Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Районный центр внешкольной работы»
«Проектирование и анализ
учебного занятия в системе дополнительного образования детей»
Анна Валерьевна Творогова
методист
МОУ ДО «Районный центр внешкольной работы»
Ковернино
2016
Учебное занятие
Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.
Системообразующим элементом учебного занятия является его цель
Как не надо ставить цели занятия
- «Избыток целей»
- «Несоответствие масштаба целей ресурсам занятия»
- «Формальность постановки целей»
- «Подмена цели перечислением видов деятельности детей»
- «Процессуальность формулировок»
- «Абсурдность формулировок»
Составляющие учебного занятия
- Содержание учебного материала
- Методы обучения
- Формы организации педагогической деятельности
- Результат
Дидактический пятиугольник
цель
содержание
методы
результат
формы
Метод обучения
Метод обучения (от греч. methodos ) – это: путь, способ продвижения к ожидаемому результату; способ деятельности по достижению учебно – воспитательных целей; способ совместной деятельности педагога и учащихся, направленный на решение задач обучения.
Классификация методов обучения
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- Словесные
- Наглядные
- Практические
Классификация методов обучения
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- Объяснительно – иллюстративные
- Репродуктивные
- Частично – поисковые
- Исследовательские
Классификация методов обучения
Методы, в основе которых лежит характер познавательной деятельности учащихся:
- Информационно – рецептивный
- Репродуктивный
- Проблемное изложение
- Частично – поисковый/ эвристический
- Исследовательский
Формы обучения
Формы обучения – это целенаправленная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений педагога и учащихся.
Классификация форм организации обучения
- Общие: индивидуальные, групповые, фронтальные
- Конкретные: ведущие, сопутствующие, вспомогательные
Классификация форм организации обучения
- Традиционные формы
- Нетрадиционные формы
Этапы учебного занятия
- Организация начала занятия, сообщение темы и плана занятия
- Проверка имеющихся у детей знаний и умений и их подготовка к изучению новой темы
- Ознакомление с новыми знаниями и умениями
- Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях
- Подведение итогов занятия, формулирование выводов
Тип занятия
Основные элементы структуры занятия
Комбинированное занятие
- Организационная часть
- Проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания
- Изложение нового материала
- Первичное закрепление новых знаний, применение их на практике
Тип занятия
Основные элементы структуры занятия
Занятие сообщения и усвоения новых знаний
- Организационная часть
- Изложение нового материала и закрепление его
Тип занятия
Основные элементы структуры занятия
Занятие повторения и обобщения полученных знаний
- Организационная часть
- Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение учащимися заданий и решения задач.
- Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок
- Подведение итогов
Тип занятия
Основные элементы структуры занятия
Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков
- Организационная часть
- Определение и разъяснение цели занятия Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы
- Сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения
- Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога
- Обобщение и оценка выполненной работы
Тип занятия
Основные элементы структуры занятия
Занятие применения знаний, умений и навыков
- Организационная часть
- Определение и разъяснение целей занятия Установление связи с ранее изученным материалом
- Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа учащихся, оценка ее результатов
Общие требования к написанию
плана-конспекта занятия
- -Дата, номер занятия, тема занятия, оборудование, дидактический материал.
- -цели, задачи, методы и приемы воспитания ребенка в границах темы занятия;
- -учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой программы;
- -образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала;
- -ведущие виды деятельности участников занятия;
- -структура занятия и последовательность его этапов;
- -содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия;
- -приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом;
- -диагностика результатов занятия, подведение итогов.
Примерная структура учебного занятия
1 этап: организационный
2 этап: проверочный.
3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию).
4 этап: основной.
5 этап: контрольный.
6 этап: итоговый.
7 этап: рефлективный.
8 этап: информационный.
Факторы, способствующие успешному
проведению учебного занятия
- хорошее знание материала; бодрое самочувствие; чувство «физической» раскованности, свободы на занятии; продуманный план занятия; правильный выбор и разнообразие методов обучения; занимательность изложения, ярко выраженное эмоциональное отношение педагога к излагаемому материалу богатство интонаций, его выразительная мимика, образная жестикуляция; выраженная заинтересованность педагога в успехе учащихся
- хорошее знание материала;
- бодрое самочувствие; чувство «физической» раскованности, свободы на занятии;
- продуманный план занятия;
- правильный выбор и разнообразие методов обучения;
- занимательность изложения, ярко выраженное эмоциональное отношение педагога к излагаемому материалу богатство интонаций, его выразительная мимика, образная жестикуляция;
- выраженная заинтересованность педагога в успехе учащихся
Факторы риска
- неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»; рыхлая композиция занятия; неправильный подбор и однообразие методов обучения; скованность движений педагога, его «зажатость» монотонность и сухость при изложении материала бесстрастность педагога, отсутствие проявлений личной заинтересованности и увлеченности предметом; отход от темы занятия, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами занятия; отсутствие эмоционального контакта педагога и обучающихся, безразличие педагога к результатам обучающихся
- неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»;
- рыхлая композиция занятия;
- неправильный подбор и однообразие методов обучения;
- скованность движений педагога, его «зажатость»
- монотонность и сухость при изложении материала бесстрастность педагога, отсутствие проявлений личной заинтересованности и увлеченности предметом;
- отход от темы занятия, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами занятия;
- отсутствие эмоционального контакта педагога и обучающихся, безразличие педагога к результатам обучающихся
Самоанализ учебного занятия