Спецификация
контрольных измерительных материалов по родному языку (русскому)
Назначение работы
Работа предназначена для проведения промежуточной аттестации по предмету «Родной язык (русский)» в 4 классе.
Цель:
Определить уровень сформированности предметных результатов у учащихся 4 классов по итогам освоения программы по родному языку (русскому).
Документы, определяющие содержание работы
КИМ разработаны в соответствии с
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказов от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 №1643, от 31.12.2015 №1576);
приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
ООП НОО и АООП НОО
Форма проведения: контрольная работа.
Структура работы
Работа содержит 10 заданий, в том числе 4 задания к приведенному в варианте проверочной работы тексту для чтения.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом Правильно выполненная работа оценивается 20 баллами.
Выполнение задания 1,6 оценивается по критериям от 0 до 4 баллов.
Ответ на каждое из заданий 2.1, 2.4, 4, оценивается от 0 до 2 баллов.
Ответы на задание 3 – от 0 до 3 баллов.
Правильный ответ на каждое из заданий 2.2, 2.3, 5, оценивается 1 баллом.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка | Количество баллов |
«5» | 20 -19 |
«4» | 18 – 15 |
«3» | 14 – 10 |
«2» | менее 10 |
Информационная характеристика работы
№ задания | Тип задания | Код | Уровень сложности | Максимальный балл |
1 | Задание направлено на проверку умения распознавать правильную орфоэпическую норму, вместе с тем оно способствует проверке коммуникативных универсальных учебных действий. | 3.3 3.2 3.1 | Б | 4 |
2 2.1 | В задании на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации и владения изучающим видом чтения проверяются предметные коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. | 1.1 1.3 5.1 | Б Б | 2 |
2.2 | Задание выявляет уровень учебно-языкового опознавательного умения обучающихся распознавать значение конкретного слова, используя указанный в задании контекст, и уровень предметного коммуникативного умения адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. | 4.1 4.2 | Б | 1 |
2.3 | В задании одновременно проверяется: учебно-языковое умение подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы); предметное коммуникативное умение, заключающееся в понимании обучающимися уместного употребления близких по значению слов в собственной речи; коммуникативное универсальное учебное действие, связанное с возможной эквивалентной заменой слов в целях эффективного речевого общения. | 4.4 | Б | 1 |
2.4 | Задание предполагает адекватное понимание учащимися предъявляемой информации; умение на основе данной информации и собственного жизненного опыта определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации пословицы. | 1.4 2.1 | П | 2 |
3 | Задание нацелено на выявление уровня владения обучающимися национально-культурными нормами речевого поведения, осознания эстетической функции русского языка. | 4.4 | Б | 3 |
4 | Задание предполагает адекватное понимание и анализ обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации, умение корректировки последовательности построения предложений. | 5.1 5.2 5.3 | П | 2 |
5,6 | .Задание нацелено на выявление умения пользоваться словарями. | 4.2 4.3 | Б Б | 1 4 |
Кодификаторы проверяемых элементов содержания и видов речевой деятельности
Код | Виды речевой деятельности |
1 | Чтение | 1.1 Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. |
1.2 Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. |
1.3 Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. |
1.4 Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. |
2 | Письмо | 2.1 Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. |
| Проверяемые элементы содержания |
3 | Фонетика и орфоэпия. | 3.1 Различение гласных и согласных звуков. |
3.2 Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. |
3.3 Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. |
4 | Лексика | 4.1 Понимание слова как единства звучания и значения. |
4.2 Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. |
4.3 Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. |
4.4 Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов, фразеологизмов. |
5 | Текст | 5.1 Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. |
5.2 Последовательность предложений в тексте. |
5.3 Работа над структурой текста: корректирование порядка предложений текста. |
Продолжительность контрольной работы
На выполнение работы дается 45 минут.
Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
Рекомендации по подготовке к контрольной работе
Специальная подготовка к работе не требуется.
Контрольная работа по родному языку (русскому)
Вариант 2
Произнеси данные ниже сочетания слов. Поставь в словах знак ударения.
Красивее всех, подписать договор, листопад начался, десятый километр.
Прочитай текст и выполни задания.
Первая ласточка, говорят, весны не делает. Не делает, но объявляет.
Ведь что такое весна? Тепло, ручьи, цветы, птичьи песни. А начиналась весна ещё зимой, когда медведь в берлоге на другой бок перевернулся, и солнце повернуло на лето. С этого и началось.
Потом оттепели, ручьи, сосульки. То вперёд, то назад. Проталины, лужи, синие льды. Первые бабочки, первые пчёлы. Первые грачи, скворцы, жаворонки. Настоящая пришла весна. А тут и ласточки прилетели — вестницы весны.
Трава, цветы, живая вода. Толпы комаров и песни лягушек. Утвердилась весна, поворота к зиме уже не будет. Об этом и объявляют ласточки: «Весна на дворе — знайте все!»
2.1 Определи тему и основную мысль текста.
В этом тексте говорится о
Автор хотел рассказать читателям о том, что
2.2 Как ты понимаешь выражение «солнце повернуло на лето» в пятом предложении? Запиши своё объяснение.
2.3 Замени слово «утвердилась» из выделенного жирным шрифтом предложения близким по значению словом. Запиши это слово.
Утвердилась – это значит
2.4 Вспомните и запишите пословицу или поговорку, отражающую тему данного текста
Объясните значение фразеологизмов. Придумайте и запишите с одним из них предложение.
От горшка два вершка -
От корки до корки –
Бить баклуши –
Вешать нос –
Расставьте предложения так, чтобы получился связный текст.
Находчивость
__Тогда пастух привязал записку к ошейнику собаки и послал овчарку домой.
__Однажды пастух пас большое стадо овец в горах.
__Правильно говорят, что собака друг человека.
__Люди увидели собаку, прочитали записку и поспешили на помощь.
__Произошёл обвал и перегородил путь овцам.
__Овцы были спасены.
В каких словарях можно найти значение слова? Укажите ответ.
в орфографическом
в толковом
в энциклопедическом
в англо-русском
Поработай с толковым словарём. Найди и выпиши по 2-3 слова к каждой группе.
многозначные слова:
однозначные слова:
заимствованные слова:
устаревшие слова:
Вариант 1
Произнеси данные ниже сочетания слов. Поставь в словах знак ударения.
Пройти один квартал, свежий щавель, поставить дефис, мраморная статуя.
Прочитай текст и выполни задания.
Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку наши отцы и деды наши.
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное. А матерью зовём потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила нас своему языку, она защищает нас от всяких врагов.
Велика наша Родина-мать. От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною. Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии.
Много есть на свете всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать и одна у него родина.
2.1 Определи тему и основную мысль текста.
В этом тексте говорится о
Автор хотел рассказать читателям о том, что
2.2 Как ты понимаешь выражение «жили испокон веку» во втором предложении? Запиши своё объяснение.
2.3 Замени слово «государств» из выделенного жирным шрифтом предложения близким по значению словом. Запиши это слово.
Государств – это значит
2.4 Вспомните и запишите пословицу или поговорку, отражающую тему данного текста
3. Объясните значение фразеологизмов. Придумайте и запишите с одним из них предложение.
Хранить молчание -
На краю земли –
Зуб на зуб не попадает –
Зарубить на носу –
4.Расставьте предложения так, чтобы получился связный текст.
Воробей
__Моя собака приближалась к нему.
__Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться.
__Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья.
__Собака бежала впереди меня.
__Он упал из гнезда, растопырив крылышки.
__Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада.
__Я поспешил отозвать пса - и удалился.
В каких словарях нельзя найти значение слова? Укажите ответ.
в орфографическом
в толковом
в энциклопедическом
в англо-русском
Поработай с толковым словарём. Найди и выпиши по 2-3 слова к каждой группе.
многозначные слова
однозначные слова
заимствованные слова
устаревшие слова