Праздник «Прощание с Азбукой».
Подготовила: учитель 1 класса Бегалиева Л.С.
Под песню «Учат в школе» дети входят в актовый зал.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые учителя и родители!
Мы рады приветствовать вас на нашем празднике.
В сентябре первоклассники познакомились с волшебной книгой Азбукой, подружились с ней, многому у нее научились. Азбука открыла им много нового и интересного. Целый год ребята читали Азбуку и вот дошли до последней странички… Ребята, расскажем нашим гостям, что получилось?
Первоклассники: Да!
Учитель: Вы в школе почти целый год отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились,
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала.
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда,
Открылся, ребята, вам сразу.
Вы прочитаете хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Вам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
УЧИТЕЛЬ
Сегодня мы сможем поблагодарить мудрую книгу Азбуку и показать, чему научились.
Давайте вспомним, а когда вы впервые встретились с Азбукой? Конечно, в свой самый первый школьный день – 1 сентября.
УЧЕНИК 1
Поступил я осенью
В школу, в первый класс.
Я считаюсь школьником
С первого числа.
УЧЕНИК 2
Мы помним тот звонок весёлый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли впервые в школу,
В наш самый лучший первый класс.
УЧЕНИК 3
Как встретил у дверей учитель.
Наш верный друг на много дней,
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей.
УЧЕНИК 4
Садясь за парту осторожно,
Чтоб новой формы не измять,
Мы «Азбуки» свои раскрыли,
Раскрыли чистую тетрадь.
УЧЕНИКИ ЧИТАЮТ СТИХИ.
2. Буквы разные учили
И писали их в тетрадь
Так, почти что без усилий,
Научились мы читать.
3. Начинали с закорючек
Раскрывали букв секрет
А теперь от наших ручек
Грязи и помарок нет.
4. Буквы складывали в слоги
Сил хватило нам едва,
А потом еще учились
Слоги складывать в слова.
5. Поделюсь с вами секретом:
Знайте, что согласные
Выделяют, синим цветом,
Гласные же – красным.
6. Знаем буквы по порядку,
Мы запишем их в тетрадку.
Азбука нам говорит:
«Это, дети, - алфавит!».
7.: Нам слова даются трудно
Научились мы читать.
Эх, еще бы научиться
Без ошибок их писать
8. Не прошел для нас год даром
Посмотрите на ребят:
Мы и пишем, и читаем –
Это лучший результат.
9. Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
10. Как хорошо уметь читать
Не надо к маме приставать
Не надо бабушку трясти,
Прочти, пожалуйста, прочти
Не надо умолять сестрицу
Ну, прочитай ещё страницу
Не надо звать,
Не надо ждать
А можно взять и почитать!
Песня про азбуку («Дружба с Букварём»)
Учитель: Молодцы, ребята! Хорошо спели. А сейчас самое время позвать виновницу торжества. Все вместе, три–четыре!
Все. Азбука! Азбука! Мы ждем тебя!
Входит Азбука.
Азбука
Здравствуйте мамы , здравствуйте папы, бабушки, дедушки!
Привет мальчишки, привет девчонки!
Как я рада встречи с вами!
Только в школу вы пришли - встретилась я с вами
Дни тихонько потекли, стали мы друзьями!
Я учила буквам вас, и письму и чтению
Дружбе крепкой и труду, а еще терпению!
Вас сегодня не узнать: стали бойко вы читать!
Очень грамотными стали, поумнели, возмужали!
И хочу сказать сейчас: « Рада я, друзья за вас!»
Азбука пришла к нам с загадками.
Загадки:
Это хорошо! А я сейчас посмотрю, чему вы научились. Я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать.
1. Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита,
Не человек, а рассказывает.(Книга)
2. Черный Ивашка, деревянная рубашка
Где носом поведет, там заметку кладет.(Карандаш)
3. У меня чудесный дом. Все, что нужно есть в нем.
А живут в доме том: книжки, ручки и альбом.(Портфель)
4. Стоит веселый светлый дом.
Ребят проворных много в нем.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают.(Школа)
5. Долгожданный дан звонок – это кончился … (урок)
6. Должен он пораньше встать, чтоб за партой не зевать,
Чтоб проверить, все ль в порядке, в ранце ль книжки и тетрадки.
А вопрос такой возник: «Кто же это?» - …(ученик)
7. Когда приходим мы в свой класс, она встречает первой нас.
Она добра, хоть и бывает строгой, в мир знаний открывает нам дорогу.
Кто это, назовите!(Учитель)
8. У каждой девчонки и у мальчишки есть эта книжка – заветная книжка.
Читают и ныне, читали и в старь, чудесную книжку с названьем - ….(Букварь)
Азбука:
- Молодцы, ребята! Вы отгадали все загадки.
А где же мои помощники? Где звуки?
Дети: Мы здесь!!!!
-Гласные, здесь?
-Здесь!
Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать.
И в колыбельке Аленку качать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Азбука: -Согласные, здесь?
- Здесь!
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Азбука:
Буквы, которые не обозначают звуков, здесь?
-Здесь.
Учитель: Буквы- значки, как бойцы на парад
В чётком равнении построились в ряд
Каждый в условленном месте стоит
И называется он – Алфавит.
Ученики читают стихи из Алфавита.
А: Буква, А сладка на вкус,
Словно сахарный арбуз.
Е: Е — есть в слове «ель»
Заметает ель метель.
И: И-игрушки, И — игра.
Любит игры детвора.
О: О — похожа на колечко,
Словно шёрстка на овечке.
У: Замычит бурёнка «му-у-у-у»
Узнаёте букву У?
Ы: Буква Ы есть в слове «бык»,
Травку бык щипать привык.
Э: Буква Э с открытым ртом
И большущим языком.
Ю: Скачет Юля, как юла,
Хоть и ростиком мала.
Я: Ты твердишь всё: я да я!
Всех умнее я, друзья!
Не забудь, что буква Я —
Самая последняя.
Инсценировка стихотворения «Про букву «Я»
Учитель:
Всем известно, буква «я» в Азбуке последняя.
А известно ли кому, от чего и почему?
Известно? (Нет)
Интересно? (Да)
Ну, так слушайте рассказ…
Жили в Азбуке у нас буквы.
Жили не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.
Только раз всё дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква «Я» в строку не встала,
Взбунтовалась буква «Я».
Буква Я
Я – главная-заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду, впереди стояла Я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Буква Ф.
Ф-фу ты-ну ты!
Буква С.
С-срам! С-стыд и срам!
Буква В.
В-воображала! В-вот!
Буква Х.
Вот х-хитрюга! Вот х-хитрюга!
Буква П.
Попробуй, п-потолкуй с такой особой!
Буква Я. (топает ногами)
Не хочу водиться с вами!
Буду делать всё сама!
Хватит у меня ума!
Учитель:
Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Все буквы.
Хорошо! Идём на спор!
Буква А.
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку-
Правда, стало быть, твоя!
Буква Я.
Что бы Я да не сумела…
Я ж не кто-нибудь,
А «Я»!
(Буква Я пишет на листе)
Учитель:
Буква Я взялась за дело.
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела –
Написать она сумела
Только: Я-Я-Я-Я-Я !
(Буквы смеются)
Учитель:
Буква Я сперва крепилась,
А потом как заревёт:
Буква Я.
Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы Ю!
Буква Ю.
Что ж, если хочет, пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
(Все берутся за руки, поднимают)
А сейчас ребята споют нам частушки про Азбуку.
1. Мы собрали пап и мам
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
2. Мы в нарядах нынче новых
И у всех счастливый вид.
Ведь сегодня мы досрочно,
Изучили алфавит.
3. Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы.
На одной живут странице
И по всюду славятся.
4. Звуки гласные мы любим,
И всё больше с каждым днём.
Мы не просто их читаем -
Эти буквы мы поём!
5. Разбудите меня ночью,
В самой серединочке.
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
6.Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом "проглочу"!
7. Мы простимся с Азбукой
И рукой помашем.
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем.
Учитель: (Игра «ДА, НЕТ»)
*Буквы с вами навсегда.
Помнить будет, вы? (Да)
*Впереди ребята ждут вас книги,
Знаний принесут вам свет.
Они любят аккуратность.
Будете вы рвать их? (Нет)
*Книги многое расскажут,
Не обманут никогда.
Нужно только быть прилежным.
Будете лениться? (Нет)
*Будь ты с книгой аккуратен,
Сохрани на много лет.
Не рисуй, не ставь в ней пятен.
Все тебе понятно? (Да)
*Прочти книгу с интересом,
В каждой книге есть совет.
Книга станет лучшим другом.
Друга бросите, вы? (Нет)
*Знайте, каждая из книжек,
Словно яркая звезда.
Книги знайте и любите.
Будете беречь их?
Азбука. Я принесла для вас слова, но вот беда, я упала, и слова рассыпались.
Учитель. Не волнуйся, Азбука, ребята соберут из слогов слова.
(Азбука раздает конверты со слогами)
1 группа: та, ро, чу, ща, све, кри, щу, ча.
2 группа: кру, чу, пи, щу, ча, ка, ща, ту.
(Дети составляют слова, затем каждая группа хором читает, что у них получилось)
Азбука. Молодцы. Хорошо потрудились. А на какие правила я вам принесла слова?
Игра со зрителями:
Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать на них жестом, поднимая руку, как на уроке. Кто ошибется, встает.
Кто из вас не любит скуки?
Кто здесь мастер на все руки?
Кто одежду бережет, под кровать ее кладет?
Вещи кто хранит в порядке?
Кто рвет книжки и тетрадки?
Кто из вас благодарит?
Кто спасибо говорит?
Поднимите руки, дети,
Кто слова не знает эти?
Учитель: Дорогая азбука, сегодня на нашем празднике присутствуют родители наших детей. Для них этот год оказался нелёгким, так как они всячески поддерживали и помогали своим детям. Хочется им выразить большую благодарность и пожелать побольше здоровья и терпения. Наши дети хотят исполнить для них вальс.
ТАНЕЦ «ВАЛЬС»
Учитель: А сейчас поиграем в игру «Азбука». Участвуют 3 команды. Выстраиваются в колонны. Напротив команд натянута верёвка и отдельно буквы с прищепками. Необходимо по очереди, начиная с первого человека, добежать до верёвки, повесить букву и передать эстафету другому, чтобы получилось слово «АЗБУКА»
- Каких только историй у нас не было за это время. Мы и смеялись, и радовались, и огорчались, и ссорились. В ссорах детей иногда очень сложно разобраться. Давайте посмотрим, как это бывает.
- Кто кого обидел первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Кто кого ударил первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили!
- Я дружил.
- И я дружил.
- Что же вы не поделили?
- Я забыл!
- И я забыл.
ПЕСНЯ «КУКЛЫ»
Подарки. (сценка бабушка Яга)
Азбука: Ребята, я приготовила для вас подарки, ой, а где же они? Видно я их
по дороге потеряла. Пойду, поищу.
(Шум летящей бабы Яги)
Баба-Яга: Что такое? Почему? Ничего я не пойму.
Почему веселье, пляс? Ничему не быть сейчас!
(стучит метлой)
Унды-фунды, гунды-гей!
Кончись, праздник, поскорей!
Ха-ха-ха!
Вот и тихо! Вот и хорошо!
Вот вам и праздник!
И никто вас не найдёт!
Ах, как мои ноженьки устали с дороги…
Ох и старая я стала, надо отдохнуть.
Азбука: (Заходит в зал) Кто веселье прекратил?
Кто музыку остановил?
Дети: Баба-Яга.
Азбука: Ах она, злющая!
Ах она, старая!
Давайте её накажем?
Она плясать не любит. А мы её заставим. (Хлопает в ладоши)
Раз, два, три, ну-ка, бабушка, пляши!
(Баба-Яга пляшет)
Баба-Яга: Ох, плясать я не могу. Ох, сейчас я упаду.
Расколдуй меня скорей.
Буду, буду я добрей.
Азбука: Раз, два, три! Музыка, замри!
Баба-Яга: Простите меня, ребята!
Азбука: Простим?
Баба-Яга: Азбука, а ты что здесь делаешь?
Азбука: пришла к ребятам на праздник, посмотреть как они повзрослели и поумнели.
Баба-Яга: А что умные что-ли такие? Сейчас проверю! У меня здесь стишочки есть с ошибками. Вот проверю я ребят, найдут ли они ошибки?
Тает снег, бежит ручей.
На ветвях полно врачей.
(грачей)
2. Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
(чайки)
3.Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом.
(сом)
4.Врач напомнил дяде Мите:
«Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном!»
(капель)
5. Спят ночами утки.
В конуре иль будке.
(Не утки, а собаки спят в конуре).
6. Весною из берлоги.
Выходят носороги.
(Не носороги, а медведи).
7 . Воют волками метели.
В зимнем месяце апреле.
(Апрель не зимний месяц).
8. Хорошо в футбол играем,
Шайбы часто забиваем.
(Не шайбы, а мячи).
Баба-Яга: Ой и правда молодцы!!!! Не зря в школу ходят!!!
Баба-Яга: Азбука, а что ты принесла в сундучке?
Азбука: Подарки детям.
Баба-Яга: (заглядывает в сундук) Ну и подарки! Вот у меня подарки есть, что не можно глаз отвесть. Я их вам сейчас покажу. (Достаёт из мешка свои подарки). Вот платье, почти новое. В молодости носила, когда красавицей была (показывает,платье всё в дырках). Вот скатерть-самобранка. Правда она прохудилась, но ещё хорошая. Или вот сковорода, чтоб ребят жарить (спохватывается, машет руками). Нет, нет, я хотела сказать другое! Вот если б её почистить, то можно смотреться в зеркало. Нравятся вам мои подарки?
Дети: Нет
Баба-Яга: Один раз хотела доброй быть, да и то не угодила!
Азбука: Ладно, Баба-Яга, давай лучше ребятам подарки дарить.
Баба-Яга: Ладно, ребятишки, берите свои подарки.
Я желаю вам радости! Желаю не скучать!
Мам и бабушек не очень огорчать.
И всегда просить прощения
За любое огорчение!
До свиданья, ребятня,
Буду доброй нынче я.
Азбука: А мы с вами посмотрим, что же за подарки у меня в сундучке. Вот коробочки, а в них сюрприз. На память об этом празднике я хочу вручить вам всем дипломы.
Азбука: Вот и пришла пора проститься
И я хочу вам пожелать:
Всегда старательно учиться,
Всегда с охотою трудиться
И Азбуку не забывать!
Сегодня я прощаюсь с вами, но мои буквы останутся в каждой книге, на каждой странице, в ваших тетрадях, письмах и открытках…И на мою смену приходит к вам другой учебник «Литературное чтение».
Танец « Буквари»
Учитель:
Молодцы, первоклассники!
Вы прочли Азбуку до корки,
Вам по чтению пятерки!
Позади нелегкий труд,
Слогового чтения.
Вам сегодня выдаю – Удостоверения!
В том, что Азбуку прочли!
Полный курс наук прошли!
И теперь без передышки
Вы прочтете любые книжки.
Вручение Удостоверений.
Учитель: На прощание споём песенку «Первоклашка»
1. Пусть бегут неуклюже
Первоклашки по лужам,
Дети в школу спешат на урок.
Даже дождь не пугает,
Если в класс приглашает,
Лучший друг наш, веселый звонок.
Припев:
Мы чуть-чуть уж повзрослели,
Научились мы читать.
Подросли и поумнели,
Нас теперь уж не узнать.
2. Наши книжки, тетрадки
В идеальном порядке
В выходные устали отдыхать!
Дома скучно ужасно,
Ну, а в школе прекрасно:
Снова будем писать и читать!
Учитель:
- Уважаемые первоклассники! Я Вас тоже поздравляю с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. И благодаря Вашим мамам, папам, бабушкам и дедушкам. Вы выучили все буквы русского алфавита, научились читать и писать. Наше увлекательное путешествие от А до Я подходит к концу.