Муниципальное казенное образовательное учреждение
Краснозерского района Новосибирской области
Нижнечеремошинская средняя общеобразовательная школа
Проект «Возрождение малой Родины»
2015 г.
Содержание
1. Информационная справка……………………………..………….……….3
2.Актуальность …………………………………….……………………… 10
3.Паспорт проекта….…………………………………….….……………….12
3.1 Цель проекта …………………………………….…………………..12
3.2 Задачи проекта ..…………………..…………………………………..12
4. Этапы и сроки реализации проекта…………………….…………..…....13
5.План реализации проекта ………………………………...……………..…14
6.План пошаговых действий реализации проекта…………………..……18
7.Финансово-экономическое обоснование проекта …………………….. 27
8.Ожидаемые результаты…………………………………..………..………28
9. Показатели оценки проекта …………………………...……………….29
10. Дальнейшее развитие проекта………………………………………..….30
11. Смета расходов…………………………………………………………….31
12.Характеристика проекта…………………………………………………32
Информационная справка
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Нижнечеремошинская средняя общеобразовательная школа. Село Нижнечеремошное, Краснозерского района, Новосибирской области, телефон 83835767246, e-mail: [email protected] ,
Школа расположена в живописном уголке на берегу реки Карасук, вокруг леса и поля. Удобное транспортное расположение – в 1,5 километре от республиканской трассы, регулярное движение автобусов соединяющих Карасукский и Краснозерский район и областной центр г. Новосибирск. В селе работает Дом культуры, спортзал, тренажёрный зал, сельская библиотека, ФАП, магазины, котельная, таким образом, социальные условия позволяют школе нормально функционировать.
Типовое двухэтажное здание школы построено в 1973 году. В школе 13 оборудованных кабинетов:
Русского языка - 2 кабинета
Математики - 2 кабинета
Химии, биологии
Информатики, физики
Географии
Истории и обществознания
Иностранного языка
Начальных классов – 4 кабинета
Учебные мастерские на 12 рабочих мест
Спортивный зал, площадью135 кв. м
Актовый зал совмещен со столовой площадью 76 кв.м
Столовая на 70 мест
Спортивные площадки 0,5 га.
Приусадебный участок площадью 1 га.
Компьютерный класс, локальная сеть.
Технический парк: ПАЗ-322121.
Территория школы является экологически чистой, эстетически обустроенной, различные деревья и кустарники, множество цветочных клумб. Приусадебный участок позволяет обеспечить школьную столовую овощами, зеленью, ягодами, удешевляя питание детей.
Состав обучающихся:
В школе обучаются 108 учащихся, осуществляется ежедневный подвоз школьным автобусом учащихся, живущих на отдалённой территории. На первой ступени обучения 1-4 классы обучается 49 учащихся от 6,5 до 11 лет в режиме 6-ти дневной недели. Главное назначение начальной школы – воспитательное и развивающее. Особое значение имеют согласованные действия и единство требований к учащимся семьи и школы, воспитание у них положительного отношения к учебе.
Вторая ступень обучения 5-9 классы это 47 учащихся от 11 до 15 лет, здесь продолжается формирование познавательных интересов и их самообразовательных навыков. Задачи второй ступени – заложить фундамент общей образовательной подготовки, необходимой для продолжения образования на третьей ступни и создание условий для самовыражения учащихся на учебных и вне учебных занятиях в школе и вне ее. Большое внимание уделяется трудовому воспитанию и самообслуживанию.
На третьей ступени обучения 10 и 11 классы обучается 12 человек 15-17 лет. Завершается образовательная подготовка учащихся, их гражданское становление. До 90% выпускников нашей школы ежегодно поступают в ВУЗы и техникумы.
Условия существования образовательного процесса
Школа имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности № А0000689 от 4.02.2011 г. и свидетельство об аккредитации серия 54 А 01 № 0002657 от 13.08.2015 г. Министерства образования Новосибирской области. Материально-техническая база школы и кадровое обеспечение позволяют осуществлять образовательный процесс и получать хорошие результаты успеваемости, качества и степени обученности учащихся.
Условия организации образовательного процесса
Школа занимается в одну смену при 6-ти дневной неделе. Продолжительность урока в 1классе 40 минут, 2-4 классах 45 минут, в основной и старшей школе 45 минут. После уроков в начальной школе динамический час согласно расписанию.
Средняя наполняемость классов 9 человек. Количество учащихся на одного учителя – 6 человек
Учебная площадь в расчете на одного обучающегося составляет 6 м2.
Школьная библиотека располагает необходимым фондом литературы более 50 книг на одного ученика.
В школе оборудован компьютерный класс на 6 рабочих мест, есть выход в Интернет.
Для всех учащихся организован горячий завтрак. Бесплатными завтраками охвачены дети из многодетных и малообеспеченных семей, социально не защищенные. Для детей с ОВЗ организовано 2-х разовое горячее питание.
В школе ежегодно организовывается летний отдых учащихся на спортивно –оздоровительной площадке
В школе службами надзора ведется строгий контроль за соблюдением техники безопасности в кабинетах, спортзале, мастерских и территории школы, пожарной и электробезопасности. Разработаны и утверждены инструкции по технике безопасности школы.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Всего педагогов - 17
из них имеют высшее образование - 15
среднее специальное – 1
без специального образования -1(обучается в НГПУ)
Учителя 1-4 классов - 4
Учителя 5-11 классов- 13
Все педагоги работают согласно специализации диплома.
Квалификационные категории, всего - 17
Первую - 12
Высшую - 2
Соответствие занимаемой должности -1
Не проходившие аттестацию - 2
Награждены грамотами Министерства образования РФ - 1
Лауреат районного конкурса «Учитель года 2008» - 1
Лауреат районного конкурса «Учитель года 2009» - 1
Победители Всероссийского конкурса «День Победы»- 2
Призёры районных конференций «70 лет Победы», «20 лет Конституции РФ»- 2
Участник Всероссийского конкурса «Академия педагогики» - 1
По педагогическому стажу:
от 5 до 10 лет - 3 более 10 лет- 6
Средний возраст педагогов - 41 год
Доля учителей- мужчин - 12%
Все педагоги каждые пят лет своевременно проходят курсы повышения квалификации. Систематически принимают участие во Всероссийских и региональных олимпиадах по предметам, занимают призовые места, каждый учитель имеет персональный сайт, на котором делится педагогическим опытом. Педагоги регулярно участвуют в районных методических объединениях, где решают накопившиеся проблемы, дают открытые уроки , обмениваются опытом .
Социальный статус школы: Социальный паспорт семей
Всего проживает семей с детьми, в том числе: | 75 |
1. Малообеспеченных | 27 |
- в них детей | 24 |
2. Находящихся в социально опасном положении | 3 |
- в них детей | 4 |
3. Многодетных | 20 |
- в них детей | 44 |
4. Неполных | 9 |
- в них детей | 9 |
5. Семей имеющих детей с ОВЗ | 7 |
-в них детей | 11 |
6. Один или оба родителя инвалиды | 1 |
- в них детей | 3 |
7. С детьми-инвалидами | 3 |
- в них детей | 6 |
8. Приёмных | 1 |
- в них детей | 1 |
9. С детьми, находящимися под опекой/попечительством | 4 |
- в них детей | 7 |
10. Вынужденных переселенцев из стран СНГ | - |
- в них детей | - |
11. С детьми, состоящими на учёте в органах внутренних дел | 7 |
- в них детей | 11 |
12. Один или оба родителя которых находятся в местах лишения свободы | - |
- в них детей | - |
13. Один или оба родителя осуждены к мерам наказания, не связанным с лишением свободы | - |
- в них детей | - |
Образование родителей: | |
14. Родители, имеющие высшее образование | 16 |
15. Родители, имеющие средне-специальное образование | 25 |
16. Родители, имеющие среднее образование | 43 |
17. Родители, имеющие не полное среднее образование | 50 |
Социальные особенности семей обучающихся
Показатели по школе на 01.09.ежегодно | Учебный год |
2012-2013 | 2013-2014 | 2014-2015 |
Численность учащихся | 119 | 115 | 111 |
Детей - инвалидов | 2 | 3 | 3 |
Детей из многодетных семей | 35 | 47 | 42 |
Детей из малообеспеченных семей | 42 | 41 | 24 |
Детей, потерявших кормильца | 3 | 3 | 5 |
Детей из неполных семей (матерей - одиночек) | 3 | 3 | 12 |
Детей из семей родителей – пенсионеров | 1 | 1 | 0 |
Детей, подверженных девиантному поведению | 2 | 0 | 0 |
Контингент:
Уч. год | Обучающиеся |
2012-2013 | 117 |
2013-2014 | 114 |
2014-2015 | 110 |
2015-2016 | 108 |
Качественные показатели успеваемости обучающихся в образовательном учреждении
за последние 3 года.
Уч. год | Качество знаний | Уровень обученности |
2012-2013 | 26,4% | 93,2% |
2013-2014 | 31,7% | 97,2% |
2014-2015 | 37,2% | 97,8% |
Результаты ОГЭ за 2014-2015 учебный год
Русский язык | 72,7% |
Математика | 55,5% |
Результаты ЕГЭ
предмет | 2012-2013 | 2013-2014 | 2014-2015 |
Русский язык | 47 | 56,6 | 36 |
Математика | 27 | 32,6 | 31 |
Дополнительное образование
Кружков на базе ОУ-0
Кружки в КДЦ - 12
Кружки от ДЮСШ - 3
.
Актуальность
Современная реальность такова, что попадание школьника в ситуацию неопределенности, поиска становится обыденным явлением. Общая нестабильность, присущая современной ситуации обостряет вероятность принятия школьниками непродуманных решений социального характера.
Необходимо учитывать и то, что у наших детей понимание действительности очень часто искажается красочным видеорядом, виртуальными образами средств мультимедиа.
Цивилизованное развитие российского общества напрямую связано с обновлением образования на селе. Поиски новых форм в обучении и воспитании учащихся связаны сегодня с процессом модернизации содержания образования, созданием оптимальных условий для позитивной социализации ребенка, гуманизации среды его обитания и жизнедеятельности.
В сельской социальной общности, где школа и учитель просматриваются «всем миром», прослеживается закономерность: если школа далека от остро волнующих людей проблем сельской жизни, она вряд ли может рассчитывать на активную поддержку людей. По нашему мнению, сельская школа сегодня является важнейшим фактором жизнеобеспечения сельской семьи, развития сельскохозяйственного производства и стабилизации социальной жизни села. Школа формирует менталитет личности. Взаимозависимая жизнь людей в сельской социальной общности создаст особые условия, в которых протекает школьная жизнь. Сельская школа, функционирующая в среде традиционной крестьянской культуры, одновременно отражает и усиливает ее специфические стороны - личностный и открытый неформальный характер отношении между людьми, приверженность народным традициям. Благодаря школе интенсивно повышается культурный уровень села. Ее культурообразующая функция заключается в том, что школа вынуждена компенсировать недостатки семейного воспитания в дошкольный период. Мы считаем, что в целом сельская школа играет более значительную роль в жизни ребенка, его семьи, сельского сообщества, чем школа в мегаполисе, крупном областном центре, малом городе.
Цифры государственной статистики пугающие: за последние 5 лет естественный прирост населения составляет -3,7%. Смертность возросла в 1,5 раза. Сокращается продолжительность жизни людей. Причинами сложившейся ситуации являются неблагоприятные условия жизни и труда, алкоголизм, наркомания, туберкулёз, онкология, загрязнённость окружающей среды, стрессы. Помимо этого от 40-50 % детей рождаются здоровыми, 65% беременных женщин имеют патологии, 2 из 4 беременностей прерываются абортами.
И на этом фоне очень отчетливо обозначился кризис российской деревни. Будущее села зависит от того, как сложится дальнейшая судьба выпускников школы, вернутся ли они домой, получив профессиональное образование.
Анализ социально- экономических тенденций показывает, что в реальности происходит отток трудоспособного населения из села. Так, социологические исследования показывают, что 89 % выпускников нашей школы твердо намерены уехать из села и жить в городе, 4 % еще не определились и лишь 7% детей хотят жить и работать в родном селе (в основном - это дети из неблагополучных и социально незащищенных семей). Большинство респондентов не видят сферу деятельности в родном селе, хотя отмечают, что любят свою малую родину и желают ей процветания.
Наша школа в настоящее время реализует концепцию воспитательной системы школы с гражданско- патриотическим компонентом. Поэтому разработка социального проекта явилась личностно и общественно значимой формой работы.
В результате проведённых нами исследований выяснилось, что сейчас наметилась тенденция «равнодушия» детей к возможности вернуться после учебы в родное село. Все ярче обозначается проблема трудоустройства молодёжи, проблема создания благоприятных социальных условий жизни в деревне. Для предотвращения оттока молодых людей из сельской местности назрела необходимость в создании специальной программы по закреплению молодёжи на селе.
В связи с этим встает необходимость кардинального изменения подхода к решению данного вопроса общественности и самих молодых людей.
В данной ситуации создание условий для трудоустройства, повышения заработной платы, обеспечения жильем и улучшения организации и проведения досуга молодёжи является важным моментом в решении обозначенной проблемы: улучшения демографической ситуации на селе, а значит и его гарантированного будущего. Мы как способ решения данного вопроса определили для себя реализацию проекта «Возрождение малой Родины»
3.ПАСПОРТ ПРОЕКТА
3.1.Цель проекта: Привлечение внимания общественности к проблеме оттока молодёжи из села, создания новых рабочих мест и развития малого бизнеса, привлечение инвестиций, улучшение демографической ситуации.
3.2. Задачи проекта.
Общие задачи.
• Создание заказа молодёжи на социальные условия жизни на селе.
• Выявление причин возникновения проблемы.
• Развитие интереса подростков к будущему родного края.
• Воспитание активной жизненной позиции подростков.
• Разработка собственного варианта решения проблемы.
Частные задачи
1 блок:
• Изучить нормативно - правовую базу по данному вопросу.
• Выявить накопленный различными организациями и учреждениями опыт работы по интересующим направлениям.
• Провести анкетирование по изучению интересов и запросов
школьников, их родителей, молодёжи, оставшейся в селе и уехавшей по организации трудоустройства и созданию социальных условий.
• Изучить возможности социума по оказанию помощи в реализации проекта
2 блок:
• Провести «мозговой штурм» на общешкольном собрании МКОУ Нижнечеремошинская СОШ.
3 блок:
• Привлечь общественность и родителей к решению проблем занятости сельской молодежи.
4.Этапы и сроки реализации проекта.
Сроки реализации программы – декабрь 2015 –декабрь 2018( 3 года)
Реализация данного проекта условно подразделяется на три этапа:
Подготовительно - организационный (2015- 2016 гг.);
Основной: теоретический и практический (2017г.),
Заключительный (2018 г.).
5.План реализации проекта
2015-16 гг.
| декабрь | Январь, февраль | Март, апрель | Май июнь | Июль-сентябрь | Октябрь, ноябрь | декабрь |
Администрация школы | Заказ разработки проектов | Создание условий для работы инициативной группы | Осуществление воспитательной работы с подростками в духе любви к родному краю. | | Поиск при необходимости источников финансирования проекта | Участие в проведении итогового тестирования | |
Инициативная группа | Анализ ситуации, наброски плана проекта | Исследование общественного мнения, выявление актуальной проблемы | Организация переговорных площадок с представителями администрации села и района, руководителями организаций. | Осуществление обратной связи по качеству реализации проекта. | Разработка плана проведения заключительного этапа акции – конкурса активистов проекта | Проведение анкетирования по выявлению степени удовлетворённости всех участников проекта |
Учащиеся и молодёжь села | | Участие в диагностической работе, «Мозговой штурм» - предложения по решению сложившейся проблемы. | Активное участие в культурно-массовых мероприятиях и организации досуга. | Участие в промежуточной диагностике по уровню удовлетворённости процессом реализации проекта | Организация участия подростков и молодёжи в соревнованиях различного масштаба для улучшения имиджа родного села. | Организация переговорных площадок с представителями администрации села и района, руководителями предприятий и организаций по вопросам обучения по договору и дальнейшем трудоустройстве молодёжи. | Коррекция планов на следующий год. |
Педагогический коллектив | | Организация рекламных акций: выпуск рекламных проспектов «Реализуй себя», статьи в районной и школьной газетах, выступления с поддержкой проекта, значимых для ребят взрослых. |
Родители | |
Ближайший социум | | Оказание материальной и финансовой помощи, составление сметы проекта | Оказание помощи в проведении рекламных акций реализации проекта (участие в показательных акциях, играх и конкурсах) | | Оказание материальной и финансовой помощи | Помощь в коррекционной деятельности по дальнейшей работе в данном направлении. |
План реализации проекта
2017 год
| Январь, февраль | Март, апрель | Май июнь | Июль-сентябрь | Октябрь, ноябрь | декабрь |
Администрация школы | Создание условий для работы инициативной группы | Осуществление воспитательной работы с подростками в духе любви к родному краю. | Возрождение сада: посадка плодово-ягодных культур | Поиск при необходимости источников финансирования проекта. Создание мастерских прикладного искусства и ателье по ремонту обуви и пошиву одежды | Осуществление контроля за проводимой работой, оказание консультационной помощи | Организация подведения и обобщения опыта |
Инициативная группа | Анализ ситуацииИсследование общественного мнения, выявление актуальной проблемы | | Проведение анкетирования по выявлению степени удовлетворённости всех участников проекта |
Учащиеся и молодёжь села | Участие в диагностической работе, «Мозговой штурм» - предложения по решению сложившейся проблемы. | Активное участие в культурно-массовых мероприятиях и организации досуга. | Посадка плодово-ягодных культур | Работа в саду. Организация участия подростков и молодёжи в соревнованиях различного масштаба для улучшения имиджа родного села. | Организация переговорных площадок с представителями администрации села и района, руководителями предприятий и организаций по вопросам обучения по договору и дальнейшем трудоустройстве молодёжи. Работа в саду и мастерских | Функционирование ателье и мастерских. Анализ приобретённого опыта. Коррекция планов на следующий год. |
Педагогический коллектив | Организация рекламных акций: выпуск рекламных проспектов «Реализуй себя», статьи в районной и школьной газетах, выступления с поддержкой проекта, значимых для ребят взрослых. |
Родители |
Ближайший социум | Оказание материальной и финансовой помощи по необходимости | Оказание помощи в проведении рекламных акций реализации проекта (участие в показательных акциях, играх и конкурсах) | Оказание помощи инициативной группе | Оказание материальной и финансовой помощи | Помощь в коррекционной деятельности по дальнейшей работе в данном направлении. |
2018 год
| Январь, февраль | Март, апрель | Май июнь | Июль-сентябрь | Октябрь, ноябрь | декабрь |
Администрация школы | Анализ проделанной работы | Осуществление воспитательной работы с подростками в духе любви к родному краю. | Возобновление работы в саду | Поиск мест сбыта полученной продукции | Контроль за сбытом полученной продукции Разработка плана проведения заключительного этапа акции – конкурса активистов проекта | Подведение итогов реализации проекта. Проведение анкетирования по выявлению степени удовлетворённости всех участников проекта Награждение активистов проекта. |
Инициативная группа | Исследование общественного мнения, выявление актуальной проблемы | Организация переговорных площадок с представителями администрации села и района, руководителями организаций. | Осуществление обратной связи по качеству реализации проекта. |
Учащиеся и молодёжь села | Участие в диагностической работе, «Мозговой штурм» - предложения по решению сложившейся проблемы. | Активное участие в культурно-массовых мероприятиях и организации досуга. | Участие в промежуточной диагностике по уровню удовлетворённости процессом реализации проекта. Осуществление трудовой деятельности по направлениям. | Организация участия подростков и молодёжи в соревнованиях различного масштаба для улучшения имиджа родного села. | Организация переговорных площадок с представителями администрации села и района, руководителями предприятий и организаций по вопросам обучения по договору и дальнейшем трудоустройстве молодёжи. | Подготовка к отчётному собранию по реализации проекта |
Педагогический коллектив | Организация рекламных акций: выпуск рекламных проспектов «Реализуй себя», статьи в районной и школьной газетах, выступления с поддержкой проекта, значимых для ребят взрослых. |
Родители |
Ближайший социум | Оказание материальной и финансовой помощи, составление сметы проекта | | | Оказание материальной и финансовой помощи | Принимают участие в отчётном собрании по реализации проекта |
6. План пошаговых действий реализации проекта.
План работы
Поле деятельности | Исполнитель |
1. Проведение диагностической работы
2. Организация «мозгового штурма» на родительском собрании
3. Сбор информации по данной теме, имевшиеся попытки решения проблемы
4. Конкурс плакатов «Мой дом родной»
5. Выступления агитбригады в клубе, «Живи, село!»
6. Распространение листовок среди молодежи со справочной информацией «Как помогают молодым».
7. Поддержка и материальное поощрение талантливой молодёжи села.
8. Организация участия подростков и молодёжи в соревнованиях различного масштаба для улучшения имиджа родного села
9. Проведение акций по сбору средств на реализацию проекта: концерты, ярмарки и.т.д.
10. Организация рекламной акции проекта в СМИ
11. Оказание материальной и финансовой помощи в реализации проекта, а также поощрение активно участвующих в проекте
12.Проведение диагностики по удовлетворённости степенью реализации проекта
13. Проведение конкурсов по практической реализации программы с выявлением и награждением победителей денежными призами (в номинациях: «Молодёжь за спорт и здоровье», «Молодёжь за культурный досуг» и « Молодёжь за интеллект и эстетику», «Супер - семья», для руководителей организаций или учреждений - « За вклад в развитие села» | Инициативная группа
Инициативная группа
Инициативная группа
Администрация школы Классные руководители, родительский комитет
Инициативная группа
Администрация школы
Администрация села, частные предприниматели.
Инициативная группа, администрация школы, родительский комитет
Спонсоры и меценаты Инициативная группа
Спонсоры и меценаты
Администрация школы Родительский комитет
Инициативная группа Инициативная группа, администрация школы и села. |
Шаг первый - изучение общественного мнения.
Цель исследования:
- выявление уровня проводимой работы по закреплению молодежи на селе для дальнейшей её коррекции;
- выявление степени удовлетворённости молодёжи, родителей существующими условиями жизни на селе;
- оформление заказа на создание экономических, социальных и культурных условий.
Основные задачи:
- Разработать диагностический материал;
- Выяснить интересы и склонности современных школьников, молодёжи, стиль жизни, их мечты и устремления, а также удовлетворенность существующей организацией досуга.
- Выявить взгляды родителей на будущую самостоятельную жизнь детей.
- Провести анализ полученной информации;
- Сформулировать выводы на основе изучения полученного материала
Сбор информации
Для выявления возможностей и проблем закрепления молодёжи на селе инициативная группа провела диагностико - аналитические процедуры;
анкетирование школьников, их родителей, учителей,
представителей ближайшего социума;
изучение возможностей социума по оказанию помощи в реализации проекта.
Анализ данных и оформление выводов
В результате анкетирования было опрошено 33 учащихся 9-11 классов, 37
родителя, 12 человек работающей молодёжи, 75 представителей сельского
социума.
Было выявлено, что подавляющее большинство наших подростков желают самостоятельную жизнь начать в городе. За это высказались 87 % детей. Из них 54 % подростков видят в этом возможность найти высокооплачиваемую работу, 23% считают, что в городе им после учебы можно будет устроиться по интересующей специальности, 10% опрошенных хотели бы уехать в город из-за наличия больших возможностей организации культурного досуга, 3% видят в этом просто смену жизненного уклада.
Около 97% родителей учеников нашей школы были бы рады тому, что их дети после окончания учебы переехали бы на постоянное место жительства в город. Они считают, что в селе недостаточно перспектив для молодых людей как в экономическом, так и в социальном плане.
Многие на вопрос «Что бы вы предложили сделать для закрепления молодежи на селе» отвечали «разработать программу по обучению молодёжи и дальнейшему её трудоустройству в селе», «благоустраивать село», «создавать условия для самореализации молодёжи».
Главной причиной невозможности заняться интересующим их делом молодые люди считают слабые материальные возможности и низкую заинтересованность государства и взрослых (ближайший социум), руководителей села в реализации индивидуальных способностей и возможности самореализации.
Участие в общественной жизни многие (около 60°/о) определили для себя как участие в работе по благоустройству территории села, уход за больными и престарелыми - 16%, участие в рейдах по охране общественного порядка - около 14%, т.е. можно сделать вывод, что большинству небезразлична экологическая обстановка села Нижнечеремошное.
В будущем основная масса молодежи планирует освоить такие профессии как экономист, юрист, программист, медицинский работник, т.е. большинство хочет связать себя с такими видами деятельности, которые мало связаны с сельским хозяйством.
Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что большинство ребят испытывает потребность в обновлении и совершенствовании содержания и способов организации досуга на селе, проявляет желание изменить сложившееся положение совместно со всеми заинтересованными в этом взрослыми. Они считают необходимым пополнить свой теоретический и практический арсенал под руководством компетентных взрослых.
При заполнении анкет родители продемонстрировали убежденность в необходимости создания программы по закреплению молодежи на селе, воспитания подрастающего поколения «всем миром», создания в селе, школе и семье благоприятной нравственно - психологической атмосферы. Многие родители выразили готовность в оказании посильной помощи при реализации личностно и общественно значимых начинаний молодежи и подростков.
Итоги анкетирования учителей и представителей социума позволяют констатировать значимость данной проблемы для них, так как постепенное снижение количества жителей и «старение» села может привести к закрытию многих организаций и учреждений, а значит и к вопросу дальнейшего существования села вообще. Было выявлено наличие потенциальных возможностей социума для оказания помощи в создании условий для решения обозначенной проблемы.
Изучая статистические отчеты администрации Нижнечеремошинского сельсовета, мы пришли к выводу, что в последнее время тенденция сокращения количества жителей нашего села во многом связана с тем, что существующая организация жизни в сельской местности требует кардинального изменения в соответствии с современными требованиями общества. Снизилось количество браков из-за оттока молодежи в город, как следствие этого уменьшилась цифра родившихся за год детей (см. паспорт села). Растет смертность, увеличивается средний возраст жителя села.
В ходе исследования мы выяснили, что в настоящее время вопросы поддержки молодых семей, о мерах по повышению рождаемости в условиях неблагоприятной медико-демографической ситуации являются одними из приоритетных направлений социальной работы в стране, области и районе. Они рассматриваются как одно из средств улучшения демографической ситуации в стране, что говорит о возможности гарантированной поддержки нашего проекта руководителями предприятий и организаций, администрации села и района, родителями. Изучив возможности социума по оказанию помощи в реализации проекта, мы предполагаем достигнуть определенных успехов при реализации проекта.
Шаг второй - « Мозговой штурм »
На общем сходе граждан села Нижнечеремошное инициативная группа объявила о создании и реализации в течение 2015-2016 учебного года проекта «Возрождение малой Родины!» на базе МКОУ Нижнечеремошинской СОШ с целью привлечения внимания общественности к проблеме оттока молодёжи из села, привлечения инвестиций и улучшения демографической ситуации.
При формировании плана дальнейших действий нашей школы мы решили прежде всего уточнить свое понимание, предназначение («миссии школы»), т.е. определить на реализацию какой части общего социального заказа мы нацелены и решение каких проблем считаем приоритетными и представили данные позиции на обсуждение общественности:
* необходимость реализации стратегии модернизации школьного образования.
* важность удовлетворения запросов со стороны основных участников образовательного процесса – учащихся, их родителей и педагогов.
Процесс развития школы должен способствовать повышению конкурентноспособности школы, обретению ею своего собственного «лица», неповторимого и привлекательного для тех, к кому оно обращено. Превращение школы из массовой, общеобразовательной в школу как хранительницу села. Это именно тот ориентир, который определяет развитие нашей школы. Поэтому мы стремимся к созданию школы - хранительницы села, школы гуманистической ориентации, содействующей сохранению и распространению национальной культуры и исторических традиции малой родины, формированию достойного человека – гражданина, семьянина – родителя, специалиста-профессионала, настоящего хозяина земли, способного возродить и сохранить село.
Такая формулировка миссии школы «Школа - хранительница села», по нашему мнению, способна удовлетворить образовательные потребности всех субъектов образовательного процесса.
По ходу «мозгового штурма» обозначились следующие направления совместной работы по решению проблемы с учетом выявленных возможностей родителей и социума:
• Организация социальной переписки с администрацией села и района, депутатами для решения вопросов трудоустройства подростков, предоставления социальных льгот, благоустройства социально - культурных объектов на селе.
• Приобщение к ЗОЖ;
• Раскрытие индивидуальных способностей каждого;
• Выполнение заказа молодых людей на социально - экономические условия жизни на селе.
• Внедрение опыта предприимчивых людей по организации увлекательного отдыха горожан в сельской местности;
Воспитание у обучающихся гражданственности, законопослушания, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Отечеству.
Шаг третий- формулирование актуальной проблемы
В ходе исследований мы пришли к выводу, что необходимо создание такой программы закрепления молодых людей на селе, чтобы они были заинтересованы экономически, заняты основную часть свободного времени личностно и общественно значимой деятельностью, удовлетворены социальными условиями жизни. Максимально также привлечь их самих к развитию малого и среднего бизнеса, к организации досуга и т.п.
Так как в нашем селе недостаточно возможностей для трудоустройства и основная масса имеющихся сельскохозяйственных профессий низко оплачиваема, то было решено направить руководителям администраций района и села письмо с предложениями по расширению производства и преобразованию сети социальных услуг.
Шаг четвёртый – план решения проблемы.
Мы предлагаем решать выявленную проблему при реализации следующего плана.
Совместно с администрацией сельского совета, совета общественности:
Разработка плана встреч с жителями села с целью информирования о видах и формах малого и среднего бизнеса, предоставляемых льготах, ознакомления с новейшими технологиями в области сельскохозяйственного производства, обсуждения организации стабильно функционирующих каналов сбыта сельскохозяйственной продукции и т.п.;
Размещение в сети Интернет, на сайтах школы и администрации сельсовета информации о проекте «Живи, село родное!», с целью привлечения внимания бывших выпускников школы, туристов или горожан к перспективности сотрудничества;
Разработка программы по благоустройству села;
Организация по возможности в свободных помещениях (КДЦ, бывшее здание ФАП) парикмахерской, ателье по ремонту обуви и пошиву одежды.
Создание дополнительных рабочих мест за счет программы развитие малого бизнеса:
возрождение фруктово-ягодного сада за счёт земель муниципального фонда;
реорганизация пасеки;
создание мастерской по изобразительно- прикладному искусству: берестоплетение, лозоплетение , изготовление предметов быта, рисование картин на бересте.
2. Совместно с администрацией школы и родительским активом организовать работу по направлениям:
Конкурс плакатов «Мой дом родной».
Выступления агитбригады «Живи моё село!».
Распространение листовок среди подростков и молодежи со справочной информацией «Как помогают молодым».
Поддержка и материальное поощрение талантливой молодёжи села.
Организация участия обучающихся и молодёжи в соревнованиях различного масштаба для улучшения имиджа родного села.
Проведение акций по сбору средств на реализацию проекта: концерты, ярмарки и т.д.
3. Для обеспечения общей заинтересованности проектом объявить о проведении конкурсов по практической реализации программы с выявлением и награждением победителей денежными призами.
Награждение будет проходить в номинациях: «Молодёжь за спорт и здоровье», «Молодёжь за культурный досуг» и « Молодёжь за интеллект и эстетику», «Супер – семья», а так же для руководителей организаций или учреждений – « За вклад в развитие села».
4. Для привлечения молодых людей в кружки организовать рекламные акции: выпуск рекламных проспектов «Реализуй себя», статьи в школьной и районной газетах, выступления с поддержкой проекта значимых для ребят взрослых.
5. Пропаганда развития малого и среднего бизнеса через реализацию ряда школьных проектов «Обучение через предпринимательство», «Бизнес на рассаде», «Больше кислорода» и др.
6. Привлекать ближайший социум (меценатов и спонсоров) к оказанию материальной и финансовой помощи в реализации проекта.
7. Финансово-экономическое обоснование проекта
План затрат.
1. Приобретение саженцев (яблоня, вишня, груша, малина, смородина, ежевика, черноплодная рябина) – 5000 руб.
2. Приобретение сельхозинвентаря – 2000 руб.
3. Канцелярские принадлежности для организации конкурсов – 500 руб.
4. Транспортные расходы при участии в районных соревнованиях – 5 000 руб.
5. Фонд поощрений победителям конкурсов, лучшим руководителям, всем участникам - 5000 руб.
6. Финансовые затраты на капитальный ремонт производственных объектов -
согласно смете
Всего: около 20 тыс. р.+ затраты на ремонт.
Источники финансирования:
• спонсорская помощь предприятий и организаций, частных предпринимателей;
• средства, зарабатываемые силами учащихся (доход от приусадебного участка, организация ярмарок для жителей села, концертов);
• выделение денежных средств из администрации села на организацию малого бизнеса и досуговой деятельности молодежи, поддержку молодых семей;
• выделение денежных средств из администрации района и области на расширение производства на селе, поддержку сельского хозяйства.
Анализ риска.
Возможные препятствия:
• Неспособность или нежелание материально обеспеченных лиц профинансировать проект в достаточной мере;
• Пассивность учащихся и молодежи села;
• Низкий интерес к проектной деятельности большинства семей;
Пути преодоления:
• Поиск новых источников финансирования;
• Организация рекламной компании проекта в школе и местных СМИ;
• Финансовое поощрение активных участников проекта.
8. Ожидаемые результаты
1 Положительная динамика по следующим направлениям:
- Количество студентов учебных заведений, вернувшихся на работу в родное село;
- Количество выпускников оставшихся после окончания школы в селе;
- Количество молодых семей;
- Количество детей, родившихся за год;
- Удовлетворённость экономическими и социальными условиями жизни на селе.
2. Организация активного разумного отдыха, привлечение дополнительных инвестиций в развитие и процветание села.
3. Обученность подростков практическим навыкам организации малого и среднего бизнеса.
4. Формирование активной жизненной и гражданской позиции
Молодёжи, мотивации к самореализации в условиях жизни в селе;
5.Сохранение семейных ценностей и традиций на селе.
6. Повышение престижа и статуса села.
7. Занятость сельского населения.
8. Привлечение дополнительных инвестиций в развитие и процветание села.
9.Привлечение молодежи к развитию своей малой Родины
9. Показатели оценки проекта
Перед школой стоит стратегическая задача – подготовить конкурентоспособных выпускников, любящих свой родной край и приумножающих его экономический потенциал, способных жить и трудиться в высокотехнологичном мире, в конечном итоге – воспитать новое поколение энергичных предприимчивых работников, обладающих качествами лидера, способных творчески мыслить, находить нестандартные решения, умеющих самореализоваться и выбирать профессиональный путь на своей малой родине, организовывать созидательную социально-полезную деятельность, достигать жизненного успеха.
Проект не предполагает, что его участники обязательно станут успешными бизнесменами. В данном случае, предпринимательство трактуется именно как развитие способностей к независимому, нестандартному мышлению. Основной принцип обучения через предпринимательство - стимулировать учащихся к самостоятельной работе при выполнении различных практико-ориентированных проектов, предполагающих взаимодействие с реальными компаниями, разработку и реализацию социально-экономических проектов, важных для каждого района, села.
В школе реализуется проект: «Школьный огород», « «Выращивание овощей в закрытом и открытом грунте» и др.
Реализуя выращенную продукцию, учащиеся школы тесно взаимодействовали с жителями села. Поддержка проектной деятельности со стороны родителей даёт положительные результаты: активное участие родительской общественности в мероприятиях школы и реализации школьных проектов.
Школьные проекты - первые шаги к будущей трудовой деятельности. И кто знает, может быть, благодаря этому проекту большее число выпускников свяжут свою жизнь с предпринимательской деятельностью в родном селе.
10. Дальнейшее развитие проекта
Характеристика экономического потенциала поселения
Наше село богато природными ресурсами. Разнообразие лесопосадок :березовая роща, смешанная с кудрявыми липами, кленом, осиной, и с перелесками дуба и сосны, множество ягодных и грибных мест. На территории МО протекает река Карасук , в которой водятся промысловые породы рыбы: щука, карась, окунь, сазан, карп. На берегах реки красивые места , пригодные для отдыха жителей села. В конце трудовой недели все большее число жителей пытается выехать за его пределы – просто подышать свежим воздухом или прогуляться по лесу. Любители имеют возможность собирать ягоды и грибы, на родных просторах.
МО Нижнечеремошинского сельсовета обладает достаточными возможностями развития экономики - природоресурсным, трудовым, производственным потенциалом.
На территории поселения зарегистрировано 2 сельскохозяйственных предприятия. Из них 1 крестьянско-фермерское хозяйство «Парус». Специализацией поселения является сельское хозяйство. Данным видом деятельности занимаются ЗАО «Черемошинское» и КФХ «Парус», 150 ЛПХ.
Показатели | Количество)га) |
Общая площадь земельного фонда (га): |
22846 |
площадь, используемая землепользователями, занимающимися сельскохозяйственным производством | 20305 |
| 72,78 |
2) неиспользуемые площади | |
Лесной фонд: |
593 |
11.Смета расходов на реализацию проекта
№ | Наименование товара | Кол-во | Стоимость/ руб. |
За единицу | всего |
1. | Саженцы : яблоня вишня малина груша смородина(чёрная, красная) ежевика черноплодная рябина | 100 10 10 10 10 20 10 10 | 500 150 150 500 150 100 100 | 5000 1500 1500 5000 3000 1000 1000 |
| ИТОГО | | | 18000 |
2. | Сельхозинветнарь : Лопата Грабли Тяпки Шланг для полива Ведро Лейка | 5 5 10 100 метров 5 5 | 200 100 100 30 150 150 | 1000 500 1000 3000 750 750 |
| ИТОГО | | | 7000 |
3. | Канцелярские принадлежности для организации конкурсов | | | 1000 |
4. | Транспортные расходы для участия в районных соревнованиях | | | 5000 |
5. | Косметический ремонт производственных объектов | | | 50 000 |
6. | Приобретение оборудования: Швейная машинка Набор для функционирования парикмахерской | 1 | 10200 30000 | 10200 30000 |
7. | Фонд поощрения | | 35000 | 35000 |
| ИТОГО | | | 156200 |
Общая стоимость проекта-156 200 руб., имеется-30200руб, требуется 126000руб.
12.Характеристика проекта
Классификационные признаки | Типы проектов |
По уровню проекта | Проект | | |
По масштабу (размеру) проекта | | Средний | |
По сложности | | | | | Комплексно сложный |
По срокам реализации | | Средний | |
По требованиям к качеству и способам его обеспечения | | Модульный | |
По совокупности проектов | Монопроект | |
По уровню участников | - территориальный; - местный. | |
По характеру целевой задачи | Антикризисный, Маркетинговый, Образовательный. | |
По объекту инвестиционной деятельности | Финансовый, Инвестиционный. | |
По главной причине возникновения проекта | Открывшиеся возможности | Необходимость структурно-функциональных преобразований | |
|
Чрезвычайная ситуация | |
17