СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Происхождение имен числительных в русском языке

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • выяснить, как древние славяне вели счет
  • определить, что обозначали счетные слова
  • узнать, когда счетные слова оформились в самостоятельную часть речи- имя числительное

Просмотр содержимого документа
«Происхождение имен числительных в русском языке»

Происхождение имен числительных в русском языке

Работая над данной темой, мы решали следующие задачи:

  • выяснить, как древние славяне вели счет

  • определить, что обозначали счетные слова

  • узнать, когда счетные слова оформились в самостоятельную часть речи- имя числительное

Цель урока: обобщить и расширить знания учащихся об имени числительном, познакомить с историей

Задачи урока:

  • обучающие: познакомить с историей происхождения некоторых имен числительных, углубить знания об имени числительном.

  • развивающие: развивать творческую, речевую и мыслительную активность, используя различные формы работы, развивать интерес учащихся с помощью дополнительной информации.

  • воспитательные: формирование интереса и уважения к русскому языку.


Ход урока

1. Организационный момент. На слайде идет обратный отсчет, в финале звук, либо учитель считает сам громко, предварительно предупредив: когда он досчитает до 0, все должны сесть.

2. Вступительное слово учителя. 
Сообщение темы урока. Постановка учебной цели.

Здравствуйте, ребята. Что написано на доске? (0 1 2 3 4 5 6 7 8 9)

Арабские цифры — традиционное название набора из десяти знаков, используемых в большинстве стран для записи чисел в десятичной системе исчисления (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B0%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%86%D0%B8%D1%84%D1%80%D1%8B)

Математика – царица всех наук. Еще в древности люди придумали цифры – универсальные знаки, которые понятны людям разных народов…Цифры используют для записи чисел. Но как же так получилось, что названия чисел и цифр в языках отличаются? Вспомните, как звучат названия цифр на английском, немецком, французском, казахском, других языках? Сегодня мы с вами поговорим о происхождении числительных в нашем родном русском языке. Как древние славяне вели счет? Что такое счетные слова и чем они отличаются от числительных? Задумывались ли вы, почему некоторые числительные имеют морфологические признаки прилагательного, другие признаки существительного? А может быть кто-то из вас заметил схожее в названии какого-то предмета и цифры, числа? Или вы задавались вопросом, чем отличается один и единица? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.

3. Актуализация знаний.

Кстати, ребята, напомните, сколько минут идет урок? Ответ детей: -40. -Правильно. Давайте перечислим морфологические признаки числительного 40. (простое количественное числительное, изменяется по падежам) На какую часть речи похоже это числительное? (на существительное)

Роль имен числительных в жизни человека

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь - один раз отрежь.

Семь пядей во лбу.

Один в поле не воин.

У семи нянек дитя без глазу.

Семь бед - один ответ.

Почувствовать себя на седьмом небе.

До  седьмого пота.   

Семь  верст до небес с все лесом.

За семью печатями

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Один ум хорошо, а два лучше.



-

1.Введение    

 2.История русских числительных

2.1.Комбинации счетных слов

2.2. История числительных: пять, семь, сорок, девяносто

2.3.Метафоричность и описательность счетных слов

2.4. Морфологические признаки прилагательных и существительных у счетных слов                                                                                                                     2.5 Выделение числительного в самостоятельную часть речи

           3. Заключение                                                                                                                                3.1. Роль имен числительных в жизни человека

          4. Литература

1. Введение

        Изучая на уроках русского языка тему "Имя числительное как часть речи", Мы  были  крайне удивлены - это же не урок математики, зачем на уроке русского языка  говорить о числах? Но чем больше мы узнавали об этой части речи, тем все больше у нас возникало вопросов.                          

Тема нашей проблемно-реферативной  работы: история происхождения имен  числительных.

Цель работы:  познакомиться с историей происхождения имен  числительных в русском языке.

2.История русских числительных

2.1.Комбинации счетных слов

         История русских числительных очень интересна. Дело в том, что  такой части речи в древнерусском языке вообще не было. Это не значит, что не было счётных слов, что люди вообще не считали и в их сознании отсутствовали  представления о количестве. Конечно, считали и счётные (количественные) слова в языке имелись. Правда, их было мало.                                                  В древнерусском языке первоначально было всего 12 слов, 
обозначающих количество: одинъ, два, три, четыре, пять, шесть, 
семь, осемь, девять, десять, съто, тысяча, с XIII в. появляется слово 
сорок. Все остальные счетные слова образовывались из комбинации 
приведенных выше слов. Наши предки считали: один на десятедва на десяте и т. д. Постепенное слияние слов и фонетические процессы  дали числа одиннадцатьдвенадцать и другие. Так же фонетические процессы, позволили преобразоваться числа два десяти и три десяте в двадцать и тридцать. Более  сложные счётные слова (50-80) образовывались описательно: пять за десятью, шесть за десятью.

        2.2. История числительных: пять, семь, сорок, девяносто

         Наши далёкие предки-славяне осмысливали число  как определённое количество каких-либо конкретных предметов.  И лишь постепенно ими стало осознаваться число само по себе, независимо  от предметов и лиц.                             Для обозначения количества использовались существительные, часто по названиям частей тела человека: локоть (для измерения длины), пять семь. У многих древних народов это число считалось особым. Египтяне и вавилоняне рассматривали его в виде суммы двух «жизненно важных» чисел: трёх и четырёх. Три человека составляют основу жизни: мать, отец, ребёнок, а четыре - это число сторон света и направлений ветра, откуда приходит дождь, живительная влага, которые  делает землю плодоносящей и пригодной для жизни. В христианстве семь- число духовного порядка, святое число. Согласно Священному писанию признаются семь "смертных грехов, которые передаются до седьмого колена" (лень, гордость, гнев, зависть, обжорство, похоть, жадность) .                                  И в нашей речи  число «семь» используется в символически – обобщенном значении во фразеологизмах: 
1. Семь верс до небес. 
2. На седьмом небе. 
3. Семь бед – один ответ. 
4. Книга за семью печатями. 

6.Седьмая вода на киселе. 
7. Семь пятниц на «одной» неделе и др.

А вот числительное сорок по происхождению является существительным со значением "рубаха" (ср. совр. сорочка ) или « мешок». В «сорок», т.е в « мешок» можно было положить 40 шкурок соболей на полную шубу. Как видно, название предмета было перенесено сначала на число этих соболей, а затем вообще отвлечено от конкретности, именно так возникло числительное сорок, заменившее исконное четыре  десятъ. Это слово изменялось по второму склонению. Со временем сорок утеряло свои падежные формы.  В современном языке осталось только сорок для им.-вин. падежей и сорока для косвенных.

Девяносто представляет собой загадочное образование. Ясно только, что оно, как сорок, не исконно и  появилось вместо более старого девять десятъ. Однако способ образования слова девяносто до конца не ясен. По этому поводу высказывались разные догадки, из которых наиболее достоверной кажется следующая: девяносто возникло из сочетания девять до съта  (т.е. девять десятков до сотни ). Но эта догадка остается лишь гипотезой.

        2.3.Метафоричность и описательность счетных слов 

        Если нужно было обозначить ещё большее количество, прибегали к описательным словам или метафорам. Слово "тысяча" для обозначения больших чисел  появилось раньше других слов. Когда потребовалось обозначить число 10000, использовали заимствованное из тюркского языка слово тьма (оно сохранилось в значении 'множество'; тьма народу). Кроме этих слов использовались их сочетания. В самом слове чувствуется значение бесконечности. Дальнейшее увелечение числового ряда поставило  славян в тупик, и, когда это потребовалось, они заимствовали у греков  слова"легион" (сто тысяч) и   "леодр" (миллион).    Со временем понадобились слова для обозначения десяти, ста миллионов, миллиарда и т.д. Для этого подыскали слова со значением бесконечности: "ворон" (вечная птица), сто миллионов – "колода" (гроб). Обращает на себя внимание тот факт,  что каждый раз, когда требовалось новое увеличение осознаваемого числа   древний наш предок   надеялся, что уж теперь-то это действительно конечное число, что за ним  больше ничего нет и не будет. Мир чисел он видел столь же замкнутым и конечным, как и всё вокруг.                                                                                                                         Таким образом, потребовалось очень много времени, чтобы наши предки   стали воспринимать числа как нечто отвлечённое от объектов и явлений конкретно-предметного мира.  Процесс этот был очень медленным. Интересно, что долгое время на письме славяне передавали  число не цифрой, а буквой:  А – один, Б – ничего не значит, В – два, Г – три, Д – четыре, Е – пять...      Цифровое обозначение чисел на письме появилось сравнительно поздно.

        2.4. Морфологические признаки прилагательных и существительных у счетных слов

         Счетные слова в древнерусском языке характеризовались морфологическими  и синтаксическими особенностями прилагательных и 
существительных, так как  относились или к прилагательным, или к существительным. Так, слова одинъ – четыре были прилагательными. Они согласовывались с существительными по роду, числу и падежу. Следы этого согласования сохранились до наших дней в числительных "один" и "два" – "один учебник" – "одна книга" – "одно окно"- "одни ножницы";

"два учебника" – "две книги".  Остальные счетные слова по происхожде- 
нию являются существительными (имели категории рода, числа, 
могли иметь при себе определения) .  "Пять", "шесть", "семь", "восемь", "девять" -существительные. В давние времена, когда эти слова были существительными, за ними следовали существительные в

 родительном падеже. Следы этого тоже сохранились в современном языке "пять человек","шесть человек", "семь человек" и т.д.  Итак, счётные слова были, но это ещё не числительные, т. е. не слова особой части речи. Почему? Потому что у них не было общих грамматических признаков, которые, объединяя эти слова, противопоставляли бы их остальным словам в языке.
По грамматическим признакам счётные слова разделялись на две неравные группы. По всем признакам слова первой группы — это прилагательные, а слова второй — существительные. Каждая из групп оставила нам в наследство по одному слову, которые так и не стали полноценными числительными, а сохранили следы своей родословной. Первое из них — один — обнаруживает явно «прилагательное» происхождение: изменяется по родам, числам и падежам, согласуясь с существительными. Второе — тысяча — существительное: принадлежит к женскому роду и изменяется по числам. Но это только два слова. С течением времени счётные слова становились всё больше похожими друг на друга. У них исчезла категория рода и числа –они растеряли эти важнейшие признаки  и тем самым окончательно обособились от всех остальных имён. У них  постепенно формировались признаки, общие для обеих групп. Но ни одна из групп так и «не победила». Новые счётные слова уже не похожи ни на существительные, ни на прилагательные.
Во-первых, они утратили значение предметности или количественного признака предмета и обозначают теперь отвлечённые числовые понятия.
Во-вторых, у современных счётных слов нет ни рода, ни числовых форм (исключение составляют родовые формы два, две — это след, который оставил древнерусский язык).
Новым стало и синтаксическое поведение этих слов, совместившее в себе особенное обеих групп. Теперь каждое счётное слово и согласуется с существительным, и управляет им: два (три) дома, пять домов; двум (трём, пяти) домам, двумя (тремя, пятью) домами.
Совокупность этих признаков и объединила счётные слова в новую часть речи, которую теперь мы называем числительным.                                                            

        2.5 Выделение числительного в самостоятельную часть речи

         Выделение числительного как части речи начинается с XIV в. , в XVII в. такая часть речи уже бесспорно есть, но не со 
всеми современными особенностями, а вот с XVIII в. числительное окончательно оформляется как часть речи. В середине ХУШ века М.В.Ломоносов своей грамматике впервые назвал числительные самостоятельной частью речи..  Структура современных числительных, их склонение, орфография таят в себе много следов их прошлой жизни. Немало интересного могут рассказать сложные числительные, возникшие из древних счётных словосочетаний. Поэтому и сегодня еще языковеды спорят о происхождении некоторых числительных.

3. Заключение

3.1 Роль имен числительных в жизни человека

        Количество слов, которые мы называем числительными, в русском языке очень невелико –всего несколько десятков единиц. По частоте употребления в речи числительное занимает восьмое место, т.е на сто с других слов речи одно числительное.  Люди постоянно что-нибудь считают: дома, книги, страницы, дни, годы, месяцы, деньги и т.д. Количество сосчитанных предметов – число – обозначают особым словом – числительным.

Если бы их не было, то не придумали бы математику, и физики, и химии, и географии бы не было. Трудно представить, как обходились бы мы без числительных


Расчёт во всяком деле нужен.
Ты и с числительным будь дружен.

1. Волина В.В. Русский язык: веселая грамматика: имя числительное / М. : Дрофа, 2001, с. 48

2.Колесов В.В. История русского языка в рассказах. – 3-е перераб. – СПБ., «Авалон», «Азбука-классика», 2007, с.185-193

3.Маджидов С.Л. О сочетаниях числительных типа ДЕСЯТЬ-ПЯТНАДЦАТЬ в современном русском языке // Речевая деятельность. Текст. - Таганрог, 2002. - С. 135-139.

4. Супрун А.Е. О русских числительных / Фрунзе,2-е перераб.,2003, с. 172

5. http//www.gramma.ru

                                                                                                             




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!