Министерство образования и науки Московской области
ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»
Кафедра естественно-научных дисциплин
Самостоятельная работа №1 на тему:
«Исследовательская и проектная деятельность:
цели, задачи и этапы»
Выполнила:
Погорелова М.А., преподаватель
химии и биологии
ГБОУ СПО МО МОГАДК,
слушатель курсов.
Проверил:
Андреевская Елена Германовна, к.б.н.,
доцент кафедры естественно-научных
дисциплин.
Москва, 2016
Цель проектно-исследовательской деятельности :
Создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, для развития творческой личности, ее самоопределение и самореализация, формирование экологического мировоззрения и повышения экологической культуры.
Задачи проектно-исследовательской деятельности в учебном процессе
1. Научить обучающихся планированию (уметь четко определять цель, методы исследования, основные шаги по достижению поставленной цели).
2. Формировать навыки сбора и обработки информации, фактического материала (обучающийся должен уметь выбирать нужную информацию и правильно ее использовать).
3. Научить анализировать полученную информацию (креативность и критическое мышление).
4. Развивать умения самостоятельной работы над проектом, научить составлять план работы, составлять письменный отчет, презентовать четко информацию, оформлять таблицы, сноски.
5. Формировать у обучающихся позитивное отношение к работе, активность, энтузиазм, соблюдение сроков работы в соответствии с установленным планом и графиком.
6. Научить обучающихся работать в команде.
Этапы выполнения проектов:
Подготовительный этап - на этом этапе требуется основная помощь обучающимся. На этом этапе происходит осмысление проблемы, определение цели и постановка задач: Ответ на вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот проект?», позволит сформулировать цель работы. Ответ на вопрос: «Что для этого следует сделать?» определит задачи работы. Причем необходимо помнить, что задач в наиболее типичном варианте должно быть три: информационная, практическая и способствующая либо формированию мировоззрения, либо широкому распространению полученных результатов работы. Причем необходимо помнить, что задач в наиболее типичном варианте должно быть три: информационная, практическая и способствующая либо формированию мировоззрения, либо широкому распространению полученных результатов работы.
Вопрос: «Как это делать?» способствует поиску методов, которые помогут в решении задач. Соответственно, под каждую задачу должно быть не меньше одного способа ее решения.
Вопрос: «Чего хотим добиться?» поможет представить ожидаемый результат.
Затем следует помочь с формулировкой темы проекта: «Как корабль назовут, так он и поплывет!»
При выборе темы необходимо учитывать основные требования:
1) значимость проблемы, требующей для своего решения интегрированного знания и исследовательского поиска;
2) практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
4) использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.
Скорее всего, потребуется помощь педагога при предварительном планировании дальнейшей работы, определении форм организации и распределения работы, ее учета и контроля, в распределении сроков выполнения заданий, количества необходимых материалов и денежных средств.
На начальном этапе производится пробная реализация работы.
Этот тот момент, когда можно внести те или иные коррективы, или определиться с тем, что все выстроено логично и грамотно и можно приступать к работе над проектом в полной мере.
Начинается сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования.
Основной этап включает основной объем работы и занимает по времени приблизительно 70-80%. Здесь осуществляется полностью необходимая рутинная работа, позволяющая получить статистически достоверные данные и произвести их анализ.
Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои результаты.
Именно здесь происходит основная работа учителя со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки.
Заключительный этап содержит учет и оценку работы, фиксацию выводов как итог коллективного обсуждения и анализа, отчет на общем собрании.
Список используемых источников:
Андреевская Е.Г. Исследовательская и проектная деятельность в экологическом образовании: Дидактические материалы для учителя. – М., Издательский дом Паганель, 2010;
Андреевская Е.Г. Методические рекомендации по курсу “исследовательская и проектная деятельность школьников”. – М.: Издательский дом Паганель, 2013.