ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНЦЕПЦИИ ФГОС
Урок - форма организации обучения, которая обеспечивает активную и плановую учебно-познавательную деятельность группы учащихся определённого возраста и уровня подготовки (класса), направленную на решение поставленных учебно-познавательных задач.
Ю.Бабанский
С введением новых образовательных стандартов урок, как и прежде, остаётся главной формой обучения. Урок, как и любое другое сложное явление, должен быть осмыслен учителем, пропущен через его ум и сердце. Только в этом случае он может быть проведен на высоком эмоциональном и технологическом уровне. Но и планировать урок учитель в настоящее время должен по-новому. Планировать современный, актуальный, а значит деятельностный, личностно-ориентированный, компетентностный урок. Урок должен быть совершенно новым и не теряющим связи с прошлым, действенным, имеющим непосредственное отношение к интересам современного человека. Если урок современный, то он обязательно закладывает основу для будущего. Задача современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребёнка. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не определённые знания, накопленные за время обучения в школе.
Для реализации познавательной и творческой активности ребёнка в учебном процессе используются современные образовательные технологии. Поэтому, учителю важно определить, какую из современных технологий он будет использовать на уроке. Исходя из этого, приступить к планированию. В данной статье я предлагаю рассмотреть конструирование проектной задачи, важность которой в современной школе неоспорима. Под проектной задачей надо понимать задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата «продукта», и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.
Требования к «проектной» задаче:
имеет общий сюжет, задаётся реальная ситуация, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных или неизвестных им способов действия;
состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу;
двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно.
Проектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными . Главное условие проектных задач – возможность переноса известных детям способов действий в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт». При построении уроков – проектных задач учитель должен:
продумать проблемную ситуацию (задачу), которую нужно решить;
определить «продукт» урока;
определить начальный уровень знаний, поставить цели и задачи;
продумать, какие знания, умения, УУД будут формироваться у учащихся на каждом этапе урока;
подготовить задания (объем, количество, логика построения и др.);
продумать варианты хода урока в зависимости от выбора заданий, активности детей и др.;
запланировать виды деятельности детей на разных этапах урока;
предусмотреть виды контроля, а также рефлексивные моменты.
Рассмотрим предметную проектную задачу «Тревожные звоночки растений», 1 класс. Тип задачи - предметная, одновозрастная, информационная.
При планировании данной проектной задачи определяется «продукт»- создание экологической памятки « Культура общения с редкими растениями». Проблемная ситуация - дети получают письмо от растений, которые просят о помощи. Растений становится всё меньше, им нужна помощь. Ставятся цели: воспитание бережного отношения к природе (на примере растений, занесённых в Красную книгу); расширение словарного запаса; развитие логического мышления, смекалки, способности воспринимать и понимать прочитанное; развитие эстетического вкуса. Задачи: формирование представлений обучающихся о Красной книге как государственном документе; развитие навыков наблюдательности, основ исследовательской работы при изучении отдельных видов растений, занесенных в Красную книгу области; формирование умения работать с дополнительной литературой.
Знания, умения и универсальные учебные действия, на которые опирается задача: знания о растительном мире Липецкой области, полученные на основе дошкольного опыта.
При решении проектной задачи у учащихся будут формироваться определенные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
строить речевое высказывание в устной форме;
создавать и использовать знаково - символические средства;
устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия:
чувство прекрасного;
ориентация на бережное отношение к природе;
способность к самооценке собственных действий;
чувство уверенности в своих возможностях
Учитель готовит презентацию, в которой знакомит детей с проблемами охраны природы, знакомит с Красной книгой Липецкой области.
Для того чтобы получить конечный продукт, учащимся необходимо на основе анализа текста правильно выбрать редкие растения Липецкой области, которые занесены в Красную книгу. В ходе занятия учащиеся получат наиболее полную информацию о редких растениях Липецкой области и мерах по их охране. Для выполнения работы дети делятся на три группы. Задания каждой группы планируются с учетом смысловой зависимости и соподчиненности единой цели с заданиями других групп.
Учащиеся работают по инструкциям:
«Исследователи» обрабатывают нужную информацию о растениях, занесённых в Красную книгу, используя текстовый материал, предложенный учителем.
«Спасатели» создают правила «общения» с редкими растениями, используя дополнительный материал и свой жизненный опыт.
«Художники» создают экологические знаки в поддержку исчезающих растений.
На работу в группах отводится определённое время.
Следующим этапом является защита, представление учащимися результатов своей работы и презентация конечного «продукта»- экологической памятки «Культура общения с редкими растениями»
Создавая экологическую памятку, дети получают первоначальные представления о необходимости защиты и охраны редких растений.
При решении проектных задач учащиеся видят реальное применение своих знаний, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Проектные задачи, встраиваясь в учебную деятельность, кардинально меняют все составные части учебного процесса, систему оценивания, тип отношений школьников, отбор учебного содержания.
Работа над проектными задачами занимает особое место в системе образования, позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Возможным это становится потому, что ученики, сделав свой выбор самостоятельно, действуют более активно, чем в тех случаях, когда инициатива исходит от взрослых. Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями можно уверенно достигать заметных результатов в развитии творческого потенциала детей.
«То, что дети могут сделать вместе сегодня, сможет сделать самостоятельно»
Лев Семёнович Выготский
Планирование проектных задач требует от учителя кардинального пересмотра своих подходов к организации процесса обучения, а, следовательно, и увеличение времени на подготовку к учебным занятиям.