Проектная деятельность в начальной школе
Казанцева Ирина Викторовна, к.б.н., доцент
Институт детства, СПб АППО
Технологическая преемственность стандартов
Начальная школа
Основная школа
Средняя школа
Проектная деятельность
Коллективный проект
Индивидуальный проект
ФГОС о проектной и исследовательской деятельности учащихся
«В целях реализации ООП НОО в ОУ для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность…
работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности».
Начальная школа
«Программа УУД должна быть направлена…
на формирование у учащихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленной на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы».
Средняя школа
ФГОС о проектной и исследовательской деятельности учащихся
Старшая школа
«В учебном плане ДОЛЖНО быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проект(ов) ».
«Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной)».
«Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного».
ЦЕЛЬ:
Признаки самостоятельной работы:
Самостоятельной можно считать только ту работу, которая требует от учащихся активности и самостоятельности.
Эта работа выполняется при отсутствии точного инструктажа, разъяснения со стороны учителя, без контроля в открытой форме за ее выполнением. Учащийся для установления каких - то новых факторов, явлений, сам отыскивает способы решения, применяет знания для установления, каких - то новых фактов, явлений, сам отыскивает способы решения, обобщая данные приходит к новым для него результатам .
Процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады:
мотив – план (действие) – результат
Типы мышления
Традиционный (крестьянский)
Зачем мне это?
Исследовательский
Почему это так?
Проектный
Как можно изменить?
Проектное мышление – форма существования преобразователей мира Проект– уникальный способ организации деятельности человека от замысла до материального воплощения Цель - создание чего-то необходимого, того, чего нет в природе
Проектная деятельность как реализация замысла человека
Продукт человеческого гения, реализованный группой работников
Индивидуальный (уникальный) творческий продукт
Технология изготовления (обучающий, учебный проект)
?
Образовательная цель
Проблема
Задача
Совокупность приемов и действий
Продукт
?
Образовательный результат
Интерес к методу проектов обусловлен потребностью современного общества в людях, способных претворить свои уникальные замыслы в жизнь
Цель образования – обучить выпускников способам реализации своих замыслов
Проектная технология позволит учащимся освоить методы преобразования мира, даст возможность создания собственного продукта деятельности
Современные подходы к определению метода проектов
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов.
Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, критически творчески мыслить.
Суть « метода проектов » в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.
Проект :
Последовательность операций с точки зрения учителя и ученика
Ребенок использует в творческой деятельности имеющиеся у него навыки
Рефлексия направлена на анализ умений и способов действий
Творческий проект в начальной школе
Творческий продукт как самопрезентация
Деятельность
Функции:
Мотивационная
Диагностическая
Обучающая
В творческом проекте у ребенка формируется самое главное – мотив деятельности, желание творить как способ самореализации
Замысел
Самый главный этап учебного проекта, во время которого анализируется последовательность действий, оценивается эффективность способов
Учебный проект
Продукт в виде описания последовательности продуктивных действий
Рефлексия
Деятельность
Через рефлексию происходит обучение ребенка планированию деятельности по реализации собственного замысла, ребенок учится работать в проектной технологии
Замысел
Требования к проектной деятельности Различия между заданием и проектом
Задание
Проект
Это может быть выполнение задания под руководством взрослого
Это прежде всего самостоятельная деятельность ребенка (группы детей)
Цель работы определена взрослым и представлена конкретным результатом решения (выполнения)
Ориентирован на реализацию замысла ребенка как автора проекта
Есть образец
Образца нет
Регламент (процедура) решения определена по структуре и времени выполнения
Определено только время работы
Процесс достижения предлагается взрослым
Процесс осуществляется ребенком по собственному алгоритму
Самостоятельная репродуктивная деятельность
Самостоятельная эвристическая, поисковая деятельность
Оценивается результат о критериям «совпало», «не совпало»
Оценивается не только продукт , но и эффективность процесса деятельности
Достоинства и недостатки метода проектов как формы организации учебной деятельности.
Достоинства:
- Возможность углубленного и многостороннего изучения отдельных тем;
- Исследовательский, поисковый характер;
- Значительная самостоятельность учащихся в выборе форм и видов деятельности;
- Активное взаимодействие между всеми участниками проекта;
- Возможность организации познавательной деятельности на основе внутренней мотивации к обучению.
- Коллективный характер деятельности.
Недостатки:
- Формализованность, академичность проекта, способная снизить познавательный интерес, отпугнуть учащихся;
- Невысокая информационно-обучающая составляющая этой формы учебной деятельности, метапредметность деятельности;
- Высокие требования к профессионализму учителя.
,
Показатели готовности учащихся младших классов к проектному методу
Мыследеятельностные
Информационные:
Развитие мышления учащихся (сформированность умственных действий анализа, сравнения, воображения и т.д.)
Сформированность у учащихся интереса к окружающему миру, ощущение причастности к преобразованию мира
поиск, выделение главного, приём и передача информации
Наличие опыта креативности (нетрадиционного подхода к решению творческих задач)
представление в различных формах
структурирование информации
Шаг за шагом
усложняя целенаправленную деятельность, мы помогаем учащимся освоить умения:
- замечать
- размышлять
- планировать
- ставить цели
- конкретизировать задачи
- анализировать ресурсы
- подбирать методы и способы действий
- сравнивать желаемое с получаемым
- упорно преодолевать трудности
- адекватно оценивать
- Презентовать себя и/или продукт
Самое важное в проектной деятельности – индивидуальный путь мотивации
- У каждого человека свой способ инициации замысла (манипуляции с материалом, приспособление чужих идей, поиск функционального назначения, социальная ситуация работы в группе, самореализация, самопрезентация и т.д.)
введение в замысел
Что?
Зачем?
ЛЮБОВЬ
СЕМЬЯ
СТРАНА
КАК ?
В соответствии с возрастными особенностями учеников должны быть подобраны задания для работы в форме игр и творческих упражнений .
На основе этих игр необходимо формировать навыки действий и операций, позволяющие затем сформировать умение выстраивать действия в цепочки , приводящие к некоторому результату.
Алгоритм выполнения учебного проекта (пять «П», семь «П» и т.д.)
I этап: О сознание причины, проблемы
II этап: Целеполагание
III этап: Сбор и обработка информации
IV этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:
актуальность и важность данной проблемы;
анализ разнообразной информации;
программа действий;
разработка варианта реализации своей программы.
V этап: Р еализация плана действий
VI этап: Подготовка к защите проекта. Презентация продукта проекта
VII этап: Рефлексия. Осознание учебного результата
Структурирование тетрадей «Создаю проект» для начальной школы (Издательство Учлит)
Раздел 1. Мир вещей – мир идей
Раздел 2. Как стать изобретателем
Раздел 3. Добрые дела миру
Раздел 4. Ступени мастерства
А за этим стоят:
- Наблюдательность
- Интерес к миру, вещам, явлениям, людям, отношениям
- Фантазия
- Креативность
- Обучаемость
- Упорство в достижении цели
- Чувство юмора
- Благодарность …..
содержание
- Математика (сказки про цифры, геометрические фигуры и т.д.)
- Русский язык (буквы алфавита, звуки, слова и т.п.)
- Литературное чтение (сказки, истории, письменные высказывания)
- Окружающий мир (объекты, явления природы, рукотворный мир)
- Предметы эстетического цикла (спор или дружба красок, нот, инструментов и т.п.)
Мир вещей — мир идей Учусь высказывать своё мнение и обсуждать его с другими . Рассмотри иллюстрации и обведи те, на которых изображены проекты. Учусь по-новому смотреть на привычные явления. Поучаствуй в игре «Фантазёр». Пример. Как дождь может исполнять музыку? Вариант ответа. Звук капель напоминает игру на барабане. Как ветер может петь? ___________________________________ Как может скакать солнечный зайчик?______________________ Как лист может танцевать? _______________________________ Учусь сравнивать и развиваю воображение. Поучаствуй в игре «На что похоже?». Рассмотри рисунок. Рисунок можно поворачивать! Напиши, на что похожа эта линия _______________ Линия похожа на _____________________________ Включи своё воображение — дорисуй картинку.
Учусь выделять признаки объектов и развиваю воображение.
Каждый предмет имеет свои признаки. Например, кисель — жидкий, фруктовый; кнопка — острая, канцелярская, круглая; лампочка — стеклянная, электрическая, грушевидная.
Поучаствуй в игре «Необыкновенный самолёт».
Как стать изобретателем
Учусь предлагать варианты решения проблем.
В жизни мы часто сталкиваемся с проблемами и ищем пути их решения. Для решения многих проблем нужно проявить изобретательность. Запиши варианты решения предложенных проблем.
Добрые дела миру
Учусь быть внимательным к другим.
Попробуй волшебником стать
Учусь понимать настроение близких, говорить слова поддержки.
Хитрые задания
- Как провести опыты с собственным языком?
- Игры с светом
- Изучаем звук
- Предсказываем погоду: Животные и растения – синоптики
- Иллюзии и загадки
- История слов
История вещей
Пробуем творить сами
- История ручки
- Изобретаю колесо
- Изобретаю телефон
- Создаю печатную машину
- Делаем подзорную трубу
- Создаем перископ
- Создаем ..книгу
Наращивание элементов проектирования с соблюдением технологической этапности
Постепенное формирование полного цикла проектирования:
- умения замечать (наблюдать) и формулировать проблему
- умения ставить цель
- подбирать способы действий
- не бояться действовать
- уметь представить свой продукт
- отслеживать собственные ощущения (рефлексия)
- постепенное освоение оценивания (при отработке понятия качества продукта с точки зрения заказчика)
Думаем, проектируем, действуем!
Спасибо за внимание!