Проект урока русского языка во 2 классе по теме
«Учимся писать буквы согласных в корне слова»
(По курсу русского языка Начальная школа 21 века Н.Ф.Виноградова )
Тип урока: открытие новых знаний
Цели урока: изучить правописание парных согласных на конце слова;
установить закономерности корневой орфограммы, опираясь на фонетический разбор слова; способствовать развитию умения проверять парные по звонкости-глухости согласного в конце слов;
дать понять учащимся, что парные согласные в конце слова произносятся одинаково глухо, и их написание нужно обязательно проверять либо изменением числа, либо подбором родственного слова, у которого после проверяемого согласного звука звучит гласный или звонкие согласные звуки [л], [м], [н], [р], [й']
содействовать воспитанию культуры учебного труда, воспитанию личностных качеств учащихся: взаимовыручки, дружелюбия, толерантности
Оборудование. Иванов С.В. Русский язык: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч 1;.М.И.Кузнецова. Пишем грамотно: 2 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений.М. - Вентана-Граф, 2013.
3. Карточки: для индивидуальной работы, для групповой работы,
4. Опорные схемы «Правописание слов с безударной гласной», «Правописание слов с парной согласной
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах
Ход урока
1. Организационный момент
Ну, ребята, чур, молчок!
Начинается урок!
- Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласных звуков. А теперь – чьё имя начинается с согласного звука.
2.Постановка учебной задачи.
1.Индивидуальная работа
2.Работа в группе
3.Фронтальная работа(с остальными учащимися)
Учитель предлагает составить буквенную запись слова
[ прут ]
Проверка работы 1задания по образцу
Проверка работы 2 задания
(Дети отвечают на вопросы карточки, делают выводы ,сравнивают с текстом учебника)
Проверка работы 3 задания
у детей могут появиться два варианта (принимаются все варианты)
прут пруд
Уточняем лексическое значение этих слов.
прут пруд
Давайте подумаем, можно ли проверить ,какую букву писать?
дети высказывают свои предположения
-можно изменить слово
Пруд -пруды прут-прутик
Какие буквы вызвали сомнения? (д-т)
Что мы знаем об этих буквах? (согласные, парные)
Как можно назвать эти буквы? (орфограмма)
В какой части слова эта орфограмма находится?(в корне)
Что мы знаем об этих буквах? (согласные, парные)
Как можно назвать эти буквы? (орфограмма)
В какой части слова эта орфограмма находится?(в корне)
3.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Формулировка темы и целей урока
– Прослушав стихотворение, вы определите тему урока
В нашем русском языке
Ходят пары «налегке».
Часто «хитрые подружки»
Подменить хотят друг дружку.
Как узнать писать какую -
Эту букву иль другую.
Предстоит сегодня вам
Всё расставить по местам.
– Давайте попробуем сформулировать тему …( Правописание парных согласных в корне слова
– Чтобы решить проблему, поставьте перед собой цели, продолжив фразы?
) – Я узнаю …
– Я научусь …
– Я сумею …
– Да, мы узнаем правила проверки парных согласных, научимся находить слова с парными согласными, сумеем их проверять и правильно писать.
– Как вы хотите работать на уроке?(Индивидуально, коллективно, работать в парах ,в группа)
Включение в систему знаний. Работа по учебнику
– На какой странице тема урока? (с. 98)
Рубрика «Давай подумаем» (Ученик читает, дети коллективно отвечают)
– Прочитайте правило «Обрати внимание»
– Какое слово подбирают для проверки? (Родственное)
– А после сомнительного согласного, какой окажется звук? (Гласный)
Алгоритм (… родственное слово, чтобы после согласного оказался гласный
Постановка проблемы, обсуждение и реализация проекта выхода из затруднения.
Работа в группах
– Как вы думаете, как ещё можно проверять сомнительные парные согласные, вы определите, поработав в группах
Что? Какой? хле .. (б, п) хлебный тру.. (д, т) …….н…. тетра..ь (д, т) …….н…. дож..ь (д, т) ……л…. | Что? Какой? холо.. (д, т) холодный гри.. (б, п) ……..н… моро.. (з, с) ……..н… тру.. (з, с) ……..л… |
– На доску вывешиваем. Проверяем. Делаем вывод.
(В проверочном слове после сомнительного парного согласного может оказаться…
– Прочтём правило «Подсказку» в учебнике (с. 99)
Алгоритм (… изменить слово, чтобы после согласного оказались согласные [л] [м] [н] [р] [й'])
4.Физкультминутка
Дети читают стихотворение и выполняют движения.
Мы писали, мы писали
Наши глазки так устали
Вместе сделаем зарядку
Будет все у нас в порядке.
Быстро, быстро поморгаем
И моргая, отдыхаем
Поворачиваем шею
Отдохнет она скорее
Раз, два, раз, два
Продолжается игра.
5.Первичное закрепление. Работа в парах по учебнику
Стр. 99 упражнение 1. Разбор устно. Письменно в парах.
Проверка. Докажите, почему так написали…Повторение правила. Самооценка.
6.Разноуровневая самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (внутренняя речь)
– На индивидуальных карточках с двух сторон задания. 1 ряд
Выберите одно себе по силам и в карточке выполните.
1 вариант. Прочитай. Исправь ошибки. Ночью был сильный морос. Выпал мягкий снек. Красиф зимний нарят. |
2 вариант. Вставь пропущенные буквы. Улетели птицы на ю.. . Ду.. скинул свой наря.. . Са.. осенью опустел. |
Работа в рабочей тетради стр 33-34 2 ряд (взаимопроверка)
Работа в рабочей тетради в парах стр. 33-34 2 ряд
Проверка заданий по образцу.
Закрепление знаний.
Игра «Баскетбол»
-Слова-мячики с парной согласной, которую нужно проверять, забросьте в корзину:
дрозд
травка
флаги
коза
гриб
петух
лев
сова
морж
– Какое правило применили?
– Как проверить сомнительные парные согласные?
- Достигли мы целей урока? Продолжите фразы …
– Я узнал …
– Я научился …
– Я умею …
– Что для вас было трудным? А что интересным?