СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность учителя географии в рамках реализации ФГОС

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

        В ФГОС второго поколения особое внимание уделяется исследовательской и проектной деятельности, которую можно рассматривать как средство интеграции. К такой работе мы начали приобщать в этом году учащихся среднего звена. Особенно привлекательны оказались проекты с краеведческим содержанием. 

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность учителя географии в рамках реализации ФГОС»

Тема «Социальный проект Человек- он ведь с детства, или никогда»


Бальчус Ирина Михайловна, учитель географии и экологии

МБОУ Семлевской СОШ №1

Вяземского района Смоленской области


Учитель - лодка, хотя и на суше,

Проживет свое пока,

Много всяких превсяких методик

налипает к нему на бока.


Сельская природная среда естественна и приближена к людям. Она включена в жизнь и быт людей. Сельский школьник воспринимает природу как естественную среду собственного обитания. Поэтому для сельских школьников столь важно овладеть основами экологической культуры и природосберегающего хозяйствования.

Особенности окружающей среды и социума, безусловно, оказывают существенное влияние на формирование личности ребенка.

Задача педагогов школы независимо от условий – помочь детям освоить различные формы общения, взаимодействия и жизненного уклада на селе, предоставить им равные с городскими школьниками возможности для разностороннего развития.

Организация внеурочной воспитательной работы в сельской школе имеет гораздо большее значение, чем в городской, так как учащиеся (в отличие от городских сверстников) ограничены в возможности выбирать объединения по интересам, посещать различные кружки и секции.

В ФГОС второго поколения особое внимание уделяется исследовательской и проектной деятельности, которую можно рассматривать как средство интеграции. К такой работе мы начали приобщать в этом году учащихся среднего звена. Особенно привлекательны оказались проекты с краеведческим содержанием. Дети разного возраста могут объединиться в поиске сведений и сборе материалов о жизни домашних животных на селе.

Малочисленность коллектива нашей школы благоприятна для развития детского самоуправления, т. к. есть реальная возможность оперативно собраться всем взрослым и детям для обсуждения важных проблем и принятия решений, и также оперативно отследить их реализацию.

Задача педагогов школы – с учетом возрастных особенностей младших подростков создать условия для нетравматичного образовательного перехода: с одной стороны, в чем-то продолжая традиции начальной школы, с другой стороны, начиная использовать новые способы и формы обучения, отвечающие возрастным новообразованиям 10–12-летних учащихся, которые начнут в полном объеме разворачиваться в собственно подростковом возрасте (7–9 классы).


Опыт работы учителя экологии и старшей вожатой я решила перенести и активно использовать в ходе реализации внеурочной деятельности в основной школе в рамках нового стандарта.

Одной из таких форм, на мой взгляд, и является разновозрастное сотрудничество.

В предыдущие годы мною для разновозрастных групп учеников проводились внеклассные мероприятия по предметам география и экология: праздники, конкурсы, игры. Такая работа всегда проходит интересно, дает положительные результаты в личностном росте участников и в формировании предметных и межпредметных умений и навыков. В связи с переходом на новые стандарты ФГОС я решила опробовать технологию разновозрастных занятий по внеурочной деятельности, в основе которой лежит метод проектов. В моем эксперименте ученики 5-го, 6-ого классов выступали в роли учителей для учащихся 1, 2-ого классов. Кого же больше должны были развить эти занятия? Что дают они старшим и младшим ученикам?


Важнейшим условием развития взаимодействия в разновозрастном коллективе является сотворчество, выстроенное по принципу коллективного поиска оригинальных идей и связанное с сотрудничеством

старших и младших школьников.


Проектная деятельность является личностно- и практико-ориентированной, что соответствует современной Концепции образования. В её основе лежит:

  • развитие познавательных навыков учащихся,

  • умения самостоятельно конструировать свои знания,

  • умения ориентироваться в информационном пространстве,

развитие критического и творческого мышления.


Творческий проект с точки зрения учащегося

это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Творческий проект с точки зрения учащегося

это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Правила для учителя, решившего работать с помощью метода проектов.

1.Учитель сам выбирает, будет ли он работать с помощью метода проектов.

2.Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и безопасность.

3.Учитель доверяет ученикам, считает из равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчёркивает своим поведением это доверие.

4.Учитель предоставляет возможности детям для самостоятельной работы.

5.Учитель вырабатывает новую позицию. Происходит смена позиции лектора и контролёра на позицию помощника и наставника.

6.Учитель следит за своей речью (не «Ты сделал неправильно!», а «Почему ты это сделал так?»).

7.Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об этом просят.

Метод проектов позволяет решать задачи формирования творческого мышления и развития интеллектуальных умений:

  • отбирать и анализировать нужную информацию из различных
    источников;

  • систематизировать и обобщать полученные данные в соответствии с поставленной задачей;

  • выявлять проблемы в различных областях знаний;

  • выдвигать обоснованные гипотезы и их решения;

  • ставить эксперименты;

  • делать аргументированные выводы, выстраивать систему доказательств;

  • работать в коллективе, исполняя при этом разные социальные роли;

  • владеть искусством и культурой коммуникации;

  • уметь пользоваться ресурсами Интернет.


личностно-ориентированный;

  • обучающий взаимодействию в группе и групповой

деятельности;

  • развивающий умения самовыражения,

самопрезентации и рефлексии;

  • формирующий навыки самостоятельности в

мыслительной, практической и волевой сферах;

  • воспитывающий целеустремленность,

ответственность, инициативность и творческое

отношение к делу;

  • интегрирующий знания, умения и навыки из разных

дисциплин;

  • здоровьесберегающий.


Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

Подготовительный

1.Формирует проблему (цель)

1. Вхождение в проблему.

Определяется продукт проекта.

2. Вживание в ситуацию.

2.Вводит в ситуацию.

3. Принятие задачи.

3.Формирует задачу.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап

Проектировочный

4. Помогает в решении задачи.

5. Объединение в рабочие группы.

5. Помогает спланировать деятельность.

6. Распределение амплуа.

6. Организует деятельность.


3 этап

Практический

7. Практическая помощь.

7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

8. Направляет и контролирует осуществление проекта.


4 этап

Заключительный

9. Подготовка к презентации. Презентация.

8. Готовый продукт деятельности

и презентация.




Защита проекта.

  1. Общие рекомендации:

- эмоциональное и короткое по времени выступление ( не более 15 минут) с использованием интересных примеров;

- логика изложения;

- использование только понятных терминов;

- рассказ, а не чтение текста;

- использование наглядного материала;

2.Техника подготовки:

- предварительный хронометраж;

- детали рабочего места;

- чёткий, красочный наглядный материал;

-тренировочное выступление.

3.Рекомендации выступающему:

- начните своё выступление с приветствия;

- огласите название проекта, сформулируйте основную идею и причину выбора темы;

- не забывайте об уважении к слушателям в течение всего выступления;

- поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя за помощь;

Старайтесь ответить на поставленные вопросы.



При достижении учащимися пубертатного периода (5-6-е классы) наблюдается снижение успеваемости, падение интереса к учебе, нарастание тревожности учащихся, рост депрессивных состояний, снижение самооценки, резкое нарастание дисциплинарных трудностей.. С этажа начальной школы, где они были самыми рослыми, ученики перемещаются на этажи основной школы, где они оказываются самыми маленькими. Еще более однозначно резкое и неизбежное изменение шкалы оценок взрослости и самостоятельности при переходе из начальной в основную школу происходит на уроке в результате смены учителей.

Чтобы научиться учить себя, быть учителем самого себя, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому. Разновозрастное учебное сотрудничество, где младшим подросткам предоставляется новое место в системе учебных отношений – место учителя детей из 1–4 классов, может стать одним из существенных элементов школы, отвечающей возрастным особенностям этого возраста. Место "младшего учителя" – посредника между взрослым и младшим школьником – в точности соответствует реальному положению подросткового возраста между детством и взрослостью.

Ситуация разновозрастного учебного сотрудничества является мощным резервом повышения учебной мотивации в критический период развития учащихся;

ситуация разновозрастного сотрудничества способствует развитию у маленьких "учителей" способности понимать и учитывать интеллектуальную и эмоциональную позицию другого человека. В частности, они начинают по–новому видеть труд собственных учителей;

Для младших школьников разновозрастные занятия также очень важны – ребенок получает весомую эмоциональную поддержку, растет мотивация учения, улучшается усвоение учебного материала, обогащается арсенал средств общения с другими детьми.


В проектной деятельности возможно использование модели группового сотрудничества с распределением функций для создания ситуации успешности и условий для индивидуализации (учет способностей и интересов), самореализации. При этом старшие закрепляются за младшими, выполняя функции организатора, консультанта.




Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.


Учебно-познавательный проект – это ограниченное по времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащихся. За определенное время (от одного урока до 2-3 месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструктивную либо иную задачу.



Почему творческий проект именно, как коллективная деятельность?


Объединение детей для обучения – неизбежная форма работы с ними сегодня, и в будущем. Уйти от нее нельзя не только потому, что нет средств для индивидуализации образования, а потому, что объединение – в различных формах – всегда выигрышнее самой безупречной индивидуальной работы с учеником.


В основе отличия – главная ценность – интересы личности, всегда являющиеся приоритетными по отношению к интересам объединения и, как это не парадоксально, именно благодаря этому обеспечивающие его успех, выраженный в наиболее эффективном достижении общей цели.

Вторая отличительная особенность – в процессе достижения единой цели деятельности. Это происходит благодаря дифференциации средств ее достижения. В переводе на обыденный язык это означает различные пути решения общей задачи для отдельных членов объединения или микрогрупп, существующих внутри него.

Третья особенность – необходимость учета стремления определенного количества участников объединения к общей цели, обусловленного осознанными потребностями каждого из них получить желаемый для себя лично результат, который, тем не менее, важен и для других.

Четвертая особенность – задача учителя, руководителя рассматривается как ненасильственная и незаметная организация условий для становления таких межличностных отношений, которые наиболее благоприятны для успешного достижения цели.


Основные идеи, присущие коллективным формам взаимообучения – общность цели и задачи, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе.








Творческий проект «Человек- он ведь с детства, или никогда»

Цель: Определить, какую роль играют домашние животные в жизни человека и какую роль играет человек в жизни домашних животных.

Задачи

Общеучебные: Формирование навыков использования дополнительной литературы, отбора и систематизации материала; развитие учебной мотивации; использование ИКТ при оформлении результатов работы; формирование навыков публичного представления результатов работы.

Образовательная: Расширение знаний у обучающихся о домашних животных, их образа жизни и повадок.

Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к животным.


Участие в проекте позволит развивать любознательность, наблюдательность, умение работать со справочной литературой, будет прививать интерес к дополнительной информации, умение самостоятельно высказывать свои мысли; уметь формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать. А также воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним, формировать компетентную личность ребёнка.

Краткое описание выполненного проекта:

В ходе работы над проектом учащиеся работали с дополнительной литературой: художественной и научной, энциклопедиями, Интернет ресурсами; подбирали и придумывали кроссворды, ребусы, загадки, стихи, составляли презентации.

Ребята наблюдали за домашними и дикими животными с целью исследования их образа жизни и повадок; выявляли какие животные появились у человека первыми, через моделирование процессов одомашнивания животных древним человеком, самостоятельно обрабатывали данные анкет для взрослых и детей.

Они сумели выполнить частично поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы; составить рассказы по материалам проведённой работы; работать в группах; пользоваться продуктами совместной проектной деятельности.


В конце проекта учащимися 5 класса были представлены презентации домашних животных, с которыми они выступили перед малышами в роли учителей на пяти занятиях по внеурочной деятельности. Пятиклассники задавали вопросы, проверяя знания детей, полученные в ходе данных занятий. В конце каждого «урока» награждали активных учеников печеньем в виде животных, подарками в виде буклетов, пополняли банк папки – копилки «Это интересно». Совместными усилиями была оформлена выставка рисунков, проведён конкурс мини сочинений – обращений от имени животных, собрана и оформлена коллекция зверей, выполненная из пластилина, представлены памятки, буклеты по содержанию и уходу за домашними животными.


По результатам наблюдений собрана папка-копилка «Это интересно» с рабочими материалами, которые можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности.


Принципы оценивания творческой работы при проведении данного проекта.


Основные критерии оценки работы:

Яркость оформления и оригинальность материалов с указанием источника.

Полнота раскрытия темы.

Иллюстрация исследования собственными фото- и видеоматериалами, рисунками, презентациями.

Самостоятельность при выполнении презентации и работы с младшими школьниками.

Вклад в подготовку команд


Как будут оцениваться и обсуждаться:

ход проекта

Входная анкета, позволяющая определить уровень знаний учащихся в начале проекта.

Наблюдение учителя за взаимодействием членов группы во время работы над проектом.

Беседа с родителями об их наблюдениях за работой детей во внеурочное время.

Заполнение листов самооценки каждым участником группы.


результаты проекта

Выступление каждой группы с показом наработанных материалов.

Анкета, направленная на определение уровня приобретенных знаний в ходе работы над проектом.

Анкета, направленная на определение уровня сформированности умения работать с разными источниками информации, самостоятельности работы и умения сотрудничать с участниками проекта.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Чему нас могут научить животные?

Проблемные вопросы

Как животные приспособились жить в мире людей?

Могут ли животные сделать человека лучше?

Учебные вопросы

За что мы любим домашних животных?

Какое домашнее животное ты любишь больше всего и почему?

Как правильно ухаживать за домашними животными?

Какие породы домашних животных ты знаешь?

Как люди относились к домашним животным на протяжении всей истории?

Могут ли домашние животные совершить подвиг?

Какое место занимают домашние животные в искусстве?

Как животные помогают человеку в повседневной жизни?

Как человек может помочь домашним животным?

Что нужно уметь и знать, чтобы достичь целей

Знать:

- основные отличительные признаки домашних животных

- особенности поведения домашних животных

- правила безопасного общения с домашними животными

Уметь:

- работать со справочной литературой и другими источниками информации

- отвечать на поставленные вопросы

- сотрудничать в группе


Приложение – бланк жюри.

Приложение – номинации.

Примеры ученических работ Презентация «Мои домашние животные»


Отзывы учеников 5 класса


Аржанов А. «Мне очень понравилось, как я выступал со своей презентацией. Меня все слушали внимательно и дружно отвечали на вопросы, которые я задавал.»


Першенкова М. «Я узнала много интересного о жизни животных».


Терещенкова В. «Мне очень понравилось работать над проектом, потому что тема была интересной».

Чумакова Е. «Мне было трудно, но интересно выступать в роли учителя»


Где это можно узнать

Дополнительная литература.

Ресурсы Интернета.

Родители.

По каким вопросам осуществляется консультирование учащихся


Подготовительный этап:

- как распределить роли в группе?

- каковы правила работы в группе?

- каковы информационные источники для добычи нужного материала по теме?

- как представить имеющийся материал?

- как оценить себя и других участников проекта?


В процессе работы над проектом:

- как грамотно и правильно оформить презентацию?

- каковы критерии оценивания презентаций?

По каким вопросам осуществляется взаимодействие с коллегами-учителями

- Составление, оформление и оценивание презентаций.

- Консультации с психологом по вопросам групповой работы и сотрудничества.

- Консультации с учителем информатики по вопросам работы за компьютером (правила работы за компьютером, этичное и грамотное использование информационных ресурсов).

По каким вопросам осуществляется взаимодействие с родителями учащихся

- помощь в сборе и обработке информации для детей

- помощь при составлении презентаций

- помощь при выступлении учащихся


- отслеживание процесса работы над проектом детей вне школы

- наблюдение за тем, как продвигается личностное развитие ребенка в ходе работы над проектом

Возможные вопросы для совместного с родителями обсуждения и решения

- как правильно организовать самостоятельную работу ребенка?

- как помочь при работе над проектом?

- как организовать работу над проектом так, чтобы у ребенка осуществлялось как предметное, так и личностное развитие?

Каковы пути и средства привлечения родителей к совместной работе

- беседа о пользе и значимости участия ребенка в проекте

- беседа о роли родителей в личностном развитии ребенка, в том числе в ходе работы над проектом

У каких внешних специалистов и экспертов можно получить консультации

Учитель информатики, психолог.

Зоологи; работники приютов для животных; люди, занимающиеся разведением домашних животных.

Визитная карточка проекта

Буклет

Визитка

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Презентация

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию


Критерии оценивания презентации

Анкета "Домашние животные"

Лист продвижения

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности



Моё мнение как руководителя проекта

На что следует обратить внимание при проведении проекта.


В ходе работы над проектом следует:

- учитывать возрастные особенности детей;

- поддержать интерес к работе, через нестандартные «загадочные» задания, положительные отзывы на каждом этапе проекта;

Что можно улучшить при проведении подобного проекта.

Использование драматизации в ходе защиты проекта.

Плюсы и минусы метода проектов в основной школе

Плюсы проектной деятельности:

+ навыки самообразования и самоконтроля;

+ моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат;

+ навыки групповой деятельности;

+ индивидуальный подход;

+ интерес к познавательной деятельности

Минусы проектной деятельности:

- возрастает нагрузка на учителя;

- ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);

- психологические коммуникативные проблемы;

- проблема субъективной оценки.


Советы учителю, работающему по методу проектов.

1.Вы должны быть уверенны, что тема проекта интересна в классе.

2.Убедитесь, что тема проекта достаточно гибкая и её можно рассматривать с разных точек зрения.

3.Обратите внимание, предполагает ли решение проблемы различные виды деятельности ( изготовление предметов, рисунки, аппликации, записи на плёнку, интервью, короткую пьесу и.т.д.)

4.Не ошеломляйте учащихся своим проектом. Лучше меньше, да лучше.

5.Всегда будьте рядом, чтобы протянуть руку помощи.

6.Установите ограничители, чтобы не было состязаний между более и менее способными.

7.Прокоментируйте и оцените работу учащихся. Сотрудничайте с детьми.



Литература

В презентации использованы ресурсы Интернет-сайтов:

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.lenagold.ru/fon/clipart/alf.html

http://vector-indesign.ru/

http://mp3.retroportal.ru/6.shtml

http://www.blagovestnik.org/bible/children48.htm

http://www.4kids.com.ua/club/song/downloads/

http://www.museum-online.ru/Gallery