СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную технологию. Эти изменения диктуются самой жизнью, развитием новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Все это потребовало широкого внедрения альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности в начальную школу, а также разработки понятийного аппарата и методики их применения. В таком контексте развития начальной школы перспективной представляется именно проектная деятельность. 

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность младших школьников»

МБОУ «Старокрымский УВК №3 «Школа-лицей»»







Проектная деятельность младших школьников













Выполнила

Учитель начальных классов

Озерова Л.Б.


2015г






Новое время диктует свои условия современной школе, предъявляет свои требования к структуре личности ученика. Сегодня учителя и родители хотят видеть своих детей предприимчивыми, социально адаптированными, интеллектуально-развитыми, материально независимыми, то есть современная школа должна не только давать знания и воспитывать, она должна учить жизни. Для того, чтобы получить какие-либо результаты в данном направлении, необходимо внедрить в деятельность учителя новые педагогические технологии. В педагогике обозначились новые тенденции, такие как активизация знаний учащихся, интенсификация обучения, дифференциация в обучении и воспитании личности. Все эти системы педагогических приемов и методов помогают решать важную задачу: развитие исследовательских качеств учащихся. Современный учитель, передавая свои знания и опыт ученикам, не ориентируется на репродуктивное восприятие материала, а организует учебный процесс и внеурочную деятельность таким образом, чтобы каждый ребенок, осмыслив полученную информацию, смог найти творческий, индивидуальный путь решения проблемы, задачи, чтобы у каждого ребенка появилось желание познать глубже изучаемый предмет, найти продолжения прерванной мысли. Одним из самых эффективных методов является проектирование.

В настоящее время проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную технологию. Эти изменения диктуются самой жизнью, развитием новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Все это потребовало широкого внедрения альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности в начальную школу, а также разработки понятийного аппарата и методики их применения. В таком контексте развития начальной школы перспективной представляется именно проектная деятельность. Проектная деятельность в начальных классах – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности. Основным отличием учебной проектной деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания , а приобретаются навыки исследования как универсального способа освоения действительности , развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Активизация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большей степени от методов обучения, которые использует учитель, как на уроке, так и во внеурочное время. Этому способствуют разные формы и методы работы в урочное и внеурочное время. Система внеклассной работы представляет собой логическое продолжение формирования личности, обладающей толерантностью, широтой мировоззрения. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты. Передавая свои знания и опыт ученикам, учителя нашей школы не ориентируются на репродуктивное восприятие материала, а организуют учебный процесс таким образом, чтобы каждый ребенок, осмыслив полученную информацию, смог найти творческий, индивидуальный путь решения проблемы, задачи. Чтобы у каждого ребенка появилось желание познать глубже изучаемый предмет, найти продолжение прерванной мысли. При организации данной работы учитываются возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов, или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка, находиться в зоне ближайшего развития. Проектная деятельность позволяет педагогам организовать работу с различными группами учащихся, что в определенной степени обозначает пути продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения – от репродуктивного к творческому. Проектирование позволяет формировать личностные качества учащихся, в первую очередь, умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов, анализ результатов деятельности.

Цель данной работы – научить детей самостоятельно добывать знания, уметь творчески применять их на практике, но самое главное – развивать духовное начало личности в соответствии с народными нормами морали, традициями, прививать любовь к духовному наследию предков.

В своей практике выделяем следующие типы проектов:

● Доминирующая в проекте деятельность: поисковая, ролевая, ознакомительно-ориентировочная; исследовательская, творческая, игровая, информационная, прикладная.

● Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знаний), межпредметный проект (отражающий разные области знаний);

● Количество участников проекта: индивидуальные, парные, групповые;

● Продолжительность выполнения проекта: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный.

Практика показывает, что очень часто под методом проектов понимают самую разнообразную деятельность: создание газеты, альбома, журнала. Однако в основе метода проектов лежит проблема, которую необходимо исследовать. Дидактическая цель проекта всегда познавательная – овладение новым знанием, практическим умениям, т.е. всей совокупности интеллектуальных умений, присущих критическому мышлению. Это овладение умением работать с информацией, применять полученные знания на практике. Поэтому в качестве требований к использованию метода проектов можем назвать следующие:

● Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы.

● Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов, наглядность их при разделении обязанностей между участниками проекта.

● Структурирование содержательной части проекта (с указанием этапов работы, сроков выполнения, планируемых результатов).

При организации проектов предусматриваем определённую последовательность действий, которую сформировали в виде алгоритма:

1 Выбрать тему проекта , его тип , количество участников.

2 Продумать возможные материалы проблем, которые позволили бы осмыслить новый учебный материал и обобщить ранее изученные, привлекая знания из разных областей. На её основе придумать яркую жизненную проблемную ситуацию и оформить её в наглядной форме.

3 Распределить задачи по группам, т.е. гипотез для дальнейшего исследования.

4 Разработать ряд проблемных вопросов в помощь группам, список возможных источников дополнительной информации.

5 Организовать работу в группах: обсуждение способа оформления своей части проекта, способа презентации, определить ответственных за подготовку материалов.

6 Организовать промежуточные обсуждения полученных данных, консультации с координаторами проекта.

7 Провести защиту гипотез, разрабатываемых разными группами, защита происходит в виде дискуссии во время которой группы представляют полученные результаты, аргументируя свои позиции. Остальные участники задают вопросы, выдвигают контраргументы.

8 Определить более рациональный выход из проблемной ситуации, оформить своё решение в виде практического продукта.

9 Завершить работу проведением внешней экспертизой, дать оценку проделанной работы, выдвижение новой проблемы, вытекающей из полученных результатов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА

№п/п

Критерии оценки проекта

самооценка

Оценка участни- ков проекта

Оценка коорди- натора

Общий балл


1

Значимость, актуальность выдвинутой проблемы





2

Корректность используемых методов исследования и методов при обработке результатов.





3

Активность каждого участника проекта





4

Коллективный характер принимаемых решении.





5

Культура общения, продуктивность взаимодействия в процессе работы над проектом.





6

Необходимая глубина проникновения в проект, использование межпредметных знаний.





7

Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать выводы, заключения.





8

Рассмотрение альтернативных вариантов решений.





9

Эстетика оформления результатов выполненного проекта, реализация принципа наглядности.





10

Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность, аргументированность ответов.






Учащиеся 1 б класса за 2014-2015 год выполнили 13 проектов. По окружающему миру 4 проекта из них 3 среднесрочных и 1 долгосрочный. По математике 2 проекта: 1 долгосрочный , 1 среднесрочный. Литературное чтение 6 проектов: все среднесрочные. Русский язык 2 проекта: 1 среднесрочный и 1 краткосрочный. Выбор тематики проектов формировался специалистами органов образования в рамках утверждённых программ.

Выполняя проекты учащиеся на собственном опыте приобретали представление о жизненном цикле изделий- от зарождения замысла до материальной реализации и использование на практике. Например проекты «Скороговорки», «Сборник загадок», «Я рисую книжку». Дети приобретали опыт творчества.

Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности . расширения круга конструктивного и целенаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности. Применение метода проектов способствует возникновению такого взаимодействия и отношений школьников между собой, с взрослыми, при которых для достижения цели реализуют творческие усилия личности, происходит развитие внутреннего мира растущего человека.

Учитель должен создать устойчивую атмосферу доверительности, открытости. Метод проектов – это высокие педагогические технологии, использование которых позволяет участникам деятельности овладеть многими умениями: вести дискуссию, осуществлять поиск необходимой информации, обрабатывать ее, анализировать, логично выстраивать полученные данные, сопоставлять с иными точками зрения, делать выводы, обобщать.

Самое сложное для учителя – суметь раскрыть творческие способности своих учеников (не следует забывать – дети все талантливы). Учитель должен не только индивидуализировать свое воздействие, но и помочь раскрыться самой индивидуальности во всей полноте созревших и еще дремлющих сил. В настоящее время проектная деятельность учащихся рассматривается как один из наиболее эффективных инструментов повышения качества общего образования, одно из главных средств формирования компетенции, а ее результативность – как ведущий критерий современного качества образования. Раннее приобщение школьников к исследовательской и проектной работе способствует формированию интеллектуального будущего нашего общества. Поэтому важно еще на начальной ступени обучения выявить одаренных детей, развить их способности.