Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
Промежуточная аттестация по обществознанию , 5 класс
2017-18 учебный год
Г.Набережные Челны
2018
Контрольная работа по обществознанию в 9 классе по теме «Политика»,
2018-19 учебный год
I-вариант
1.Что такое власть? В чем главные особенности политической власти?
2. Назовите характерные черты тоталитарного общества(режима), 2-3 примера
3.В приведённом списке указаны черты сходства и отличия абсолютной и ограниченной монархии. Выберите и запишите черты сходства и отличия.
1. монарх передаёт свою власть по наследству
2. монарх вынужден считаться с мнением парламента
3. власть монарха священна
4. это форма правления
4. Укажите правильную последовательность стадий процесса выборов.
1. предвыборная агитация
2. назначение сроков выборов
3. голосование и подведение итогов выборов
4. выдвижение и регистрация кандидатов
5. регистрация и учёт избирателей
5.Раскройте смысл понятий: государство, политика, формы правления, гражданское общество
II вариант
1.Что такое политика и какую роль она играет в жизни общества?
2.Назовите характерные черты демократического общества (режима) 2-3 примера
3. Установите соответствие между функциями государства и их видами.
Виды функций государства
А. Внешние
Б. Внутренние
Функции государства
1. защита существующей экономической системы
2. охрана общественного порядка
3. обеспечение нормальных отношений с соседними государствами
4. обеспечение неприкосновенности границ государства
4. Укажите правильную последовательность стадий развития политического движения.
1. пропаганда взглядов движения среди населения
2. оформление политического движения в партию
3. зарождение идей движения
4. рост числа сторонников движения
5. выработка общих взглядов движения
5.Раскройте смысл понятий: власть, политические режимы, политические партии, правовое государство
Ключи: Iвариант
1. Власть — право и возможность воздействовать на других людей, подчинять их своей воле. Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.
Источники власти:
Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, угроза применения силы)
Авторитет (семейные и социальные связи, глубокие познания в какой-то области и т. п.)
Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция)
Самый примитивный источник власти — применение или угроза применения грубой силы, насилия (деспотическая власть отца семейства).
К методам прямого насилия нередко прибегает и государство. Но гораздо чаще власть в государстве базируется на институтах юридического права. Право является социальным источником власти, прежде всего право собственности.
Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов.
2. Аппарат подавления, преследование инакомыслящих, жесткая цензура и отмена свободы слова, диктатура одной политической партии, монополия государственной собственности, геноцид собственного народа, подавление личности;
3. Сходства – 1, 4; Отличия – 2, 3
4. 2, 5, 4, 1, 3
5. Политика — деятельность общественных классов, партий, групп, определяемая их интересами и целями, а также деятельность органов государственной власти. Часто под политической борьбой подразумевают борьбу за власть.
Гражданское общество — система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы.
Государство — политико-территориальная суверенная организация власти в обществе, располагающая специальным аппаратом для осуществления своих функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.
Форма правления государства – способы организации и осуществления власти в стране: форма правления, форма государственного устройства, форма политического режима.
IIвариант
1.Роль политики в жизни общества
А.Политическая власть необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе. Идеальная модель «правового государства» — признание населением справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти.
Б.В демократическом гражданском обществе власть обеспечивает и охраняет, в первую очередь, права и свободы личности.
В.На практике, власть достигается и с использованием, в той или иной мере, силы. Такая власть служит для того, чтобы эксплуатировать подчинённых, население.
2.Демократическое общество- общество свободных, суверенных личностей, наделённых самыми широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные потребности, создающих любые организации и партии, нацеленные на защиту интересов народа
3. А. Внешние – 3, 4; Б. Внутренние – 1, 2
4. 3, 5, 1, 4, 2
5. Власть — влияние на основе закона или традиции, т.е. нефизическое воздействие, оказываемого на других людей в рамках закона или обычая; возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания.
Политическая партия — это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть
Правовое государство - государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.
Политический режим – совокупность способов, методов и форм осуществления государственной власти.
Критерии оценивания: всего-14б
1 зад- 3 балла
2 зад- 3 балла
3-зад- 2 балл
4-зад- 2 балл
5-зад- 4 балла
Оценка «5»-14 б
Оценка «4»-13-11б
Оценка «3»-10-7б
Оценка «2»-менее 7 б
6. Установите соответствие между правоохранительными органами и их функциями:
Виды юр.Ответственности Отрасли права
А) штраф 1) гражданское
Б) взыскание неустойки 2) административное
В) компенсация морального вреда
Г) лишение специального права
Д) дисквалификация
Е) конфискация орудий совершения преступления
7. Система права в РФ
Части права | Отрасли, охватываемые этой частью |
Процессуальное | Избирательный процесс, гражданский процесс, уголовный процесс |
| Конституционное право, гражданское право, семейное право |
8. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Для юристов одним из главных профессиональных качеств является умение применять правовые _____________на практике. Однако давно известно, что пренебрежение теоретическими вопросами права основывается, как правило, на потере уверенности в силе___________. Для тех людей, которые устояли перед волной правового беспредела, _________ стало одной из основ личного мировоззрения. Для современной России, возрождающей духовные традиции, очень важно формирование у граждан правовой____________. В связи с этим очень важно разобраться в изначальном смысле права, понять его общественную _____________.Одна из аксиом права заключается в том, что право, так же как и религия, мораль, относится к идеальной ценности. Право самым тесным образом связано с другими сферами общественной________.Например, связь и отношение политики и права легче всего просматривается через понятие _______________.»
А) нормы, Б) суд, В) право, Г) милиция, Д) понятие, Е) жизнь, Ж) власть, З) ценность, И) культура,
К) закон
9. найдите в приведенном ниже списке конституционные требования к судьям РФ.
1) гражданство РФ;
2) стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет;
3) постоянное проживание в стране не менее 10 лет;
4) достижение 25-летнего возраста;
5) высшее юридическое образование
Ключи:
1. Власть — право и возможность воздействовать на других людей, подчинять их своей воле. Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.
Источники власти:
Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, угроза применения силы)
Авторитет (семейные и социальные связи, глубокие познания в какой-то области и т. п.)
Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция)
Самый примитивный источник власти — применение или угроза применения грубой силы, насилия (деспотическая власть отца семейства).
К методам прямого насилия нередко прибегает и государство. Но гораздо чаще власть в государстве базируется на институтах юридического права. Право является социальным источником власти, прежде всего право собственности.
Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов.
2. Аппарат подавления, преследование инакомыслящих, жесткая цензура и отмена свободы слова, диктатура одной политической партии, монополия государственной собственности, геноцид собственного народа, подавление личности;
3. Сходства – 1, 4; Отличия – 2, 3
4. 2, 5, 4, 1, 3
5. Политика — деятельность общественных классов, партий, групп, определяемая их интересами и целями, а также деятельность органов государственной власти. Часто под политической борьбой подразумевают борьбу за власть.
Гражданское общество — система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы.
Государство — политико-территориальная суверенная организация власти в обществе, располагающая специальным аппаратом для осуществления своих функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.
Форма правления государства – способы организации и осуществления власти в стране: форма правления, форма государственного устройства, форма политического режима.
6.122111,
7.материальное,
8.аквизеж,
9.124
Критерии:
1 зад- 3 балла
2 зад- 3 балла
3-зад- 1 балл
4-зад- 1 балл
5-зад- 4 балла
6-зад-2балла
7-зад-1 балл
8-зад-3 балла
9-зад-2 балла
Итого:20 баллов
Оценка «5»-19-20 баллов
Оценка «4»-18-15 баллов
Оценка «3»-11-14 баллов
Оценка «2»-10б и менее
II вариант
1.Что такое политика и какую роль она играет в жизни общества?
2.Назовите характерные черты демократического общества (режима) 2-3 примера
3. Установите соответствие между функциями государства и их видами.
Виды функций государства
А. Внешние
Б. Внутренние
Функции государства
1. защита существующей экономической системы
2. охрана общественного порядка
3. обеспечение нормальных отношений с соседними государствами
4. обеспечение неприкосновенности границ государства
4. Укажите правильную последовательность стадий развития политического движения.
1. пропаганда взглядов движения среди населения
2. оформление политического движения в партию
3. зарождение идей движения
4. рост числа сторонников движения
5. выработка общих взглядов движения
5.Раскройте смысл понятий: власть, политические режимы, политические партии, правовое государство
6. В перечне приведены общие и различные черты норм права и морали.
1) | выступают в качестве регуляторов общественной жизни |
2) | определяются уровнем развития общества |
3) | закрепляются в законах и иных нормативных актах |
4) | соответствуют, прежде всего, представлениям людей о добре и зле |
Ответ оформите в виде таблицы. В первую часть таблицы впишите цифры, обозначающие общие черты, а во вторую часть таблицы – различия. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ | РАЗЛИЧНЫЕ ЧЕРТЫ |
| | | | | |
7. Установите соответствие между государственными органами Российской Федерации и сферой их деятельности. К каждой позиции первого столбца подберите позицию второго столбца.
| ОРГАНЫ | | ФУНКЦИИ |
1) | Верховный Суд | А) | Высший орган исполнительной власти в РФ |
2) | Конституционный Суд | Б) | Высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам |
3) | Высший Арбитражный суд | В) | Высший судебный орган, осуществляющий экспертизу нормативных актов на их соответствие Конституции РФ |
4) | Прокуратура РФ | Г) | Высший судебный орган по разрешению экономических споров |
| | Д) | Высший орган государственного надзора и контроля |
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
8. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
1) | Человек в процессе своей жизнедеятельности приобретает знания и опыт. |
2) | Человек осваивает опыт, накопленный предками, а также, передает свои знания следующим поколениям. |
3) | Думается, что приобретенное расширяет поле человеческих возможностей, делает человека более свободным в принятии решений. |
4) | Только знающий и опытный человек способен на самостоятельные решения и поступки. |
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер,
Б) характер оценочных суждений.
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
9. Одним из видов социальных конфликтов выступают забастовки – приостановление работы и выступления рабочих с требованиями к работодателям и государству. Ниже приведена диаграмма, отражающая ответы российских граждан на вопрос: «Как вы относитесь к забастовкам?»
Проанализируйте данные диаграммы и найдите правильный ответ:
1) | Около двух третей опрошенных полагают, что кроме забастовок нет других средств, чтобы отстоять свои интересы |
2) | Большинство опрошенных полагают, что забастовки – неэффективное средство борьбы |
3) | Почти половина опрошенных признала забастовки в качестве вполне ординарного средства разрешения конфликтов |
4) | Треть опрошенных граждан считает, что без забастовочной борьбы в современных условиях не обойтись |
II вариант
1. Политика — деятельность общественных классов, партий, групп, определяемая их интересами и целями, а также деятельность органов государственной власти. Часто под политической борьбой подразумевают борьбу за власть.
Выделяют следующие виды власти:
Законодательная (парламент)
Исполнительная (правительство)
Судебная (суды)
В последнее время средства массовой информации характеризуются как «четвёртая власть» (владение информацией)
Роль политики в жизни общества
А.Политическая власть необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе. Идеальная модель «правового государства» — признание населением справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти.
Б.В демократическом гражданском обществе власть обеспечивает и охраняет, в первую очередь, права и свободы личности.
В.На практике, власть достигается и с использованием, в той или иной мере, силы. Такая власть служит для того, чтобы эксплуатировать подчинённых, население.
2.Демократическое общество- общество свободных, суверенных личностей, наделённых самыми широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные потребности, создающих любые организации и партии, нацеленные на защиту интересов народа
3. А. Внешние – 3, 4; Б. Внутренние – 1, 2
4. 3, 5, 1, 4, 2
5. Власть — влияние на основе закона или традиции, т.е. нефизическое воздействие, оказываемого на других людей в рамках закона или обычая; возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания.
Политическая партия — это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть
Правовое государство - государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.
Политический режим – совокупность способов, методов и форм осуществления государственной власти.
6.- 1234
7.- БВГД
8.- ААББ
9. – 4
Критерии оценивания:
1 зад- 3 балла
2 зад- 3 балла
3-зад- 1 балл
4-зад- 1 балл
5-зад- 4 балла
Итого: 12б
Оценка «5»- 11-12 баллов
Оценка «4»-10-8б
Оценка «3»-6-7 баллов
Оценка «2»- менее 6 баллов
Часть А
1.Какие особенности отличают человека от животного
2. Заполните схему:
СЕМЬЯ


ДВУХПОКОЛЕННАЯ
3. Заполните пропуски в предложении:
Когда занятие становится увлечением человека, и он готов посвящать ему много свободного _____________, жертвовать чем-либо другим ради этого занятия, можно сказать, что это его ___________.
4. Какие качества необходимы человеку для достижения цели? Приведите примеры того, как детские мечты воплотились в жизни взрослого человека.
5. Что такое хобби? Зачем человеку хобби? Приведите пример своего хобби.
6. Прочитайте текст:
«Подросток сидит, развалившись на переднем сиденье автобуса. Входит пожилой человек, встаёт рядом. Подросток закрывает глаза и делает вид, что спит».
- Как ты охарактеризуешь поведение подростка?
- Можно ли его назвать бесчеловечным?
7. Прочитайте текст.
«Почему семья – это счастье? Потому что семья помогает нам постоянно, ежедневно ощущать, что есть кто-то, кого мы любим более чем себя. Известно, например, что родители, как правило, любят детей больше, чем дети родителей. Но родители от этого не становятся менее счастливыми. Ибо дети способны дать им гораздо больше радости, хорошего настроения, чем мы им…»
- Какой смысл автор вкладывает в понятие «семья – это счастье»?
- Согласен ли ты с автором? Почему?
Ключи: часть А
1.Владеют речью, умеет производить орудия труда, способен к творчеству, хорошо развит разум-2б
2 | Трёхпоколенная-1б |
3 | времени; хобби-1б |
4 | Примерный ответ: целеустремлённость, терпение, самостоятельность, заинтересованность. Генрих Шлиман рано научился читать и любимыми книгами стали «Иллиада» и «Одиссея». Он мечтал найти увидеть город Трою, где происходили события «Иллиады». Он стал археологом и нашёл древний город Трою именно в том месте, которое описывал в своей поэме Гомер. А ведь всё начиналось с мечты. Пример может быть и другой.-3б |
5 | Примерный ответ: Хобби- это постоянное, длительное увлечение чем-то во время досуга, занятие для себя. Пример: собирание монет, марок, игра в хоккей и пр. Человек приобретает новые знания, которые способствуют его развитию Примеры могут быть другими.-2б |
6 | Примерный ответ: Подросток повёл себя плохо, несомненно. Налицо отсутствие воспитания. . Он должен был уступить место пожилому человеку. Да, потому что нужно уважать людей.-2б |
7 | Примерный ответ: Когда родители и дети любят друг друга. Члены семьи помогают друг другу-2б |
Часть В.
Напишите небольшой рассказ на одну из следующих тем:
Мой город (посёлок, деревня) через 30 лет
Набережные Челны: прошлое и настоящее
Чей я потомок? Чей я предок?
В бюджете края образовался лишний миллиард рублей, на что их лучше всего потратить?
Мои комментарии к стихотворению:
Во мне два Я – два полюса планеты,
Два разных человека, два врага:
Когда один стремится на балеты –
Другой стремится прямо на бега.
Я лишнего и в мыслях не позволю,
Когда живу от первого лица, –
Но часто вырывается на волю
Второе Я в обличье подлеца.
И я борюсь, давлю в себе мерзавца, –
О, участь беспокойная моя! –
Боюсь ошибки: может оказаться,
Что я давлю не то второе Я
Ключи: часть А
1.Владеют речью, умеет производить орудия труда, способен к творчеству, хорошо развит разум-2б
2 | Трёхпоколенная-1б |
3 | времени; хобби-1б |
4 | Примерный ответ: целеустремлённость, терпение, самостоятельность, заинтересованность. Генрих Шлиман рано научился читать и любимыми книгами стали «Иллиада» и «Одиссея». Он мечтал найти увидеть город Трою, где происходили события «Иллиады». Он стал археологом и нашёл древний город Трою именно в том месте, которое описывал в своей поэме Гомер. А ведь всё начиналось с мечты. Пример может быть и другой.-3б |
5 | Примерный ответ: Хобби- это постоянное, длительное увлечение чем-то во время досуга, занятие для себя. Пример: собирание монет, марок, игра в хоккей и пр. Человек приобретает новые знания, которые способствуют его развитию Примеры могут быть другими.-2б |
6 | Примерный ответ: Подросток повёл себя плохо, несомненно. Налицо отсутствие воспитания. . Он должен был уступить место пожилому человеку. Да, потому что нужно уважать людей.-2б |
7 | Примерный ответ: Когда родители и дети любят друг друга. Члены семьи помогают друг другу-2б |
Итого: Часть А-13б
Часть В-6б
Всего:19б
Оценка «5»-17-19б
Оценка «4»-13-16Б
Оценка «3»-9-12Б
Оценка «2» менее 9б