Тема исследования
Таинственный мир загадок.
Цель исследования
Научиться сочинять загадки
Задачи исследования
Изучить теорию загадки.
Узнать, давно ли появились загадки и с чем связано их появление.
Раскрыть роль загадки в фольклоре и литературе.
Рассмотреть особенности построения, пути «рождения» загадки.
Сделать вывод.
Гипотеза
Предположим, что загадка – это маленький секрет, маленькая тайна, которую нужно разгадать, раскрыть.
План исследовательской работы
Что такое загадка?
История возникновения загадки.
Роль загадок в фольклоре и литературе.
Как «рождаются» загадки?
Результаты исследования
Для того, чтобы ответить на вопрос, что такое загадка, мы обратились к словарям, справочникам, энциклопедиям, сборникам.
Мы выяснили, что загадка – самый многообразный и многочисленный жанр устного народного творчества. В русском языке словом «загадка» обозначается всякая неизвестность, которую хочется человеку узнать, открыть, разгадать. Название жанра «загадка» произошло от старинного русского слова «гадати» - думать, рассуждать, угадывать, определять неизвестное. «Гадание» - выяснение чего-то скрытого.
В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова загадка – это изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.
В толковом словаре Ушакова загадка определяется, как «иносказательное изображение в короткой формуле предмета или явления, которые нужно угадать; выражение, требующее разгадки. В загадке: не огонь, а жжется - разумеется, крапива. Говорить загадками - говорить намеками, чего-то недоговаривая.
В новейшем справочнике школьника понятие загадка – это замысловатый вопрос, требующий ответа.
В детской энциклопедии «Что такое? Кто такой?» загадка – это краткое описание предмета или явления, заключающее в себе замысловатую задачу.
В Большой Российской энциклопедии загадка определяется, как фольклорный жанр малой формы, словесная игра в виде замысловатого вопроса, требующего ответа (отгадки).
В сборнике В.А.Василенко «Русское народное поэтическое творчество» загадка - это краткое поэтическое произведение, в котором умышленно скрывается понятие об известном предмете или явлении. Слушатель должен определить, угадать это понятие.
В книге В.Бахтина «От былины до считалки» загадка – это полезная забава, игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве.
В сборнике Ю.Г.Круглова «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» загадка – это намёк на какой-либо предмет или явление, но не случайный, а подсказанный близким или далёким сходством.
Из истории происхождения загадки.
Человек начал создавать загадки в глубокой древности. И составление загадки, и её разгадывание требовали пристального наблюдения над предметами, явлениями, действиями.
У всех народов загадки возникли из древней условной магической речи, порождённой запретом называть вещи их именами.
Давным-давно, когда люди боялись и не могли объяснить явлений природы, им казалось, что всюду живут добрые и злые существа. В лесу - Леший, в реке – Водяной и русалки, в избе – Домовой. Люди верили, что и дерево, и рыба, и птица – все понимают человеческий язык. Охотники, рыболовы и пастухи, чтобы и зверя обмануть, и друг друга понимать, придумали «тайный» язык, особую «загадочную» речь. Например, сибирские охотники во время охоты на медведицу называли её «коровой», а корову - «шикушей», коня – «долгохвостым». Со временем такие зашифрованные высказывания и превратились в загадки. Их широко использовали для выявления мудрости, смекалки.
Вот перед нами «живые» слова тайного языка. Как они созданы? Вместо животного названы его признаки, свойства: ворон – верховой, потому что летает; кошка любит побыть в тепле, за печкой и поэтому названа запеченкой.
Примеры слов-иносказаний
верховой - ворон;
худая - змея;
тонконогая - овца;
запеченка - кошка;
низкоглядая - свинья.
Роль загадок в фольклоре и литературе.
Созданные народом на протяжении многовековой истории, загадки составляют неоценимое богатство языка. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке наблюдательность, догадливость, сообразительность. находчивость, любознательность, интерес к родному языку, способствует развитию речи, помогает узнавать мир, видеть его по-новому.
В устном народном творчестве есть загадки на все случаи жизни: и о животных, и о растениях, и о явлениях природы, и о временах года, и об инструментах, и о школе, и о многом-многом другом.
Загадки – важный жанр детской литературы, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Образность, неожиданность сопоставления, нестандартность мышления – этому учат загадки ребят. Они сближают далёкое с близким, неизвестное со знакомым, неведомое с привычным, заставляют ребёнка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами. У детей загадки вызывают положительные эмоции.
Загадка – необходимый атрибут волшебных сказок. Образами народных сказок пронизана русская поэзия. Знание загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы.
Последовательность составления загадки:
Первый шаг –придумать предмет, про который будет загадка.
Выбирается объект, например снег.
Второй шаг - «Видим в первый раз» – следует перечислить все признаки, качества, свойства, действия загаданного предмета, т.е.ответить на вопросы: какой? какая? что делает?
Признаки снега: белый, пушистый, серебристый, холодный.
Третий шаг - «Найдём близнеца»– следует каждый выделенный признак надо сравнить со схожим признаком другого предмета, который надо назвать в загадке, т. е. ответить на вопросы:
кто такой же? на что похож?
Например, снег похож на звёздочку, на мел, на покрывало, на сахар, на мороженое и т. п
.
Четвертый шаг – составить загадку.
Вот что у нас получилось:
Белый, как чистый лист бумаги.
Пушистый, как пуховые варежки.
Холодный, но не мороженое.
Пушистое мороженое весной потекло.
Словно звёздочки сияет,
Покрывалом укрывает
Горы, поле и леса.
Ах, какая красота!
Белый, холодный
Для снеговика пригодный.
Летом журчит,
А зимой молчит.
В небе кружится,
На землю ложится.
Вывод
Проведя исследование, можно сделать следующий вывод, что
загадка учит нас открывать сходство между «далёкими» предметами. Сходство, которое мы обычно не замечаем. И радость отгадывания не только в том, что догадался, какой это предмет, но и в том, что по-новому его увидел. С помощью загадки мы учимся находить общие признаки в непохожих, казалось бы, предметах. Загадка поворачивает мир по-иному, раскрывает его таинственные стороны. И поэтому загадка не стареет. Сформулированная нами гипотеза подтвердилась. В ходе исследования мы открыли много разнообразных толкований понятия «загадка» и все они строятся на скрытом описании особенностей предмета. Создаются новые загадки про новые предметы, рождающиеся у нас на глазах. И опять человек ищет сходство в различном и не перестаёт этому удивляться. Об этом свойстве «похожести» написал Роман Сеф:
На свете всё
На всё
Похоже:
Змея –
На ремешок
Из кожи;
Луна –
На круглый глаз
Огромный;
Журавль –
На тощий –
Кран подъёмный;
Кот полосатый –
На пижаму,
Я – на тебя,
А ты –
На маму.