Проект урока окружающего мира в 1 классе по теме
«Какой бывает вода?»
(По курсу окружающего мира Начальная школа 21 века Н.Ф.Виноградова )
Тип урока: комбинированный
Цель:раскрыть понятие,что такое вода,продолжить изучение свойств воды в природе ,познакомит учащихся с водой ,как самым ценным минералом на земле,проследить за свойствами воды на основе опытов, о её значении продолжать учить работать в парах,группах; развивать умение выделять главное;
воспитывать бережное отношение к воде,определять свою роль в жизни природы.
Оборудование:Учебник для общеобразовательных учреждений Окружающий мир 1 класс – часть первая. Авт.Н.Ф. Виноградова – Изд. Вентана-Граф-2011 г Рабочая тетрадь Н.Ф.Виноградова Окружающий мир; 1класс---М.: Вентана-Граф,2011,
Мультимедийная презентация ,мультфильм «Капитошка»
Формы работы: фронтальная,индивидуальная, работа в парах, группах
Материалы для опытов (кусочек гранита, речной песок, вода)в стаканах апельсиновый сок, молоко и вода, карточки с цифрами.
Для учащихся: дидактический материал для работы , сигнальные капельки для детей зелёного и красного цвета.
Ход урока
1. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
Ты проверь скорее, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте?
Всё ль в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
-Какой у нас урок? Что мы делаем на уроках окружающего мира?
(Узнаём новое, обыгрываем ситуации, работаем над проектами, проводим исследования.)
2.Актуализация опорных знаний.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья
Живёшь в том доме светлом ты
И все твои друзья Природа
Мы продолжаем изучать природу и её явления .На какие две группы разделяют природу?
(Живая, неживая )
Пушистая вата плывёт куда-то
Чем вата выше, Тем дождик ближе. Слайд-№3
3
К нам на урок приплыло облачко. Посмотрите, кто приплыл на облачке? (Капитошка)
Как много капелек он принёс и разбросал по классу. В каждой капельке задание. Слайд №4 ,№5,№6
4
5
6
Работа в парах
«Собери картинку» (Учащиеся собирают пазлы ) Приложение №1
Индивидуальная работа:
1.Закончи рисунок художника. Что он забыл нарисовать? Приложение2
2.Шифровщик Приложение 3
Работа с классом
Игра «Живая, неживая»
Учитель называет предметы живой и неживой природы : камень, дерево, стол, звёзды, воздух, заяц, оса
Учащиеся показывают сигнал: Зелёная капелька- живая Красная – неживая
(Проверка заданий в парах)
Какие картинки получились? Дождь, сосулька, река, снег)
Слайд №7
Как можно назвать одним словом эти предметы ? Вода
Что забыл нарисовать художник ? (Художник забыл нарисовать воду)
(слайд №8)
Какое слово было зашифровано (Вода)
(слайд №9)
4. Постановка учебной задачи
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
- Что же сегодня узнаем?
- Что для этого надо сделать?
Можете ли вы ответить на вопрос: - Что такое по-вашему вода. Дети формулируют высказывания. Принимаются все ответы.
(слайд №10-№11)

(С помощью учителя дети формулируют цели)

Вода – самый удивительный минерал на Земле . Вода дает жизнь всему живому на планете (слайд12,№13)

Водные массы оказывают благотворное влияние на климат (слайд № 14)

Под воздействием воды разрушаются прочнейшие и мощнейшие горные породы (слайд№ 15)

Удивителен этот минерал еще и тем, что вода единственное вещество на планете, которое может находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.
5.Физкультминутка от Капитошки
слайд №16-№17
Предлагаю вам сегодня знания получать самостоятельно, при помощи тех исследований, которые мы с вами проведем на уроке
Опыт № 1 Мне нужны помощники, которые проведут исследование свойств воды. К рабочему столу я приглашаю группу исследователей. Каждому ученику я даю в руку 3 вещества: Кусочек гранита, речной песок, воду. – Сожмите в ладошке свои вещества. Что вы можете рассказать о нашем исследовании?
Вывод: Вода – жидкое вещество, которое невозможно удержать в руке.
Опыт № 2 В трех стаканах налиты апельсиновый сок, молоко и вода. Я надену на глаза помощников повязки, а помощники должны определить по вкусу, в котором стакане находится вода. Ребята пробуют то, что налито в их стаканы и называют, кому достался стакан с водой. Дети самостоятельно объясняют, как с закрытыми глазами они обнаружили, что в стакане вода. Делают вывод: - Вода не имеет вкуса и запаха.
Опыт № 3 Следующая группа помощников проведет исследование и сделает свой вывод. В 3 колбы налиты апельсиновый сок, молоко и вода. Дети в одной руке демонстрируют классу свою колбу, второй рукой прикладывают к колбе карточку с цифрой.
- Вопрос классу: - Назовите цифры, которые вы видите сквозь жидкости, налитые в колбы? Дети называют только одну цифру, которую видно сквозь воду. Ученики делают вывод, что вода – это прозрачная жидкость.
Опыт № 4 К рабочему столу выходит следующая группа исследователей
- Вам предстоит проделать серьезную работу по исследованию одного из самых главных свойств воды. После проведения опыта, вам предстоит сделать серьезные выводы.
В одной чашке перед вами лежат кубики льда. Чем является лед? Какой он на ощупь? Можно ли его удержать в руке? Первый ученик пытается сформулировать вывод о воде, которая находится в твердом (замерзшем) состоянии.
Объясняет, когда и где в природе можно наблюдать воду в твердом (замерзшем состоянии).
Второй ученик берет кусочек льда и под воздействием тепла своей руки превращает лед в воду, которая стекает в колбочку. Ученик делает вывод о переходе воды из твердого состояния в жидкое. Объясняет, когда в природе можно наблюдать превращение воды из твердого состояния в жидкое.
Третий ученик берет колбочку с небольшим количеством воды и при помощи учителя вставляет её в штатив, под которым учитель устанавливает спиртовку.
Третий ученик делает вывод о том, что под воздействием тепла, вода переходит из жидкого состояния в газообразное. Вода выпарилась из колбочки . Объясняет, когда в природе можно наблюдать переход воды из жидкого состояния в газообразное
(слайд №18-№24)
Появляется таблица

Вывод: Вода бывает в разных состояниях (Жидкое, твёрдое, газообразное) (слайд №25)

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Работа с учебником стр 88.Ответы на вопросы
7.Физкультминутка
Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться,
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши.
После вытремся посуше.
Поверни головку вправо,
Поверни головку влево,
Опусти головку вниз
И тихонечко садись.
О каких свойствах воды вы узнали из физкультминутки?
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Вернёмся к началу урока. О каком веществе мы с вами говорили? В чём его особенность? Как вы думаете, много ли подобных веществ в природе? (слайд №28-№31)

Сейчас вы будете работать в группах. Вспомним правила работы в группе:
Уважай своего товарища.
Слушай других.
Не согласен – предлагай!
1 группа Экологи:
Бережное отношение к воде ( + или -) Приложение №4
2 группа Искатели: Найди воду и разукрась Приложение №5
3 группа Знатоки народной мудрости:
Расшифруй пословицу Приложение №6
Самостоятельная работа ( инд. работа )
Работа в рабочей тетради Н.Ф.Виноградова Окружающий мир; 1класс---М.: Вентана-Граф,2011, стр36
С классом (Коллективная работа)
Задание: вставим недостающие слова:
Вода – это …………………
Вода не имеет …….., ……….и …………….
Вода может …………… вещества
Вода ……… ,…………… и …………

Проверка работы групп. Выводы (слайд №33)

Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Что узнали нового? А что хотели бы ещё узнать?
Какая работа на уроке была для вас интересной и познавательной?
Испытывали ил вы затруднения во время выполнения какого-либо задания на уроке?
А дома, в присутствии родителей, вы можете повторить те опыты, которые мы с вами проделали на уроке и объяснить их.
Посмотрите, какое облачко появилось в классе. Приложение №7
У вас на партах по три капельки
Зелёная -Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим
Вы считаете, что научились многому, но вам ещё нужна помощь.
Красная Вы считаете, что было трудно на уроке.
Приложение №8
Давайте прикрепим их на наше облачко.
Урок окончен.
Приложение 1 Работа в парах
Собери картинку


Приложение 2 Индивидуальная работа
Приложение№3 Шифровщик
Вроэд6ам
Вода
Приложение№4
Приложение 5
Приложение 6
 |  |  |  | |  |  |  | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
 |  |  | |  | ♫ |  |  | ♫ | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
 |  |  |  |  | ♫ | | | | |
Б | е | з | о | в | и | | Без воды нет жизни. | | |
 |  |  |  |  | | | |
ж | н | т | ы | д | | | | |
Приложение 7
Приложение 8
| Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим |
| Вы считаете, что научились многому, но вам ещё нужна помощь. |
| Вы считаете, что было трудно на уроке. |