Проверочная работа (промежуточная аттестация)
по обществознанию в 8 классе
1 вариант
1.Установите соответствие между действиями и видами социальных норм, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ДЕЙСТВИЯ
А) составление завещание
Б) отказ друга дать денег в долг
В) получение ссуды в банке
Г) отказ оплатить проезд в автобусе
Д) выполнение школьниками домашних обязанностей
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
1) правовые
2) моральные
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
2.Установите соответствие между наказаниями и видами правонарушений: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
НАКАЗАНИЕ
А) ограничение свободы
Б) выговор
В) лишение свободы
Г) предупреждение
ВИД ПРАВОНАРУШЕНИЕ
1) преступление
2) проступок
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
3. Установите соответствие между общественными отношениями и отраслями права: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
А) права собственности
Б) личные неимущественные отношения
В) деятельность исполнительной власти
Г) поведение в общественных местах
ОТРАСЛИ ПРАВА
1) гражданское право
2) административное право
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
4. Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА
А) право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Б) защита от произвольного вмешательства в личную жизнь
В) право на защиту чести и достоинства
Г) право на свободу мирных собраний и ассоциаций
Д) право на жизнь
ГРУППЫ ПРАВ (СВОБОД)
1) гражданские (личные)
2) политические
3) социальные
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
5. Установите соответствие между правами и свободами человека и гражданина, его обязанностями и элементами статуса гражданина Российской Федерации: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА
И ГРАЖДАНИНА
А) неприкосновенность частной жизни
Б) защита чести и доброго имени
В) уважение прав и свобод других лиц
Г) пользование родным языком
Д) защита Отечества
ЭЛЕМЕНТЫ СТАТУСА
ГРАЖДАНИНА РФ
1) права
2) обязанности
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
6. Верны ли следующие суждения об органах власти РФ?
А. Правоохранительные органы РФ формируются путём всенародных выборов на основе равного и прямого избирательного права.
Б. Судебные органы РФ входят в систему исполнительной власти РФ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения о правах и об обязанностях родителей?
А. Забота о детях, их воспитание — и право, и обязанность родителей.
Б. Родители представляют интересы своих детей и выступают в защиту их прав и интересов, в том числе в судах.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Вставьте пропущенное слово:
… - способность своими действиями приобретать и осуществлять юридические права, создавать для себя юридические обязанности и исполнять их.
9. Установите соответствие между функциями и государственными институтами или должностным лицом в Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ
А) назначает выборы Президента РФ
Б) издаёт указы и распоряжения
В) решает вопрос о доверии Правительству
Г) возглавляет государство
Д) представляет государство в международных отношениях
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ И ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО
1) Президент РФ
2) Совет Федерации
3) Государственная Дума РФ
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
10. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Парламент, правительство, суд общей юрисдикции, орган власти, арбитражный суд.
11. Установите соответствие между палатами Федерального Собрания и их функциями и полномочиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ
A) принимать федеральные законы
Б) утверждение изменения границ между субъектами РФ
B) назначать на должность Председателя Счетной палаты РФ
Г) объявлять амнистию
Д) назначать выборы Президента РФ
ПАЛАТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
1) Государственная Дума РФ
2) Совет Федерации
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
12. Найдите в приведённом ниже списке элементы правового статуса несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) право самостоятельно распоряжаться своей стипендией, заработком и иными доходами
2) право самостоятельно продать доставшуюся по наследству квартиру
3) право вносить вклады в банк от своего имени
4) право осуществлять права авторства литературного произведения
5) право самостоятельно заключать любые сделки
6) право с 15-летнего возраста быть членом кооператива
13. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют личные неимущественные права.
1) право на имя
2) право на честь и достоинство
3) право наследования
4) право на жизнь
5) право частной собственности
6) право на неприкосновенность частной жизни
14. Выберите верные суждения о субъектах гражданского права. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Субъектами гражданского права могут быть только юридические лица.
2) Юридическими лицами являются только организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли.
3) Полная гражданская дееспособность физического лица наступает по достижении 18 лет.
4) Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом.
5) Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно с момента его регистрации (или регистрации устава).
15. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к юридическим основаниям прекращения трудового договора.
1) прогул
2) желание работника
3) инфляция
4) истечение срока договора
5) дефолт
6) разглашение тайны
16. Джон, совершеннолетний дееспособный гражданин государства Z, обратился в полномочный орган государства Z с заявлением об отказе от гражданства, так как решил вступить в российское гражданство. При каких условиях Джон может вступить в гражданство РФ в общем порядке? Запишите цифры, под которыми указаны эти условия.
1) наличие среднего общего образования
2) владение русским языком
3) наличие родственников в РФ
4) наличие собственности в РФ
5) наличие законного источника средств к существованию
6) обязательство соблюдать Конституцию РФ и законы
17. Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение о правонарушениях, используя все приведённые ниже понятия.
Правонарушение, виновность, преступления, проступки, государство, юридическая ответственность.
Проверочная работа (промежуточная аттестация)
по обществознанию в 8 классе
2 вариант
1. Верны ли следующие суждения о правовых нормах?
А. Правовые нормы являются обязательными для исполнения гражданами страны.
Б. Правовые нормы в современном обществе существуют только в письменной форме.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2. Установите соответствие между наказаниями и видами правонарушений: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
НАКАЗАНИЕ
А) судимость
Б) выговор
В) лишение свободы
Г) предупреждение
ВИД ПРАВОНАРУШЕНИЯ
1) преступление
2) проступок
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
3. Установите соответствие между отраслью права и видом правонарушения, относящегося к ней: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ВИД ПРАВОНАРУШЕНИЯ
А) систематические опоздания гражданина на работу
Б) отказ выполнять обязательства по заключенной ранее сделке
В) увольнение женщины с места работы в связи с оформлением ею больничного листа по уходу за ребёнком
Г) распространение сведений, порочащих честь и достоинство гражданина
ОТРАСЛЬ ПРАВА
1) трудовое
2) гражданское
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
4. Установите соответствие между примерами и видами прав человека. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
А) свобода творчества
Б) право на жизнь
В) право на образование
Г) право на демонстрации, митинги
Д) право на охрану здоровья и медицинскую помощь
ВИДЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
1) гражданские (личные) права
2) политические права
3) социально-экономические права
4) культурные права
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
5. Установите соответствие между правами и свободами человека и гражданина, его обязанностями и элементами статуса гражданина Российской Федерации: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРАВА, СВОБОДЫ, ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА
И ГРАЖДАНИНА
А) участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях
Б) защита Отечества
В) уплачивать законно установленные налоги и сборы
Г) сохранять природу и окружающую среду
Д) получать квалифицированную юридическую помощь
ЭЛЕМЕНТЫ СТАТУСА
ГРАЖДАНИНА РФ
1) права и свободы
2) обязанности
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
6. Верны ли следующие суждения о юридической ответственности?
А. Юридическая ответственность призвана восстанавливать нарушенные права граждан, пострадавших от правонарушения.
Б. Юридическая ответственность выражается в том, что в отношении лица, вина которого доказана, применяются меры государственного принуждения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения об особенностях трудоустройства несовершеннолетних?
А. При заключении трудового договора с несовершеннолетним работником по соглашению сторон может быть установлен испытательный срок.
Б. Для несовершеннолетних работников установлена 40−часовая рабочая неделя.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Вставьте пропущенное слово:
… - формально определённые правила поведения, установленные либо санкционированные государством.
9. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ
А) назначение выборов Президента РФ
Б) утверждение военной доктрины
В) управление федеральной государственной собственностью
Г) разработка федерального бюджета
Д) объявление амнистии
СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ
1) Президент РФ
2) Правительство РФ
3) Государственная Дума
4) Совет Федерации
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
10. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Нормативно-правовой акт, источник права, судебный прецедент, естественное право, правовой обычай.
11. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ
А) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации
Б) управление федеральной собственностью
В) назначение на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации
Г) разработка федерального бюджета
Д) осуществление помилования
СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ РФ
1) Президент РФ
2) Совет Федерации
3) Государственная Дума
4) Правительство РФ
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
12. Марине 13 лет. Найдите в приведённом списке права, отражающие её правовой статус, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) быть заслушанной в ходе судебного разбирательства по определению места жительства при разводе родителей
2) самостоятельно вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими
3) самостоятельно зарегистрировать на своё имя юридическое лицо
4) самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами
5) самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки
6) заключать трудовой договор (работа курьера) с согласия родителей
13. Установите соответствие между примерами и видами прав: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР
А) право на охрану здоровья
Б) право на семейную тайну
В) право изобретателя на вознаграждение
Г) право на свободу творческой деятельности
Д) право на наследование собственности родителей
ВИД ПРАВА
1) имущественное
2) неимущественное
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
14. Выберите верные суждения о гражданской правоспособности граждан в соответствии с Гражданским кодексом РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Гражданская правоспособность признаётся в равной степени за всеми гражданами.
2) Гражданская правоспособность возникает по достижении 18 лет.
3) Гражданская правоспособность – это способность иметь гражданские права и нести обязанности.
4) В содержание гражданской правоспособности граждан входит право избирать и быть избранным.
5) В содержание гражданской правоспособности граждан входит право заниматься предпринимательской и любой иной не запрещённой законом деятельностью.
15. Укажите, для каких категорий лиц не устанавливается испытание при приёме на работу:
1) беременных женщин
2) уволенных в запас военнослужащих срочной службы
3) лиц с высшим образованием
4) лиц, не достигших 18 лет
5) лиц, окончивших профессиональное образовательное учреждение и впервые поступающих на работу по специальности в течение года после окончания учебного заведения
6) лиц, поменявших место жительства
16. Умберто, совершеннолетний дееспособный гражданин государства Z обратился в полномочный орган государства Z с заявлением об отказе от гражданства государства Z, так как решил стать гражданином России. При каких условиях Умберто может подать заявление о приёме в гражданство РФ в общем порядке? Запишите цифры, под которыми указаны эти условия.
1) наличие среднего общего образования
2) владение русским языком
3) постоянное проживание на территории РФ в течение 3 месяцев
4) наличие собственности в РФ
5) наличие законного источника средств к существованию
6) наличие родственных связей в РФ
17. Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение о юридической ответственности в РФ, используя все приведённые ниже понятия.
Юридическая ответственность, правонарушение, государство, суд, лишения личного характера, выплата неустойки.
17.1. Признаками правонарушений являются противоправность, виновность и общественная опасность. В зависимости от степени опасности правонарушения делятся на преступления и проступки. Правонарушение влечёт применение определённых мер государственного принуждения к виновному лицу – юридическую ответственность. Только государство устанавливает юридическую ответственность. Существуют такие виды юридической ответственности, как гражданско-правовая, административная, уголовная, дисциплинарная.
17.2. Правонарушение влечёт применение определённых мер государственного принуждения к виновному лицу – юридическую ответственность. Только государство устанавливает юридическую ответственность. Наказание может быть назначено только после изучения всех обстоятельств совершения правонарушения. В зависимости от вида правонарушения наказание назначается судом или специальными государственными органами, компетентными должностными лицами. Юридическая ответственность всегда связана с определёнными лишениями, которые виновный обязан претерпеть. Это могут быть лишения личного характера (например, лишение свободы и права заниматься определённой профессиональной деятельностью) и имущественного характера (например, штраф, возмещение материального ущерба, выплата неустойки).
Проверочная работа (промежуточная аттестация)
по обществознанию в 8 классе
3 вариант
1. В ст. 38 Конституции РФ записано: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей».
2. Проанализируйте, что Вы знаете о том, как государство реализует защиту семьи, материнства и детства. Составьте рассказ о важности государственной поддержки семьи, используя следующий план:
1) Какие существуют способы государственной поддержки семьи? Для чего государство осуществляет поддержку семьи?
2) Какими мерами государственной поддержки пользовалась или могла бы воспользоваться Ваша семья?
В чём Вы видите пользу такой поддержки для себя и своей семьи?
2. Установите соответствие между задачами и органами, призванными защищать права граждан: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ПРАВ
А) право быть собственником
Б) право наследовать имущество
В) право на труд
Г) право на свободу творчества
Д) право на участие в культурной жизни
КАТЕГОРИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
1) экономические и социальные права
2) культурные
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.
3. Демьяну исполнилось 14 лет. Что характерно для его правового статуса? Запишите цифры, под которыми указаны верные ответы.
1) Демьян может самостоятельно приобрести квартиру или дом
2) Демьян может устроиться на каникулах раздавать рекламу по 8 часов в день
3) Демьян понесет уголовную ответственность, если совершит кражу золотых часов
4) Демьян понесет административную ответственность если срубит ель в лесу без разрешения специальной инстанции
5) Демьян сможет самостоятельно распоряжаться своим заработком курьера
6) Демьян будет заслушан входе судебного разбирательства
4. Группа молодых людей напала поздно вечером на одинокого прохожего, нанесла ему побои и отобрала мобильный телефон и деньги. Как называется вид правонарушения, предусмотренный Уголовным Кодексом РФ? Перечислите не менее 3 мер по данной юридической ответственности.
5. Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Отсутствие дисциплины — необходимое условие упорядоченной жизни общества.
2) Можно выделить только воинскую и трудовую дисциплину.
3) Самоконтроль позволяет человеку сознательно действовать в соответствии с моральными предписаниями.
4) Законопослушание — практическое воплощение норм права, поведение человека в соответствии с законами.
5) Важную роль в поддержании внутренней дисциплины играет самовоспитание и воля человека, его самоконтроль.
6. Дед Макар решил распорядиться своим имуществом. Он решил, что в случае его смерти дом должен достаться внуку Ивану, а дача внучке Ане. Остальное имущество пусть разделят дети поровну. Что следует предпринять деду Макару, что бы распорядиться своим имуществом? Запишите цифры, под которыми указаны верные ответы.
1) обратиться в прокуратуру
2) обратиться в суд
3) обратиться к нотариусу
4) составить исковое заявление
5) составить завещание
6) составить жалобу
7. Марине 13 лет. Найдите в приведённом списке права, отражающие её правовой статус, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) быть заслушанной в ходе судебного разбирательства по определению места жительства при разводе родителей
2) вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими
3) зарегистрировать на своё имя юридическое лицо
4) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами
5) совершать мелкие бытовые сделки (купить ручку и карандаш в магазине)
6) заключать трудовой договор (работа курьера) с согласия родителей
8. Установите соответствие между примерами и элементами статуса гражданина РФ: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) сохранение исторического и культурного наследия
Б) пользование имуществом
В) свобода передвижения
Г) обеспечение родителями получения их детьми основного общего образования
Д) защита от безработицы
ЭЛЕМЕНТЫ СТАТУСА
ГРАЖДАНИНА РФ
1) обязанности
2) права
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.
9. Какие из приведённых ниже примеров иллюстрируют отношения, регулируемые трудовым правом? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие примеры.
1) Макар обратился в суд с иском к строительной компании в связи с нарушением договорных обязательств.
2) Кирилл приобрёл для личного пользования холодильник, в котором был обнаружен производственный дефект, продавец отказал в возврате товара.
3) Инна считает, что работодатель систематически нарушает её право на отдых.
4) Фрол и Ульяна приняли решение расторгнуть брак.
5) Артур считает, что он был уволен без оснований.
10. Один из видов юридической ответственности в РФ — уголовная ответственность.
1. Как Вы думаете, с какой целью применяется уголовная ответственность?
2. Какие ещё виды юридической ответственности Вы знаете? (Назовите два таких вида.)
11. Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Нормативный правовой акт, в отличие от других источников (форм) права, отражает представление общества о справедливости.
2) Нормативный правовой акт охраняется от нарушений принудительной силой государства.
3) Нормативный правовой акт издаётся компетентным государственным органом.
4) Из норм права складываются отрасли права и система права в целом.
5) Административное право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения.
12. Татьяна и Александр решили вступить в брак. Какие условия обязательны для заключения брака в Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие условия.
1) Наличие у жениха и невесты постоянного источника доходов.
2) Достижение женихом и невестой брачного возраста.
3) Владение жениха и невесты русским языком.
4) Проживание жениха или невесты отдельно от родителей.
5) Добровольное согласие жениха и невесты.
13. Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Нормы права, как и нормы морали, охраняются авторитетом и силой государства.
2) Нормативный правовой акт принимается компетентным государственным органом.
3) Правовые нормы могут быть обязывающими, запрещающими и управомочивающими.
4) Нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции государства.
5) Административное право устанавливает, какое противоправное опасное поведение является преступным и какое наказание за совершённое преступление применяется.
14. Один из правоохранительных органов — суд.
1. Как Вы думаете: а) что такое суд; б) почему суд должен быть независим от других органов государственной власти?
2. Какие ещё правоохранительные органы Вы знаете? (Назовите два органа.)
15. Ниже приведены примеры правонарушений. Запишите цифры, под которыми указаны ситуации, в которых правонарушитель будет привлечён к уголовной ответственности.
1) Марина не оплатила проезд в автобусе.
2) Продавец магазина отказался оформить возврат денег за товар, имевший заводской брак.
3) Находясь за рулём автомобиля, Иван превысил установленную скорость на 40 км/ч.
4) Во время драки Макар, превысив пределы необходимой обороны, причинил Леониду вред здоровью средней тяжести.
5) Эдуард совершил разбойное нападение на Артура.