Проектная задача в начальной школе, как способ формирования универсальных учебных действий.
Озольс О.А. –учитель начальных классов
МБОУ «Кривошеинская СОШ имени
Героя Советского Союза
Фёдора Матвеевича Зинченко»
В настоящее время актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Но, по мнению некоторых исследователей, полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Нельзя переносить способы работы из основной школы в начальную школу, не подготовив для этого необходимую почву. Поэтому на начальном этапе освоения этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которая подготовит ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.
Определяя понятие «проектная задача», согласимся с точкой зрения А.Б. Воронцова, что проектная задача – это набор заданий, стимулирующих систему действий учащихся, направленных на получение «продукта», и одновременно качественное самоизменение учащихся.
Основная педагогическая цель проектных задач - способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Именно такие задачи, по мнению А.Б. Воронцова, дают возможность учителю наблюдать за способами работы как отдельных учащихся, таки целой группы школьников. Основной метод –всестороннее наблюдение.
К такой работе можно привлекать других учителей, родителей и старшеклассников. Эксперты на протяжении всех этапов наблюдают за процессом решения задачи, ни в коем случае не вмешиваясь в него, фиксируют свои наблюдения в экспертных листах. Таким
образом, постоянный сбор и анализ данных позволяют учителю вести мониторинг формирования учебного сотрудничества.
Какие педагогические эффекты имеет подобный тип задач?
1.Задает реальную возможность организации взаимодействия сотрудничества) детей между собой, при решении поставленной ими сами-ми задачи. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.
2.Учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания.
3.Дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в квазиреальную (модельную ситуацию. Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки); целеполагать (ставить и удерживать цели);планировать (составлять план своей деятельности);моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели); проявлять инициативу при поиске способа(способов) решения задачи; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи;
отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).
Так после изучения теории и посетив курсы в открытом институте «Развивающее обучении» по теме «Проектная задача как оценочная процедура метапредметных образовательных результатов в начальной школе по ФГОС НОО» у А.Б. Воронцова в нашей школе стали активно внедрять этот вид деятельности.
План и сроки реализации проектной задачи 2013 -2017 гг.
Этап 1.
-Информирование и подготовка педагогов.
-Разработка проектных задач.
Этап 2.
Проведение проектной задачи для одного возраста, в рамках урочной деятельности.
Этап 3. Проведение межпредметных задач по параллелям (2013г)
Этап 4. Проведение межпредметных разновозрастных задач 2-5 класс (2014 г.)
Этап 5 Участие в областном конкурсе по решению проектных задач.(2015 г.)
Этап 6. Транслирование накопленного опыта (2016г.)
Этап 7 Сетевое взаимодействие со школами области (2017 г.)
Список литературы
1.Чумакова И.А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников: учебно-методическое пособие для учителя.–Глазов, 2012.
2.Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в
основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для
учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова.–М.: Просвещение, 2011. –159 с
3.Воронцов, А. Б.Сборник проектных задач. Начальная школа: пособие для учителей/ А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, О. В. Раскина и др.–Вып. 2.–М.: Просвещение, 2012.–144 с.