СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка : "Проектная деятельность учащихся на уроках истории России в 6 классе (ФГОС)"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка «Проектная деятельность учащихся на уроках истории России в 6 классе (ФГОС)» посвящена организации проектной деятельности учащихся. Освещает основные этапы организации, их содержание, критерии. Методическая разработка адресована учителям истории.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка : "Проектная деятельность учащихся на уроках истории России в 6 классе (ФГОС)"»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Лицей№1» г. ВОКУТЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ















Методическая разработка


Проектная деятельность учащихся на уроках истории России

в 6 классе (ФГОС)












Разработано:

Деревягиной

Ольгой Александровной,

учителем истории и

обществознания













2016











Методическая разработка «Проектная деятельность учащихся на уроках истории России в 6 классе (ФГОС)» посвящена организации проектной деятельности учащихся. Освещает основные этапы организации, их содержание, критерии. Методическая разработка адресована учителям истории.


































Содержание.


Введение ………………………………………………………………………стр. 3

  1. Проектная деятельность учащихся 6 класса на уроках истории ………….стр. 5

    1. Технологическая карта организации проектной деятельности ……стр.6

    2. Методические рекомендации …………………………………………стр.7

    3. Критерии оценивания ………………………………………………стр. 11

Заключение …………………………………………………………………стр. 12

Список использованной литературы ………………………………………








































Введение

Выбор педагогической технологии имеет большое значение для правильной организации учебного процесса в свете реализации целей и задач современного образования. Приобретение «опыта деятельности» одна из основных задач процесса обучения. Решение этой задачи осуществляется посредством системно – деятельностного подхода – основы ФГОС. Главным принципом этого метода является активное участие ученика в образовательном процессе, чтобы пробудить у него интерес к обучению, развить навыки самообразования. В перспективе мы должны воспитать человека с активной жизненной позицией, способного ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Цель методической разработки: раскрыть опыт использования проектной технологии на уроках истории. По мнению автора разработки, проектная технология позволяет на практике реализовать принципы и задачи системно – деятельностного подхода. Эта технология используется автором работы в течение нескольких лет. Сначала это были ученические проекты, посвященные Великой Отечественной войне «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»(9класс). Далее проекты «Экскурсия по Афинскому Акрополю» и «Экскурсия по Московскому Кремлю»(10 класс). Поэтому практический опыт позволяет автору разработки сделать выводы о методической и практической результативности применения технологии:
  • содержание проектов выходит за рамки предмета, что обеспечивает метапредметность обучения;

  • увеличивается объём знаний, приобретаемых самостоятельно, усиливается роль самоконтроля;

  • повышается интерес к учебному процессу;

  • проекты позволяют ученикам чувствовать свою успешность; повышается мотивация, снижается тревожности;        

  • повышается самооценку учащихся;

  • учащиеся овладевают приёмами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;

  • практическая направленность проектов обусловлена тем, что полученные знания связаны с реальной жизнью учащегося (экзамен, олимпиада, будущая профессия и пр.).

  • развивается коммуникативная культура учащихся;

  • защищая проект, учащийся приобретает опыт публичных выступлений: умение высказываться публично, держать внимание аудитории, отвечать на вопросы, импровизировать, выслушивать критические замечания и пр.;

  • обсуждая проект, учащиеся приобретают опыт конструктивной критики;

  • достигается взаимопонимание и устанавливается сотрудничество между учителем и учащимися;

  • способствует выявлению одарённых детей и развитию их потенциала.




















  1. Проектная деятельность учащихся 6 класса на уроках истории России.


В тематическом планировании курса истории России в 6 классе учителем предусмотрено 4 часа для проектной деятельности учащихся. Эти часы выделены в рамках учебной деятельности в IV четверти.

По целеполаганию это уроки «открытия» нового знания.

Они объединяются триединой целью:

  • Предметная цель: получить новые знания по истории России средневековья в рамках предложенных учителем тем проектов, расширить знания программного материала, развивать навыки поисковой деятельности в рамках проекта.

  • Метапредметная цель: создать условия для развития УУД учащихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных)

  • Личностная цель: развитие интереса к изучению истории Отечества, усиление мотивации к ученью, нравственная оценка изученного материала.

Оборудование: учебник истории России, 6 класс, методические рекомендации к работе над проектом (печатный вариант и презентация), ПК, медиапроектор, принтер.

Технологическая карта к проектной деятельности отражает основные этапы работы, их содержание.


    1. Технологическая карта организации проектной деятельности на уроках истории России в 6 классе.

Этапы

Педагогические задачи

Средства обучения

Организационные формы и методы

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результаты, выход этапа

Подготовительный

Мотивация, определения темы и целей проекта.

Методические рекомендации учителя, презентация, методическое пособие

Беседа.


- знакомит со смыслом проектного подхода, с требованиями к проекту, с технологией проектирования

- помогает выбрать тему и определить проблему.

- получают информацию

- формируют группы.

- определяются с темой.

-формулируют проблему проекта.



Создан положительный настрой

Сформированы группы.

Распределены роли: координатор, участники.

Сформулированы цели и задачи

Планирование

Обучение планированию

Методические рекомендации учителя

- работа в группах

- «Мозговой штурм»

- заполнения листа «Цели и задачи проекта»

- беседа.

-помогает сформулировать проблему и цели проекта, определить задачи работы

-предлагает идеи, высказывает предложения;

- знакомит с этапами индивидуальной и групповой работы над проектом

-знакомит с процедурой защиты, с критериями оценивания проекта.

- вырабатывают план действий: подбор литературы, индивидуальная работа над главами, работа над текстом проекта и презентацией.

- определяют сроки и консультации с учителем.


Создан план работы над проектом

Обсуждена форма отчета – портфолио и презентация.

Определены оптимальные способы сбора информации. способы обработки и представления: тестовой отчёт по критериям, презентация и очная защита.

Поисково-исследовательский

Формирование навыков сбора и обработки информации

Формирование навыков работы в сотрудничестве, навыков общения

Методические рекомендации учителя

- Индивидуальная форма работы


- консультирует

- советует

- наблюдает

- помогает выстроить сотрудничество,

- уточняет требования;

-организует предварительный просмотр материала : посредством Интернет (электронный журнал, или соцсети), в ходе индивидуальной консультации.


- отбор информации;

- составляют текстовой отчет и презентацию;

- корректируют и структурируют материал,

-консультируются -анализируют материал

- определяют проблемы

- делают выводы, аргументируют

Составлен отчёт: портфолио и презентация.

Выявлены проблемы и сформулированы методы по их решению.

Защита проекта.

Развитие умения формулировать мысли и составлять письменный отчет о работе над проектом по заданному алгоритму .

Развитие коммуникативных способностей.

Формирование умения защищать свой проект в ходе публичного выступления.

Методические рекомендации по структуре отчёта.

Ознакомление с

правилами публичного выступления.

- защита проекта на уроке с учетом регламента.

- наблюдает,

- советует

- знакомит с правилами публичного выступления

- организует процедуру защиты и обсуждения проекта.

- слушает

- задает вопросы.


- выступают с отчётом;

- обсуждают

- отвечают на вопросы слушателей.

Составлены портфолио и презентация.

Проведена устная защита с демонстрацией презентации.

Проведено обсуждение: внешняя (оформление согласно критериям) и внутренняя (содержание) критика работы, ответ на вопросы слушателей.

Оценка результатов и процесса

Развитие рефлексивных навыков, навыков самооценки и взаимооценки.

Методические рекомендации с критериями оценивания.

Самоконтроль.

- фронтальная беседа.


- Оценивает качество проектов, деятельность учащихся .

- Участвуют в оценке других

- Осуществляют самооценку,

- Обсуждают


Оценка в баллах, качественная оценка, самооценка процесса и результата; рейтинг проектов (если защищалось несколько работ)







Для организации работы в группах и самостоятельной работы в ходе проекта учителем составлены методические рекомендации.


    1. Методические рекомендации.


Темы проектных работ. 6 класс.


  1. Место и роль Руси в Европе.

  2. Южные и юго –западные русские княжества.

  3. Батыево нашествие на Русь.

  4. Эпоха Куликовской битвы.

  5. Иван III Великий.

  6. Русская православная церковь в XV - XVI в.в.

  7. Человек в российском государстве второй половины XV века.



Проект – это деятельность, направленная на решение учебной проблемы, сформулированной учащимися.


Этапы к проектной работы.


Проектная работа состоит из следующих этапов:

  1. Формирование группы участников проекта.

  2. Выбор темы.

  3. Формулировка проблемы.

  4. Подбор литературы для исследования проблемы.

  5. Обработка информации, отбор фактического материала.

  6. Оформление проекта ( презентация и отчёт).

  7. Представление проекта.


Портфолио содержит описание проектной деятельности:

Портфолио состоит из:

1. Титульного листа

2. Оглавления

3. Введения

4. Основной части (главы, соответствующие задачам)

5. Заключения (выводы, формируется из выводов по главам)

6. Списка литературы.


  • Введение: пишем об актуальности, формулируем проблему, цель, задачи, краткий перечень использованных источников и литературы.

- Актуальность: отвечаем на вопрос: почему избрана данная тема.

- Проблема – это вопрос, не имеющий однозначного решения, формулируется с помощью конструкции «Почему….», «Для чего….», « С какой целью…» и т.д.

- Цель: результат, к которому вы предполагаете прийти в итоге вашей работы.

- Задачи: конкретные вопросы, на которые следует ответить, чтобы достичь цели работы; участники проекта распределяют задачи, и каждый работает над своей задачей.

- Краткое перечисление использованных источников и литературы – что прочитано и использовано в ходе работы.

  • Основная часть - это главы, в которых освещаются ответы на поставленные во введение задачи, каждый участник проекта пишет свою главу и вносит её в проект.

  • Заключение - это выводы по задачам работы и ответ на проблемный вопрос, своё отношение к проблеме.

  • Список литературы – это перечень того, что прочитано каждым участником проекта

  • Презентация: слайды соответствуют частям и главам работы, кратко характеризуют их.








(образец титульного листа)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 1» г. Воркуты
















Название проекта

(проект)







Работу выполнили:

(Ф.И. участников проекта)

учащиеся 6А(Б) класса









2017


(образец оглавления)

Оглавление


Введение. 1

Глава 1. НАЗВАНИЕ 1

Глава 2. НАЗВАНИЕ…………………………………………………………………………….1

Заключение……………………………………………………………………………………….1

Список литературы………………………………………………………………………………1









Номера страниц выставляются, начиная с номера 3 на листе «Введение»!!!!






Рекомендуемый список литературы.

  1. КарамзинН.М. Предание веков.- любое издание.

  2. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории.- любое издание

  3. Буганов В.И. Куликовская битва.- М.. 1984

  4. Борисов Н.С. Что я знаю об истории своей Родины.- М.,2006

  5. Энциклопедия Аванта+, т.1



Официальный исторический сайт : http://history.sip-projects.com



















    1. Критерии оценивания проекта.


  1. Оформление портфолио: оформлено в соответствии с указанными требованиями.

  2. Оформление презентации: презентация содержит текстовой и иллюстративный материал, соответствующий содержанию портфолио, во время защиты проекта презентация использовалась для иллюстрации сообщений по главам.

  3. Содержание: соответствие теме и задачам; полнота исторического материала (даты, понятия, деятели); использованные источники и литература, оригинальность и самостоятельность создания.

  4. Защита:

  • знание материала

  • использование презентации

  • грамотная устная речь

  • артистичность




Критерии отметки за проект.

  • учащийся получает 4 отметки согласно критериям;

  • при оценивании учитывается мнение класса и мнение координатора проекта;

  • координатор проекта получает дополнительную отметку за организацию работы в группе, за формирование портфолио и умение организовать сотрудничество в группе и с учителем.


«5»

Портфолио, презентация и защита соответствуют критериям. Работа самостоятельна и оригинальна. Участники проекта ответили на дополнительные вопросы, их работа при обсуждении получила положительные отзывы учащихся класса.

«4»

При оформлении и защите допущены неточности и ошибки, которые в целом не искажают содержания и принципов работы. Работа самостоятельна и оригинальна.

«3»

При оформлении и защите допущены ошибки, которые в целом искажают содержания и принципов работы, однако, в целом работа выполнена. Работа неоригинальна (использованы работы из Интернет)

«2»

Отсутствуют части работы, тема не раскрыта, содержание не соответствует теме и задачам, учащийся недобросовестно работал в группе по созданию проекта.













Заключение.


Проектная технология позволяет в полной мере реализовать принципы системно – деятельностного подхода. Учащиеся получаю опыт:

  • целеполагания,

  • планирования,

  • коррекции деятельности,

  • управления поведением партнёра,

  • разрешения возможных противоречий в процессе работы;

  • постановки вопросов;

  • публичного выступления;

  • анализа и синтеза исторического материала;

  • в работе учащиеся активно используют ИКТ.


Таким образом, проектная технология интегрирует комплекс компетенций, системное развитие которых позволит воспитать человека с активной жизненной позицией, способного ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий.





















Список использованной литературы.


  1. Саплина Е.В. Проектная деятельность//Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально – гуманитарного цикла. - М.: «Русское слово», 2007.

  2. Сушкова Л.Н. Проектные технологии как метод обучения: историко – педагогический анализ// http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2011/1/pedagogika/ignatova-sushkova.pdf


1