Проектная деятельность учащихся в процессе преподавании истории в условиях введения ФГОС
Федосеева Г.Н.
В современной школе актуальной стала задача обновления содержания образования, понимаемого не только как определенный объем информации, но и как деятельность школьников и их отношение к изучаемому материалу. В этих условиях необходимо самим понимать смысл работы, определять ее цели и задачи, искать способы их решения.
Каким образом можно получить новый результат?
В соответствии с новыми Стандартами
основной педагогической задачей становится
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ:
развитие способности к самоорганизации в решении учебных задач
прогресс в личностном развитии
- умение решать учебные задачи
на основе сформированных предметных и универсальных способов действий
Достичь нового результата возможно, внедряя
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ
“ Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь”.
“ Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить”.
Новые отношения:
учитель
Помогает
целеполаганию
Рекомендует
источники
знаний
Раскрывает
формы и
методы
Содействует прогнозированию результата
Помогает
оценить
результаты и
провести
рефлексию
Партнёр
Создаёт
условия
Для
активности
Новые отношения:
ученик
Субъект
обучения
Определяет
цель
Открывает
Новые
знания
Эксперимен-
тирует
Выбирает
Активен
Отвечает за
результат
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность .
Проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности.
Метод проектов – современная образовательная технология: «обучение в деятельности, сотрудничестве, поиске, исследовании»
Позволяет ученикам:
исполнять разные социальные роли
(лидера, исполнителя, посредника)
моделировать собственную деятельность
приобретать знания самостоятельно в результате собственных поисков
пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач
обозначать проблему, выдвигать цели и задачи, гипотезы
делать выводы и заключения, добиваться определенного результата
Если выпускник приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни в современном обществе.
- Актуальность : в связи с реализацией ФГОС ООО для учащихся необходимо внедрять методические рекомендации с учетом планируемых предметных, метапредметных, личностных результатов.
- В процессе работы учащиеся должны сами ставить цель, определять пути ее достижения, находить. Обобщать и анализировать нужную информацию, делать выводы. Итогом должно стать получение цельного знания по предмету и овладение определенным исследовательским багажом.
- Цель проекта:
- Разработка методических рекомендаций для организации самостоятельной проектной деятельности учащихся по истории.
- Задачи проекта:
- Определить ПРИНЦИПЫ проектной деятельности учащихся в условиях введения ФГОС;
- Изучить краткую классификацию видов школьной проектной деятельности учащихся;
- Разработать поэтапную деятельность учащихся в процессе создания проекта по истории.
Классификация проектов
- Практико -орентированный проект
- Исследовательский проект
- Информационный проект
- Творческий проект
- Ролевой проект
Этапы проекты
Этапы работы методом проектов
1 этап – погружение в проект
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формулирует:
Осуществляет:
проблему проекта
личностное присвоение проблемы
сюжетную ситуацию
вживание в ситуацию
цель и задачи
принятие, уточнение и конкретизации цели и задач
2 этап – организация деятельности
Организует деятельность – предлагает:
Осуществляют:
организовать группы
разбивку на группы
распределить задания в группах
распределение ролей в группе
спланировать деятельность по решению задач проекта
планирование работы
возможные формы презентации результатов
выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов
3 этап – осуществление деятельности
Не участвует, но:
Работают активно и самостоятельно:
консультирует учащихся по необходимости
каждый в соответствии со своим заданием и сообща
ненавязчиво контролирует
консультируется по необходимости
дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость
«добывают» недостающие знания
репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов
готовят презентацию результатов
4 этап - презентация
Подводит итоги обучения:
Демонстрируют:
обобщает и резюмирует полученные результаты
понимание проблемы, цели и задач
оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др.
умение планировать и осуществлять работу
акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.
найденный способ решения проблемы
рефлексию деятельности и результата
дают взаимооценку деятельности и ее результативности
Памятка для учащихся по созданию проекта
1.Выбрать тему проекта
2. Обсудить тему проекта с учителем, определить цель и задачи 3.Определить источники информации, способы ее сбора 4.Определить способ представления результатов (формы проекта)
5.Установить критерии оценки результатов и процесса проектной деятельности
6.Распределить обязанности между членами группы; выработать план действий
7.Приступить к сбору информации
8.Выполнить исследование анализируя информацию , формулируя выводы
9.Оформление проекта 10.Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов. 11.Защита проекта
12. Участие в обсуждении результатов выполненной работы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!