Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4» города Абакана
Проект деятельности инновационной площадки по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма МБОУ «СОШ № 4» города Абакана
«ВМЕСТЕ ПРАВИЛЬНО ШАГАТЬ!»
Автор – составитель:
учитель ОБЖ
МБОУ «СОШ № 4»
Ветрова Галина Владимировна
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети. Беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому – детская жизнь.
Ежегодно на дорогах нашего города совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибают дети, десятки малышей получают ранения и травмы.
Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии самыми эффективными методами.
С 2010 года МБОУ «СОШ № 4» города Абакана работала по программе «Мой безопасный район» в рамках профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Основное направление деятельности образовательного учреждения при реализации данной программы – научить школьника безопасному поведению в условиях дорожного движения, привить ему навыки быстрой и точной оценки ситуации на дорогах, и тем самым устранить причины, следствием которых может быть дорожно-транспортное происшествие. Результатом реализации программы стало – создание единой системы по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, снижение нарушений правил дорожного движения, уровня травматизма школьников на дорогах города.
В 2013 году на базе образовательного учреждения открылся детский сад «Ромашка», который ежедневно посещают более 50 детей 3 – 6 лет. Все дошкольники и обучающиеся нашей школы – жители микрорайона Юго-Западный, поэтому возникла необходимость создания единого безопасного образовательного пространства, деятельность которого направлена на создание преемственности в обучении детей безопасному поведению на дорогах в соответствии с возрастными особенностями на всех ступенях образования.
В результате совместной деятельности педагогов детского сада и школы был создан проект «Вместе правильно шагать». Основное направление проекта - обеспечение непрерывности педагогического процесса, начиная с дошкольного учреждения, где формируются, развиваются, прививаются детям навыки безопасного поведения на улице и дорогах.
Цель проекта:
Создание условий для обеспечения непрерывности и преемственности в обучении и воспитании детей дошкольного возраста и обучающихся школы в рамках профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи проекта:
- выработать единую систему воспитательно-образовательной работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по привитию ребенку приемов безопасного поведения в дорожно-транспортной среде города;
- привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс по формированию навыков безопасного поведения в дорожных ситуациях.
Новизна проекта
Проект может быть реализован в рамках совместной деятельности общеобразовательного учреждения с системой работы ДОУ по обучению правилам дорожного движения.
Создание совместной деятельности по формированию практических навыков безопасного поведения детей на дороге позволит достичь конкретных результатов. Реализация проекта обеспечит активное участие детей, родителей и педагогов.
Новизна проекта заключается в:
Применение инновационных форм и методов воспитания и обучения правилам безопасного поведения на улицах города.
Развитие волонтерского движения и активное вовлечение родителей и педагогов в воспитательный процесс.
Совместной деятельности педагогов школы и детского сада в обучении детей навыкам поведения в дорожных ситуациях.
Моделирование реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровыми формами в целях лучшего усвоения и закрепления полученных знаний.
Участники проекта:
- воспитанники детского сада;
- обучающиеся школы;
- воспитатели детского сада «Ромашка» и педагогический коллектив МБОУ «СОШ № 4»;
- родители воспитанников и обучающихся;
- школьный отряд ЮИД «Опасный поворот»;
- инспекторы по пропаганде ОГИБДД МВД г. Абакана;
- библиотека;
- психологическая служба школы.
Сформированность ресурсной базы:
Для реализации проекта будут использованы: актовый и спортивный залы школы, оборудованный кабинет ПДД, уличная асфальтированная площадка с дорожной разметкой, набор переносных знаков, велосипеды, интерактивная доска, мультимедийное оборудование, музыкальная аппаратура, методическая библиотечка, видеотека.
Продолжительность реализации проекта:
С мая 2017 года – по 30 июня 2018 года.
Подготовительный этап: май 2017г. – сентябрь 2017 года.
Нормативно-правовое обеспечение:
- изучение нормативных документов;
- изучение позитивного опыта работы образовательных учреждений;
- разработка локальных актов, необходимых для функционирования проекта;
- разработка и реализация перспективного плана мероприятий.
2. Педагогическая поддержка
- целевое повышение профессиональной компетенции педагогов;
Практический этап: 1 сентября 2017 г. – май 2018 года
- реализация проекта «Вместе правильно шагать»
- организация и проведения совместных акций, мероприятий с воспитанниками детского сада, обучающимися, родителями;
- выпуск тематических презентаций;
- выпуск печатной продукции (газеты, буклеты, листовки и т.д.);
- диагностика деятельности общеобразовательного и дошкольного учреждений в рамках работы по проекту.
Обобщающий этап: май 2018 г. – июнь 2018 года.
- анализ работы по проекту;
- подведение итогов реализации проекта;
- составление рекомендаций по работе в данном направлении, исходя из полученных данных;
- обобщение опыта работы.
Ожидаемые результаты:
- привлечение всех участников образовательного процесса (педагогов, воспитанников и обучающихся школы, родителей) к массово-разъяснительной работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
- снижение уровня травматизма детей и нарушений правил дорожного движения.
Содержание проекта:
В результате деятельности по проекту планируется создание единой системы профилактической работы образовательного и дошкольного учреждений. В ходе реализации проекта будет осуществляться деятельность по пропаганде безопасности дорожного движения по разработанному плану совместных мероприятий, что позволит педагогам комплексно решить задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенностей и уровень их психического и физического развития.
Работа по реализации проекта ведётся в трёх направлениях:
Работа с воспитанниками:
- диагностика (определение уровня сформированности навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде);
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- организованные формы обучения на занятиях;
- самостоятельная деятельность ребенка;
- экскурсии и наблюдения;
- обучающие игры;
- встречи с инспектором ГИБДД;
- взаимодействие с учащимися и отрядом ЮИД;
- обучение практическому использованию теоретических знаний в области дорожного движения;
- патрулирование опасных участков дороги в микрорайоне;
- обучение элементарным правилам оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.
Работа с родителями
- анкетирование;
- памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;
- консультации;
- папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;
- родительские собрания, с привлечение инспекторов ГИБДД;
- совместное изготовление макетов, атрибутов к сюжетно-ролевым играм;
- конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей;
- изучение опыта семейного воспитания «Воспитание грамотного пешехода»;
- выставка рисунков, плакатов по ПДД;
Работа с педагогами:
- Занятия обучающего семинара «Формирование культуры дорожного движения»;
- Обучающие тренинги;
- Консультации для педагогов по проблеме травматизма на дороге;
- Выставка игровых и дидактических пособий;
- Презентация материалов для родителей;
- Методическое обеспечение педагогов;
- Разработка критериев, диагностических карт для детей по ПДД;
- Отчет воспитателей о ходе реализации проекта.
Принципы обучения
Научно основанный и систематизированный подход к определению принципов обеспечивает необходимую эффективность и объективность, целенаправленный объем изучаемого материала необходимого и достаточного для безопасного общения ребенка с улицей и дорогой. Содержание обучения должно обеспечивать целостный, законченный на определенном уровне усвоения характер проблемных знаний, умений и навыков. Здесь действуют принципы:
- принцип стандартизации учебных средств и содержания формируемых у учащихся знаний, умений и навыков путем системного структурирования учебного материала по годам обучения;
- принцип целостности в процессе построения содержания обучения. Целостность формируемых знаний, умений и навыков может быть обеспечена посредством системного структурирования учебного материала, систематизирующим фактором которого выступает уровень овладения содержанием;
- принцип преемственности обучения ПДД в дошкольном заведении и в школе. Этот принцип может быть реализован в виде взаимосвязанных структуры и содержания обучения ПДД в начальной школе, средней и старшей ступенях общеобразовательной школы;
- принцип связи содержания с практикой заключается в том, что включает в себя различные формы актуализации теоретического материала на жизненных примерах (рассказы, стихи, игры, разбор дорожных ситуаций т. д.)
- принцип дифференциации содержания ПДД включает в себя идею последовательного ступенчатого изучения правил дорожного движения в зависимости от необходимого уровня его усвоения, в соответствии с этим решается вопрос необходимости единого и непрерывного процесса обучения ПДД.
Важное значение в построении содержания и повышении уровня преподавания ПДД, кроме приведенных выше имеют следующие принципы:
- многоуровневости развивающего процесса обучения, преподавания и учения, планирования занятий по ПДД;
- преемственности в преподавании ПДД для школьников и дошкольников.
- наглядности в подаче материала, используя плакаты, видеоролики, макеты дорожных знаков, компьютерные игры и т. д.;
- доступности в подаче изучаемого материала, достигаемого правильным построением теоретических уроков и практических занятий;
- целостности структуры и состава учебного плана и программы.