Воспитатель: Гуляева Оксана Николаевна.
Место работы :
МБДОУ Детский сад «Кэскил» Таттинский улус с.Туора-Кюель Республика Саха (Якутия)
Проект : «Все профессии нужны, все профессии важны».
Работа по ознакомлению детей с профессиями обоснована федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые определяют содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей.
Тип проекта: познавательно - игровой.
Участники проекта: дети старшей группы – 5-6 лет, воспитатели группы; работники детского сада; родители.
Сроки реализации: краткосрочный.
Актуальность:
Трудовое воспитание детей является одной из значимых проблем дошкольного образования на современном этапе. Именно дошкольное детство – ответственный период, когда закладываются основы правильного отношения к труду. Ознакомление с трудом взрослых, с профессиями является важной составляющей в трудовом воспитании дошкольника.
Проблема:
В ходе бесед с детьми, совместными размышлениями было выявлено, что знания детей о профессиях носят отрывочный, бессистемный характер. Перед детьми была поставлена проблема «Как мы можем больше узнать о профессиях своих близких».
Цель проекта:
Уточнить и расширить знания детей о том, где и кем работают взрослые, о роли труда в жизни людей о многообразии профессии ,воспитание чувства уважения к труду взрослых.
Задачи:
1. Вызвать у детей интерес к профессиям взрослых, профессиям своих родителей; поддерживать желание гордиться своими родителями, их трудом.
2. Продолжать знакомить с различными профессиями: спасатель, пожарный, работник почты, фармацевт ,банкир ,фермер ,капитан ,стюардесса. Для чего нужны эти профессии, их польза обществу; какими качествами обладают люди той или иной профессии.
3. Развивать у детей интерес к труду и желание трудиться, побуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых.
4.Расширить умения соотносить результаты труда и набор трудовых процессов с названиями профессий.
5.Обогащать словарный запас детей за счет специальных терминов ,характерных для той или иной профессии.
I этап. Подготовительный.
В ходе данного этапа проводится предварительная работа:
Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта,
Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических)
Создание развивающей среды, пошив формы и халатов ,изготовление атрибутов для игр, (АЗС ,МЧС, Парковка ,окошки «Аптека», «Магазин» ,ведерки, лопатки, багор ,огнетушитель, рули, штурвал) .
Сотрудничество родителями (оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фото, литературы. Беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
1. Изучение литературы по данной теме
2. Сбор информации о труде родителей с фотографиями с места работы
3.Подбор иллюстративного материала на темы «Профессии», «Инструменты», «Транспорт».
4. Разработка проекта
• довести до участников проекта важность данной темы
• составить перспективный план
• оказание помощи родителей в подборе материала к выставке на тему «Где работают наши родители, узнать вы не хотите ли? »
II этап. Основной.
Направление работы
Формы работы с детьми
Формы реализации проекта - непосредственно-образовательная деятельность с детьми по всем направлениям развития и образовательным областям:
Речевое развитие :».
Чтение художественной литературы: С.Михалков «Моя улица», С.Баруздин «Страна, где мы живем», С.Маршак «Почта», К.И.Чуковский «Айболит». Создание альбома пословиц и поговорок о труде. Сочинение сказок.
Разучивание стихов о людях разных профессий
1. Подбор загадок, пословиц, поговорок
2. Составление рассказов на тему: «Мужская профессия»
3. Составление рассказов на тему: «Кем работают мои родители! »
4. Составление рассказов на тему: «Профессия моей мечты».
Познавательное развитие :
Беседы: «Из истории почты», «Как люди раньше тушили пожар», «Об истории жилища», «Кто работает в детском саду?», «Предметы и инструменты нужные людям», « Мир профессий»,«О происхождении профессий», .Работа в книжном уголке: выставка книг, посвященных профессиям. Создание альбома «Профессии».
Дидактические игры: «Кому что нужно», «Для чего нужен этот предмет?», «Кем быть?», «Назови профессию», «Кому без них не обойтись?», «Кто что делает?», «Умные машины», «Кем я хочу стать?», «Да-нет», «Магазин», «Знаю все профессии». «Проблемная ситуация «Возьмем куклу на прогулку», «Угадай профессию по описанию», «Кому что нужно для работы», лото «Профессии».
Игры с конструктором Лего: «Мы строим дом».
Викторина «Поле чудес».
Рассматривание профессиональных журналов «Здоровье», «За рулем».
Встречи с интересными людьми ( людьми современных профессий).
Просмотр слайдов о людях на производстве (молочный комбинат, хлебокомбинат, о пожарных)
Экскурсии по селу:
• Наблюдение за работой водителей различного транспорта;
• Экскурсия в библиотеку;
• Экскурсия на почту;
• Экскурсия в магазин;
• Экскурсия в школу;
• Экскурсия в больницу;
• Экскурсия в краеведческий музей села.
Социально-коммуникативное развитие :
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Почта», «Супермаркет», «Ветеринар», «Поликлиника», «Моряки», «МЧС», «Детский сад», «Салон красоты», «Строители», «Школа», «Автопарковка», «Ферма», «Ателье», «Кафетерий» , «Аптека», «Телевидение», «Гараж». Беседа о назначении разных предметов.
Настольные игры : «Профессии», «Кем быть ?», «Знаем все профессии», «Ассоциации ,лото, домино ,разрезные картинки», «Кому что нужно для работы?»
Художественно-эстетическое развитие :
Составление мнемотаблиц к профессиям
«Раскраски - Профессии»
«Кем я буду» (выставка)
«Полет в космос»-рисование
«Какие бывают машины»-рисование
«Инструменты для повара»- лепка
«Булочная» -лепка
Создание атрибутов для сюжетно-ролевых игр к игре «Пекарня» изготовление выпечки из соленого теста
Конструирование
Физическое развитие :
Подвижная игра «Космонавты», «Пожарные на учениях»
III этап. Заключительный.
• Создание фотоальбома «Где работают родители, узнать вы, не хотите ли?»
• Выставка рисунков «Все профессии важны»
• Создание фотовыставки «Труд взрослых - это интересно»
Ожидаемый результат:
-вырастет интерес к окружающему миру;
-расширится у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей) ;
-помочь родителям правильно организовать совместный семейный досуг;
-поручить детям посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение;
-предметно-развивающая среда пополнится новыми дидактическими играми, атрибутами к сюжетно-ролевым играм, новыми познавательными материалами.
-у детей вырастет интерес к труду взрослых, появятся знания и представления о различных профессиях узнают , что труд взрослых приносит не только заработок, но и огромную пользу обществу и испытают гордость за своих родителей.
Литература :
1.Алешина.Н.В.Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью .Старшая и подготовительная группа –М,2013.
2.Н.Ф.Виноградова ,С.А.Козлова Наша родина :пособие для воспитателя детсада 1994