СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Простые, сложные и составные числительные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия нового знания, на котором ребята знакомятся с простыми, сложными и составными числительными и узнают много нового о четвероногих героях Великой Отечественной войны - собаках- саперах, собаках - санитарах, собаках - минерах.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Простые, сложные и составные числительные"»



Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №22» городского округа

город Салават Республики Башкортостан






Разработка урока по русскому языку


"Имена числительные простые, сложные, составные


(6 класс)




Тип урока: открытие нового знания

Метод обучения:исследовательский











Учитель:Фазлыева Л.И.

первая категория














26.01.2018 г.



Тема урока «Имена числительные простые, сложные, составные»

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока:

Обучающая цель:

- сформировать умения различать простые, сложные и составные числительные;

- закрепить умение правильно писать сложные слова, в состав которых входит числительное;

- расширить лексический запас учащихся;

- отрабатывать орфографические навыки.

Развивающая цель:

- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

Воспитывающая цель:

- вызвать интерес к урокам русского языка, стремление к совершенствованию своей речевой практики.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: развивать этические чувства, доб­рожелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимать и сопереживать чувствам других людей.

Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправ­лять ошибки с помощью учителя.

Познавательные: уметь передавать содержание в развернутом виде.

Коммуникативные: при необходимости отстаи­вать свою точку зрения, подтверждать аргумен­ты

фактами.хн

ологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД(К – коммуникативные,

Р – регулятивные,

Л – личностные,

П – познавательные)

1) Организационный момент

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа:Организовать направленное внимание на начало урока. Мотивирование к учебной деятельности, настрой на урок)

1.Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня у нас открытый урок, поэтому к нам пожаловали гости - симпатичные и добрые. Они на нашем уроке могут немного отдохнуть от повседневных проблем, а нам предстоит потрудиться.

Девиз урока:

«Скажи мне - и я забуду,

покажи мне - и я запомню,

вовлеки меня - и я научусь»

2. Психологический тренинг «Лучик счастья»

Сегодня ясный солнечный день. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем друг другу успеха.

Учитель: Я желаю вам хорошего настроения! И с хорошим настроением начнем урок.





Подготовка к уроку.

Подготовка к работе в парах.



К – целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;

Л – мотивировать свою деятельность, настраиваться на работу.



2) Актуализация знаний.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

1) Найди ошибку в образовании степеней сравнения. Докажи и объясни.

Высочайший, более светлее, легче, более сильный.

Вспомним, какая форма называется простой, а какая составной.

Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения.

2) Выпиши только те имена прилагательные, которые пишутся слитно:

(Юго)восточный, (древне)русский, (бело)голубой, (железно)дорожный, (чугуно)литейный, (темно)лиловый, (кисло)молочный.

Как называются слова, образованные путем сложения?

Проверка домашнего задания.

  1. Фронтальный опрос-беседа.

- О какой части речи шла речь на предыдущем уроке?

- Что такое имя числительное?

- На какие разряды делятся имена числительные?

- В чем разница между ними?

- Какими членами предложения могут быть имена числительные?




2) Найди третье лишнее. Докажи

  1. Семь, седьмой, семёрка.

  2. Двенадцатый, двенадцатиметровый, двенадцать.

  3. Трёх, трояк, третьего.

  4. Девятка, девятого, девятому.

  5. Сотый, столетний, сто.

  6. Двух, раздваиваться, два.













Объясняют: ошибка заключена в

объединении двух форм сравнительной

степени сравнения имен прилагательных:

простой и составной.

Отвечают: простая форма сравнительной

степени имен прилагательных состоит из одного слова и образуется путем прибавления суффиксов -ее, -ей, -е, -ше.

Составная форма сравнительной

степени имен прилагательных состоит из

двух слов, одно из которых более или менее.

Отвечают: сложные.




Отвечают на вопросы.

Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы: сколько? и какой?

На количественные и порядковые.

Имена числительные могут быть любыми членами предложения.


Работа в парах (пишут в тетрадях, итоги работы – на слайде). Взаимопроверка между парами

  1. Семёрка.

  2. Двенадцатиметровый.

  3. Трояк.

  4. Девятка.

  5. Столетний

  6. Раздваиваться

Взаимопроверка между парами

К – выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений

П – выполнение логической операции

Р - выявление причин затруднения, определение границ знания и незнания.

3). Создание проблемной ситуации.

Выявление места и причины затруднения.

Цель этапа: формулирование темы, определение цели деятельности на уроке, обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала.

1. Распределительный диктант

- На слайде записаны имена числительные:

Два; пятьдесят; пятый; тридцать три; двадцать девять; третий; шесть; восемь; пятнадцать; пятьсот; одиннадцатый; сто семьдесят три; пятисот тысячный; семьдесят; сто двадцать пятый.

- Разделите эти числительные на 2 группы. По какому признаку вы разделите эти числительные?


-Разделите эти числительные на 3 группы. (По какому признаку вы разделите эти числительные?)



Чтобы легче было распределить числительные, предложить выделить в каждом слове корень.

Предположите, как могут называться числительные с одним, двумя корнями, состоящие из нескольких слов?


4. Построение проекта выхода из затруднения.

2. Давайте вместе сформулируем тему урока и определим задачи.

Познакомиться с …

Научиться …


3.Давайте попробуем дать определение новым разрядам числительных:

Проговаривание в устной речи


5. Реализация построенного проекта.


3. Работа с теоретическим материалом учебника. (Проверим, правильно ли мы дали определение новым разрядам числительных)

Где мы можем, узнать правильно ли мы сформулировали определения?

Стр.46, параграф 68, правило.


4. Работа с рубрикой «Возьмите на заметку…».












5. Физкультминутка.

- Я называю несколько числительных. Если вы слышите количественные – хлопаете в ладоши, если порядковые - молчите.

25, четвёртое, 7, восьмое, 60, 345, две тысячи восьмой, 564, девяносто третья.



Работают в парах с последующей взаимопроверкой.















Делят по группам: в 1-ю группу войдут количественные числительные, во 2-ую порядковые.

Проблема: затруднения при делении на 3 группы: ( Деление по группам: в 1-ю группу войдут числительные, которые состоят из

одного корня, во 2-ю – те, которые состоят из двух и более корней, а в 3-ю – те, которые

состоят из двух и более слов)

Дети высказывают свои предположения по проблемному вопросу: простые,

сложные и составные числительные.



Тема: простые, сложные и составные числительные.

Задачи:

-узнать какие есть числительные по составу

-научиться их различать.

Простые числительные - это числительные, состоящие….(из одного корня)

Сложные числительные - это числительные, состоящие….(из двух корней)

Составные числительные - это числительные, состоящие….(из нескольких слов)

Работают с теоретическими сведениями

учебника в парах.



Сообщение:

Числительные от 11 до 19, а также

некоторые другие, раньше

представлялись сочетаниями отдельных

слов и выглядели так:  

Современные числительные 11, 12

и т. д. произошли из названий единиц,

предлога НА и числительного ДЕСЯТЬ.

Они читались так «один на

десяти» ... Постепенно

составные элементы этих

числительных сблизились,

вторая часть потеряла признаки

старой формы и превратилась в ДЦАТЬ.

Слово стало единым целым.

Этим и объясняется соседство двух

букв Н: одна - конечный согласный

основы числительного ОДИН, вторая –

первая буква предлога НА.

И теперь в этих словах мы выделяем

корень, суффиксы -на- и -дцать

Отвечают на вопросы.




П - поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

К – взаимодействие в группе, представление результатов деятельности в паре, целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения.


Р – удерживать цель деятельности до получения результата.


П - работа с информацией; самостоятельное добывание знаний.


IV. Первичное закрепление

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию.

Работа с текстом

Читает учитель:

Великая Отечественная война… Страшный период в истории нашей страны. Именно в это время наиболее ярко проявились такие качества, как отвага, дружба, взаимопомощь, мужество, преданность… Они были присущи не только людям, но и их четвероногим друзьям.


Не многие из нас знают об этих четвероногих героях, спасших сотни тысяч человеческих жизней. Возможно, некоторые ветераны ВОВ остались живы только благодаря их отличной работе и беспрекословному исполнению своего долга – помогать человеку в любой ситуации.

Рассказать про всех не представляется возможным, но о некоторых «четвероногих боевых друзьях» вы сегодня узнаете.

Итак,

Немецкая овчарка Джульбарс служила в четырнадцатой штурмовой инженерно-саперной бригаде. Единственная собака, награжденная медалью «За боевые заслуги». Благодаря его отличному чутью было разминировано семь тысяч четыреста шестьдесят восемь мин и более ста пятидесятиснарядов на территории Чехословакии, Австрии, Румынии и Венгрии.

Учитель: Кстати, сДжульбарсом связывает имя Сталина. На легендарном Параде Победы, который прошел 24 июня 1945 годана Красной площади, раненного при выполнении боевого задания пса пронесли на шинели Главнокомандующего.


Овчарка Дина – первая собака- диверсант. Участник «рельсовой войны» в Белоруссии, она смогла успешно осуществить подрыв эшелона противника. В результате было уничтожено десятьвагонов, и большая часть вагонов была выведена из строя.

Шотландский колли по кличке Дик, миноискатель. Благодаря его чутью были спасены жизни тысяч людей. Самой известной заслугой Дика является обнаружение 2,5 –тонного фугаса с часовым механизмом. Об был обнаружен собакой в фундаменте Павловского дворца (Ленинград) за час до момента взрыва. Если бы не эта собака, то взрыв унес бы тысячи человеческих жизней. За годы войны с его помощью были обнаружены и обезврежены около 12 тысяч мин.


Мухтар – собака – санитар. За годы войны он спас около четырехсот раненых бойцов, в том числе и своего проводника, контуженного взрывом бомбы.


Всего же около пятнадцати тысяч упряжек ездовых собак вывезли с поля боя семьсот тысяч раненых солдат и доставили на передовые пять тысяч восемьсот шестьдесят две тонны боеприпасов.

Побеседуем: о ком вы узнали, слушая этот текст? Почему этих собак можно назвать героями?

Учитель: Как видите, ребята, во время войны четвероногие друзья внесли свой важный вклад в общую Победу.


Выпишите и распределите числительные по группам: простые, сложные и составные.


























































































Отвечают: о собаках – героях Великой Отечественной войны, которые, будучи

верными друзьями человеку, выполняли

самые разные роли: обезвреживали мины, спасали раненых на поле боя, подвозили на передовую боеприпасы.

Простые: четырнадцатой, десять, пять,

две.

Сложные:шестьдесят, пятидесяти,

четырехсот, семьсот, восемьсот,

шестьдесят

Составные: семь тысяч четыреста

шестьдесят восемь, ста пятидесяти,

четырехсот, пятнадцати тысяч,

семьсот тысяч, пять тысяч восемьсот

шестьдесят две, двенадцать тысяч.

П - анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование .

К - выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Л - оценивание усвоенного содержания

Р - контроль, коррекция, оценка

V.Закрепление изученного. Обобщение.

Распределительный диктант.

- Распределите числительные по группам: простые, сложные и составные. Работа с упр.398

Работают по цепочке(проговаривают вслух) Записывают числительные, выделяют корень, называют разряд


Познавательные УД:

Выполнение задания.

Индивидуальная работа.

Развитие коммуникативных УД, обеспечивающих возможность сотрудничества.


Регулятивные УД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения темы урока

Личностные:

1.Успешно выполненные задания.

2.Самооценка и адекватное реагирование на свои результаты.

VI. Итог урока (рефлексия деятельности)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Исследование какой темы вели на уроке?

-Какую цель мы ставили на уроке перед собой? Достигли?

-Что научились делать?

-Над чем еще предстоит работать?

Рефлексия достижения цели с использованиемвысказыванияЯ не знал… - Теперь я знаю… Не умел… - Теперь умею…).

2. Оценки

- Оцените свою работу на уроке. Работу пары.


П - рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л - самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

К - выражение своих мыслей

Домашнее задание: выучить правило, выполнить упр. 400




Базовый уровень ТДМ включает в себя следующие шаги:

1) Мотивация к учебной деятельности.

2) Актуализация знаний.

3) Проблемное объяснение нового знания.

4) Первичное закрепление во внешней речи.

5) Самостоятельная работа с самопроверкой.

6) Включение нового знания в систему знаний и повторение.

7) Рефлексия учебной деятельности на уроке.






















Самоанализ урока

Тема урока «Имена числительные простые, сложные, составные»

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока:

Обучающая цель:

- сформировать умения различать простые, сложные и составные числительные;

- закрепить умение правильно писать сложные слова, в состав которых входит числительное;

- расширить лексический запас учащихся;

- отрабатывать орфографические навыки.

Развивающая цель:

- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

Воспитывающая цель:

- вызвать интерес к урокам русского языка, стремление к совершенствованию своей речевой практики.


Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: развивать этические чувства, доб­рожелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимать и сопереживать чувствам других людей.

Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправ­лять ошибки с помощью учителя.

Познавательные: уметь передавать содержание в развернутом виде.

Коммуникативные: при необходимости отстаи­вать свою точку зрения, подтверждать аргумен­ты

фактами.хн


Формы и методы работы:

- фронтальный опрос-беседа,

- распределительный диктант,

- работа с текстом,

- работа с теоретическим материалом учебника,

- работа со словарными словами,

- «найди третье лишнее и докажи».


Технологии, используемые на уроке:

- проблемно-поисковый метод изложения нового материала,

- здоровьесберегающая технология


Характеристика материала: так как учащиеся обучаются в 6 классе, их вниманию был представлен текст, информация в котором была занимательна для учащихся.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!