Окружной конкурс проектных и исследовательских работ
Тема:
"ВЛИЯНИЕ ПОЧВЫ НА РОСТ РАСТЕНИЙ"
Номинация: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
Авторы:
Зюкова Снежана
Полякова Маргарита
Руководитель работы:
Богачева Елена Викторовна
Содержание:
Введение.
Основная часть.
Глава 1. ДОРОЖЕ ЖЕМЧУГА И ЗЛАТА ПОД НОГАМИ – ЗЕМЛЯ!
Глава2. ПОЧВА И РАСТЕНИЯ
2.1. УСЛОВИЯ ПОСАДКИ
2.2. Результаты эксперимента через неделю
2.3. 14 дней с начала эксперимента
2.4. Результаты опытов через 30 дней
Глава 3. РАЗРУШЕНИЕ ПОЧВЫ НЕЛЬЗЯ ДОПУСТИТЬ!.
Заключение.
Список литературы.
Приложение 1.
Приложение 2.
ВВЕДЕНИЕ
«…Родная земля – самое великолепное, что нам дано для жизни. Её мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа»
К. Паустовский
Богата наша земля. Люди разыскали в ней залежи железа, меди, золота, угля, нефти. Им нет цены. И все же самое ценное на Земле – земля, почва.
О земле говорят – плодородная. Она родит плоды – рожь, пшеницу, картофель, ягоды, фрукты.
Всё, что растёт и живёт на Земле обязано почве – тонкому слою, который укрывает бесплодный грунт. В ней из семян рождаются зелёные росточки, она кормит и поит весь необъятный растительный мир. Где сохранилась почва, там взметнулись ввысь деревья, наливаются колосья пшеницы, разносится аромат зрелых яблок.
Издревле на Руси занимались земледелием. Обрабатывать землю, сеять хлеб – дело трудное, но почётное. Вырастить хороший урожай, значит быть сытым и богатым. Потому с необычайной любовью и уважением относились люди к земле.
Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Например, земля или по-другому почва. Мы каждый день шагаем по неё, вытаптывая ботинками, с весны до глубокой осени бороним, рыхлим, поливаем на садовых участках. Всем известная и знакомая, непознанная и таинственная!
Один из героев сказки на вопрос: «Что самое ценное на свете?», сказал: «Самое ценное на свете – земля. На ней мы рождаемся, живем и умираем, она наша кормилица. Поэтому земля – дороже жемчуга и злата» (Приложение 1).
Меня очень заинтересовала эта тема, и я решила найти ответ на вопрос «Поэтому земля – дороже жемчуга и злата?».
Тема нашего исследования: «Влияние почвы на рост растений».
Объект исследования: почвы различного состава.
Предмет исследования: влияние почв разного состава на рост растений.
Возникло ещё много проблемных вопросов:
А что ж такое земля, почва, что за волшебное вещество, если оно способно прокормить целое человечество?
Почему почвы бывают разного цвета?
По каким причинам одни садоводы получают богатый урожай со своего приусадебного участка, а другие – скудный?
Цель исследования: изучение влияния состава почвы на рост растений.
Задачи исследования:
собрать и изучить информацию о почве;
провести наблюдения за ростом растений в почвах различного состава;
изучить условия роста растений в различных почвах;
проанализировать полученные результаты и сделать самостоятельные выводы.
Гипотеза исследования
Мы предположили, что растения могут расти и развиваться в почве при создании определенных условий; значит, если изменять условия роста растений, состав почвы, то можно выяснить, какую роль играет состав почвы на рост растений.
Практическое значение исследования в том, что оно может быть использовано на уроках биологии и географии, во внеклассных мероприятиях, обратит внимание на необходимость бережного отношения к почве родного края.
Глава 1. ДОРОЖЕ ЖЕМЧУГА И ЗЛАТА ПОД НОГАМИ – ЗЕМЛЯ!
Почва – это верхний плодородный слой земли. Над её созданием беспрерывно трудятся солнце и ветер, бактерии и лишайники превращают горные породы в песок и глину. Отмершие остатки растений и животных образуют перегной – самый плодородный слой почвы. Проходит 300 лет, пока появится 1 см такого слоя. Как долго, тщательно трудится природа над созданием почвы! Теперь всё серьёзнее задумываемся мы, что важно беречь почву.
Почему же почва плодородна? Наверное, в ней содержится то, что необходимо растениям для жизни.
Корни растений дышат воздухом, который есть в почве. Всасывают из почвы воду. Вместе с водой получают растворённые в ней минеральные соли – питательные вещества необходимые для жизни растений.
Но солей в почве мало. Растения могли бы их быстро израсходовать, но этого не происходит. Благодаря перегною запас солей в почве постоянно пополняется. Бактерии, живущие в почве, постепенно превращают остатки растений в перегной. Чем больше перегноя, тем почва плодороднее.
В природе животные повышают плодородие почвы. А человек добивается плодородия почвы, специально обрабатывая и ухаживая за ней: перекопка и рыхление обеспечивает поступление в почву воздуха, сохранение влаги, повышение всхожести семян; удобрение повышает количество питательных веществ в почве; прополка не позволяет сорнякам заглушать рост культурных растений.
Характеристика почв
Песчаные почвы
Песчаные почвы – это лёгкие, тёплые, хорошо пропускают воду, поэтому поспевают раньше других. Однако большинство овощных культур испытывают на них недостаток влаги: после дождей или полива питательные вещества промываются в нижние слои и становятся недоступными растениям. Эти почвы бедны также и микроэлементами. Поэтому перед посевом или посадкой овощных культур рекомендуется внесение глин в виде порошка до 10 кг/м2 с дополнительным обогащением почвы перегноем (3 кг/м2) и фосфорно-калийными удобрениями. Песчаные и супесчаные почвы — относятся к легким.

Их состав – это бесчисленное количество частичек песка, через которые с легкостью просачивается влага.
- Эти почвы мало содержат питательные вещества.
- Они быстро прогреваются, но и также легко теряют тепло.
- Их легко и просто обрабатывать и они хорошо впитывают влагу.
- Но без систематической дополнительной обработки они не смогут обеспечить хороший урожай посаженных садово-огородных культур так как
- Растения обычно страдают от «недополучения» и нехватки воды.
Из-за своей большой влагопроницаемости практически все питательные вещества из таких почв быстро вымываются, а органические вещества — начинают разлагаться. Поэтому в такие почвы необходимо добавлять гумус и связывающие вещества — компост и порошок торфа. Песчаные почвы часто имеют примесь глины.
Улучшают плодородие таких почв искусственно - путем создания плодородного слоя или же постоянного внесения органических удобрений. Добавлять удобрения лучше в весеннее время и маленькими дозами. При внесении достаточного количества органических удобрений и необходимой влаги на песчаных супесчаных почвах хорошо растут плодовые деревья.
Солончаковые почвы
Солончаковая почва – это почва, в которой много растворимых солей по всему профилю. В верхнем слое такой почвы содержание солей может достигать 60 процентов.
Солончаковые почвы образуются под влиянием грунтовых, обогащенными минералами вод или засоленной горной породы. Они распространены в полупустынях, пустынях и южных степях, где могут простираться на обширные территории.
В местах близкого залегания грунтовых вод, в условиях выпотного режима происходит сильное испарение воды с поверхности почвы. Если грунтовые воды содержат минералы, то после испарения в капиллярах почвы оседают соли. Со временем процент их содержания увеличивается. Иногда солончаки могут образовываться из-за неправильного орошения, минерализации богатых натрием, хлором и серой растений-галофитов, наноса солей с помощью ветра и т.д.
Черноземые почвы
Чернозём – это богатые плодородные почвы, которые можно назвать гордостью России, её национальным достоянием. Во время Великой Отечественной войны немцы вагонами вывозили чернозём с Украины наравне с иными ценностями нашей великой страны. О великолепных свойствах чернозёма упоминается и в древних летописях V-VI века: «чернозёмная земля – наилучшая кормилица народа, потому что она не боится ни холодов, ни ветров и ливней, ни засухи».

Природное совершенство чернозёма не способны заменить никакие минеральные и органические удобрения. Ведь чернозём формируется в природе в течение нескольких тысяч лет, в условиях тёплого и влажного климата. Создать чернозём искусственно невозможно, так как на его образование влияют сотни природных факторов (геологических, климатических, биологических и т.д.)
Чернозёмные почвы характеризуются богатым содержанием гумуса (особенно – в верхних слоях), питательных веществ, зернистой либо комковой структурой, высоким (до 70%) содержанием кальция, огромным количеством полезных для растений микроорганизмов и прекрасными водно-воздушными качествами. В чернозёме имеются полезные гуминовые кислоты (смесь органических соединений), которые являются самой ценной фракцией гумуса, легко усваивающейся корнями растений.
Как чувствуют себя растения в различных по составу почвах? При каких условиях растения развиваются лучше, активнее?
Чтобы проследить за ростом растений, мы провели опыты. Подготовили для эксперимента почвы разных видов.
Наша экспериментальная площадка

Подготовили для посадки семена фасоли, пшеницы

2. ПОЧВА И РАСТЕНИЯ
2.1. УСЛОВИЯ ПОСАДКИ
Семена предварительно замочили в воде.

Произвели посадку семян фасоли и пшеницы в разную почву


2.2. Результаты эксперимента через неделю
Пшеница взошла дружно в песчаной почве на 4 день, а черноземой на 6 день. В песчаной рыхлой почве побеги гуще и выше, чем в черноземой.

Семена фасоли быстро проросли в песчаной почве на 5 день, в черноземой проросла только семя фасоли на 6 день после посадки, а в солонцовой почве всходы появились только через неделю и довольно слабый росток.
Проверяем, как развивается корневая система у пшеницы. В песчаной почве корни пшеницы более сильные и мощные.
Пшенице больше понравилась почва с большим содержанием песка рыхлая, пористая. В ней хорошо корням растений. Всходы дружные, сочные стебли. В земле богатой минеральными солями пшеница растёт хуже.
2.3. 14 дней с начала эксперимента
Всходы пшеницы и фасоли в песчаной почве растут дружно, листья развиваются дружно и довольно крупные.
В черноземой почве хотя и растут медленнее, немного отличаются от всходов в песчаной почве, лишь размером так как взошли на 2 дня позже.
В почве солонцовой взятой со двора в школе всходы появились с разницей 1 (фасоль)-2 недели(пшеница). Значит данная почва вовсе не благоприятна для роста растений в ней мало питательных веществ для роста ростов.

Пшеница одинаково активно растёт в почве песчаной и черноземой. Немного длиннее стебли у побегов, разросшаяся корневая система в почве черноземой. А вот в солонцовой почве(земля) пшеница растет плохо.
Фасоль | 10.02 | 11.02 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
Песок | | | | | | всходы | | | | | | | | | |
Солончак (Земля | | | | | | | | всходы | | | | | | | |
чернозем | | | | | | | | всходы | | | | | | | |
Пшеница | 10.02 | 11.02 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
Песок | | | | | всходы | | | | | | | | | | |
Солончак (земля) | | | | | | | | | | | | | | | всходы |
чернозем | | | | | | | всходы | | | | | | | | |
2.4. Результаты опытов через 30 дней


Пшеница в черноземой почве всё же «обогнала» на 2 см своих собратьев, растущих в песчаной почве, но концы побегов пожелтели, значит, растениям не хватало влаги и питательных веществ.
У фасоли, которая росла в песчаной и черноземой почве, уже по 6-8 настоящих листочков появились «усы». Длина стебля 55-65см. Возможно, растениям недостаточно света, они тянутся к солнцу. У фасоли, которая росла в солонцовой почве, появилось только 4 настоящих листика. Второе семя вовсе не взошло.
Глава 3. РАЗРУШЕНИЕ ПОЧВЫ НЕЛЬЗЯ ДОПУСТИТЬ!
Все может родная земля: накормить душистым хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. Вот только защитить сама себя она не может.
Природа и сама участвует в разрушении почвы: ветра, пыльные бури, дождевые потоки. Овраги – враги почвы! Они образуются в местах промоин, потоков воды.
Растения – первые помощники в сохранении почвы от выдувания ветром и вымывания водой. Там, где растений нет, вода и ветер быстро сносят слой почвы. Поэтому для защиты почв люди сажают лесополосы, траву, стараются правильно обрабатывать почву, борются с оврагами.
Существует много экологических проблем почвы, в которых виноваты люди, которые беспощадно вырубают деревья, уничтожая леса. «На наш век хватит!», - думаем мы. Очень трудно найти оправдание людям, которые так бессовестно и неразумно губят природу, не задумываясь о том, что на этой земле будут жить их дети и внуки. Кроме того, вырубки ведут к разрушению почвы, обмелению небольших речушек, образованию оврагов.
Большой проблемой является замусоривание лесных массивов. Когда мы ездим отдыхать на природу, часто натыкаемся на мусорные свалки. Папа мне рассказал, что детьми в лесу они играли, собирали цветы и грибы. Но когда мы с семьей приходим в лес сейчас, чтобы отдохнуть, то обнаруживаем огромную свежую свалку: большое количество пластиковых бутылок, пакетов, стаканчиков, старые вещи, бумаги. Мусором засыпаны ручьи и берега рек. На все это невозможно смотреть без слез! Что же мы делаем? Ведь ядовитые отходы свалок не только обезображивают природу, но и уничтожают почву и все живое в ней.
Если мы сейчас не будем заботиться о природе, об охране почвы, может случиться непоправимая беда! Об этом рассказывает другая сказка
(Приложение 2).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно подвести итоги экспериментов. Для растения необходима рыхлая, богатая в меру минеральными солями, влажная почва. Только тогда они будут чувствовать себя хорошо. У здоровых растений активно развивается корневая система. Мощные, сильные корни всасывают больше питательных веществ, растение хорошо растёт и развивается. При недостатке какого-либо компонента растение хуже растёт, а иногда и погибает. Не зря в народе говорят «Земля заботу любит», «Богатство соразмерно плодородию земли», «Цена земли - цена плодородия», «На необработанной земле лишь бурьян растёт». Чем насыщеннее и плодороднее почва, тем лучше чувствуют себя растения, посаженные в неё.
При более внимательном изучении почвы с помощью наблюдений и опытов, я пришла к следующим выводам:
в состав почвы входят: воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина;
состав почвы влияет на рост растений;
при благоприятных условиях: высадке в богатую питательными веществами почву растения дают дружные всходы, хорошо и быстро растут;
растения нуждаются в почве разного состава: одни хорошо растут в чернозёмной почве, другие – в песчаной;
всем растениям нужна вода и воздух, содержащиеся в почве;
при неблагоприятных условиях, неправильном подборе почвы, условий содержания, растения слабеют, а иногда и погибают;
Результатом исследовательской работы считаю то, что были проведены наблюдения за ростом растений в почвах разного состава.
Список источников информации:
Литература:
Большая детская энциклопедия: Химия / сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000.
Пасечник В.В.Биология растения Учебник для 6 класса М.: Дрофа, 2012.
Сайты в Интернете:
http://greenplaneta.3dn.ru/index/chuvashskie_pogovorki_i_poslovicy_o_zemle/0-
http://driveural.ru/2012/07/09/eko-karta.html
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%F7%E2%E0
Иллюстрации:
Фотографии из личного архива
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сказка о земле
Дороже жемчуга и злата.
У старика была дочь-красавица на выданье. Собрались добры молодцы – все хорошие и пригожие. Кого выбрать отцу дочери в мужья? И предложил он женихам ответить на три вопроса. Первый вопрос: «Без чего не может жить человек?». Один говорил – без коня, другой – без денег. И только самый молодой Иванушка дал правильный ответ: «Жить нельзя без воды, без воздуха, без земли». На второй вопрос: «Чего больше всего на земле?», Иван ответил: «На земле больше всего зёрен песка и глины». Последний вопрос гласил: «Что самое ценное на свете?». Молодцы вспомнили всё: и жемчуга, и золото, и драгоценные камни. Один Иван сказал: «Самое ценное на свете – земля. На ней мы рождаемся, живем и умираем, она наша кормилица. Поэтому земля - дороже жемчуга и злата».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Матушка-кормилица
Пришли однажды древние люди на лесную поляну. Сидят, думу думают: «В лесу много съедобных корешков, зёрен, ягод, да далеко за ними ходить. Нельзя ли у своего жилья вырастить?»
Сожгли люди деревья, пни выкорчевали, землю взрыхлили. Посадили растения. Поливают, сорняки выпалывают. Ждут урожая. И Почва, сначала рассердившись на людей за костры, смирилась. Радуется: ухаживают за ней, рыхлят, поливают, заботятся.
Мало стало людям земли, сожгли они весь лес вокруг. Огромные поля вспахали. Ждут богатого урожая. А тут ветер ураганный налетел да дождь ливневый. Унёс ветер самый плодородный слой почвы, а вода смыла весь будущий урожай. Жжёт Солнце беспощадную пустыню. Взмолилась Почва: «Люди добрые, спасите меня от палящего зноя, нещадного ветра, буйной воды! Уж я вам добрым урожаем отплачу».
Защитили люди Почву. Но стали люди замечать, что с каждым годом урожай всё меньше, а растения болеют и погибают. Ругают люди Почву. А Почва говорит им: «Что же вы всё одно по одному сеете да не даёте мне отдохнуть, сил набраться?» Придумали люди севооборот.
Обрадовалась Почва, одаривает людей хорошим урожаем. Да новая беда пришла. Прознали люди, что можно больше урожая получать, если кормить почву разными удобрениями, а против вредителей – ядами поливать. Возмутилась Почва: «Пощадите! Не могу я переварить всё это! Гибнут мои жители. Есть у природы другие средства, чтобы подкормить и защитить растения». Стали люди птиц привлекать и компост делать.
Вот и осенние заботы у людей закончились. Наступили холода. Укрылась Почва снегом. Заботливо оглядывает своих жителей. Кому норку подправит и листьев подстелет, кому сладкий корешок даст, кому зёрна бережёт. Но неугомонный ветер задумал разметать весь снег, чтобы промёрзла почва. Снова ищет защиты Почва у людей: «Спасите меня и моих жителей от гибели неминучей!» Задержали люди снег на полях.
Тут бы и зажить им счастливо. А люди давай разные новинки в Почву закапывать. Опять сетует Почва: «Не родились ещё у меня такие жители, которые бы превращали эти новинки в питательные вещества для моих растений. Спасите меня, уберите это безобразие!»
Только зажили дружно и богато, ан нет – нашли люди в земле железные руды, золото, уголь, нефть и другие полезные ископаемые. Стали скважины бурить, котлованы огромные рыть, а Почву пустой породой заваливать. Каркают стаи ворон над этими странными дымящимися горами. Умирает под ними Почва: «Тяжко мне. Ядовитые газы меня отравили. Не растёт на мне ни травинки, ни деревца. Не радуют меня и пчёлки мои любимые».
И решили люди впредь заботиться о почве, не дожидаясь новой беды.
14