СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока русского языка "Что такое суффикс?". 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Задачи урока:

- познакомить с суффиксом как с частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем;

- составить алгоритм нахождения суффикса в словах;

- закреплять умение правильно изменять форму слова, находить и выделять окончания, в том числе нулевые;

- организовать наблюдение за изменением в значении и в составе слов, при наличии суффикса, с опорой на языковой опыт учеников;

- отрабатывать умение выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова;

- способствовать формированию коммуникативных умений при работе в паре, группе.

Просмотр содержимого документа
«Проект урока русского языка "Что такое суффикс?". 3 класс»

Проект урока

  • Учебный предмет: Русский язык

  • УМК «Школа России»

  • Тема урока: «Что такое суффикс?»

  • Тип урока: изучение нового материала

  • Задачи урока:

- познакомить с суффиксом как с частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем;

- составить алгоритм нахождения суффикса в словах;

- закреплять умение правильно изменять форму слова, находить и выделять окончания, в том числе нулевые;

- организовать наблюдение за изменением в значении и в составе слов, при наличии суффикса, с опорой на языковой опыт учеников;

- отрабатывать умение выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова;

- способствовать формированию коммуникативных умений при работе в паре, группе.

  • Ожидаемые результаты:

Предметные:

Научатся:

- выделять суффикс как часть слова, следуя алгоритму

- образовывать новые слова с заданными суффиксами и определять их значение.

Метапредметные:

Познавательные: знать, что такое суффикс, владеть последовательностью действий при обозначении суффикса;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске информации, планирование и постановка вопросов;

Регулятивные: опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;

Личностные:

- осознание учащимися социальной, практической и личностной значимости учебного материала;

- овладение приёмами самооценки и самоконтроля результатов деятельности по предложенным критериям и алгоритму работы; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, интерес, желание больше узнать.

Оборудование: учебник «Русский язык» 1 часть, 3класс, автор Канакина В.П., Горецкий В.Г. Издание: М.: Просвещение, 2014год, методическое пособие.

  • Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

К данному уроку учащиеся познакомились с корнем, окончанием, приставкой как частью слова, умеют находить и выделять их, что важно и готовит учащихся к восприятию и усвоению материала по теме «Суффикс. Словообразование.»

  • Этапы урока и хронометраж:

Этапы

Цель

Время

  1. Мотивация к учебной деятельности

Включение в учебную деятельность

3 мин

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения

Готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий

7 мин

  1. Выявление места и причины затруднения

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

5 мин

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

10 мин

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Усвоение нового способа действий

5 мин

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Применение нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели

7 мин

  1. Включение в систему знаний и повторение

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

5 мин

  1. Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности

3 мин





  • Содержание урока:

п/п

Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование: формируемые УУД

1.

Мотивация к учебной деятельности


Начнём урок. Чтобы все у нас сегодня получилось, как вы думаете, какие качества нам пригодятся? Кто будет вашим помощником на уроке? Пожмите соседу руку и пожелайте друг другу удачи!


Приветствуют учителя и друг друга, называют качества (старание, усердие, внимательность, взаимопомощь и поддержка)


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


2.







Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действий

1. Каллиграфическая минутка. Вспомним точку начала движения при написании строчных букв л, м, я и пропишем соединения букв ыл, ым, ум, ул, зм, зл, зя.


2.Словарная работа.

Поработаем над словом «ученик». Почему оно словарное?


Вспоминают написание, место и способ соединения, проговаривают вслух, записывают.







Рассуждают и доказывают, формулируют мнение и аргументируют его.

Познавательные: логические – анализ наблюдение, сравнение.







Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения.


3.




























4.


Выявление места и причины затруднения

























Построение проекта выхода из затруднения



Отгадайте загадку:

«Стоит дом:

Кто в него войдёт,

Тот ум приобретёт».

- Как называют ученика, который посещает школу?


- Что вы можете сказать об этих словах? Они однокоренные, т.к. у слов есть общая часть, в которой содержится общее значение.


- Выделите известные вам части слова в этих словах.


Работа в парах.

- Какие возникли трудности?

- Почему вы её не обозначили?





Теперь подумайте и скажите, какая цель нашего сегодняшнего урока?



- Сегодня вы узнаете, как называется часть слова, которая изменила состав слова и оттенок его значения.

- Попробуем сами составить такие пары однокоренных слов, имеющих разные оттенки значения. Прочитайте группы слов на доске.

Медведь – медведица – медвежонок. Волк – . . . – волчонок.

Тигр - . . . - . . .

Орёл – орлица - . . .

. . . – зайчиха - . . .

. . . – лосиха - . . .


- В каждом ряду вы образовали формы одного и того же слова или родственные слова? Назовите в словах, обозначающих детёнышей ту часть, которая помогла образовать эти слова. Где она находится?

-Так какую же тайну языка вы сегодня откроете?


1.Работа по учебнику

Стр.89 «Сведения о языке» - работа с правилом

Беседа по вопросам:

- Как называется часть слова, которая стоит за корнем?

- Для чего служит суффикс?







Физкультминутка


Записывают:

школа




школьник.



Они однокоренные, т.к. у слов есть общая часть, в которой содержится общее значение.




Выделяют окончание и корень.



Есть часть -ник, которую никак не обозначили.


Потому что эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием.




Познакомиться с новой частью слова.
















Читают и записывают.

Медведь – медведица – медвежонок. Волк – . . . – волчонок.

Тигр - . . . - . . .

Орёл – орлица -

. . . – зайчиха - .

. . . – лосиха - . . .




Это родственные слова






Часть слова –онок, –ёнок-


находится между корнем и окончанием,


с помощью них образуются новые слова






Читают.



Суффикс



Суффикс служит для образования новых слов.


Регулятивные: целеполагание;








Коммуникативные: постановка вопросов;







Познавательные: общеучебные самостоятельная постановка цели, формулирование проблемы.








Регулятивные: планирование, прогнозирование;




Познавательные: постановка и решение проблемы, логические -построение логической цепи рассуждений, моделирование, выдвижение гипотез и их обоснование;






Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5.


















6.














7.












8.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи












Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону













Включение в Включение в систему знаний и повторение











Рефлексия учебной

деятельности



Работа по учебнику.

Стр.89. Упр.165 (фронтальная работа, устно)

- Прочитайте задание к упражнению165.

- Какое значение имеют эти суффиксы?

- Где живут южане, северяне, горожане?

- Какое же значение имеют суффиксы – ан, -ян, -анин?



- Сейчас вы поработаете в группах, обсудите порядок нахождения суффикса. Работа по карточкам.


Создание алгоритма.


Давайте сравним ваши алгоритмы с алгоритмом в учебнике на с.90.

Чтение алгоритма в учебнике, определение группы, наиболее правильно определившей алгоритм.



Выполнение упр.167, стр.90

Спишите. Выделите в словах окончание, корень и суффикс, пользуясь алгоритмом. Подумайте, какое значение в данные слова вносит суффикс?


- На какой вопрос отвечают эти слова?



Что нового узнали?

- Что для вас было самым сложным?

- О чём расскажите дома?

Поблагодарите друг друга за работу на уроке.

Урок окончен.





Читают


Отвечают




Эти суффиксы называют людей по месту их жительства









Создают алгоритм

- Сначала обозначаем в слове окончание, потом – корень.


Часть слова между окончанием и корнем и будет суффиксом.


Сравнивают





Решают типовые задания с использованием изученного алгоритма.

Списывают, выполняют задание используя алгоритм.


Эти суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное значение



Отвечают на вопросы кто? что?




Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения.






Регулятивные: контроль, коррекция, выделение осознанного.



Личностные: самоопределение, учебное сотрудничество





Познавательные: логические-

анализ, обобщение














Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценка степени знаний; взаимоконтроль.


Личностные: самоопределение


Познавательные: логические - сравнение, анализ, классификация.



Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, учет разных мнений;

Познавательные: общеучебные -рефлексия;

Личностные: смыслообразование.























Список литературы

  1. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом ФГОС: Методическое пособие /Под редакцией Н.Н. Деменевой.- М:АРКТИ, 2014.- с. 152 (Начальная школа)

  2. Учебник «Русский язык» 1 часть, 3 класс, автор Канакина В.П., Горецкий В.Г. Издание: М.: Просвещение, 2014 год.

  3. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. выражений / Российская АН. Ин-т рус. яз.; Российский фонд культуры. – М.: АзъLtd., 1992.

  4. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе: Пособие для учителя 3 кл./ Под ред. А.Б. Воронцова. -М., 2011

  5. Онищук, В.А. Урок в современной школе.- М.,1981

  6. О.И.Дмитриева «Поурочные разработки по русскому языку» к УМК В.П.Канакиной.

  7. Электронное интерактивное приложение.








Оценка проекта урока

Бланк №1

п\п

Порядковый № в схеме, данной в ч. 3

Параметр оценки

Балл (3,2,1)

Самооценка

учителя

Оценка преподавателя НИРО

1

1

Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся

3


2

2

Реализация компетентностного подхода

2


3

3

Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность

2


4

4

Развивающая направленность заданий

3


5

6

Логика построения урока

2


6

7.

Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора

2


7

8

Методы обучения и методические приемы, целесообразность их выбора

2


8

9

Характер используемой наглядности

2


9

10

Целесообразность и функциональность используемых средств обучения

3


10

12

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей

3


11

13

Формирование мотивационного компонента учебной деятельности

2


12

14

Постановка учебных задач. Организация целеполагания

2


13

15

Формирование познавательных УУД

3


14

16

Формирование регулятивных УУД

2


15

17

Формирование коммуникативных УУД

3


Всего баллов

36



Максимальная сумма – 45 баллов (разработанный урок полностью соответствует ФГОС), минимальная – 15 баллов (урок является традиционным).



Анализ соответствия структурных частей проекта урока

Бланк №2

№ п/п

Структурные части проекта и параметры их оценки

Балл (3,2,1)

Самооценка

учителя

Оценка преподавателя НИРО

1

Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачетной работы

3


2

Качество блока ожидаемых результатов проекта

2


3

Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока

3


4

Соблюдение требований к плану урока

3


5

Качество теоретического обоснования

2


6

Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект)

3


Для оценивания используется следующая шкала: 3 – соответствует требованиям, 2 – частично соответствует, 1 - минимально соответствует, 0 – полностью не соответствует. Максимальная сумма – 18 баллов, минимальная – 6 баллов.

Таким образом, оценка проекта урока и структурных частей проекта урока в сумме может составить 63 балла максимально.

Критерии оценки зачетной работы преподавателем НИРО:

  • менее 31 балла – не зачтено

  • 32 – 45 – зачтено с замечаниями

  • 46 - 63 - зачтено


6