СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование современного урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Мотивация
  • Целеполагание
  • Стратегическое планирование
  • Построение ориентировочной схемы действий: (сбор данных, алгоритмизация)
  • Действия (операции)
  • Рефлексия
  • Оценка
  • Коррекция

Элементы образовательной деятельности

  • Организация деятельности (ОРГ)
  • Изучение нового материала (ИНМ)
  • Закрепление (З)
  • Повторение (П)
  • Контроль (Кон)
  • Коррекция (Кор).

   Именно из этих элементов, но не обязательно из всех строится урок.

Просмотр содержимого документа
«Проектирование современного урока»

4



Проектирование современного урока


Деятельность по присвоению информации

  • Мотивация

  • Целеполагание

  • Стратегическое планирование

  • Построение ориентировочной схемы действий: (сбор данных, алгоритмизация)

  • Действия (операции)

  • Рефлексия

  • Оценка

  • Коррекция

Элементы образовательной деятельности

  • Организация деятельности (ОРГ)

  • Изучение нового материала (ИНМ)

  • Закрепление (З)

  • Повторение (П)

  • Контроль (Кон)

  • Коррекция (Кор).

Именно из этих элементов, но не обязательно из всех строится урок.

Способы обучения/учения

Количество обучающихся

Название способа

Обозначение данного способа

1

индивидуальный

Инд.

2

парный

Парн.

3-7

групповой

Гр.

Одна академическая группа

коллективный

Колл.

Несколько академических групп

поточный

Пот.

Большое количество обучаемых

массовый

Масс.

Информационные режимы обучения:

  1. Экстрактивный – информационный поток на протяжении всего сеанса связи направлен от обучающей системы к учащимся (Экстра)

  2. Интроактивный. – это информационный поток от учащихся к обучающей системе (Интро).

  3. Интерактивный – это когда информационный поток постоянно меняет свое направление (Интер).

  4. Активный режим (по Остапенко А.А.)

Матрица организационных форм уроков

Организационные формы уроков

режим

зачет

практикум

лабораторная работа

самостоятель-

ная работа

Интро

экзамен


семинар


опрос

консультация

беседа


Интер

собеседование

экскурсии


семинар-практикум

диктант


рассказ


Экстра



лекция



В некоторых ячейках отсутствует содержимое, т.е. это перспективные организационные формы уроков, которые еще предстоит создать.


Модель образовательного процесса:

Промежуточные задачи

Начальные условия – О – О – О Планируемые результаты

Способы решения

промежуточных задач



Классификация методов обучения


Схема модели обучения

Название метода

Обозначение метода

Нач. усл.-о–о–о–конечный результат

Объяснительно-иллюстративный

ОИ

Нач. усл. – – – конечный результат

Программированный

ПГ

Нач. усл. о о о конечный результат

Эвристический

Э

Нач. усл. ??? конечный результат

Проблемный

ПБ

Начальные условия ??? ?

Модельный

М



Матрица разнообразия обучающей системы

(по В.В. Гузееву)


Форма/метод

ОИ

ПГ

Э

ПБ

М

Лекция






Рассказ






Беседа






Консультация






Экскурсия






Лабораторная работа






Практическая работа






Самостоятельная работа






Практикум






Семинар






Семинар – практикум






Собеседование






Опрос






Диктант






Зачет






Экзамен







Методика обучения/ учения - это

Технология

Своеобразная для каждого педагога____________

Универсальная, воспроизводимая, оптимальная

последовательность учебных ситуаций, необходимая для

______________-______________________ достижения той или иной

гарантированного, природосообразного учебной цели.


Тезаурус понятий


Учебный процесс – процесс обретения человеком знаний, умений и навыков.

Способ обучения/учения – это параметр (критерий) учебного процесса, определяемый количеством людей, одновременно обретающих ЗУН.

Индивидуальный способ обучения/учения – это процесс обретения знаний, умений и навыков одним человеком.

Парный способ обучения/учения – это процесс, в результате которого ЗУН обретают два человека. При этом пары можно делить на гомогенные и гетерогенные, на постоянные и пары сменного состава.

Групповой способ обучения/учения – это процесс, в результате которого знания, умения и навыки обретают от трех до семи человек (количество людей, составляющих малую группу). При этом способе группы можно делить на гомогенные и гетерогенные, на постоянные и группы сменного состава.

Коллективный способ обучения/учения – (не путать с технологией В.К. Дьяченко) – это процесс, в результате которого ЗУН обретают люди, количество которых составляет академическую группу (от 7-8 до 25-30 человек).

Поточный способ обучения/учения – это процесс, в результате которого ЗУН обретают люди, количество которых составляет две или более академических групп.

Массовый способ обучения/учения – это процесс, в результате которого ЗУН обретает большое количество людей, число которых, как правило, не учитывается.

Метод обучения/ учения – это параметр (критерий) учебного процесса, определяемый уровнем открытости элементов процесса обучения для ученика.

Объяснительно-иллюстративный (репродуктивный) метод обучения/учения – это метод, при котором ученику открыты педагогом все элементы процесса обучения, а деятельность ученика сводится к запоминанию материала и его воспроизведению.

Программированный метод обучения/учения – это метод, при котором ученику открыты педагогом все элементы процесса обучения, кроме промежуточных задач, результаты решения которых, ученик получает самостоятельно, следуя открытой педагогом программой действий.

Эвристический метод обучения /учения - это метод, при котором ученику открыты педагогом все элементы процесса обучения, кроме путей решения промежуточных задач; пути же их решения ученик отыскивает самостоятельно, пользуясь множеством эвристик.

Проблемный метод обучения/учения – это метод, при котором ученику открыты педагогом все элементы процесса обучения, кроме промежуточных задач и путей их решения, что создает для ученика проблемные ситуации их поиска.

Модельный (моделинговый, исследовательский, поисковый) метод обучения/учения – это метод, при котором ученику открыт только предполагаемый конечный результат, при этом остальные элементы он отыскивает самостоятельно.

Режим обучения/учения – это параметр (критерий) учебного процесса, определяемый направлением информационных потоков.

    1. Экстраактивный (из-внешний) режим обучения – это режим, при котором информационные потоки направлены к ученику, а ученик выступает в роли обучаемого.

    2. Активный (внутренний) режим учения – это режим, при котором информационные потоки циркулируют внутри ученика и характеризуются самостоятельным обретением ЗУН учеником; при этом он выступает в роли учащегося.

    3. Интраактивный (во-внешний) режим обучения – это режим, при котором информационные потоки направлены от ученика и ученик выступает в роли обучающего. Данный режим отличается наибольшей эффективностью («Объясни другому так, как сам понял»).

    4. Интерактивный (чередующийся) режим обучения – это диалоговый режим двусторонними информационными потоками, направленными как к ученику, так и от него.

Элемент учебного процесса – это параметр (критерий) учебного процесса, определяемый этапом усвоения ЗУН. Общепринятыми являются шесть различных элементов: организационный (Орг.), изучение нового материала (ИНМ), повторение (П), закрепление (З), контроль (Кон.), коррекция (Кор.).

Организационная форма обучения/учения – дидактический инструмент, характеризуемый параметрами учебного процесса: способом, методом, режимом и элементом.

Учебный период – это промежуток учебного времени.

Урок – это минимальный учебный период.

Блок уроков – это основной учебный период в рамках учебного процесса, предназначенный для изучения относительно автономной темы учебного курса.

Учебная ситуация – это часть учебного периода со своим индивидуальным набором параметров учебного процесса, характеризуемая определенной организационной формой (С+М+Р+Э=Ф).

Методика обучения/учения – это своеобразная для каждого педагога последовательность учебных ситуаций, необходимая для достижения той или иной учебной цели.

Технология обучения/учения – это универсальная, легко воспроизводимая оптимальная последовательность учебных ситуаций, необходимая для гарантированного, природосообразного достижения той или иной учебной цели.

Приемы педагогической техники – это специальная область дидактики, называющаяся педагогической техникой или педагогическим мастерством.

Педагогическая техника – владение комплексом приемов, который помогает учителю глубже, ярче, талантливее проявить себя и достичь успехов в работе.