Проект
урока русского языка в 3 классе
УМК «Начальная школа XXI века»
Авторы учебника: С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.
Тема: «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих»
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Цели: систематизировать знания учащихся о роли мягкого знака в русском языке, выявить новую роль мягкого знака, как показателя женского рода имен существительных, раскрыть понятие новой функции мягкого знака, доказать, что мягкий знак является показателем женского рода имен существительных; развивать умение наблюдать за языковым материалом, анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы; воспитывать умение слушать мнение одноклассников ,правильно формулировать свои мысли, высказывать собственную точку зрения.
Ход урока.
Мотивирование к учебной деятельности.
-Мы будем на уроке думать? (Да)
-А может будем спать? (Нет)
-Мы будем рассуждать? (Да)
-А в облаках летать? (Нет)
-Друг другу будем помогать? (Да)
-Проверим готовность к уроку.
Актуализация опорных знаний.
На доске записаны пословицы с пропущенными словами. Рядом записаны слова - подсказки, которые нужно вставить в пословицы.
Азбука – к мудрости … . ученью
… время – игре час. ступенька
… и труд всё перетрут. речь
Умную … приятно и слушать. вежливость
… нужна каждому. терпенье
Птица сильна … , а человек дружбой. крыльями
Береги … снову, а честь смолоду. мышь
В своей норе и … сильна. платье
Дети называют слова, которые нужно вставить, учитель их вписывает цветным мелом.
Учитель просит рассмотреть записанные слова.
-Что их объединяет? (ь) Вспомните функции мягкого знака и разделите слова на группы.
После обсуждения, учитель записывает слова на доске в две группы:
-ступенька,вежливость 1) -ь-показатель мягкости согласного звука
-ученью,терпенье, крыльями, платье 2) -ь-разделительный
III. Постановка цели и определение темы урока.
-Почему мы не записали слова мышь и речь ни в одну из групп? Они ведь пишутся с мягким знаком. Является ли он в этих словах показателем мягкости согласных? (Обсуждаем, приходим к выводу, что нет: ш-непарный твердый звук, ч-непарный мягкий звук.) Выполняет ли он роль разделительного знака? (Обсуждаем, выясняем, что не выполняет.) Но мягкий знак пишется в этих словах. Почему? Зачем?
- Какую цель поставим перед собой сегодня на уроке? (Узнать о новой роли мягкого знака.)
-К какой части речи относятся слова: мышь, речь? (Имена существительные)
-Какими звуками они заканчиваются? (Шипящими)
-Какая же тема нашего урока? (Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.)
IV. Работа по теме урока.
1. Работа с учебником стр.169, рубрика «Давай подумаем»
-Прочитайте слова первой и второй строчек. К какой части речи они относятся? Какими звуками заканчиваются? Чем отличается написание слов в первой строчке от слов во второй строчке? Если эти существительные заканчиваются шипящим, то почему в первой строчке у них пишется мягкий знак, а во второй не пишется? Выскажите предположение. (Слова первой строчки мужского рода, а слова второй строчки женского рода.)
Проверим: мяч (он)-м. р. И т.д. Все слова первой строчки мужского рода и без ь.
Дочь (она)-ж. р. и т.д. Все слова второй строчки женского рода и с ь.
-Попробуйте сформулировать правило о написании мягкого знака.
(Мягкий знак пишется на конце существительных женского рода после шипящих.)
-Посмотрим в учебник на стр.170 правильно ли сформулировали правило. Прочитайте.
-О какой же новой роли мягкого знака узнали? (Показатель ж. р. у существительных с шипящим на конце).
-Чтобы лучше запомнить правило, пофантазируйте: почему именно у существительных женского рода он пишется? Какие у вас возникают ассоциации?
V. Физминутка.
VI. Закрепление и применение новых знаний.
- Выполните упражнение 1 на странице 170. ( Дети по цепочке распределяют слова по столбикам .Учитель записывает их на доске, дети в тетрадь.)
- Выполните задания на карточках, работая в парах.
Карточка. Где нужно вставь «ь».
Шалаш…, печ…, ноч…, ключ…, чиж…, брош…, циркач…,дрож…,ковш…,
доч…,меч…
VII. Рефлексия.
А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг у друга: если все слова написаны правильно – отметка «5», если есть ошибки, надо выяснить и устранить их причины. Разбор ошибок (вместе с учителем).
VIII. Домашнее задание: выучить новое правило на стр.170 и выполнить упражнение 4 на 171 странице.
IX. Подведение итогов урока.
-Какую цель вы поставили в начале урока?
-О какой новой роли мягкого знака узнали?
-Как узнать, надо ли писать у существительных после шипящих на конце мягкий знак?
Спасибо за работу.