Просмотр содержимого документа
«Проектная и исследовательская деятельность обучающихся»
Проектно-исследовательская исследовательская деятельность.
Важно в своей работе педагогу различать и разграничивать понятия «проектная деятельность» и «исследовательская деятельность», тем более «проектно-исследовательская деятельность», которая возможна только после освоения основ проектной и исследовательской деятельностей.
Проектно - исследовательская деятельность обучающихся наплавлена:
на планирование алгоритма собственного исследования с выделением целей и задач и методик исследовательских работ;
на результаты проектно-исследовательской работы и их реализуемость с учетом необходимых духовных и материальных ресурсов.
При этом необходимо учитывать, что понятие «проектно - исследовательская деятельность» чаще всего не является «симбиозом», включающим в себя:
1) проектную деятельность обучающихся, которая имеет свою цель, методы и способы, и представление о конечном продукте; и осуществляемая в соответствии с этапами проектирования и реализации проекта;
исследовательскую деятельность обучающихся - решение творческой задачи с одним или несколькими неизвестными с наличием основных этапов научного исследования: постановка проблемы, изучение теории по проблеме, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Исследование не предполагает разработку и создание планируемого объекта или его определенного состояния, а направлено на создание нового интеллектуального продукта, поиск неизвестного. Проект же всегда ориентирован на практику.
Интеллектуальный продукт — это результат исследовательской деятельности. В процессе проектно-исследовательской работы (определяется проект исследования данного продукта) этот продукт приобретает свою практическую значимость, материальность или социальный эффект.
Исследование и проект позволяют обучающимся проявить свою индивидуальность и творческий потенциал, приложить свои знания и умения для реализации творческой задачи, достигнуть поставленной цели в виде намеченного результата или интеллектуально-материального продукта, быть «первооткрывателем».
Педагог, в свою очередь, должен быть для «первооткрывателя» одновременно и специалистом-консультантом, и организатором-модератором, и экспертом, но ни «научным авторитетом», чтобы исключить давление на творческую самостоятельность овладения проектно-исследовательской деятельностью учащимися.