный материал Толковый словарь, орфографический словарь. |
Цели: | Деятельностная цель: формирование способности учащихся к творческому способу действия: создание готового продукта проектной деятельности : группы родственных слов. Образовательная цель: обобщение и систематизация знаний о родственных словах, и отработка умения применять полученные знания на практике Развивающая цель: формировать способность к творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские навыки Воспитательная цель: уважение к русскому языку, к товарищам по классу. |
Ход урока
I. Организационный момент.
Придуманно кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:"Доброе утро!"
"Доброе утро!" солнцу и птицам.
"Доброе урто!" улыбчивым лицам.
Прошу садиться.
Самое удивительное явление в мире это человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу. Передайте свое хорошее настроение. Подарите улыбки гостям.
Я желаю чтобы вы сегодня помогали друг другу, чтобы вы решали возникающие проблемы вместе, чтобы вы открыли для себя что-то новое и интересное и самое главное, чтобы хорошее настроение не покидало вас на протяжении всего урока. Итак, устремимся по ступенькам знаний к новому открытию.
Девиз урока. «Зри в корень»
-Прочитайте пожалуйста его.
- Как вы можете объяснить его значение?
- А какое слово вызвало затруднение?
- Где можно посмотреть значение этого слова? (Зри- смотреть, видеть).
- Может это вам поможет объяснить эту фразу? (Находить что-то важное)
-Какой это жанр устного народного творчества? (Пословица.)
-Как вы её понимаете? (Знания человек получает постепенно, в течении всей жизни, а не сразу.)
-Мы продолжаем накапливать знания, изучая тайны русского языка.
II.Предпроектный этап
1.Самоопределение к деятельности.
- На экране ребус 7Я
- Кто объяснит значение этого слова?
Семья - группа людей, из близких родственников - родителей, детей, братьев, сестёр, дедушек, бабушек, дядей, тёть, живущих вместе
Все внутри семьи заботятся друг о друге, друг друга очень любят .
-Что для вас семья?
-Расскажите, как вы относитесь к своей семье?
- Где еще встречается понятие семья?
- А сейчас давайте вспомним членов нашей семьи. Поставили ручки на парту и разомнем их.
Это пальчик папа,
Этот пальчик мама
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик я
Вот и вся моя семья.
- Открыли тетради. И записали сегодняшнюю дату.
2.Звуко - буквенный разбор слова семья
3. Минутка чистописания.
Сс Ссс
4. Мотивация к учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.
А сейчас посмотрите небольшую сценку.
Однажды встретились корень куста и корень слова.
- Здравствуй, я корень, а ты кто?
- Я тоже корень.
- Я в земле живу. А ты где живёшь?
- А я в словах живу.
- Ну как же корень может жить в словах? Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?
- Не хвастайся! От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов.
- Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть!
- А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни ягод, ни фруктов даже назвать-то нельзя!
У. Не спорьте, друзья! Оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают, и такие, от которых новые слова вырастить можно!
- Ребята, попробуйте объяснить, о чём у нас с вами будет разговор на уроке?
- А какие еще значения имеет слово корень?
- Значит какое это сово?
- А какое общее значение? (Что это что-то главное)
- Но на уроке русского языка нас будет интересовать корень слов. А что такое корень, вспомните правило?
- А как выделяют корень? (Дугой)
- Почему мы стали говорить о семье на уроке русского языка? (Семейное дерево начинается с корня и семья слов тоже начинается с корня).
Итак, темой нашего урока является «Семья слов»
- Посмотрите на доску.
Семья, семьянин, семейка, семейный.
- Как объясните слово семьянин?
Семьянин человек, который имеет семью, любящий семейную жизнь, заботливо относящийся к своей семье.
-Что объединяет эти слова? (Одинаковый корень, однокоренные слова).
- Давайте выделим общую значимую часть этих слов корень.
5. Распределите однокоренные слова по группам.
Горка, горение, горный, горелка, горняк, загорелся, гористый.
- Что у этих слов общее? А чем же они отличаются.
6. Игра «Третий лишний» (по вариантам, работа в паре)
- Для вас написаны на карточках слова, вы присмотритесь к ним, может лишние попали, догадались, как узнали? Положите перед собой листочки. Будем находить и исправлять ошибки. Первую строчку будет выполнять первый вариант, а вторую строчку второй вариант. Вам необходимо выделить в словах корень и найти одно лишнее слово. После того как нашли, объясните своему соседу. Пара, которая справилась сигнализирует о готовности совместно поднятыми руками. Итак, приступаем.
Чародей, волшебник, волшебно, волшебство.
Колокол, колокольчик, колодец, колокольный.
Коллективная проверка выполненного задания.
6. Физминутка.
А сейчас нас колокольчик приглашает нас на прогулку.
Рано утром в парк ходили,
Там снеговика лепили.
Все в Никиту бросили
И в Диану бросили.
Холодно гулять зимой,
Побежали все домой.
7. Работа по учебнику (с.101)
- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике (с.101).Прочитаем слова.
-Можно ли эти слова назвать семьей?
-Да, это родственные слова. Они имеют один корень – лес и похожи по лексическому значению.
Найдите на ней корень слова, из которого выросло целое дерево слов.
8. Словарная работа
Лесник-Лесной сторож.
2. разг. Работник лесного хозяйства
Лесовод- 1. Специалист в области лесоводства.
2. Тот, кто занимается лесоводством
Лесостепь- Область, переходная между степью и лесом.
Перелесок-Небольшой лес, отделенный полянами от других лесных участков, или редкий лес, соединяющий лесные массивы. Березовые перелески.
9.Разбор слов по составу( №3)
- Что мы должны помнить, чтобы выполнить это задание?
Помни, при разборе слова
Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка впереди.
с. 101 – соотнести слова со схемами
III. Работа над проектом.
1. Групповая работа.
- Сейчас мы поработаем в группах. Давайте вспомним правила работы в группах:
1) В группе должен быть ответственный.
2) Работать должен каждый на общий результат
3) Один говорит, друге слушают
4) Свое несогласие высказывай вежливо
5) Если не понял, переспроси.
- Еще в группе у вас будет хранитель времени, который следит за временем.
- Еще будет у вас докладчик, который будет рассказывать ваши главные мысли и секретарь, который следит за высказываниями всех.
-Возьмите ваши деревья, укутайте их семьей слов и найдите лишнее слово.
- Выходите только докладчики групп.
Мороз, морозный, морозец, заморозки, мороженое, морозище, моросить.
Лёд, ледок, ледянка, ледяной, заледенеть, ледокол, ледовый, след.
Снег, снегопад, снежный, снежок, снегоход, снеговик, снежки, снегирь.
2. Индивидуальная работа.
- Сегодня у каждого из вас есть возможность выступить в качестве автора проекта «Семья слов». Вы можете защитить свой индивидуальный проект.
IV .Итог урока. Рефлексия
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Что такое однокоренные слова?
- Что такое корень?
- Из каких еще частей состоит слово?
«ДЕРЕВО УСПЕХА»
Листочки-
красные – есть проблема, нужна помощь;
оранжевые – не все понятно;
зеленые– все хорошо.
- Вы сегодня хорошо поработали, найти корень, значит найти смысл внутри себя. Вы сегодня тоже зажгли себя своими знаниями.
Урок наш окончен, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно, усердно трудились.
И знания ваши нам пригодились.
- Сегодня ваши знания я хочу отметить такими оценками.
1.Домашнее задание
Составить 3 предложения со словами из своего проекта.