Информационная карта проекта
Наименование Проекта | «Зимний сад» |
Учреждение: | ОГБОУ Центр ППМС «Развитие» |
Объект | кабинет №207 |
Период внедрения проекта | 2016 - 2018 год |
Руководитель проекта | Рунчева Инна Евгеньевна учитель биологии |
Целевая группа. | Обучающиеся с ОВЗ 3-5 классов |
Партнёры | Учителя, воспитатели, специалисты и сотрудники Центра, родители обучающихся |
Обоснование проблемы | Формирование экологической культуры современного человека невозможно осуществить только по учебникам, живое общение с природой не заменит Интернет. Зимой мы почти полностью лишены возможности общения с зелеными растениями. Необходимо украсить кабинет биологии вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную, но и образовательную роль. Комнатные растения создают не только более уютную обстановку, но и оказывают благотворное, а подчас и целительное воздействие на самочувствие обучающихся. Известно, что летучие вещества растений, которые они выделяют в процессе своей жизнедеятельности (фитонциды), изменяют воздух и могут улучшать самочувствие людей. Растения также служат фильтром вредных веществ. Но лишь красивые и здоровые растения, грамотно подобранные и правильно сгруппированные, посаженные в красивые кашпо и горшки, могут выступать в качестве декоративного элемента в интерьере. Таким образом, актуальность проекта заключается в том, что декоративные растения способствуют художественно-эстетической организации интерьера; выполняют санитарно-гигиенические и медико-биологические функции оздоровления среды (очищение и увлажнение воздуха, обогащение его кислородом, снижение содержания патогенной микрофлоры, погашение шума и т.д.); оказывает положительное психофизиологическое действие на человека, способствуя отдыху от физических и нервных нагрузок. |
Особенности типа проекта | Проект долгосрочный, информационный, групповой, практико-ориентированный. |
Цель проекта | Создание «Зимнего сада» в учреждении. |
Задачи проекта | Изучить литературу по созданию «Зимнего сада»; выбрать и подготовить место для «Зимнего сада»; изучить и подобрать растения для «Зимнего сада»; выявить влияние растений на организм человека; разработать дизайн зимнего сада; использовать уголок природы для изучения растений на уроках, кружках; формировать экологическую культуру обучающихся. |
Ожидаемые результаты проекта | Создать зеленой уголок в учреждении, который будет действовать весь учебный год в качестве учебно-методического кабинета. Создать презентацию зимнего сада, защитить проект. Проводить работу с обучающимися на базе сада: исследовательская деятельность, уроки по биологии, часы поэзии. Проводить экскурсии для детей и гостей учреждения. Выращивать наиболее перспективные в оздоровлении окружающей среды виды растений. Создать каталог и портфолио растений. Создавать дежурные группы учащихся по уходу за растениями. Повышение уровня экологической культуры, экологической информированности обучающихся. |
Актуальность проекта: большую часть года школьники проводят в помещении школы, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениям. Комнатные растения создают не только более уютную обстановку в школе, но и оказывают благотворное, а подчас и целительное воздействие на самочувствие обучающихся.
Известно, что летучие вещества растений, которые они выделяют в процессе своей жизнедеятельности (фитонциды), изменяют воздух и могут улучшать самочувствие людей. Растения также служат фильтром вредных веществ. Но лишь красивые и здоровые растения, грамотно подобранные и правильно сгруппированные, посаженные в красивые кашпо и горшки, могут выступать в качестве декоративного элемента в интерьере.
Таким образом, актуальность проекта заключается в том, что декоративные растения способствуют художественно-эстетической организации интерьера, способствуют отдыху от физических и умственных нагрузок.
Цель проекта: создание зимнего сада.
Задачи проекта:
1. изучить литературу по созданию «Зимнего сада»;
2. выбрать и подготовить место для «Зимнего сада»;
3. изучить и подобрать растения для «Зимнего сада»;
4. выявить влияние растений на организм человека;
5. разработать дизайн зимнего сада;
6. использовать уголок природы для изучения растений на уроках, кружках.
Гипотеза:
Если в школе будет зимний сад, на его базе проводить проектно-исследовательскую работу, использовать его в качестве учебного кабинета и места для релаксации.
Методы:
- изучение литературы по вопросам,
- фотографирование,
- поиск материала в Интернете.
- изучение коллекции растений в школе.
- сравнение, анализ.
Этапы проекта
Сроки реализации проекта | Виды деятельности | Исполнители проекта |
В течение года | Уход за комнатными растениями, полив, рыхление, подкормка, опрыскивание. | Обучающие под руководством учителя |
2016-2017г. Ноябрь-январь | 1 этап. Подготовительный. Разработка проекта (изучить литературу по созданию «Зимнего сада»; изучить и подобрать растения для «Зимнего сада»; выявить влияние растений на организм человека) | Обучающие под руководством учителя |
Январь – февраль | Выбор места для зимнего сада и подготовка помещения Разработка дизайна зимнего сада | Рунчева И.Е учителя, воспитатели |
Март Апрель | 2 этап. Реализация проекта. Приобретение земли для пересадки растений и жидких удобрений. Акция «Принеси росток, цветок для зимнего сада» | |
В течении полугода, май-октябрь | Черенкование и размножение комнатных растений. Посадка растений. | Рунчева И.Е Воспитатели |
Ноябрь | Оформление результатов проекта. | Рунчева И.Е |
Декабрь 2017 | 3 этап. Аналитический и трансляции опыта. Презентация зимнего сада. | Рунчева И.Е |
Январь 2018 Февраль | Создание портфолио различных видов растений зимнего сада, каталога. Систематизация растений, оформление этикеток. | Обучающиеся, учителя |
Из истории зимнего сада.
Первыми распространителями комнатных цветов были воины, которые, возвращаясь в родные края, приносили с собой понравившиеся им иноземные растения.
В Россию цветочно-декоративные растения в больших количествах начали ввозить при Петре I , который решил создать в Петергофе огромный парк с оранжереями для заморских растений. Из таких оранжерей редкие растения попадали в дома. Люди старались приучить к жизни в комнатах полюбившиеся им растения.
Понятие «зимний сад» в обиход вошло совсем недавно. Хотя в дореволюционной России отдельно стоящие оранжереи и зимние сады были почти неизменным атрибутом каждой дворянской усадьбы.
Выбор места для зимнего сада.
Создание зимнего сада в помещениях для этого не предназначенных довольно сложная затея. Варианты, которые мы рассматривали: первый этаж здания, библиотека. Но, остановились на кабинете биологии, здесь растения всегда под присмотром. Единственный минус, окна выходят на север. Поэтому для большего комфорта растений необходимо приобрести фитолампу.
Изучение и подбор растений для «Зимнего сада»
Ребята фотографировали растения. Искали информацию в книгах, справочниках, интернете. Об интересных цветах обучающиеся подготовили краткую информацию.
Название растения | Краткая характеристика | Внешний вид |
Монстера | Мощная лиана из тропических лесов Америки. У неё большие, причудливые листья и длинные воздушные корни, похожие на змей. название ей дали от слова "Монстр" - чудовище. |  |
Драцена | Имеет вид деревца. нередко высокого(до 3 м). название переводится как "самка дракона". Это растение родом из Африки. |  |
Пуансеттия Рождественская звезда | Этот цветок родом из Мексики. Самым большим украшением растения, являются красивые, большие прицветники, которые расположены под соцветиями. |  |
Сансевьера | Названа в честь итальянского князя Сансевиеро. Бывает с листьями различной формы. Растение с узкими длинными листьями в народе часто называют «щучий хвост». Родина сансевьеры - Африка. |  |
Провели сравнительный анализ двух растений.

Драцены и Кордилины.
Начинающие цветоводы часто хотят завести кордилину, а вместо этого покупают драцену. Эти растения очень похожи, хотя по современной классификации относятся к разным семействам. Отличия у них есть, и разглядеть их достаточно легко.
- Сначала внимательно присмотримся к листьям. У кордилины вдоль всего листа идет центральная жилка, от которой к краю листочка отходят боковые жилки под небольшим углом. У драцены жилки расположены параллельно и сходятся у вершины листа.
- Теперь посмотрите на стебель. У кордилины каждый лист имеет черешок, с помощью которого он крепится к стеблю, а у драцены листья "сидят" на стебле, т.е. просто его обхватывают.
Влияние растений на здоровье человека
В наш век технического прогресса, растущих ввысь городов для многих комнатные цветы являются единственной связью с природой. Среди растений человек отдыхает, снимает стрессы, укрепляет нервную систему, обретает устойчивость против болезней.
Домашние растения не только отличные психотерапевты, но и экологи, создающие благоприятный микроклимат в помещениях. Не секрет, что влажность воздуха в помещениях с центральным отоплением гораздо ниже нормы. Она составляет всего 20-30% – как в пустыне или полупустыне.
И тут на помощь может придти уникальное растение, способное превратить пустыню в оазис. Это – циперус. Он испаряет использованную влагу до 80%.
А собратья циперуса – диффенбахия, монстеры просто находка! Монстеры знамениты еще и тем, что умеют плакать. Перед дождем в комнате с сухим воздухом обильно политое растение начинает выделять капельки воды на кончиках листьев.
Наконец, многие комнатные растения обладают еще и фитонцидными, то есть бактерицидными свойствами. К числу “врагов” бактерий относятся хлорофитум, цитрусовые. В помещении, где они растут, количество микробов в воздухе сокращается в несколько раз!
Фикус работает как "пылесос", очищающий пространство от пыли тревог, сомнений, переживаний.
Реализация проекта.
Приобреталась земля, горшки.
В марте, апреле 17 г. в учреждении проходила Акция «Принеси росток, цветок для зимнего сада».
В апреле, мае прошлого года мы начали с ребятами сажать растения и продолжили в этом году.
Из огромного количества тропических и субтропических растений мы выбрали менее требовательных к условиям произрастания. И остановили свой выбор на разноплановых комнатных растениях.
Панданус, бегония, циперус, сансевьера, драцена и кордилина, замиокулькас, пуансеттия, герань и зигокактус (декабрист).
Когда все растения были подготовлены, оформили зимний сад. Более высокие поставили на пол, более низкие расположили на березовые чурбанчики.
Использование зимнего сада в школе
Зимний сад в школе будет являться не только местом эмоционального и эстетического отдыха, местом любования комнатных растений. Мы предлагаем использовать зимний сад для проведения проектно - исследовательских работ учащихся, а также уроков окружающего мира и биологии.
Для этого мы планируем:
- для каждого растения сделать этикетку с названием и особенностями ухода;
- необходимо приобрести фито лампы, т. к. есть недостаток света;
- определить группу желающих детей, которые под руководством взрослых будут ухаживать за растениями, поддерживать порядок.
В нашем случае мы полностью реализовали проект, у нас появился зимний сад, который будет нас радовать.
Выводы
1. Зимний сад нуждается в дизайне.
2. В нашем зимнем саду собраны растения из разных мест, одни любят тень, другие - солнце, одни влаголюбивые, другим требуется меньше влаги.
3. Многие растения сада обладают фитонцидными свойствами.
4. Для развития сада нужны денежные вливания.
5. Нами предложен план участия детей в работе зимнего сада.
Список литературы:
От земли до неба: атлас – определитель для учащихся. / А.А.Плешаков. – 8- изд. – М.: Просвещение, 2007.
Ресурсы Интернета. Информация о зимнем саде.
Энциклопедия для детей. Большая книга «Почему». -изд .- М: Просвещение, 2008.
Энциклопедия комнатных растений.- Мн.: Харвест, 2003г.

