СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Просто о сложном"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды подчинительной связи в словосочетаниях

Просмотр содержимого документа
«"Просто о сложном"»

«Просто о сложном» - 10 минут.

Виды подчинительной связи слов в словосочетании.(1 слайд)

Добрый день, уважаемая комиссия и конкурсанты, меня зовут Карнаухова Алена Витальевна, Солонцовская школа, и это урок русского языка. (8 класс)

Тема урока: Виды подчинительной связи слов в словосочетании. Эта тема полезна, т.к. она встречается как в ОГЭ, так и в ЕГЭ.

Давайте рассмотрим предложение. (Предложение на доске записано)

Мы сегодня великолепно покатались на горных лыжах.

Нам нужно разделить предложение на словосочетания. (2 слайд)

1 шаг найти подлежащее и сказуемое. Кто выполняет действие и что он делает. Итак, кто? Мы. Это подлежащее выражено местоимением. Мы что сделали? Покатались. Сказуемое, выражено глаголом. Мы выделили грамматическую основу, которая не является словосочетанием (между ними нет подчинительной связи, нет главного и зависимого, вопрос можно задать как от подлежащего к сказуемому, так и наоборот, могут употребляться самостоятельно).

Подпишем оставшиеся части речи в этом предложении (подписываю части речи сверху)

Сегодня – когда? Наречие

Великолепно – как? Наречие

Горных – каких? прилагательное

Лыжах – на чем? Существительное (член предложения дополнение)


Итак, мы подписали все части речи. Их 4. Именно 4 словосочетания будет в этом предложении. Каждое слово приходит в предложение по приглашению. А приглашает их именно грамматическая основа. Начнем по порядку поиск словосочетаний (стрелочками показываю взаимосвязь с глаголом и другим цветом пишу вопрос)

Покатались Когда? Сегодня, Покатались как? великолепно

Покатались на чём? На лыжах, На лыжах каких? Горных.

Вы видите все наши словосочетания. Теперь нам необходимо определить вид словосочетания. Вид подчинительной связи мы будем определять не по главному слову, а по зависимому! Это запомните.

(3 слайд + раздаю таблицы)

  1. Если зависимое слово в словосочетании изменяется при изменении главного (по родам, лицам, числам, падежам) значит это вид подчинительной связи согласование. Деревянный стол, деревянного стола, деревянному столу…



  1. В управлении наоборот, зависимое слово у нас не изменится ни на буковку. Поздравил друга, поздравишь друга, поздравить друга. Друга не изменилось. Главное слово в этой связи управляет падежами.





  1. В примыкании также как и при управлении зависимое слово не изменяется. Но отличие есть. Зависимое слово застывшая форма. Это те части речи и формы слов, которые не имеют окончание. (инфинитив, наречие, деепричастие, сравнительные степени прилагательного и наречия) уехал отдыхать (куда? Инф)

Обратите внимание на смысловую связь между главным и зависимым словом (вопросы), по ним тоже, также как и по зависимому слову можно определять вид словосочетания.

Теперь вернёмся к нашему предложению:

покатались (когда?) сегодня зависимое слово неизменяемая часть речи, выражено наречием, а это у нас? Примыкание.

Покатались (как?) великолепно – зависимое слово опять выражено наречием, неизменяемое. И это опять примыкание.

Покатались (на чем?) на лыжах – ты покатаешься на лыжах, покататься на лыжах – второе слово не изменяется, выражено существительным и отвечает на вопрос падежа – управление.

На лыжах (каких?) горных – лыжи горные, зависимое слово прилагательное, изменяется вместе с главным – согласование.

В нашей жизни тоже можно встретить эти виды связи, во взаимоотношениях людей. Управление - один другим "рулит", примыкание - когда прицепился один к другому и ходит следом, вроде и вместе, а вроде и нет. А вот согласование - это по-настоящему, когда всё заодно. (давайте посмотрим как это бывает ВИДЕО)

(4 слайд) виды связи можно показать и с помощью жестов.

Сейчас я выдам три карточки трём парам. У каждой пары будет только один вид подчинительной связи. Ваша задача попробовать этот вид определить и изобразить нам его в паре с помощью жестов.

Согласование (школьная олимпиада, наш класс, пятый этаж)

Управление (далеко от моря, думаю о друге, урок истории)

Примыкание (бежать быстро, вернулся вечером, сильно люблю)

4 ЗАДАНИЕ ОГЭ ТРЕБУЕТ ПОНИМАНИЯ ЭТОЙ ТЕМЫ И ЗВУЧИТ ТАК. УЧЕНИКАМ НЕОБХОДИМО ПЕРЕВЕСТИ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ИЗ ОДНОЙ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В ДРУГУЮ. (СЛАЙД 5)

Усвоение этой темы помогает в дальнейшем избежать речевых ошибок, повторов в творческих работах, позволит разнообразить свой словарный запас. (слайд 6)














Согласование

Управление

Примыкание

Главное слово

- существительное

- местоимение

Любая самостоятельная часть речи

Любая самостоятельная часть речи

Зависимое слово

- прилагательное

- причастие

-порядковое числительное

- местоимение

- существительное

- существительное

- местоимение (с предлогом или без)

- инфинитив

- деепричастие

- наречие

- сравнительная степень прилагательного

- сравнительная степень наречия

Смысловая связь

Зависимое слово отвечает на вопросы: КАКОЙ? ЧЕЙ?

Зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей.

Зависимое слово отвечает на вопросы: ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК?

Пример

Деревянный стол

Поздравил друга

Уехал отдыхать























3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!