СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа "Русская народная игрушка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа "Русская народная игрушка. Лошадки". Использовалась 2016 году учащимися на Кирилло-Мефодиевских чтениях

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа "Русская народная игрушка"»

ХIII республиканские Кирилло-Мефодиевские юношеские чтения










Секция: Изобразительного и декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа

Народная игрушка «Лошадка»

Косушкин Никита Сергеевич, Якымив Александр Игоревич

7 «Б» класс

Научный руководитель:

Шаяхметова Алиса Гермогеновна,

учитель технологии

первой квалификационной категории

МБОУ «СОШ№79»

Советского района г. Казани



Казань 2016

Содержание:

Введение………………………………………………………………….3

Схема обдумывания……………………………………………………...4

История игрушки…………………………………………………………5

Современное состояние игрушки……………………………………….6

Проблемы…………………………………………………………………11

Технологическая карта…………………………………………………...12

Экономическая оценка изделия………………………………………….18

Экологическая оценка изделия…………………………………………..18

Заключение………………………………………………………………..19

Литература ……………………………………………………………….20

















Введение

Цель исследовательской работы – изготовить деревянную игрушку «Лошадки».

Актуальность темы – заключается в том, что в современных условиях в нашей стране практически отсутствует производство игрушек из природного сырья. Производство данной деревянной игрушки является малозатратным и не сложным по исполнению, при этом при его изготовлении и отделки могут осуществляться творческие подходы, как самого изготовителя, так и отделочника (художественное оформление изделия). Сама же игрушка, яркая и безопасная может вызвать интерес дошкольников, способствовать формированию определенных навыков, в частности мелкой моторики.

Задачи проекта:

  • Изучить историю игрушки

  • Выяснить положение деревянной игрушки в современном мире

  • Выявить заинтересованность дошкольников в подобных изделиях

  • Дать экономическую и экологическую оценки изделию

  • Удовлетворить потребность дошкольников в данном роде игрушек

Гипотеза:  на народную игрушку не влияет время, и  она по-прежнему     находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Практическая значимость работы заключается в возможности её использования на уроке технологии. При массовом производстве, замечательная сувенирная продукция для развития местного туризма.







Схема обдумывания




Технология изготовления



Экономичность















Игрушка лошадка
















Потребность





материалы



экологичность










История игрушки

Игрушка - вещь, изготовленная для забавы, для игры или потехи, особенно детям.

Русские народные деревянные игрушки известны с глубокойдревности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми ифольклорными особенностями соответствующей историческойэпохи и региона.

Археологи обнаружили свидетельства того, что деревянные игрушки били у восточнославянских племён ещё в 9 веке н.э.

Самые простые экземпляры представляют собой сучки дерева,лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторыхрегионах использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянной игрушки. Поскольку деревянная игрушканеразрывно связана с лесом, То фигурки были в основном в видеобитателей леса. Это птицы, животные или вымышленныефольклорные персонажи – «моховики», изображавшие дровосековили старушек с вязанками хвороста на спине.

Настоящая народная игрушка - это не только предмет детской забавы, но и подлинное, своеобразное искусство, обладающее своей спецификой.

Народная игрушка является произведением искусства. Её образ сложен и многообразен. Обобщённость, условность пластического языка и цветового решения являются средствами выражения отношения автора игрушки к окружающему миру.

Русская деревянная игрушка богата и разнообразна. Есть игрушка и точеная и резная. На одних так и горят красные, желтые, зеленые, малиновые краски. Другие сделаны из чистого белого дерева — липы, осины, березы. Несмотря на множество эффектных игрушек из новых материалов, выпускаемых промышленностью, деревянной народной игрушкой с удовольствием играет ребенок, она способна очаровать и взрослого, доставить радость любителю народного искусства.

Существуют три наиболее известных исторически сложившихся

региона изготовления деревянных игрушек.

Первый из них располагался по берегам белого моря, на Онежском

полуострове, в Архангельской и Вологодской губерниях. Игрушки,

изготовленные северными мастерами, очень характерны. Такие

игрушки своим скупым столбоватым обликом напоминают древних

северных идолов. Черты лица прорисованы не слишком

выразительно, фигуры в основном конусообразные, с плоскими

лицевыми частями. Основные мотивы производства для северных

мастеров – это кони, птицы, куклы-бабы и разнообразные погремушки.

Другой исторический регион производства деревянной игрушкинаходился в Нижегородской губернии. Этот регион вообще славился резьбой по дереву, здесь производились лучшие образцы корабельной и кормовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» (изготовление деревянных ложек), точение веретён и городецкая резьба.

Немалую роль играло также и производство резных игрушек из дерева. Художественный уровень этого производства был необычно высок. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семёнов, Лысково, Пурех,Федосеево и некоторые др. города.


Ну а третий, наиболее известный центр производства деревяннойигрушки – это район Сергиево Посада – сам город и деревня Богородское, расположенная в двадцати семи километров от него.

Мастера этих мест предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек. Это так называемые«бабы-дуры» - фигуры пышных,дородных женщин, медведь

Не менее популярны были фигуры гусаров, попов, монахов.

Обязательные персонажи –трудолюбивый мужик и его могучий

работяга – конь.

Ну и конечно, самый главный персонаж русского фольклора –

.

Богородские игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций, они включали несколько «действующих» лиц. Иногдатакие игрушки делались движущимися для усиления эффекта.

В Богородской деревне резали в «белье», то есть оставляли без окраски игрушку, а в Сергиевском посаде резали и окрашивали ее. И там нередко окрашивали также изделия богородцев. Самая знаменитая - Богородская игрушка «Кузнецы».




Современное состояние деревянной игрушки

С развитием промышленности и изобретением пластика деревянные игрушки постепенно отошли на второй план. Их место заняли яркие и легкие пластмассовые куклы, кубики и пирамидки. На долгое время игрушки из дерева оставались всего лишь сувенирами, но никак не предназначались непосредственно для игры. В последнее время, в связи с усилением внимания к экологичности продукции для детей, деревянной игрушки снова завоевывают прежнюю популярность. К тому же, по мнению психологов, простые и даже примитивные по форме деревянные игрушки оказывают лучшее влияние на ребёнка, чем пластиковые игрушки с множеством мелких деталей. Очень важно знать целительную силу дерева.

Целительная сила дерева

Игрушки из дерева, как и всё деревянное, обладают особыми,

успокаивающимися свойствами. Они хранят природное тепло и

приятны на ощупь, они безопасны и полезны для психики ребёнка.

Предки верили в целительную силу дерева, считали, что деревья

помогают обрести гармонию духа.

БЕРЁЗА – хранительница рода. Считается, что она защищает от беды, генерирует энергию,

способствует концентрации внимания.











Сосна – дерево спокойствия. Энергия сосны помогает

избавиться от нервных расстройств и стрессов,поможет повысить иммунитет и поднятьнастроение.


ЕЛЬ – дерево-целитель.Энергия ели успокаивает и снимает психологическое напряжение, помогает контролировать свои силы и настроиться на философский лад.


БУК – символ знания и благополучия.Повышает устойчивость к стрессам,способность сосредоточиться, улучшаеткровообращение.


Проблемы

Чтобы узнать интересует ли деревянная игрушка детей дошкольного возраста, мы провели опрос в садике среди детей 3- 4 лет Было опрошено 5 детей.

  1. Какая твоя любимая игрушка?

Ответы: кукла (3), машинки(2)

2)Нравиться ли тебе играть с деревянной игрушкой?

Ответы: да (2), нет (3)

Вывод: В наше время дошкольники мало заинтересованы в игрушках подобного рода.

Почему? Да потому, что в современном мире не возникает такой проблемы, как «нехватка» игрушек. Сейчас выпускаются игрушки на любой вкус (конструкторы, пазлы, машинки, самолётики, куклы, различные радиоуправляемые игрушки и т. п.). А про компьютеры и говорить нечего. Дети уже с раннего возраста начинают играть в компьютерные игры. Это вина может быть и родителей , очень часто чтобы занять ребенка родители покупают уже детям 4-5 лет телефоны и планшеты, чтобы ребенок был занят и чтобы он не мешал взрослым заниматься своими делами и ребенок с малых лет привыкает играть в компьютерные игры. . И тогда конечно любые игрушки отходят на второй план, не говоря уже о простых классических деревянных игрушках.

Также в настоящее время все чаще мы слышим по телевидению о возрождении местного туризма. На наш взгляд в Татарстане очень мало сувенирной продукции, а точнее игрушек из дерева. Мы думаем каждый турист хотел бы приобрести не дорогую деревянную игрушку, а не только магнитики и тюбетейки китайского производства.

Решение:

  • Привлечение интереса к данной игрушке с помощью эстетического оформления.

Детей привлекают яркие цвета. Психологами доказано, что цвета вызывают у ребенка различные чувства. Соответственно, яркие цвета-цвета спектра вызывают у ребенка положительные чувства, положительные ощущения.

  • Изделие должно обладать определенными механическими возможностями (быть относительно подвижной или, возможно, складываться и раскладываться).

Ребенку гораздо интересней играть с подвижной игрушкой, нежели с неподвижной.



1) Игрушка должна нести в себе психологическую информацию, не быть «мертвой», учитывая тот факт, что ребенок должен с ней играть, а не воспринимать ее в качестве сувенира.






2)Игрушка – специфическое средство массовой информации, так как каждая игрушка несёт какую-либо информацию. Игрушка – тот же носитель информации для ребенка, что газета или Интернет для взрослого.

Мы решили изготовить лошадки, так как обязательные персонажи народных игрушек трудолюбивый мужик и его могучий работяга – конь.

Материал выбрали берёзу, так как берёза лучше обрабатывается и учли целительные свойства берёзы – хранительницы рода защищает от беды и генерирует энергию. Также учли тот фактор, что материал легче достать. Мы используем дощечки от фруктовых ящиков, тем самым даем вторую жизнь древесине и улучшаем экологию, сохраняем природу.














Технологическая карта

№ п/п


Описание операции


Графическое изображение


Инструменты


1


Нарисовать шаблон лошадки


Лист бумаги, карандаш


2


Заготовить фанеру. Разметить и выпилить по шаблону фигуру лошадки, прошлифовать.

Для выпиливания колес использовали цилиндрическую насадку и электрический шуруповёрт

Карандаш, ручной лобзик, наждачная бумага. цилиндрическую насадку и электрический шуруповёрт


3


Оформление всех деталей, покрытие лаком.

гуашь, лак


Изучили значение орнамента и выбрали на наш взгляд, самый оптимальный вариант. Рябина считалась символом счастья и мира в семье, поэтому возле дома всегда старались посадить рябиновое деревце. 

На колесиках нарисовали символ солнца. Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. "Не земля родит, а небо", - говорит русская пословица. Символ солнца означает начало всего живого.

Тюльпан в татарском орнаменте означает возрождение, тоже сильный знак ,поэтому решили тоже его использовать.

Вот какие лошадки у нас получились

Экономическая оценка изделия

Данная игрушка является очень выгодной и экономной. Она малогабаритная и соответственно для ее изготовления не требуется много материала.

С=С1+С2+С3=15+12+15=42 рубля

С1-стоимость красок примерно на одну игрушку 15 рублей

С2-стоимость пилок 12 рублей, сломано 4 пилки по 3 рубля.

С3- стоимость лака 15рублей

Экологическая оценка изделия

Игрушка сделана из экологически чистого материала – древесиныберёзы. Поэтому она не может нанести вред окружающей среде. Мы использовали краски – гуашь, и лак – это химические вещества, но значительного вреда они не нанесут.

Заключение

Меняются времена и эпохи, соответственно меняются и детские игрушки. Старая добрая деревянная игрушка кажется современным детям смешной и непонятной. Та важнейшая информация, которая была заложена в любой народной игрушке, сегодня не востребована в детской среде. Перед молодым поколением сегодняшнего дня стоят совершенно другие задачи, и, соответственно, пути их разрешения. Общественная функция народной игрушки, бытовавшей в другой среде, не может соответствовать современным требованиям общества. Однако, современность лишь тогда обретает полный смысл и силу, когда она не оторвана от своих исторических корней. Возрождение народной игрушки может способствовать сохранению этой преемственности. Речь не идёт о возрождении игрушки на уровне игровом и повсеместном, но на уровне познавательном это необходимо. Те сакральные истины наших предков, которые несла в себе игрушка, осознанные современной молодёжью, помогут новому поколению лучше понять и осмыслить свою традиционную культуру, и почувствовать себя её неотъемлемой частью.

Мы считаем, что все задачи, поставленные в ходе проекта, были выполнены. Деревянная игрушка была изготовлена согласно заданным требованиям. Ее достоинством является то, что она сделана самостоятельно и полностью своими руками. Игрушка выполнена из экологически чистых материалов и затраты на нее минимальны.





Список литературы

1)Аркин Е. А. «Из истории игрушки»- «Игрушка в жизни ребёнка» под редакцией Кассаковской Е. А. Просвещение 1980 г.

2) Бандуристый Ф. Ф. «Динамические игрушки». 2005 г.

3) Википедия. «Игрушка»

4) А. П. Журавлева, А. Л. Начальное техническое моделирование.

Москва 1982 г.