СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование и анализ учебного занятия в дополнительном образовании

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке рассказано об особенностях учебного занятия в дополнительном образовании

Просмотр содержимого документа
«Проектирование и анализ учебного занятия в дополнительном образовании»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Районный центр внешкольной работы» «Проектирование и анализ учебного занятия в системе дополнительного образования детей» Анна Валерьевна Творогова методист МОУ ДО «Районный центр внешкольной работы» Ковернино 2016

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Районный центр внешкольной работы»

«Проектирование и анализ

учебного занятия в системе дополнительного образования детей»

Анна Валерьевна Творогова

методист

МОУ ДО «Районный центр внешкольной работы»

Ковернино

2016

Учебное занятие Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков. Системообразующим элементом учебного занятия является его цель

Учебное занятие

Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.

Системообразующим элементом учебного занятия является его цель

Как не надо ставить цели занятия  «Избыток целей» «Несоответствие масштаба целей ресурсам занятия» «Формальность постановки целей» «Подмена цели перечислением видов деятельности детей» «Процессуальность формулировок» «Абсурдность формулировок»

Как не надо ставить цели занятия

  • «Избыток целей»
  • «Несоответствие масштаба целей ресурсам занятия»
  • «Формальность постановки целей»
  • «Подмена цели перечислением видов деятельности детей»
  • «Процессуальность формулировок»
  • «Абсурдность формулировок»
Составляющие учебного занятия Содержание учебного материала Методы обучения Формы организации педагогической деятельности Результат

Составляющие учебного занятия

  • Содержание учебного материала
  • Методы обучения
  • Формы организации педагогической деятельности
  • Результат
Дидактический пятиугольник цель содержание методы результат формы

Дидактический пятиугольник

цель

содержание

методы

результат

формы

Метод обучения Метод обучения (от греч. methodos ) – это: путь, способ продвижения к ожидаемому результату; способ деятельности по достижению учебно – воспитательных целей; способ совместной деятельности педагога и учащихся, направленный на решение задач обучения.

Метод обучения

Метод обучения (от греч. methodos ) – это: путь, способ продвижения к ожидаемому результату; способ деятельности по достижению учебно – воспитательных целей; способ совместной деятельности педагога и учащихся, направленный на решение задач обучения.

Классификация методов обучения Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: Словесные Наглядные Практические

Классификация методов обучения

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • Словесные
  • Наглядные
  • Практические
Классификация методов обучения Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: Объяснительно – иллюстративные Репродуктивные Частично – поисковые Исследовательские

Классификация методов обучения

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • Объяснительно – иллюстративные
  • Репродуктивные
  • Частично – поисковые
  • Исследовательские
Классификация методов обучения Методы, в основе которых лежит характер познавательной деятельности учащихся: Информационно – рецептивный Репродуктивный Проблемное изложение Частично – поисковый/ эвристический Исследовательский

Классификация методов обучения

Методы, в основе которых лежит характер познавательной деятельности учащихся:

  • Информационно – рецептивный
  • Репродуктивный
  • Проблемное изложение
  • Частично – поисковый/ эвристический
  • Исследовательский
Формы обучения Формы обучения – это целенаправленная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений педагога и учащихся.

Формы обучения

Формы обучения – это целенаправленная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений педагога и учащихся.

Классификация форм организации обучения Общие: индивидуальные, групповые, фронтальные Конкретные: ведущие, сопутствующие, вспомогательные

Классификация форм организации обучения

  • Общие: индивидуальные, групповые, фронтальные
  • Конкретные: ведущие, сопутствующие, вспомогательные
Классификация форм организации обучения Традиционные формы Нетрадиционные формы

Классификация форм организации обучения

  • Традиционные формы
  • Нетрадиционные формы
Этапы учебного занятия Организация начала занятия, сообщение темы и плана занятия Проверка имеющихся у детей знаний и умений и их подготовка к изучению новой темы Ознакомление с новыми знаниями и умениями Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях Подведение итогов занятия, формулирование выводов

Этапы учебного занятия

  • Организация начала занятия, сообщение темы и плана занятия
  • Проверка имеющихся у детей знаний и умений и их подготовка к изучению новой темы
  • Ознакомление с новыми знаниями и умениями
  • Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях
  • Подведение итогов занятия, формулирование выводов
Тип занятия Основные элементы структуры занятия Комбинированное занятие  Организационная часть Проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания Изложение нового материала Первичное закрепление новых знаний, применение их на практике

Тип занятия

Основные элементы структуры занятия

Комбинированное занятие

  • Организационная часть
  • Проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания
  • Изложение нового материала
  • Первичное закрепление новых знаний, применение их на практике
Тип занятия Основные элементы структуры занятия Занятие сообщения и усвоения новых знаний  Организационная часть Изложение нового материала и закрепление его

Тип занятия

Основные элементы структуры занятия

Занятие сообщения и усвоения новых знаний

  • Организационная часть
  • Изложение нового материала и закрепление его
Тип занятия Основные элементы структуры занятия Занятие повторения и обобщения полученных знаний Организационная часть Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение учащимися заданий и решения задач. Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок Подведение итогов

Тип занятия

Основные элементы структуры занятия

Занятие повторения и обобщения полученных знаний

  • Организационная часть
  • Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение учащимися заданий и решения задач.
  • Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок
  • Подведение итогов
Тип занятия Основные элементы структуры занятия Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков  Организационная часть Определение и разъяснение цели занятия Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы Сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога Обобщение и оценка выполненной работы

Тип занятия

Основные элементы структуры занятия

Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков

  • Организационная часть
  • Определение и разъяснение цели занятия Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы
  • Сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения
  • Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога
  • Обобщение и оценка выполненной работы
Тип занятия Основные элементы структуры занятия Занятие применения знаний, умений и навыков  Организационная часть Определение и разъяснение целей занятия Установление связи с ранее изученным материалом Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа учащихся, оценка ее результатов

Тип занятия

Основные элементы структуры занятия

Занятие применения знаний, умений и навыков

  • Организационная часть
  • Определение и разъяснение целей занятия Установление связи с ранее изученным материалом
  • Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа учащихся, оценка ее результатов
Общие требования к написанию плана-конспекта занятия  -Дата, номер занятия, тема занятия, оборудование, дидактический материал. -цели, задачи, методы и приемы воспитания ребенка в границах темы занятия; -учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой программы; -образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала; -ведущие виды деятельности участников занятия; -структура занятия и последовательность его этапов; -содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия; -приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом; -диагностика результатов занятия, подведение итогов.

Общие требования к написанию

плана-конспекта занятия

  • -Дата, номер занятия, тема занятия, оборудование, дидактический материал.
  • -цели, задачи, методы и приемы воспитания ребенка в границах темы занятия;
  • -учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой программы;
  • -образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала;
  • -ведущие виды деятельности участников занятия;
  • -структура занятия и последовательность его этапов;
  • -содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия;
  • -приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом;
  • -диагностика результатов занятия, подведение итогов.
Примерная структура учебного занятия 1 этап: организационный 2 этап: проверочный. 3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию). 4 этап: основной. 5 этап: контрольный. 6 этап: итоговый. 7 этап: рефлективный. 8 этап: информационный.

Примерная структура учебного занятия

1 этап: организационный

2 этап: проверочный.

3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию).

4 этап: основной.

5 этап: контрольный.

6 этап: итоговый.

7 этап: рефлективный.

8 этап: информационный.

Факторы, способствующие успешному проведению учебного занятия хорошее знание материала; бодрое самочувствие; чувство «физической» раскованности, свободы на занятии; продуманный план занятия; правильный выбор и разнообразие методов обучения; занимательность изложения, ярко выраженное эмоциональное отношение педагога к излагаемому материалу богатство интонаций, его выразительная мимика, образная жестикуляция; выраженная заинтересованность педагога в успехе учащихся хорошее знание материала; бодрое самочувствие; чувство «физической» раскованности, свободы на занятии; продуманный план занятия; правильный выбор и разнообразие методов обучения; занимательность изложения, ярко выраженное эмоциональное отношение педагога к излагаемому материалу богатство интонаций, его выразительная мимика, образная жестикуляция; выраженная заинтересованность педагога в успехе учащихся

Факторы, способствующие успешному

проведению учебного занятия

  • хорошее знание материала; бодрое самочувствие; чувство «физической» раскованности, свободы на занятии; продуманный план занятия; правильный выбор и разнообразие методов обучения; занимательность изложения, ярко выраженное эмоциональное отношение педагога к излагаемому материалу богатство интонаций, его выразительная мимика, образная жестикуляция; выраженная заинтересованность педагога в успехе учащихся
  • хорошее знание материала;
  • бодрое самочувствие; чувство «физической» раскованности, свободы на занятии;
  • продуманный план занятия;
  • правильный выбор и разнообразие методов обучения;
  • занимательность изложения, ярко выраженное эмоциональное отношение педагога к излагаемому материалу богатство интонаций, его выразительная мимика, образная жестикуляция;
  • выраженная заинтересованность педагога в успехе учащихся

Факторы риска

  • неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»; рыхлая композиция занятия; неправильный подбор и однообразие методов обучения; скованность движений педагога, его «зажатость» монотонность и сухость при изложении материала бесстрастность педагога, отсутствие проявлений личной заинтересованности и увлеченности предметом; отход от темы занятия, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами занятия; отсутствие эмоционального контакта педагога и обучающихся, безразличие педагога к результатам обучающихся
  • неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»;
  • рыхлая композиция занятия;
  • неправильный подбор и однообразие методов обучения;
  • скованность движений педагога, его «зажатость»
  • монотонность и сухость при изложении материала бесстрастность педагога, отсутствие проявлений личной заинтересованности и увлеченности предметом;
  • отход от темы занятия, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами занятия;
  • отсутствие эмоционального контакта педагога и обучающихся, безразличие педагога к результатам обучающихся
Самоанализ учебного занятия

Самоанализ учебного занятия


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя