Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №22» городского округа
город Салават Республики Башкортостан
Разработка урока по русскому языку
"Имена числительные простые, сложные, составные
(6 класс)
Тип урока: открытие нового знания
Метод обучения:исследовательский
Учитель:Фазлыева Л.И.
первая категория
26.01.2018 г.
Тема урока «Имена числительные простые, сложные, составные»
Предмет: русский язык
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока:
Обучающая цель:
- сформировать умения различать простые, сложные и составные числительные;
- закрепить умение правильно писать сложные слова, в состав которых входит числительное;
- расширить лексический запас учащихся;
- отрабатывать орфографические навыки.
Развивающая цель:
- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
Воспитывающая цель:
- вызвать интерес к урокам русского языка, стремление к совершенствованию своей речевой практики.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимать и сопереживать чувствам других людей.
Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные: уметь передавать содержание в развернутом виде.
Коммуникативные: при необходимости отстаивать свою точку зрения, подтверждать аргументы
фактами.хн
ологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД(К – коммуникативные, Р – регулятивные, Л – личностные, П – познавательные) |
1) Организационный момент 1. Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа:Организовать направленное внимание на начало урока. Мотивирование к учебной деятельности, настрой на урок) 1.Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня у нас открытый урок, поэтому к нам пожаловали гости - симпатичные и добрые. Они на нашем уроке могут немного отдохнуть от повседневных проблем, а нам предстоит потрудиться. Девиз урока: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь» 2. Психологический тренинг «Лучик счастья» Сегодня ясный солнечный день. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем друг другу успеха. Учитель: Я желаю вам хорошего настроения! И с хорошим настроением начнем урок. | Подготовка к уроку. Подготовка к работе в парах. | К – целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения; Л – мотивировать свою деятельность, настраиваться на работу. |
2) Актуализация знаний. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. 1) Найди ошибку в образовании степеней сравнения. Докажи и объясни. Высочайший, более светлее, легче, более сильный. Вспомним, какая форма называется простой, а какая составной. Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения. 2) Выпиши только те имена прилагательные, которые пишутся слитно: (Юго)восточный, (древне)русский, (бело)голубой, (железно)дорожный, (чугуно)литейный, (темно)лиловый, (кисло)молочный. Как называются слова, образованные путем сложения? Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос-беседа. - О какой части речи шла речь на предыдущем уроке? - Что такое имя числительное? - На какие разряды делятся имена числительные? - В чем разница между ними? - Какими членами предложения могут быть имена числительные? 2) Найди третье лишнее. Докажи Семь, седьмой, семёрка. Двенадцатый, двенадцатиметровый, двенадцать. Трёх, трояк, третьего. Девятка, девятого, девятому. Сотый, столетний, сто. Двух, раздваиваться, два. | Объясняют: ошибка заключена в объединении двух форм сравнительной степени сравнения имен прилагательных: простой и составной. Отвечают: простая форма сравнительной степени имен прилагательных состоит из одного слова и образуется путем прибавления суффиксов -ее, -ей, -е, -ше. Составная форма сравнительной степени имен прилагательных состоит из двух слов, одно из которых более или менее. Отвечают: сложные. Отвечают на вопросы. Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы: сколько? и какой? На количественные и порядковые. Имена числительные могут быть любыми членами предложения. Работа в парах (пишут в тетрадях, итоги работы – на слайде). Взаимопроверка между парами Семёрка. Двенадцатиметровый. Трояк. Девятка. Столетний Раздваиваться Взаимопроверка между парами | К – выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений П – выполнение логической операции Р - выявление причин затруднения, определение границ знания и незнания. |
3). Создание проблемной ситуации. Выявление места и причины затруднения. Цель этапа: формулирование темы, определение цели деятельности на уроке, обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала. 1. Распределительный диктант - На слайде записаны имена числительные: Два; пятьдесят; пятый; тридцать три; двадцать девять; третий; шесть; восемь; пятнадцать; пятьсот; одиннадцатый; сто семьдесят три; пятисот тысячный; семьдесят; сто двадцать пятый. - Разделите эти числительные на 2 группы. По какому признаку вы разделите эти числительные? -Разделите эти числительные на 3 группы. (По какому признаку вы разделите эти числительные?) Чтобы легче было распределить числительные, предложить выделить в каждом слове корень. Предположите, как могут называться числительные с одним, двумя корнями, состоящие из нескольких слов? 4. Построение проекта выхода из затруднения. 2. Давайте вместе сформулируем тему урока и определим задачи. Познакомиться с … Научиться … 3.Давайте попробуем дать определение новым разрядам числительных: Проговаривание в устной речи 5. Реализация построенного проекта. 3. Работа с теоретическим материалом учебника. (Проверим, правильно ли мы дали определение новым разрядам числительных) Где мы можем, узнать правильно ли мы сформулировали определения? Стр.46, параграф 68, правило. 4. Работа с рубрикой «Возьмите на заметку…». 5. Физкультминутка. - Я называю несколько числительных. Если вы слышите количественные – хлопаете в ладоши, если порядковые - молчите. 25, четвёртое, 7, восьмое, 60, 345, две тысячи восьмой, 564, девяносто третья. | Работают в парах с последующей взаимопроверкой. Делят по группам: в 1-ю группу войдут количественные числительные, во 2-ую порядковые. Проблема: затруднения при делении на 3 группы: ( Деление по группам: в 1-ю группу войдут числительные, которые состоят из одного корня, во 2-ю – те, которые состоят из двух и более корней, а в 3-ю – те, которые состоят из двух и более слов) Дети высказывают свои предположения по проблемному вопросу: простые, сложные и составные числительные. Тема: простые, сложные и составные числительные. Задачи: -узнать какие есть числительные по составу -научиться их различать. Простые числительные - это числительные, состоящие….(из одного корня) Сложные числительные - это числительные, состоящие….(из двух корней) Составные числительные - это числительные, состоящие….(из нескольких слов) Работают с теоретическими сведениями учебника в парах. Сообщение: Числительные от 11 до 19, а также некоторые другие, раньше представлялись сочетаниями отдельных слов и выглядели так: Современные числительные 11, 12 и т. д. произошли из названий единиц, предлога НА и числительного ДЕСЯТЬ. Они читались так «один на десяти» ... Постепенно составные элементы этих числительных сблизились, вторая часть потеряла признаки старой формы и превратилась в ДЦАТЬ. Слово стало единым целым. Этим и объясняется соседство двух букв Н: одна - конечный согласный основы числительного ОДИН, вторая – первая буква предлога НА. И теперь в этих словах мы выделяем корень, суффиксы -на- и -дцать Отвечают на вопросы. | П - поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. К – взаимодействие в группе, представление результатов деятельности в паре, целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения. Р – удерживать цель деятельности до получения результата. П - работа с информацией; самостоятельное добывание знаний. |
IV. Первичное закрепление 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию. Работа с текстом Читает учитель: Великая Отечественная война… Страшный период в истории нашей страны. Именно в это время наиболее ярко проявились такие качества, как отвага, дружба, взаимопомощь, мужество, преданность… Они были присущи не только людям, но и их четвероногим друзьям. Не многие из нас знают об этих четвероногих героях, спасших сотни тысяч человеческих жизней. Возможно, некоторые ветераны ВОВ остались живы только благодаря их отличной работе и беспрекословному исполнению своего долга – помогать человеку в любой ситуации. Рассказать про всех не представляется возможным, но о некоторых «четвероногих боевых друзьях» вы сегодня узнаете. Итак, Немецкая овчарка Джульбарс служила в четырнадцатой штурмовой инженерно-саперной бригаде. Единственная собака, награжденная медалью «За боевые заслуги». Благодаря его отличному чутью было разминировано семь тысяч четыреста шестьдесят восемь мин и более ста пятидесятиснарядов на территории Чехословакии, Австрии, Румынии и Венгрии. Учитель: Кстати, сДжульбарсом связывает имя Сталина. На легендарном Параде Победы, который прошел 24 июня 1945 годана Красной площади, раненного при выполнении боевого задания пса пронесли на шинели Главнокомандующего. Овчарка Дина – первая собака- диверсант. Участник «рельсовой войны» в Белоруссии, она смогла успешно осуществить подрыв эшелона противника. В результате было уничтожено десятьвагонов, и большая часть вагонов была выведена из строя. Шотландский колли по кличке Дик, миноискатель. Благодаря его чутью были спасены жизни тысяч людей. Самой известной заслугой Дика является обнаружение 2,5 –тонного фугаса с часовым механизмом. Об был обнаружен собакой в фундаменте Павловского дворца (Ленинград) за час до момента взрыва. Если бы не эта собака, то взрыв унес бы тысячи человеческих жизней. За годы войны с его помощью были обнаружены и обезврежены около 12 тысяч мин. Мухтар – собака – санитар. За годы войны он спас около четырехсот раненых бойцов, в том числе и своего проводника, контуженного взрывом бомбы. Всего же около пятнадцати тысяч упряжек ездовых собак вывезли с поля боя семьсот тысяч раненых солдат и доставили на передовые пять тысяч восемьсот шестьдесят две тонны боеприпасов. Побеседуем: о ком вы узнали, слушая этот текст? Почему этих собак можно назвать героями? Учитель: Как видите, ребята, во время войны четвероногие друзья внесли свой важный вклад в общую Победу. Выпишите и распределите числительные по группам: простые, сложные и составные. | Отвечают: о собаках – героях Великой Отечественной войны, которые, будучи верными друзьями человеку, выполняли самые разные роли: обезвреживали мины, спасали раненых на поле боя, подвозили на передовую боеприпасы. Простые: четырнадцатой, десять, пять, две. Сложные:шестьдесят, пятидесяти, четырехсот, семьсот, восемьсот, шестьдесят Составные: семь тысяч четыреста шестьдесят восемь, ста пятидесяти, четырехсот, пятнадцати тысяч, семьсот тысяч, пять тысяч восемьсот шестьдесят две, двенадцать тысяч. | П - анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование . К - выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений. Л - оценивание усвоенного содержания Р - контроль, коррекция, оценка |
V.Закрепление изученного. Обобщение. Распределительный диктант. - Распределите числительные по группам: простые, сложные и составные. Работа с упр.398 | Работают по цепочке(проговаривают вслух) Записывают числительные, выделяют корень, называют разряд | Познавательные УД: Выполнение задания. Индивидуальная работа. Развитие коммуникативных УД, обеспечивающих возможность сотрудничества. Регулятивные УД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения темы урока Личностные: 1.Успешно выполненные задания. 2.Самооценка и адекватное реагирование на свои результаты. |
VI. Итог урока (рефлексия деятельности) 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. - Исследование какой темы вели на уроке? -Какую цель мы ставили на уроке перед собой? Достигли? -Что научились делать? -Над чем еще предстоит работать? Рефлексия достижения цели с использованиемвысказыванияЯ не знал… - Теперь я знаю… Не умел… - Теперь умею…). 2. Оценки - Оцените свою работу на уроке. Работу пары. | | П - рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности Л - самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям К - выражение своих мыслей |
Домашнее задание: выучить правило, выполнить упр. 400 | | |
Базовый уровень ТДМ включает в себя следующие шаги:
1) Мотивация к учебной деятельности.
2) Актуализация знаний.
3) Проблемное объяснение нового знания.
4) Первичное закрепление во внешней речи.
5) Самостоятельная работа с самопроверкой.
6) Включение нового знания в систему знаний и повторение.
7) Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Самоанализ урока
Тема урока «Имена числительные простые, сложные, составные»
Предмет: русский язык
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока:
Обучающая цель:
- сформировать умения различать простые, сложные и составные числительные;
- закрепить умение правильно писать сложные слова, в состав которых входит числительное;
- расширить лексический запас учащихся;
- отрабатывать орфографические навыки.
Развивающая цель:
- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
Воспитывающая цель:
- вызвать интерес к урокам русского языка, стремление к совершенствованию своей речевой практики.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимать и сопереживать чувствам других людей.
Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные: уметь передавать содержание в развернутом виде.
Коммуникативные: при необходимости отстаивать свою точку зрения, подтверждать аргументы
фактами.хн
Формы и методы работы:
- фронтальный опрос-беседа,
- распределительный диктант,
- работа с текстом,
- работа с теоретическим материалом учебника,
- работа со словарными словами,
- «найди третье лишнее и докажи».
Технологии, используемые на уроке:
- проблемно-поисковый метод изложения нового материала,
- здоровьесберегающая технология
Характеристика материала: так как учащиеся обучаются в 6 классе, их вниманию был представлен текст, информация в котором была занимательна для учащихся.