СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Проектная деятельность на уроках математики в начальных классах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ возможностей и особенностей применения

метода проектов на уроках в начальных классах 

Просмотр содержимого документа
«"Проектная деятельность на уроках математики в начальных классах"»







Оглавление

Введение 2 Глава I. Анализ возможностей и особенностей применения метода проектов в педагогической и методической литературе 4 1.1 Сущность метода проектов, его место в процессе обучения 4 1.2 Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения 5 Глава II. Внедрение проектной деятельности в процесс обучения математике 9 2.1.Особенности организации проектной деятельности в начальных классах 9

2.2. Организация проектной деятельности младших школьников на

уроке математики на примере проектов для 1 и 4 классов 11

Глава III. Эффективность и анализ результатов внедрения проект-

­ной деятельности в процесс обучения 17

Заключение 24

Литература 26





















Введение В современном мире всё более актуальным становится использование в образова­тельном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоя­тельно добывать новые знания, соби­рать необходимую ин­формацию, умение выдви­гать гипотезы, делать выводы и умозаклю­чения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного пред­мета призывают решать проблемы, связан­ные с развитием у школьни­ков умений и навыков самостоятельности и само­развития. А это пред­полагает поиск новых форм и методов обучения.

В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Од­нако, « учителя начальной школы пока с трудом переходят к ориента­ции на новые цели на­чального обучения, сфор­мулированные в ходе модернизации образования: научить младших школь­ников учиться, формировать у них учебную деятель­ность»[11]. В современной практике преподавания математики эффективно применяется ряд личностно ориентированных технологий, которые можно рассматривать как продуктивные, обеспечивающие самоопределение и самореализацию ученика. К таким технологиям относится проектная технология (метод проектов). Она нацеливает на эмансипацию обучаемого, устранение его зависимости от преподавателя путем самоорганизации и самообучения в процессе создания конкретного продукта или решения отдельной проблемы, взятой из реальной жизни.

Актуальность темы исследования подтверждается противоре­чиями, выявленными в сфере школьного образования. Это противоре­чия между не­обходимостью формирования у школьников умений, ко­торые развиваются в процессе осуществления проектной деятельно­сти, и недостаточным уровнем освещенности этого материала в мето­дической и педагогической литературе.

Проблема, поставленная в данном исследовании, заключается в необ­ходимости выявления педагогических условий формирования умений, необ­ходимых для осуществления проектной деятельности школьников в обуче­нии математике.

Объект исследования – процесс организации учебной проектной дея­тельности школьников.

Предмет исследования – педагогические условия организации проект­ной деятельности школьников при обучении математики в на­чальных клас­сах.

Цель работы: исследование организации проект­ной дея­тельности школьников начальных классов, способствующую развитию уме­ний, формирующихся в ходе работы над проектами.

Для достижения цели исследования поставлены следующие за­дачи:

  • выяснить степень изученности вопроса в методической и педагоги­ческой литературе;

  • охарактеризовать метод проектов, как форму организации проект­ной деятельности;

  • описать методику организации проектной деятельности;

  • раскрыть методику проектной деятельности над проектом, органи­зованной на уроках математики в начальных классах;

Гипотеза исследования: возможно, что правильно организованная проектная деятельность в работе с младшими школьниками способствует развитию таких его характеристик как способность к проектированию, планированию, развитию аналитико-синтетических способностей, самостоятельности детей.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа педагогической и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации проектной деятельности младших школьников.



Глава I. Анализ возможностей и особенностей применения метода проектов в педагогической и методической литературе.

За последние десять лет метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований. Информация по данному методу имеется в педагогической и методической литературе.

В работах Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, И.К. Баталиной, М.А. Барсуковой, С. Шишова раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников; Г.В. Нарыковой, Е.А.Гилевой, Ю.С. Егоровым, Е.В. Клоковым, Н.Мансуровым охарактеризованы этапы учебного проекта, роль учителя на каждом из них; И.Д. Чечель, С. Лернер предложили различные подходы в оценивании проектной деятельности. Наконец, Е.С. Полат, М.В. Игнатьевым, М.А. Барсуковой, Н.И. Заикиной, Е.А. Адаричевой рассмотрены особенности проектной деятельности на уроках математики.

1.1. Сущность метода проектов, его место в процессе обучения

В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно ориентированных технологий обучения, интегрирующую в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Он используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Проектное обучение – организация образовательного процесса, направленная на решение обучающимися учебных задач на основе самостоятельного сбора по данным признакам и интерпретации информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и презентации результата. Обучение при этом принимает большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию собственно учения.

Сущность метода проектов неоднозначна. Перейдем к ее рассмотрению.

В.В.Гузеев [3] отмечает, что технология обучения на основе метода проектов представляет один из возможных способов проблемного обучения. Такого же мнения придерживается и Н.Ю. Пахомова [15]. Г.К. Селевко [18] рассматривает метод проектов как системообразующий компонент при описании и характеристике различных технологий. Г.К. Селевко шире определяет сущность метода проектов в условиях современного образования, нежели В.В. Гузеев.

В.Стрельцов отмечает, что метод проектов нужно применять на различных этапах становления личности ученика, начиная с младшего школьного возраста. По его мнению, проектную деятельность следует организовывать для младших учащихся во внеурочное время. Это тоже не всегда возможно.

По мнению О.В. Швецова, младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Проектная деятельность в младшей школе должна осуществляется поэтапно. На каждом этапе следует использовать определенные методы обучения. Автор говорит о сущности метода демонстрации образцов ранее выполненных проектов, метода информационной поддержки, метода мозговой атаки, метода мини-маркетингового исследования, метода мини-маркетингового сравнения, метода дизайна, метода морфологического анализа, алгоритмического метода исследования проектируемого объекта, метода упражнений и других.

Несмотря на трудности внедрения метода проектов, некоторые учителя применяют его в своей образовательной практике.

1.2 Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения

К описанию организации работы над проектами существуют различные подходы. Но большинство авторов считают важным описать деятельность учителя и учащихся на каждом из этапов организации проектной деятельности.

Обобщим методику работы над проектами, предложенную Н. Мансуровым, Т. Герасимовой, В. Рохловым, на сайте Интеренет http://bg-prestige.narod.ru и Н.Ю. Пахомовой [16].

Этапы работы над проектом

Содержание работы на этапе

Деятельность уча­щихся

Деятельность
учителя

1 этап. Подготовка

Проведение вводной беседы с целью:

– формирования первичного представления об изучаемом объекте;
– формирования интереса к данной теме;
– создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности

2 этап. Организация проектной деятельности

Актуализация знаний

1. Выбор темы и целей проекта (через проблем­ную ситуацию, бе­седу, анкетирование и т. п.).

2. Определение количе­ства участников про­екта, состава группы

Обсуждение темы с учи­телем, получение при не­обходимости дополни­тельной информации, по­становка цели

Предъявление за­ранее подготовленных карто­чек, памяток и т.п. для каждого ученика-ис­сле­дователя. Помощь в по­становке целей

Планирование работы

1. Определение ис­точни­ков информации.

2. Планирование спосо­бов сбора и анализа ин­формации.

3. Планирование итого­вого продукта (формы представления резуль­тата).

Продукт:

– отчет (устный, письменный, с демонст­рацией материалов);
– фильм, макет, сборник и др.;
– конференция, праздник и т.п.

4. Выработка кри­териев оценки результа­тов работы.

5. Распределение обязан­ностей среди чле­нов ко­манды

Выработка плана дейст­вий (как можно это сде­лать?).

Определение ос­новных методов:

– прочитать в книге;
– понаблюдать;

– задать вопросы родите­лям, специалистам;
– подумать самостоя­тельно;
– посмотреть в книгах;
– посмотреть по телеви­зору и т.п.

Формулировка за­дач

Выдвижение идей, вы­сказывание предпо­ло­жений, определение сроков работы (по­этапно)


Исследовательская деятельность

Сбор информации, ре­шение промежуточ­ных задач. Основные формы работы: интер­вью, оп­росы, наблю­дения, изу­чение лите­ратурных ис­точников и т.п.

Организация экс­кур­сий, проведение экс­перимен­тов и т.п.

Проведение исследова­ний, решение промежу­точных задач. Фик­сиро­вание информации раз­личными спосо­бами: за­пись, рисунок, коллаж, схема, изобра­жение сим­волами, за­кладки

Наблюдение, со­веты, косвенное руко­во­дство деятельностью, органи­зация и коор­динирова­ние отдель­ных этапов проекта

Результаты и выводы

Анализ информа­ции. Формулировка вы­во­дов. Оформление ре­зультата.

Анализ информа­ции. Оформление резуль­татов.

Наблюдение, со­веты.

3 этап. Представление готового продукта (презентация)

Представление резуль­тата работы в разнооб­разных формах

Отчет, ответы на во­просы слушателей, по­лемика, отстаивание своей точки зрения, фор­мулировка оконча­тель­ных выводов

Знакомство с го­товой работой, форму­ли­ровка вопросов как от рядо­вого участника

4 этап. Оценка процессов и результатов работы

 

Участие в оценке пу­тем коллективного об­сужде­ния и самооце­нок

Оценивание уси­лий учащихся, креативно­сти мышления, каче­ства использования источ­ников, потен­циала про­должения работы по выбран­ному направле­нию




Глава II. Внедрение проектной деятельности в процесс обучения математике.

На основе анализа педагогической и методической литературы, опыта преподавания математики в школе разработана структура проектной деятельности при изучении математики:


2.1. Особенности организации проектной деятельности в начальных классах

При работе с младшими школьниками должна быть описана проблем­ная (квазиреальная, модель­ная) ситуация, но в этой ситуа­ции не должна быть напрямую поставлена за­дача. Зада­ча должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации. Таким обра­зом, фор­мулировка задачи скрыта в описании проблем­ной ситуации. Проблемная си­туация должна быть та­кой, чтобы путей ее преодоления, а следовательно, и возможных вариантов ко­нечного «продукта» было не­сколько.

Далее, проектная задача должна содержать в явном или относи­тельно скрытом виде набор (или систему) действий (заданий), кото­рые должны быть выполнены группой де­тей. Количество заданий в проектной задаче — это коли­чество действий, которые необходимо совершить, чтобы за­дача была решена.

Описание жизненной ситу­ации может быть представлено в виде еди­ного текста или отдельных отрывков с множеством различных дан­ных, в том числе избыточных, не имеющих отношения к конкрет­ной ситуации, зашум­ляющих ее. В то же вре­мя представленная в опи­сательной части информация может быть неполной, недостаточной, что вынуждает детей самостоятельно обращаться к справочной инфор­мации, содержащейся в приложении к про­ектной за­даче или во внешних источниках, а возможно, и к собственному жизненному опыту. Информация, необхо­димая для выполнения одного зада­ния, может также содержаться в текстах других заданий или в их результа­тах.

В 1—3 классах основная педагогическая цель прое­ктной дея­тельности — способствовать формированию разных способов учеб­ного сотрудничества (проектная деятельность «Конструирование иг­ровой площадки для детского са­да», 1 класс). Именно такие задачи дают учителю воз­можность наблюдать за способами работы как от­дель­ных учащихся, так и целой группы школьни­ков.

Проектная деятельность для этого этапа обучения в началь­ной школе имеют свою специфику по построению: форму­лировка задачи, последова­тельность предметных действий через систему заданий явно задается авто­ром проектной задачи. Проектная задача в целом будет решена только в том случае, если группа сможет справиться со всеми пред­ложенными заданиями, в том числе и с итоговым задани­ем как местом «сборки» всех полученных результатов от­дельных заданий.

В 4 классе ситуация меня­ется. Здесь основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных спо­собов действий в новую для них квазиреальную (модель­ную) ситуацию. На данном этапе учащиеся, пользуясь описа­нием проблемной ситуации, должны сами сформулировать стоящую перед ними задачу. Исходя из предложенного несистематизирован­ного набора заданий, справочных материалов (включен­ных в текст проектной за­дачи или требующих обращения к внешним источ­никам ин­формации), учащиеся сами планируют последовательность дейст­вий, ведущих к конечной цели (определяют стратегию решения за­дачи). Спо­собы учебного сотрудничества, приоб­ретенные в первые три года обучения в школе, становятся средством для эффективного решения проектной задачи.

2.2. Организация проектной деятельности младших школь­ников на уроке математики на примере проектов для 1 и 4 классов

Приведем подробное описание предметной проектной деятель­ности для 1 класса «Конструирование игровой площадки для детского сада», с по­мощью которой учитель вводит один из способов группо­вого взаимодейст­вия. Эта задача носит обучающий характер с точки зрения освоения форм группового взаимодействия.

Педагогические цели:

1. Ознакомить первоклассников с одним из способов группо­вого взаимодействия при решении проектной задачи.

2. Проверить в практической ситуации усвоение пер­вой темы по ма­тематике «Признаки предметов».

Задача:

Учитель: «Из детского сада к нам обратились за по­мощью: нужно соз­дать игровую детскую площадку, опи­сание которой дано в одном журнале. Главное условие — на площадке должны быть четыре игровые зоны:

• песочница (красная зона);

• карусель (желтая зона);

• качели (голубая зона);

• горка (зеленая зона).

Необходимо сконструировать все четыре игровые зоны детской пло­щадки».

Этапы решения проектной задачи:

1-й этап: определение способа работы группы.

Учитель ставит вопрос: «Как вы думаете, почему се­годня на уроке вы сидите вместе по четыре человека?» (До этого урока дети в таком составе не сидели.) Для от­вета на этот вопрос дети обсуждают, как можно постро­ить работу в каждой группе.

В ходе обсуждения дети должны прийти к решению, что сна­чала целе­сообразно каждому члену группы скон­струировать свою иг­ровую зону, пред­варительно догово­рившись, кто какой зоной будет заниматься. А затем де­ти определяют и запоминают цвета своих зон.

2-й этап: выбор детьми своей игровой зоны.

Учитель: «Для того чтобы вы не мешали друг другу, я на группу раз­дам заготовки каждой игровой зоны (все заготовки имеют белый цвет). Вы­берите каждый свою заготовку, такую же по форме и размеру, как на нашем цветном образце».

Детям дают время, чтобы каждый выбрал нужную заготовку. Учитель проверяет, соответствует ли выбор детей их первоначальной договоренности. Образец (рисунок игровой площадки) на этом этапе может выполнять кон­трольную функцию. Дети прикладывают вы­бранные заготовки к образцу, чтобы удостовериться в правильности своего выбора.

3-й этап: определение объема своей работы каждым членом группы.

Учитель: «Для конструирования своих игровых зон каждая группа по­лучает набор фигур. (Фигуры выдают­ся в группу одной куч­кой, перемешаны, разные по цве­ту, форме и размеру.) Задача каждого из вас — отобрать свои фигуры».Дети отбирают фигуры в соответствии с цветом своей зо­ны, оп­ределяя тем самым объем дальнейшей работы.

4-й этап: конструирование отдельной игровой зоны площадки каждым членом группы.

Учитель: «Теперь у каждого из вас есть заготовка (белого цвета) вашей игровой зоны и набор фигурок од­ного цвета, которые вы должны уложить на заготовке таким образом, чтобы полностью по­крыть белое прост­ранство.

Вы должны соблюдать два условия: 1) фигуры не вы­лезают за край ва­шей заготовки; 2) фигуры не наклады­вают одну на другую, между ними нет зазоров». (Учи­тель демонстрирует способ укладыва­ния фигур.)

Дети индивидуально конструируют свои игровые зоны: сначала мето­дом подбора пытаются уложить фигуры, от­брасывая те, которые явно не подходят, а потом наклеивают их на свои заготовки игровых зон.

5-й этап: сборка игровой площадки.

На этом этапе сконструированные игровые зоны наклеиваются на об­щий образец в соответствии с цветами зон.

После того как все зоны будут наклеены на образец, ра­бота группы («продукт» задачи) вывешивается на доску.

6-й этап: обсуждение результатов работы групп и спо­соба их взаимо­действия.

На этом этапе рассматриваются сконструированные детьми иг­ровые площадки. Однако основной акцент учи­тель должен сделать на обсуждении способа организации работы детей в группе.

Разрабатывая проектную деятельность для учащихся 4 класса, нужно выстроить проблемную ситуацию так, чтобы школьники могли сформулиро­вать для себя задачу. Подбираются такие задания, такие материалы, чтобы учащиеся могли предложить разные пути (страте­гии) ее решения. В задачах для этого возраста нет необходимости вести детей от задания к заданию. Группа сама определяет тактику работы, роль каждого ее участника. Как правило, такие задачи не имеют однозначного решения, что требует от уча­щихся на этапе оценки более тщательного и детального подхода к обсужде­нию полу­ченных результатов.

Название проекта

Смета затрат на покупку учебников и тетрадей

Цели и педа­гоги­ческие задачи (пе­дагогический за­мысел)

1. Проверка умений учащихся пользовать­ся предло­женной информацией, представ­ленной в раз­личных ви­дах, и на ее осно­ве осуществлять выбор оп­тимального ре­шения из множества возможных.

2. Сотрудничество учащихся в малых груп­пах (кол­лективно-распределенная дея­тельность) при ре­шении общей задачи

Знания, уме­ния и способы действий, на кото­рые опира­ется за­дача

1. Умение вычленять требуемую инфор­мацию, пред­ставленную в различных ви­дах (например, таб­лица, словесное опи­сание).

2. Перевод описания квазиреальной (модель­ной) ситуации на математичес­кий язык (построение матема­тической модели).

3. Владение способом умножения мно­гозначных чисел.

4. Применение свойств умножения для рациона­лизации вычислений.

5. Умение выбирать оптимальный вари­ант ре­шения.

6. Работа в малой группе: организация работы, рас­пределение заданий между участниками группы, взаи­модействие и взаимопомощь в ходе решения за­дачи, взаимоконтроль

Планируе­мый пе­дагогиче­ский ре­зультат





Способ и формат оценива­ния ре­зультатов работы


Демонстрация учащимися:

• усвоения предметного материала и возмож­ностей применять его в нестан­дартных условиях;

• умения работая в малой группе, соз­дать конеч­ный «продукт» — подготовить смету расходов на наи­более выгодную покупку учебников и тетрадей и при­вес­ти соответствующие обоснования

Особенность задачи в том, что она имеет различ­ные возможные варианты решения, но среди этих вари­ан­тов есть оптималь­ный. В соответствии с этим и оценка ре­шения должна быть многокритериальной, ох­ваты­вающей как отдельные компоненты решения, так и умение анализировать раз личные варианты решения и выбирать среди них наилучший. В таких условиях, ко­гда возможно много правильных реше ний, крайне важным становится этап об суждения полученных ре­зультатов. На об­суждение результатов выносится смета расходов на покупку учебников и тетрадей и обоснование предлагаемого варианта сметы.

Оценка взаимодействия учащихся внутри малой группы фиксируется в экспертном листе, в котором указываются распределение работы между учащимися внутри группы, организация дискуссий, взаимодейст­вие учащихся в ходе работы, действия членов группы при «сборке» конечного результата, устанавливается, в какой степени организация работы внутри группы по­влияла на полученный результат

В проекте «Смета затрат на покупку учебников и тетрадей» описыва­ется квазиреальная ситуация, вплотную приближенная к ре­альным условиям, — требуется провести экономический расчет и вы­брать наименее затратный вариант покупки товара. Решение такой проектной задачи позволяет учащимся научиться само­стоятельно планировать свои действия, анализировать информа­цию, пред­ставленную в табличной форме, распределять наилучшим способом имею­щиеся ре­сурсы, отрабатывать вычислительные навыки.

Цель, которую должны, достичь дети: выбрать и обосновать оп­тималь­ное (наиболее выгодное) решение по покупке учебников и тет­радей. Итого­вую документацию по предполагаемым затратам — смету представить в виде таблицы.

Итак, особенность предметных проектных задач в 4 классе состоит в том, что, решая их, дети используют весь известный им ар­сенал средств и предметных способов действий в различных реальных и квазиреальных (мо­дельных) ситуациях. Главная цель таких задач — научиться ставить перед собой цель, планировать свои действия, самим контролировать и оце­нивать свои действия и результаты, а также действия и результаты своих сверстников, научиться осу­ществлять перенос способов действий из од­ной области в другую. Однако учитель по-прежнему обеспечивает группу де­тей всем необ­ходимым для достижения конечного результата, так как млад­шие школьники все еще не самостоятельны в выборе средств, способов дей­ствий, материалов для достижения результатов.

Глава III. Эффективность и анализ результатов внедрения проектной деятельности в процесс обучения

Формирование проектной деятельности учащихся необходимо для воо­ружения их универсальным умением решения различных про­блем, в том числе и образовательных. При этом педагогическая эф­фективность метода учебного проекта может быть представлена схе­мой (рис.1).

Реализует деятельностный подход в обучении


Основан на принципе индивидуально сконцентрированного обучения


Построен на принципах проблемного обучения






Педагогические

возможности проектного метода









Способствует развитию конструктивного критического мышления школьников

Способствует развитию внутренней мотивации к учению







Обеспечивает формирование основных компетенций учащихся, т.е. умений:

- проблематизации;

- целеполагания;

- планирования деятельности;

- самоанализа и рефлексии;

- сравнения, анализа, синтеза, прогнозирования;

- самостоятельного поиска, хранения и практического применения необходимой информации (в т.ч. с использованием электронных носителей);

-коммуникативности и толерантности.





















Рис. 1. Педагогическая эффективность метода проектов

Реализация проектной деятельности на практике ведет к изме­нению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организа­тора познава­тельной деятельности своих учеников. Меня­ется и психологиче­ский климат на уроке, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитатель­ную работу. Из автори­тетного источника информации преподаватель становится соучастни­ком исследовательского, творческого процесса, наставником, консуль­тантом, организатором самостоятельной дея­тельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.

Анализируя опыт педагогов, выясняется, что наибольшие проблемы внедрения метода проектов возникают в преподавании математики. Дело в том, что современная «школьная» математика, на первый взгляд, представляет из себя свод жестких непреложных правил и методов, точное и аккуратное следование которым порождает у школьников иллюзию успеха. Но самое интересное и самое трудное возникает тогда, когда ученик сталкивается со сложной нестандартной задачей, из условия которой не видно, какая именно комбинация стандартных приемов приведет к правильному решению. И главным препятствием для поиска решения такой задачи является результат тяжелого учительского труда: набор шаблонов и стереотипов, неизбежно выработанный на уроках, а также страх совершить ошибку, парализующий фантазию и стремление ребенка к творчеству.

Использование метода проектов на уроках математики позволяет реализовать деятельностный подход в обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

Проектную деятельность можно осуществлять как в урочное время, так и во внеурочное. Сложность для реализации во время уроков составляют темы с большим информационным объемом, поскольку ученику освоить весь материал за один учебный час будет довольно затруднительно, здесь возможен вариант спаренных уроков или выполнение проекта в виде домашнего задания. Но организовать проектную работу на уроках можно. Реализация проектной деятельности во внеурочное время осуществляется гораздо легче. Чаще всего организовываются факультативы, кружки, на которых учащиеся осваивают проектную деятельность.

В любом случае эта работа должна включать в себя связь с математикой (это будет способствовать поддержанию интереса к предмету, изучению материала, выходящего за рамки школьной программы), реализацию творческого потенциала учащихся, обязательно самостоятельную работу школьников, направленную на приобретение новых знаний и умений.

Работая над проектом, учителю не следует забывать, что основными критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков. Роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах, и от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, — зависит судьба проекта в целом. Степень активности и самостоятельности учащихся можно представить в виде схемы ( рис.2).

Рис. 2. Степень активности и самостоятельности учащихся.

Главная цель организации проектной деятельности — развитие у учащихся глубоких, устойчивых интересов к предмету математики, на основе широкой познавательной активности и любознательности. В достижении этой цели можно выделить тактические задачи, такие, как мотивация учебной деятельности с доминированием мотивов ее совершенствования, развитие познавательной самостоятельности; формирование и развитие творческих способностей; усвоение обобщенных и рациональных способов деятельности; формирование опыта самообразования и т. д.

Однако необходимо отметить, что если будет развиваться только стремление к познанию, то это может привести к отрицательным результатам. Люди, у которых развита только эта мотивация и не развита потребность в труде, могут испытывать нежелание работать. Одно из средств решения этих задач на уроках математики — творческие проекты учащихся.

В литературе очень мало разработанных проектов. Статьи, в которых есть методика проведения проектов по математике, включают в себя описание организации проектной деятельности. Работая над проектами по учебнику Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон, следует отметить эффективность краткосрочных проектов, поскольку много нового материала и на уроке очень трудно выделить время для консультаций. Применение краткосрочных проектов наиболее удачно при закреплении новых понятий и определений.

Организация проектной деятельности требует от учителя тщательной подготовки. Сам организатор должен обладать навыками педагогического проектирования и его составляющими (умелая организация учебного процесса, управленческие навыки и рефлексивные способности).

Как показывает практика и исследования многих ученых наибольший интерес у учащихся вызывает деятельность практического характера. Детям нравится работать с тем математическим материалом, который они могут перенести в реальную жизнь, который найдет непосредственное применение в их жизни.

В ходе занятий учащиеся приобретают новые знания о сущности метода проектов, его реализации, овладевают навыками проектной работы, учатся выделять цели и задачи проекта, составлять план всей работы, разбиваться на группы, внутри группы делить обязанности (распределять роли), осуществлять работу по поиску и обобщению информации, по предоставлению результата своей деятельности.

Е.С. Полат [17] говорит о положительном моменте использования метода проектов, поскольку он повышает мотивацию учащихся; способствует развитию способностей к активной творческой деятельности; создает условия для отношений сотрудничества между учителем и учеником; удовлетворяет интересы учеников; позволяет решить значимые личностные проблемы; способствует формированию опыта общения с другими людьми, решению учебных затруднений; стимулирует личностный рост и развивает индивидуальность.

Н.В. Матяш [9] к вышесказанному добавляет, что метод проектов в современных условиях является средством укрепления здоровья учащихся. В экспериментальных школах относительно здоровых детей насчитывается от 70% до 78%. Именно в проектной деятельности каждый школьник находит себе работу «душевную», эксперименты детей с «непослушными инструментами» укрепляют их эмоционально-волевую сферу, а проектирование и изготовление изделия развивают наглядно-образную память, абстрактно-логическое мышление. Также замечено, что изменяется структура урока. Если на каждом из 6-8 уроков традиционного типа ученик 45 минут находится в сидячем положении и нагрузка на мышечно-скелетную систему распределены неравномерно, что приводит к нарушению осанки, то при выполнении проектов учащиеся 15-20 минут слушают учителя, остальное время проводят в свободном режиме, выполняя избранную ими работу. Гордость за результаты труда, успешный поиск рациональных вариантов решения проблемы - все это повышает имидж учащихся, избавляя от синдромов безразличия, безответственности и неполноценности.

Проектный подход замечателен тем, что он по самой своей сути обяза­тельно содержит момент необходимого обучения всем этим ви­дам умст­венно-продуктивной активности. И он необычайно сильно ее мотивирует. «Дети очень быстро приходят к выводу, что для успешной разработки инте­ресного для них проекта им нужно многому научиться и приобрести ряд спе­циальных, более узких знаний, умений и навы­ков в тех или иных предметных областях. Они начинают понимать, что приобретение таких качеств часто связано с напряженным трудом, требует систематических, нередко утоми­тельных упражнений, боль­шого прилежания и усердия. Что иногда приходится прибегать и к зубрежке, чтобы прочно закрепить некото­рые навыки, абсолютно не­обходимые в качестве основы для более высоких, в том числе творче­ских мыслительных функций по выдвижению гипотез и по­строению общих концепций». [7]. Важно, что ребята учатся анализи­ровать собственную работу, собственные успехи; объективно оце­нивать свои возможности и видеть способы преодоления трудно­стей, достижения более высоких результатов.

На уроках математики в классах, где математика преподается по новой технологии, и в клас­сах, где учителя работают традицион­ными методами, замечено, что при традиционном способе, если воз­никает затруднение, учащиеся ждут, когда ход действия им подскажет учитель. В экспе­риментальных классах учащиеся охотно включаются в поиск решения, выдвигают гипотезы, спо­рят, отстаивают свою точку зрения.

Приступая к проектированию с младшими школьниками сле­дует учесть, что большинство малышей не имеют постоянных увлече­ний. Их ин­тересы ситуативны. Выполнять надо его немедленно, пока не угас интерес, что может привести к потере мотивации.

Результат успешной работы в данном направлении подтвер­ждается по­казате­лями ежегодного мониторинга основных умений учащихся, необходи­мых в работе над проектами и способствуют по­вышению качества знаний (рис.3)

Рис.3. Динамика умений учащихся.

Метод проектов предоставляет учителю математики уникальную возможность преодолеть негативное отношение к математике. Помогает расширению математического кругозора учащихся, формированию позитива в отношении к продуктивной, творческой ошибке, приобретению собственного опыта в решении математических задач, вырабатыванию навыка к познанию, расширению системы понятий путем выхода за пределы «понятийной Вселенной» ребенка, возникновению способности самостоятельно генерировать идеи и методы, основываясь и используя типовой, шаблонный инструментарий.

Конечно, организовать в начальной школе такой сложный вид работы с уча­щимися, как выполнение ими проектов, весьма не про­стая задача, требующая сил, значительного времени, энтузиазма. Но грамотно организованная проектная деятельность в полной мере по­зволяет оправдать эти затраты и дать ощутимый эффект, связанный , прежде всего, с личностным развитием учащихся.

Заключение

Чтобы организовать проектную деятельность необходима специальная подготовка. Учитель должен точно знать сущность проектной методики, интересы и склонности ребят, владеть хорошими организаторскими качествами, он сам должен иметь представление о результатах проектной деятельности ребят.

Однако, при внедрении метода проектов могут возникнуть следующие проблемы:

  • учитель не владеет проектной методикой, его не учили этому в институте, и сама технология проектов еще до конца не определена;

  • сам учитель не обучался по этой системе в школе;

  • применение метода проектов требует новых форм учебной деятельности, таких как «мозговой штурм», «мозговая атака», которые принципиально отличаются от традиционных;

  • для естественнонаучных проектов необходимо не только знание учебного предмета, но и умение решать вопросы инженерного характера;

  • метод проектов требует применения новых информационных технологий, в том числе и компьютерных;

  • средний возраст учителя составляет 47 лет, что создает определенные трудности для овладения новыми технологиями.

К этому можно добавить нехватку кадров и перегрузку учителей. Поэтому становится понятным желание учителя овладеть методом и нежелание преодолевать эти трудности.

Применение метода проектов в процессе обучения математике недостаточно освещено в методической и педагогической литературе.

Однако, неизбежно придется все чаще сталкиваться с новыми ситуациями, когда никакой иной подход просто не будет работать. Так что лучше начинать учиться ему прямо сейчас - тем более, что сложно­стей и трудностей в нем куда больше, чем кажется на первый взгляд. Напри­мер, совсем не легко побудить, а потом и учить детей выдвигать различные гипотезы и предположения. Со­всем не легко научить их тому, как развивать в воображении многовариант­ные замыслы и какими внешними средствами поддерживать процесс проект­ного, то есть проблемно-поискового, конструктивно-волевого и критического мышления. Очень трудно воспитать в ученике готовность к тому, что для получения ответа на ряд вопросов, заключенных в задании, нам нужно не просто заглянуть в справочник, но предварительно что-то специ­ально изучить, открыть, изобрести, провести систематическое исследование, а потом построить проектную модель и представить результаты своей работы в такой форме, которая была бы доступна пониманию остальных людей.

Метод проектов является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию обучения.

Новизна метода состоит в том, что обучающийся, уже начиная с первого урока, имеет возможность сам контролировать содержание обучения. Постановка же учителем или детьми таких проблем, которые для своего решения требуют знания различных дисциплин, реализует принцип интегративности обучения, способствует преодолению изолированности школы от общественной жизни, выходу за рамки школьной программы. Данную технологию можно назвать одной из самых интересных и активно развивающихся среди включаемых в процесс обучения математике.

Но эффективен этот метод только тогда, если учитель сможет правильно организовать проектную деятельность учащихся. Это методическое направление характеризуется высокой коммуникативностью, приучает детей творчески мыслить, предполагает самостоятельное планирование собственных действий, а также способствует активному включению учащихся в реальную жизнь.

Литература


  1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение , 1985.

  2. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления: пер. с англ.. / Д.Дьюи. – М.: Совершенство, 1997.

  3. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. М.:Народное образование, 2000.

  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя./ [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. ]; под редакцией А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.

  5. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Просвещение, 1974.

  6. Ляхов И.И. Проектная деятельность. – М., 1996.

  7. Математика в школе. 2003г. №11.

  8. Матяш Н.В., Хохлова М.В. Творческие проекты младших школьников./ Под ред. Симоненко В.Д. – Брянск, 1999.

  9. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования. / Под ред. Рубцова. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.

  10. Матяш Н.В.,Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М.; Изд. Центр «Вентана – Граф», 2002.

  11. Недостатки математической подготовки выпускников начальной школы на основе данных Центра оценки качества при РАО, 1999.

  12. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студентов педвузов и системы ПК пед. кадров / Е.С. Полат, А.Е.Петров. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001.

  13. Панюкова С.В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. - М.: «Про – пресс».

  14. Пахомова Н.Ю. Методика использования учебных проектов для изучения отдельной темы или крупного блока содержания. – М.: 1996.

  15. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Изд. «Аркти», 2005.

  16. Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта/ Учитель №1, 2000.

  17. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петрова А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.:2004

  18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие . – Народное образование, 1998.

  19. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика.-М.: 1998.

  20. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. – М.: Педагогическое общество России, 1999.

  21. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов у учащихся. – М.: Педагогика, 1988.

  22. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1986.