4
Проектирование современного урока
Деятельность по присвоению информации
Элементы образовательной деятельности
Именно из этих элементов, но не обязательно из всех строится урок.
Способы обучения/учения
Количество обучающихся | Название способа | Обозначение данного способа |
1 | индивидуальный | Инд. |
2 | парный | Парн. |
3-7 | групповой | Гр. |
Одна академическая группа | коллективный | Колл. |
Несколько академических групп | поточный | Пот. |
Большое количество обучаемых | массовый | Масс. |
Информационные режимы обучения:
Экстрактивный – информационный поток на протяжении всего сеанса связи направлен от обучающей системы к учащимся (Экстра)
Интроактивный. – это информационный поток от учащихся к обучающей системе (Интро).
Интерактивный – это когда информационный поток постоянно меняет свое направление (Интер).
Активный режим (по Остапенко А.А.)
Матрица организационных форм уроков
Организационные формы уроков | режим |
зачет | практикум | лабораторная работа | самостоятель- ная работа | Интро |
экзамен | | семинар | |
опрос | консультация | беседа | | Интер |
собеседование | экскурсии | | семинар-практикум |
диктант | | рассказ | | Экстра |
| | лекция | |
В некоторых ячейках отсутствует содержимое, т.е. это перспективные организационные формы уроков, которые еще предстоит создать.
Модель образовательного процесса:
Промежуточные задачи
Начальные условия – О – О – О Планируемые результаты
Способы решения
промежуточных задач
Классификация методов обучения
Схема модели обучения | Название метода | Обозначение метода |
Нач. усл.-о–о–о–конечный результат | Объяснительно-иллюстративный | ОИ |
Нач. усл. – – – конечный результат | Программированный | ПГ |
Нач. усл. о о о конечный результат | Эвристический | Э |
Нач. усл. ??? конечный результат | Проблемный | ПБ |
Начальные условия ??? ? | Модельный | М |
Матрица разнообразия обучающей системы
(по В.В. Гузееву)
Форма/метод | ОИ | ПГ | Э | ПБ | М |
Лекция | | | | | |
Рассказ | | | | | |
Беседа | | | | | |
Консультация | | | | | |
Экскурсия | | | | | |
Лабораторная работа | | | | | |
Практическая работа | | | | | |
Самостоятельная работа | | | | | |
Практикум | | | | | |
Семинар | | | | | |
Семинар – практикум | | | | | |
Собеседование | | | | | |
Опрос | | | | | |
Диктант | | | | | |
Зачет | | | | | |
Экзамен | | | | | |
Методика обучения/ учения - это
Технология
Своеобразная для каждого педагога____________
Универсальная, воспроизводимая, оптимальная
последовательность учебных ситуаций, необходимая для
______________-______________________ достижения той или иной
гарантированного, природосообразного учебной цели.
Тезаурус понятий
Учебный процесс – процесс обретения человеком знаний, умений и навыков.
Способ обучения/учения – это параметр (критерий) учебного процесса, определяемый количеством людей, одновременно обретающих ЗУН.
Индивидуальный способ обучения/учения – это процесс обретения знаний, умений и навыков одним человеком.
Парный способ обучения/учения – это процесс, в результате которого ЗУН обретают два человека. При этом пары можно делить на гомогенные и гетерогенные, на постоянные и пары сменного состава.
Групповой способ обучения/учения – это процесс, в результате которого знания, умения и навыки обретают от трех до семи человек (количество людей, составляющих малую группу). При этом способе группы можно делить на гомогенные и гетерогенные, на постоянные и группы сменного состава.
Коллективный способ обучения/учения – (не путать с технологией В.К. Дьяченко) – это процесс, в результате которого ЗУН обретают люди, количество которых составляет академическую группу (от 7-8 до 25-30 человек).
Поточный способ обучения/учения – это процесс, в результате которого ЗУН обретают люди, количество которых составляет две или более академических групп.
Массовый способ обучения/учения – это процесс, в результате которого ЗУН обретает большое количество людей, число которых, как правило, не учитывается.
Метод обучения/ учения – это параметр (критерий) учебного процесса, определяемый уровнем открытости элементов процесса обучения для ученика.
Объяснительно-иллюстративный (репродуктивный) метод обучения/учения – это метод, при котором ученику открыты педагогом все элементы процесса обучения, а деятельность ученика сводится к запоминанию материала и его воспроизведению.
Программированный метод обучения/учения – это метод, при котором ученику открыты педагогом все элементы процесса обучения, кроме промежуточных задач, результаты решения которых, ученик получает самостоятельно, следуя открытой педагогом программой действий.
Эвристический метод обучения /учения - это метод, при котором ученику открыты педагогом все элементы процесса обучения, кроме путей решения промежуточных задач; пути же их решения ученик отыскивает самостоятельно, пользуясь множеством эвристик.
Проблемный метод обучения/учения – это метод, при котором ученику открыты педагогом все элементы процесса обучения, кроме промежуточных задач и путей их решения, что создает для ученика проблемные ситуации их поиска.
Модельный (моделинговый, исследовательский, поисковый) метод обучения/учения – это метод, при котором ученику открыт только предполагаемый конечный результат, при этом остальные элементы он отыскивает самостоятельно.
Режим обучения/учения – это параметр (критерий) учебного процесса, определяемый направлением информационных потоков.
Экстраактивный (из-внешний) режим обучения – это режим, при котором информационные потоки направлены к ученику, а ученик выступает в роли обучаемого.
Активный (внутренний) режим учения – это режим, при котором информационные потоки циркулируют внутри ученика и характеризуются самостоятельным обретением ЗУН учеником; при этом он выступает в роли учащегося.
Интраактивный (во-внешний) режим обучения – это режим, при котором информационные потоки направлены от ученика и ученик выступает в роли обучающего. Данный режим отличается наибольшей эффективностью («Объясни другому так, как сам понял»).
Интерактивный (чередующийся) режим обучения – это диалоговый режим двусторонними информационными потоками, направленными как к ученику, так и от него.
Элемент учебного процесса – это параметр (критерий) учебного процесса, определяемый этапом усвоения ЗУН. Общепринятыми являются шесть различных элементов: организационный (Орг.), изучение нового материала (ИНМ), повторение (П), закрепление (З), контроль (Кон.), коррекция (Кор.).
Организационная форма обучения/учения – дидактический инструмент, характеризуемый параметрами учебного процесса: способом, методом, режимом и элементом.
Учебный период – это промежуток учебного времени.
Урок – это минимальный учебный период.
Блок уроков – это основной учебный период в рамках учебного процесса, предназначенный для изучения относительно автономной темы учебного курса.
Учебная ситуация – это часть учебного периода со своим индивидуальным набором параметров учебного процесса, характеризуемая определенной организационной формой (С+М+Р+Э=Ф).
Методика обучения/учения – это своеобразная для каждого педагога последовательность учебных ситуаций, необходимая для достижения той или иной учебной цели.
Технология обучения/учения – это универсальная, легко воспроизводимая оптимальная последовательность учебных ситуаций, необходимая для гарантированного, природосообразного достижения той или иной учебной цели.
Приемы педагогической техники – это специальная область дидактики, называющаяся педагогической техникой или педагогическим мастерством.
Педагогическая техника – владение комплексом приемов, который помогает учителю глубже, ярче, талантливее проявить себя и достичь успехов в работе.