СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Простейшие системы, содержащие уравнения 2-ой степени

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Простейшие системы, содержащие уравнения 2-ой степени"

Просмотр содержимого документа
«Простейшие системы, содержащие уравнения 2-ой степени»

Тема урока: Решение задач на тему «простейшие системы, содержащие уравнения второй степени».

Тип урока: урок систематизации знаний умений и навыков.

Цели урока:

  1. образовательная – закрепить знания по решению систем уравнений; вспомнить способы решения уравнений;

  2. развивающая – развитие мышления, развитие творческого мышления, развитие памяти;

  3. воспитательная – формирование учебно-коммуникативных, учебно-интеллектуальных умений, воспитание интереса к изучению математики.

Задачи урока:

Формировать:

  • умение решать системы уравнений;

  • умение выбирать рациональный способ решения систем;

  • умения правильно применять способы решения систем;

  • умения высказывать свое мнение, делать выводы;

Развивать: мышление, творческое мышление, память, математический язык, умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.

Методы обучения

  1. по источнику знаний: беседа, упражнения;

  2. по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Формы обучения: фронтальная.

Этапы урока:

1. Организационный момент (1 мин). 
2. Актуализация опорных знаний и способов действий (5 мин). 
3. Закрепление изученного материала (35 мин). 
4. Постановка домашнего задания (1 мин). 
5. Подведение итогов урока (3 мин).














Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята, присаживайтесь.

Учащиеся рассаживаются, слушают учителя.

  1. Актуализация опорных знаний и способов действий

- Итак, начнем. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- На прошлом уроке мы изучали методы решения систем, в которых содержатся уравнения второй степени. Сегодня мы закрепим полученные знания. Поэтому записываем тему урока: «Простейшие системы, содержащие уравнения второй степени».

-Скажите, какими способами мы можем решить систему уравнений?



Учитель заранее записал на доске системы уравнений.

1)

2)

Задает вопросы ученикам

- Обратите внимание, на доске записаны системы уравнений.

- Проанализируем первую систему уравнений. Какой алгоритм решения имеет данная система?






- Как называется такой способ?


- Проанализируем вторую систему уравнений. Как можно её решить?


- Какой алгоритм решения имеет данная система уравнений, если решать способом сложения?







Записывают в тетради число, классная работа.

Слушают учителя и записывают тему урока






-Методом алгебраического сложения, методом подстановки, по обратной теореме Виета, графическим методом.


Отвечают на вопросы учителя









- Из второго уравнения выражаем х. Подставляем полученное выражение в уравнение второй степени, получается уравнение с одной переменной. Решаем получившееся уравнение с одной переменной. Тем самым найдем у, полученное значение подставляем во второе уравнение и находим х.

- Такой способ называется способом подстановки.

- Данную систему можно решить способом подстановки и способом сложения.

- В первую очередь нужно выбрать, от какой переменной мы избавимся. Если при сложении уберем , то необходимо второе уравнение умножить на -2, чтобы оно было равносильно первому уравнению. При сложении двух уравнений, получится линейное уравнение. Решив его, найдем корни и подставим в любое из уравнений.

  1. Закрепление изученного материала

- Алгоритм решения мы проговорили, теперь решим эти две системы уравнений. Записываем в тетрадь первую систему уравнений. К доске пойдёт…


Учитель вызывает одного ученика к доске.

- Решая систему уравнений, проговаривай каждое действие.



- Каким способом будем решать?

- Что делаем в первую очередь?











  • Какое уравнение у нас получилось?

Обращается к классу

- У всех такое уравнение получилось?

- Решаем дальше.













- Записываем ответ.

- Записываем в тетрадь вторую систему уравнений. К доске пойдёт …



Учитель вызывает одного ученика к доске.


- Решая систему уравнений, проговаривай каждое действие.


- Каким способом будем решать?

- Что для этого делаем?

- Вы должны понимать, что ваша задача сделать так, чтобы при сложении двух уравнений одна переменная убралась.


















- Записываем ответ.

- Обратимся к учебнику на странице 137 и записываем №500 (1,3): Решить систему уравнений

1)

3)

Учитель вызывает одного ученика к доске.



- Каким способом будем решать?

- Что получится?














-Записываем ответ.


Учитель вызывает одного ученика к доске.





- Каким способом будем решать?

- Что получится?













- Записываем ответ.


- Записываем следующий № 501 (1,3): Решить систему уравнений

1) 3)

5)

Учитель вызывает одного ученика к доске.




-Каким способом будем решать?






















- Записываем ответ.

Учитель вызывает одного ученика к доске.



-Каким способом будем решать?












- Какое уравнение у нас получилось?

- Как решать такие уравнения?

- Что тогда у нас получится?


















- Записываем ответ.

Записывают в тетрадь первую систему уравнений





Один из учеников выходит к доске для решения системы уравнений, проговаривая каждое действие


- Способом подстановки.

- Со второго уравнения выражаем х, получим:

Подставляем в первое уравнение вместо х, получим:

Раскрываем скобки и приводим подобные

- Квадратное, не приведенное.

Отвечает класс

- Да.

Ученик продолжает решать у доски

Решаем через дискриминант

,

Найденные корни подставляем во второе уравнение

=1,25

Ответ: (1.25; ); (-1:1)


Записывают в тетрадь вторую систему уравнений


Один из учеников выходит к доске для решения системы уравнений, проговаривая каждое действие


- Способом сложения.

- Нужно избавится от одной переменной, например, от . Для этого нужно умножить второе уравнение на

-2, чтобы сделать уравнения равносильными.

Складываем уравнения

Переносим все в левую часть и приводим подобные

Выносим 5у за скобки и находим корни

у=0 1+х=0

х=-1

Подставляем корни в любое из уравнений. Подставим во второе, так как оно проще

у=0 х=0

х=-1 1-у=3у*(-1) 1-у=-3у у=-0,5

Ответ: (0;0) (-1; -0,5)

Открывают учебник, записывают номер задания в тетрадь





Один из учеников выходит к доске для решения системы уравнений, проговаривая каждое действие

1)

- Способом подстановки

Раскроем скобки и приведем подобные

Решаем через дискриминант

Найденные корни подставим в первое уравнение

Ответ: (-1;1) (3;3)


Один из учеников выходит к доске для решения системы уравнений, проговаривая каждое действие


3)

- Способом подстановки

Выразим из второго уравнения х и подставим во второе уравнение

Раскрываем скобки и приводим подобные

=-28

Полученный корень подставляем во второе уравнение

Ответ: (5;2)


Записывают следующий номер






Один из учеников выходит к доске для решения системы уравнений, проговаривая каждое действие

- Способом подстановки

Выразим из первого уравнения х и подставим, полученное выражение в первое уравнение

Раскрываем скобки и приводим подобные

Решаем через дискриминант

,

Полученные корни подставляем в первое уравнение

y=-3 x=2-3=-1

y=1 x=2+1=3

Ответ: (-1;-3) (3;1)

Один из учеников выходит к доске для решения системы уравнений, проговаривая каждое действие

3)

- Способом подстановки

Выразим из второго уравнения х и подставим выражение в первое уравнение

Умножим обе части на

- Биквадратное

- Нужно сделать замену

Получилось квадратное уравнение. Решаем через дискриминант

,

Найденные корни подставляем в замену

- нет корней

Полученный корень подставляем во второе уравнение

Ответ: (5;2) (-5;-2)

  1. Постановка домашнего задания

Учитель сообщает домашнее задание.

П 32 стр135.

№ 500 (2): Решить систему уравнений

2)


№ 501 (2,4,6): Решить систему уравнений

2) 4)

6)

Записывают домашнее задание.

  1. Подведение итогов урока

- Подводя итоги урока, оцените себя, ответив на следующие вопросы.

- Какие способы решения систем уравнения мы сегодня использовали?

-Опишите алгоритм решения систем уравнений методом подстановки.











-Опишите алгоритм решения систем уравнений методом сложения.











- Все ли понятно было при решении систем уравнений?

- На этом наш урок закончен. Ученики, которые выходили к доске, подойдите ко мне с дневниками. До свидания!

Учащиеся отвечают на вопросы:


- Способ подстановки и сложения.


- 1. Из первого уравнения данной системы выражаем любую переменную.

2. Подставляем это выражение во второе уравнение.

3. Решаем полученное уравнение.

4. Подставляем полученный результат в выражение, полученное в первом пункте.

5. Проверяем полученное решение, для этого подставляем найденные числа в исходную систему.


- 1.Уравняем модули коэффициентов при одном из неизвестных (если необходимо).

2. Сложим уравнения.

3. Решим полученное уравнение с одной переменной, найдем неизвестное.

4. Подставим найденное на втором шаге значение переменной в одно из уравнений исходной системы, найдем второе неизвестное.

5. Запишем ответ.


- Да.


Прощаются с учителем. Подходят с дневниками.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!