СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект урока русский язык " Правописание ь знака после шипящих в именах существительных"

Просмотр содержимого документа
«Проект урока русского языка»



Проект

урока русского языка в 3 классе

УМК «Начальная школа XXI века»

Авторы учебника: С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.

Тема: «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих»

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Цели: систематизировать знания учащихся о роли мягкого знака в русском языке, выявить новую роль мягкого знака, как показателя женского рода имен существительных, раскрыть понятие новой функции мягкого знака, доказать, что мягкий знак является показателем женского рода имен существительных; развивать умение наблюдать за языковым материалом, анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы; воспитывать умение слушать мнение одноклассников ,правильно формулировать свои мысли, высказывать собственную точку зрения.

Ход урока.

  1. Мотивирование к учебной деятельности.

-Мы будем на уроке думать? (Да)

-А может будем спать? (Нет)

-Мы будем рассуждать? (Да)

-А в облаках летать? (Нет)

-Друг другу будем помогать? (Да)

-Проверим готовность к уроку.


  1. Актуализация опорных знаний.


На доске записаны пословицы с пропущенными словами. Рядом записаны слова - подсказки, которые нужно вставить в пословицы.


Азбука – к мудрости … . ученью

… время – игре час. ступенька

… и труд всё перетрут. речь

Умную … приятно и слушать. вежливость

… нужна каждому. терпенье

Птица сильна … , а человек дружбой. крыльями

Береги … снову, а честь смолоду. мышь

В своей норе и … сильна. платье


Дети называют слова, которые нужно вставить, учитель их вписывает цветным мелом.

Учитель просит рассмотреть записанные слова.

-Что их объединяет? (ь) Вспомните функции мягкого знака и разделите слова на группы.

После обсуждения, учитель записывает слова на доске в две группы:

-ступенька,вежливость 1) -ь-показатель мягкости согласного звука

-ученью,терпенье, крыльями, платье 2) -ь-разделительный


III. Постановка цели и определение темы урока.


-Почему мы не записали слова мышь и речь ни в одну из групп? Они ведь пишутся с мягким знаком. Является ли он в этих словах показателем мягкости согласных? (Обсуждаем, приходим к выводу, что нет: ш-непарный твердый звук, ч-непарный мягкий звук.) Выполняет ли он роль разделительного знака? (Обсуждаем, выясняем, что не выполняет.) Но мягкий знак пишется в этих словах. Почему? Зачем?

- Какую цель поставим перед собой сегодня на уроке? (Узнать о новой роли мягкого знака.)

-К какой части речи относятся слова: мышь, речь? (Имена существительные)

-Какими звуками они заканчиваются? (Шипящими)

-Какая же тема нашего урока? (Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.)


IV. Работа по теме урока.


1. Работа с учебником стр.169, рубрика «Давай подумаем»

-Прочитайте слова первой и второй строчек. К какой части речи они относятся? Какими звуками заканчиваются? Чем отличается написание слов в первой строчке от слов во второй строчке? Если эти существительные заканчиваются шипящим, то почему в первой строчке у них пишется мягкий знак, а во второй не пишется? Выскажите предположение. (Слова первой строчки мужского рода, а слова второй строчки женского рода.)

Проверим: мяч (он)-м. р. И т.д. Все слова первой строчки мужского рода и без ь.

Дочь (она)-ж. р. и т.д. Все слова второй строчки женского рода и с ь.

-Попробуйте сформулировать правило о написании мягкого знака.

(Мягкий знак пишется на конце существительных женского рода после шипящих.)

-Посмотрим в учебник на стр.170 правильно ли сформулировали правило. Прочитайте.

-О какой же новой роли мягкого знака узнали? (Показатель ж. р. у существительных с шипящим на конце).

-Чтобы лучше запомнить правило, пофантазируйте: почему именно у существительных женского рода он пишется? Какие у вас возникают ассоциации?


V. Физминутка.


VI. Закрепление и применение новых знаний.


- Выполните упражнение 1 на странице 170. ( Дети по цепочке распределяют слова по столбикам .Учитель записывает их на доске, дети в тетрадь.)

- Выполните задания на карточках, работая в парах.

Карточка. Где нужно вставь «ь».

Шалаш…, печ…, ноч…, ключ…, чиж…, брош…, циркач…,дрож…,ковш…,

доч…,меч…


VII. Рефлексия.


А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг у друга: если все слова написаны правильно – отметка «5», если есть ошибки, надо выяснить и устранить их причины. Разбор ошибок (вместе с учителем).


VIII. Домашнее задание: выучить новое правило на стр.170 и выполнить упражнение 4 на 171 странице.



IX. Подведение итогов урока.


-Какую цель вы поставили в начале урока?

-О какой новой роли мягкого знака узнали?

-Как узнать, надо ли писать у существительных после шипящих на конце мягкий знак?

Спасибо за работу.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!