Цель промежуточной аттестации – определить уровень сформированности предметных результатов у обучающихся по итогам освоения программы по музыке (предметная область «Искусство»), в объёме обязательного минимума содержания образования.
Промежуточная аттестация различна по форме: устная, письменная, в виде тестового контроля, а также контрольных художественно-практических заданий.
Традиционной формой проверки на уроках музыки долгое время были викторины, но в процессе обучения в школе необходимы различные формы контроля и тесты на сегодняшний день являются одной из современных форм проверки уровня знаний обучающихся.
Педагогический тест – это система заданий, позволяющая измерить уровень обученности детей, совокупность их представлений, знаний, умений и навыков. Тест, как правило, не требует большого количества учебного времени на проверку и является одним из действенных средств педагогического измерения.
Тестовые задания позволяют диагностировать уровень усвоения знаний и степень их осознанности, способствуют накоплению новой информации, формируют интеллектуальные умения и систематизируют знания.
Основная цель тестирования состоит в проверке теоретических знаний учащихся, полученных на уроках музыки и определении итоговых результатов обучения на разном уровне.
Задачи:
обучение школьников приемам самоконтроля и взаимоконтроля, формирование потребности в самоконтроле и взаимоконтроле;
воспитание у учащихся таких качеств, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.
.
Тестовый контроль не должен сводиться исключительно к проверке знаний учащихся путем npocтого воспроизведения полученной ими от учителя или из других источников информации. В процессе тестового контроля большое значение имеет комплексная проверка всей музыкальной деятельности обучающегося, в том числе динамики его общего развития, формирования специальных умений и навыков, активности, познавательных интересов ценностных ориентации.
Тестовые формы контроля обладают рядом преимуществ, в числе которых:
Индивидуальный характер контроля, возможность осуществления контроля музыкальной и учебной деятельностью каждого ребенка.
Возможность регулярного систематичного проведения тестового контроля на всех этапах процесса обучения.
Возможность сочетания ее с другими традиционными формами педагогического контроля.
Всесторонность, заключающаяся в том, что педагогический тест может охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать полную проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.
5. Объективность тестового контроля, исключающая субъективные (часто ошибочные) оценочные суждения и выводы учителя.
6. Учет специфических особенностей учебного предмета и отдельных его разделов за счет применения современных методик разработки и многообразия форм тестовых заданий.
7. Возможность применения современных компьютерных средств в тестировании.
8. Единство требований ко всем испытуемым, вне зависимости от их прошлых учебных достижений.
9. Стандартизованность тестового контроля, возможность разработки единого теста для различных учебных заведений на основе требований государственных образовательных стандартов.
10. Высокая надежность тестового контроля, позволяющая говорить о полноценном педагогическом измерении уровня обученности ребенка.
11. Высокая содержательная валидность тестового контроля, основанная на включении всех дидактических единиц программы обучения в задания теста.
12. Высокая прогностическая валидность вступительных тестовых испытаний, позволяющая предвидеть успехи ребенка в будущем.
13. Эффективность педагогического теста, позволяющая проводить контроль любой выборки испытуемых, за короткое время с минимальными затратами.
14. Тестовые формы контроля как средство стимулирования
систематической деятельности учащихся на уроке.
Формы тестовых заданий.
Тестовые задания с выбором ответа – эти задания состоят из двух частей: первая – содержит постановку проблемы, вторая – варианты готовых ответов. Чем больше ошибок в вариантах готовых ответов, тем меньше вероятность угадывания правильных ответов. Неправильные ответы называют дистракторами или ошибками. Число ошибок не должно превышать более пяти. Все ошибки должны быть правдоподобными. Тестовые задания сопровождаются инструкцией по их выполнению.
1. Задания с двумя ответами – ответы на эти задания основаны на утверждении того, ято является верным. Среди двух ответов один – ошибка, другой верный. Такие формы тестовых заданий используются во всех типах тестов.
Например задание: Вариация – это форма в музыке, состоящая из темы и ряда изменённых повторений:
а) да;
б) нет.
2. Задания с выбором нескольких правильных ответов – в этом случае в инструкции, предваряющей тестовое задание, должно быть указано количество правильных ответов. Такая инструкция может иметь следующий вид: обведите номера трёх (двух) правильных ответов. Например, задание: Какие из балетов принадлежат П.И.Чайковскому?
а) “Спящая красавица”;
б) “Лебединое озеро”;
в) “Золушка”;
г) “Щелкунчик”.
3. Задания на выбор неправильного ответа – в этом случае инструкция имеет вид: обведите номер неправильного ответа.
Например задание: Какая из сказочных опер не принадлежит Н.А.Римскому-Корсакову?
а) “Конёк-горбунок”;
б) “Золотой петушок”;
в) “Снегурочка”;
г) “Садко”.
4. Тестовые задания на дополнение – в этом случае готовые ответы не даются, их должен придумать или получить сам обучающийся. Инструкция состоит из одного слова – дополните.
Например, задание: Как и любой другой вид искусства, музыка имеет множество жанровых разновидностей. Продолжи этот ряд:
а) песня;
б) опера;
в) частушка;
г) ….
д) ….
5. Тестовые задания на установление соответствия – направлены на проверку понимания на основе установления связей между элементами двух множеств. Такими множествами могут быть:
а) композитор и его произведение;
б) фамилия композитора и его имя;
в) фамилия композитора и его национальность;
г) автор и музыкальный фрагмент;
д) произведение и его жанр;
е) средства музыкальной выразительности и их функции в произведении;
ж) тип голоса и исполняемое произведение.
Например, задание № 1. Какому из элементов музыкального языка соответствуют выделенные характеристики? Соедините их стрелочкой.
Лад: равномерный, упругий, изменчивый.
Регистр: быстрый, умеренный, медленный.
Ритм: мажорный, минорный.
Динамика: высокий, средний, низкий.
Темп: тихая, громкая.
Мелодия: плавная, скачкообразная, певучая.
Напрмер задание № 2. Каким музыкальным инструментам соответствуют герои симфонической сказки С.Прокофьева “Петя и волк”? Соедините стрелочкой:
Струнные: (скрипка, виолончель): волк.
Флейта: охотники.
Гобой: птичка.
Кларнет: утка.
Литавры: Петя.
Фагот: дедушка.