СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект занятий по духовно- нравственному воспитанию

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Три внеурочных занятия по ОПК. Раскрывают термины " иконопись", "иконы Богородицы и Спасителя"

Просмотр содержимого документа
«Проект занятий по духовно- нравственному воспитанию»

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Проект внеклассных занятий

по духовно-нравственному развитию детей:

1занятие: «Иконопись, виды икон и их значение».

2 занятие: «Типы икон Спасителя».

3 занятие: «Типы икон Богородицы».



Эпиграф к внеклассным занятиям:

Предание доносит до нас сведения о апостоле Луке, как о первом иконописце. По преданию, он изобразил Божию Матерь с Младенцем. Пресвятая Дева, увидев это изображение, произнесла: «Благодать Моя и Родшегося от Мене да будет со святыми иконами».



Класс – 5-7

Учитель: Бондаренко Нина Васильевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9, с.Светлогорского, Абинского района

Цели урока:

  • на какие виды по посвящению и назначению делятся иконы;

  • какие существуют типы икон Спасителя и Богородицы;

  • как и при каких обстоятельствах люди обращаются к иконам

Образовательная:

● сформировать у учащихся понятия об иконописи, иконографии, материальном и духовном мире;

Развивающая:

● продолжить работу над развитием монологической речи учащихся, умением вести диалог с учителем

Воспитательная:

● воспитание чувства любви к Матери, не только своей, но и Божьей Матери-символу всех матерей ;

●уважение к культуре и православной религии.

Задачи:
1) предметные:
● формирование представление у учащихся об иконописи, как о искусстве с многовековыми культурными традициями;
● формирование чувства гордости за свою стран;
●воспитывать в себе высокие нравственные начала.
2) метапредметные:
● расширение опыта творческой деятельности учащихся
● развивать навыки осознанного построения речевого высказывания;
● проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения;
3) личностные:
● овладение навыками самоорганизации;
● умение ставить перед собой цель, планировать деятельность;
● развитие навыков работы в группе, освоение техники ведения дискуссий;

Формы и виды деятельности:

беседа,

творческие задания,

участие в учебном диалоге,

фронтальная, групповая деятельность.


Ключевые слова: икона, иконография, иконописец, Оранта, «Знамение», Одигитрия,Елеуса

Оборудование и наглядный материал: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку.











Занятие 1. Тема: «Иконопись, виды икон и их значение»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Добрый день, рада вас видеть. Сегодня у нас необычный урок. Давайте настроимся на совместную работу.

Включить интерактивный слайд ИКОНОСТАС

в классе создан благоприятный психологический настрой

Актуализация опорных знаний

( Слайды 1,2).

- Как вы думаете, что такое «иконопись»

- Какие иконы вы уже знаете?

- Что вам известно об иконах


Ведут диалог с учителем, высказывают свои суждения о понятии «Иконопись», «Иконография»

Совместно с учителем формулируют тему урока «Иконопись, виды икон и их значение»

Целеполагание.

(Слайд 3)

Учитель: как вы думаете, почему я выбрала для эпиграфа именно эти слова?

Проводится совместное целеполагание:

- пополнить знания о первых иконах и манере их написания.

- воспитывать любовь к искусству, традициям.

Усвоение новых знаний

Учитель: В любых жизненных ситуациях русский народ, писал различные иконы, молясь пред которыми просили об избавлении от различных бед.

  1. Беседа о правилах написания икон. (4,5слайд)

Существуют иконописные подлинники, которые, кроме словесных описаний, содержат и живописные изображения. Такие подлинники называют лицевыми.

Перед началом работы необходимо произнести молитву

  1. Работа со словарём в парах

Икона-

Русская иконопись – это особый, совершенно уникальный вид религиозного искусства.


Дети слушают стихотворение. Отвечают на вопросы учителя.







Дети самостоятельно находят в словарях понятия, зачитывают и объясняют, как они их понимают.

Организационно-деятельностный

1. Работа в группах (Сообщения детей )(10слайд)

Учитель: Каждая из групп приготовила рассказ об одном их типов икон по посвящению:

1 группа.

Господские(изображающие Пресвятую Троицу и Спасителя)

2 группа.

Богородичные(изображают Пресвятую Деву)

3 группа.

Именные или избранных святых (изображают святых людей, Ангелов и Архангелов)

4 группа.

Праздничные (посвященные церковным праздникам)

5 группа.

Акафистные иконы (вокруг основного образа по периметру иконы расположены, как правило, 12 небольших клейм, являющимися иллюстрациями к акафисту той или иной богородичной иконе или святому);

6 группа

Житийный тип иконы (похож на акафистный: вокруг основного изображения расположены клейма, повествующие о житии святого).


  1. Работа с презентацией по определению типа икон

(первичное закрепление)

А) слайд 7: Именная и

Б) слайд 8. Господские

В) слайд 9 Акафистная и Житийная

Г) слайд 10 Господская и

Д) слайд 11 Житийная и Праздничная

Е) слайд 12 Именная и Богородичная

3. Беседа о типах икон по назначению . (13 слайд)

Не только человек находится в духовном мире, но и этот мир отражается в человеке и образует его внутренний мир.

В этом внутреннем мире человека живут воспоминания, образы дорогих людей, все, во что он верит и к чему стремиться.

В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие, все это отражается в иконах.

По назначению иконы могут быть: (Слайды 13,14)

  • Аналойные: стандартный размер 30Х40 см, их кладут на аналой в храме;

  • Венчальные пара икон, одна из которых изображает Спасителя, а вторая Божию Матерь, ими благословляют на брак жениха и невесту;

  • Храмовые различных размеров, обычно больших, чем аналойные, развешиваются на стенах храма или ставятся в иконостас.

В зависимости от вида изображения иконы могут быть погрудными и ростовыми, редко оглавными и оплечными

Задание для учеников:
-Попытайтесь самостоятельно охарактеризовать икону, пользуясь знаниями полученными на занятии.




Пользуются заранее подготовленными материалами, распределяя обязанности внутри группы.
















Детям предлагается определить тип икон предлагаемых на слайдах, предварительно доказав свою точку зрения.


Развитие речи, составление слов, подбор слов синонимов.












Дети могут предположить для чего предназначены те или иные иконы





Итог урока.

Рефлексия.


Учитель: В заключении мне хочется сказать:

Спаси Вас Бог! На следующих занятиях мы познакомимся с иконами, изображающими Спасителя и Богородицы. Предлагаю сделать сообщение о видах икон Спасителя.


-Я благодарю всех за активную работу.



Список видов икон Спасителя, о которых дети будут готовить сообщение, учитель может предложить заранее











Занятие 2. «Типы икон Спасителя».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Добрый день, рада вас видеть. Сегодня у нас необычный урок. Давайте настроимся на совместную работу.

Включить интерактивный слайд ИКОНОСТАС

В классе создан благоприятный психологический настрой

Актуализация опорных знаний

( Слайды 1,2).

- Как вы думаете, чем икона отличается от картины?

- Давайте сопоставим и узнаем в чем разница.


Ведут диалог с учителем, высказывают свои суждения о различии икон и картин, учитель направляет беседу в нужное ему русло

Целеполагание.

Учитель: Как вы думаете, почему именно эти изображения я хотела вам показать на этом уроке?

Проводится совместное целеполагание:

- пополнить знания о иконах Спасителя, манере их написания.

- воспитывать любовь к искусству, традициям.

Усвоение новых знаний

Учитель: В любых жизненных ситуациях русский народ, писал различные иконы, молясь пред которыми просили об избавлении от различных бед.

  1. Беседа о правилах написания икон. (3-15слайды)

По ходу занятия выставляются слова из словарика и дается пошаговое объяснение с иллюстрациями на слайдах.

  1. Работа со словарём.

-Давайте посмотрим, какие ключевые слова я для вас приготовила

СВЕТ, ТЕНЬ,ФОН,НИМБ, ПРОСТРАНСТВО, ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Ведут диалог с учителем, высказывают свои суждения о различии икон и картин, учитель направляет беседу в нужное ему русло






Организационно-деятельностный

1. Работа в группах (Сообщения детей )(10слайд)

Учитель: Каждая из групп приготовила рассказ об одном их типов икон Спасителя:

1 группа.

Спас Вседержитель(Пантократор) (Спаситель изображается

благословляющим правой рукой и с Евангелием в левой)

2 группа.

Спас в Силах (Иисус Христос изображается сидящим на престоле и окруженным ангелами. «Силы» – один из чинов

ангельской иерархии)

3 группа.

Спас Еммануил

(Иисус Христос изображается Отроком)

4 группа.

Спас Нерукотворный

(На иконе изображается плат,т.е. платок, на котором чудесным образом запечатлелся Лик Спасителя)

5 группа.

Спас с предстоящими

(Ростовая икона Спасителя, у ног которого в молитвенных позах Изображается один или несколько святых)

  1. Работа с презентацией по определению типа икон

(первичное закрепление)

В зависимости от вида изображения иконы могут быть погрудными и ростовыми, редко оглавными и оплечными




Пользуются заранее подготовленными материалами, распределяя обязанности внутри группы.










Детям предлагается определить тип икон предлагаемых на слайдах, предварительно доказав свою точку зрения.


Развитие речи, составление слов, подбор слов синонимов.




Итог урока.

Рефлексия.


Учитель: В заключении мне хочется сказать:

Спаси Вас Бог! На следующем занятии мы познакомимся с иконами, изображающими Богородицу. Предлагаю вам подготовить сообщение об одной из икон Богородицы.

-Я благодарю всех за активную работу.


Список икон о которых дети будут готовить сообщение учитель может предложить заранее




Занятие 3. «Типы икон Богородицы».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Добрый день, рада вас видеть. Сегодня у нас ещё одно занятие из серии «Иконопись, виды икон и их значение». Давайте настроимся на совместную работу.


Звучит музыка, в классе создан благоприятный психологический настрой

Актуализация опорных знаний

(включить видео в папке)

Показывается видеофильм о Богородице Казанской


Ведут диалог с учителем, высказывают свои суждения о том, с какими иконами будем работать на данном занятии

Целеполагание.

(Слайд1, 2)

Учитель: - Как вы думаете, ребята, почему люди так почитают и любят Богородицу?

Давайте подберем слова, которыми мы можем охарактеризовать Образ Богородицы. Какой он? Давайте запишем эти слова в тетрадь.

Образ Богородицы: теплый, светлый, глубокий, поэтичный, трогательный, проникновенный, красивый, святой, образ материнства, любви, сострадания, участия и т.д. (дети называют слова).

- Я думаю, что теперь вам понятно, почему художники, поэты, музыканты всех времен и народов отражали этот святой образ в произведениях искусства.

Проводится совместное целеполагание:

- пополнить знания о иконах Богоматери.

- воспитывать любовь к искусству, традициям.

Дети делают вывод, что Богородицу любят и почитают за то, что Она – пример материнства, жертвенной любви, кротости, смирения, трудолюбия, т.е. всех тех качеств, которые должны быть присущи каждой женщине.


Усвоение новых знаний

Учитель: В любых жизненных ситуациях русский народ призывал Богородицу, писал различные иконы, молясь пред которыми просили об избавлении от различных бед.

  1. Чтение учителем стихотворения. (5 -8слайд)

Ученик:

К Ее иконе в час молитвы,

Из грешных, кто ни припадал,

Как новобранец перед битвой,

Кто о спасенье не взывал?


И телом страждущих, и духом,

Избитых жизнью горемык, —

К ним обращалась чутким слухом,

На их души спешила крик.


И утолив мирян печали

Святою мерою сполна.

Чтоб духом впредь не обнищали,

Просила Господа Она.


Вопросы по стихотворению:

- О какой иконе идёт речь в стихотворении?

- Когда, в каких ситуациях мы к ним обращаемся?

- За кого просит Богородица? Почему?

2. Рассказ учителя о первых иконах Божьей Матери. Согласно Преданию, первым иконописцем образа Божией Матери является евангелист Лука. Предание утверждает, что он писал образ Богородицы с Самой Пречистой Девы Марии, и Богоматерь, увидев Свой первый написанный Образ, произнесла: «Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да пребудет».

Это предание подтверждается разными историческими документами и в равной мере признает­ся как Православной Церковью, так и католической.

Самые ранние изображения Богородицы мы встречаем на стенах римских катакомб. Их оставили первые христиане которые вынуждены были скрываться от преследования римских властей. В годы гонений они строили подземные сооружения (катакомбы), которые служили и местом захоронения христиан, и местом совершения христианских богослужений.


  1. Работа со словарём

- Ребята я принесла на урок несколько слов связанных с нашей темой, давайте узнаем их значение, надеюсь, они нам пригодятся далее

Елеуса (греч.) - милующая

Одигитрия-путеводительница

Оранта - моление

Учитель: Как вы понимаете смысл пословиц?

Дети слушают стихотворение. Отвечают на вопросы учителя.





Делают выводы: Она - это Богородица, просит Она защиты у Него для всех живущих на Земле.



Организационно-деятельностный

2. (11 слайд) Работа в группах (Сообщения детей

1 группа.

  1. Характерной особенностью иконографии Умиление является соединенность ликов Спасителя и Богородицы.

В этом типе иконографии представлена не просто бытовая сцена взаимного ласкания матери и ребенка — это взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление всечеловеческого греха. Это соединение земного и небесного, выраженное сопряжением нимбов и взаимоприкосновением двух ликов; это Христос и Церковь Христова, в которой Богородица представляет собой совершеннейшую из всех рожденных на земле людей.

Иконографический тип «Умиление» или Елеуса (по-гречески Милующая) восходит, по преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке. Именно он считается автором изображений, списки с которых впоследствии распространились по всему Православному миру.  Из икон типа «Умиление» наиболее известны:

* Владимирская икона Божией Матери

 * Донская икона Божией Матери

 * икона «Взыграние младенцам»

 * икона «Взыскание погибших»

 * икона «Достойно есть»

 * Игоревская икона Божией Матери

 * Касперовская икона Божией Матери

 * Корсунская икона Божией Матери

 * Почаевская икона Божией Матери

 * Толгская икона Божией Матери

 * Феодоровская икона Божией Матери

 * Ярославская икона Божией Матери

2 группа.

 2. Путь истинный — путь ко Христу. Об этом говорит жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке и опирающегося на свиток — Закон.

Христос, как Глава Церкви, как законодатель, благословляет всех идущих путем совершенствования. 

Изображение Богоматери на иконах типа «Одигитрия» (греч. Путеводительница), как и в типе «Умиление», — поясное, но встречается огрудное и в полный рост.

Наиболее известные иконы Богородицы типа Одигитрия(Путеводительница): 

* Влахернская икона Божией Матери

* Грузинская икона Божией Матери

* Иверская икона Божией Матери 

* икона Божией Матери «Троеручица» 

* икона Божией Матери «Скоропослушница» 

* Казанская икона Божией Матери

* Козельщанская икона Божией Матери 

* Смоленская икона Божией Матери

* Тихвинская икона Божией Матери

* Ченстоховская икона Божией Матери

3 группа.

3. Изображение Богоматери с воздетыми в молении руками и без младенца, называется «Оранта» (лат. Молящаяся).

Изображение Богоматери с воздетыми в молении руками и без младенца, называется «Оранта» (лат. Молящаяся). Такие изображения в полный рост по древней традиции помещают в конхе — верхней части алтаря.

Фигура Божией Матери, изображенная в полный рост с Богомладенцем, именуется «Великая Панагия», что означает «Всесвятая».

Поясные изображения икон типа «Великая Панагия» в древнерусской иконописи получили широкое распространение и стали называться «Знамение». Одно из значений славянского слова знамение — чудо. И действительно, изображение младенца Христа на лоне Богородицы — это символ самого величайшего чуда, чуда Боговоплощения, когда Безначальный и Невместимый Бог вместился в человеческое тело. Слово знамение родственно славянскому глаголу знаменаю — созываю, призываю к богослужению. Это раскрывает второй глубинный смысл данной иконографии: воздетые руки Богоматери, как символ молитвы; младенец Христос в круге, как символ Евхаристии; поручи на руках Божией Матери — символ сослужения всей Церкви своему Небесному Предстоятелю.
Наиболее распространенные иконы этого типа:

* икона Божией Матери «Знамение» Курская 

* икона Божией Матери «Знамение» Новгородская 

* икона Божией Матери «Нерушимая Стена» 

икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» 

* Курско-Коренная икона Божией Матери 

* Мирожская икона Божией Матери

 * Никейская икона Божией Матери

 * Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери

 * Царскосельская икона Божией Матери

 * Ярославская Оранта

- Ребята, а кто знает как отличить икону Богородицы от других икон с изображением женщин?


Детям даётся сообщение об иконах одного из видов(Елеуса, Одигитрия, Оранта) и предлагается познакомить и заинтересовать ребят из двух других групп. Причем роли должны быть распределены, так, чтобы участие в этом принимало как можно больше участников группы.







































































На иконах с изображением Богородицы обязательно вокруг головы есть три звезды – символ Богородицы и девственности.

Итог урока.

Рефлексия.


Учитель: В заключении мне хочется сказать:

Спаси Вас Бог! Пусть образ Пресвятой Богородицы помогает вам!

-Я благодарю всех за активную работу.