СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Простое глагольное сказуемое

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок объснения нового материала для учащихся 8 класса.На изучение темы отводится 1 час

Просмотр содержимого документа
«Простое глагольное сказуемое»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 471

Выборгского района Санкт-Петербурга

Открытый урок по русскому языку

учителя русского языка и литературы ГБОУ №471 СмирновойТатьяны Анатольевны

Методические материалы, 2017 г.


Технологическая карта урока


Тема урока «Простое глагольное сказуемое»

Класс: 8 «В»

Тип урока

Урок общеметодической направленности

Задачи

Образовательные:

Формировать развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.

Развивающие:

Формировать исследовательские умения через использование приемов анализа, сравнения, наблюдения.

Содействовать развитию речевой и культурологической компетентностей.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русской истории, культуре, языку

Воспитывать умение вести учебный диалог;

Способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету.

Основные понятия, изучаемые на уроке: подлежащее, способы выражения подлежащего, сказуемое, наклонения глагола

Вид используемых на уроке средств ИКТ: ПК, мультимедиа-проектор, экран, презентация

Методическое назначение средств ИКТ: формирование умений и навыков по систематизации информации, создание информационной модели изображения с целью изучения и исследования, визуализация информации и взаимосвязь между объектами

Образовательные ресурсы:MSPowerPoint? Web-браузер, поисковые системы, http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-26219, http://iremember.ru/pisma-s-fronta/blog.html

УМК:

1. Русский язык. Теория. 5-9 кл: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.Бабайцева.Л.Д.Чеснокова. - М.: Дрофа,2016. - 319 с.

2. Практика. 8 кл: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ю. Купалова, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова и др.; под ред.А.Ю.Купаловой. - М.: Дрофа,2016. -270 с.

3. Русский язык. Русская речь.8 кл.учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.И.Никитина. - М.: Дрофа,2016. -156 с.




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I.Организационный момент

(2 минуты)

Приветствие

Приветствие


Личностные:

Самопроверка готовности к работе


II. Мотивация

(2 минуты)

Учитель подводит учащихся к осознанию темы, создает благоприятную, располагающую атмосферу.


Слушают

Записывают дату, тему

урока в тетрадь

Беседа

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества обучающихся с учителем, одноклассниками.

Психологичес-

кий настрой учителя и учащихся

III.Актуализация знаний

( 5 минут)

Вступительное слово учителя.





Синтаксический разбор предложения на доске

(Приложение 1)


Опрос по домашнему заданию





Работа с презентацией

«Истинно или ложно»


(Приложение 2)


Слушают, отвечают на вопросы






Ученик у доски выполняет разбор предложения



Цели и задачи формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания


Отвечают на вопросы, аргументируют свою точку зрения




Введение в урок проблемного диалога, беседа


Вовлечение учащихся в живое обсуждение предложенной темы

Личностные:

самопроверка, оценивание своего ответа.

Познавательные: анализ объектов с

целью выделения признаков.

Настрой на исследователь

скую работу

IV. Изучение нового.
(10 минут)

Практикум


Учитель совместно с учениками делает запись на доске.

(Приложение 3)


Обозначают грамматическую основу предложения, выясняют,

чем выражены сказуемые


Беседа о наклонениях глаголов, о том, что в ПГС лексическое и грамматическое значение выражается в глаголе одного из наклонений.

Учитель обращает внимание на запись на доске, подписывает наклонения глаголов.


Выясняют, что такое простое глагольное сказуемое.

Вывод о ПГС


Проблемный вопрос: Всегда ли ПГС выражено одним словом?

Слушают, участвуют в диалоге.




Отвечают, обозначают, делают выводы





Отвечают, высказывают предположения










.




Рассуждают, делают предположения

Словесные методы: беседа, сообщение

Работа с записями на доске

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные:

умение строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество впоиске и выборе информации.


Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при работе в парах

V.Лингво-физкульт-

минутка

(3 минуты)

Задания на определение наклонений глаголов

(Приложение 4)

Условное-руки вверх

Повелительное-наклон вниз

Изъявительное-приседаем

Восьмиклассники выполняют задания.

Игровой прием. Здоровьесбере-

гающая технология

Личностные:

формирование бережного отношения к своему здоровью.

Познавательные:

работа с информацией.


VI. Актуализация новых знаний

Практикум

(20 минут)

Учитель предлагает выполнить совместно задание на печатной карточке

(Приложение 5)


Выстраивает алгоритм рассуждения по определению ПГС



Самостоятельная работа на карточках.

(Приложение 6)


Анализ информационной таблицы о способах выражения ПГС (раздаточный материал)

(Приложение 7)


Работа с презентацией.

(Приложение 8)

Выполняют совместно задание





Анализируют предложения по предложенному алгоритму


Выполняют, потом комментируют, доказывают


Изучают таблицу, анализируют,

Сравнивают, делают выводы



Выписывают предложения, обозначают ПГС

Работа с печатными карточками.

Беседа.

Проблемно-поисковый метод





Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношений.

Регулятивные:

поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество впоиске и выборе информации.

Умение грамотно строить высказывание.

VII.Рефлексивно-оценочный этап

(3 минуты)

Подведение итогов занятия. Анализ своей работы на уроке (чему научились на уроке?)

Целеполагание следующего занятия.

Домашнее задание

Учащиеся формулируют затруднения в работе и осуществляют коррекцию самостоятельно, дают оценку своей деятельности и деятельности одноклассников по её результатам.


Самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей

Регулятивные: самооценка.

Познавательные:

рефлексия.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Умение оценивать себя.

VIII.Домашнее задание

(2 минуты)

Учитель объявляет и комментирует домашнее задание на выбор по данной теме.

(Приложение 9)

Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Метод исследования

Познавательные:

Умение делать выбор и обосновывать его.




Приложение 1



Синтаксический разбор предложения: На террасе, обращенной к саду, сидели в креслах брат и сестра.




Приложение 2


Презентация «Истинно или ложно»


Слайд 1

  • Подлежащее всегда выражено существительным.

  • Сказуемое согласуется с подлежащим.

  • Подлежащее выражено одним словом.

Слайд 2

  • Сказуемое и глагол – одно и то же.

  • В предложении Мне не повезло подлежащее мне.

  • В предложении Я пересмотрю своё решение сказуемое пересмотрю.

  • Сказуемое может отвечать на вопрос каков?

Слайд 3


  • В первой части предложения

Если вы будете идти без цели, то нет смысла выбирать дорогу (Р.Эмерсон) сказуемое будете.







Приложение 3




Белый пар по лугам


  1. расстилается

  2. расстилался

  3. будет расстилаться


4.расстилайся


5.расстилался бы




Приложение 4





Приложение 5



1. Наш шофёр – пожилой загорелый мужчина.

2. Он медленно ведёт автобус по горной дороге.

3. На юго-западе возвышаются белые вершины Эльбруса.

4. По происхождению Эльбрус – потухший вулкан.

5. Контуры снежного великана правильны и красивы.

Приложение 6


Выделите сказуемые, определите формы наклонений глаголов, сделайте вывод о типе сказуемых:



1. Дети радуются жаркой погоде.

2. Дети будут радоваться летним каникулам.

3. Дети радовались празднику.

4. Дети радовались бы хорошей погоде, если бы не пошел дождь.

5. Радуйтесь, дети!

Приложение 7


Способы выражения ПГС

Примеры

1.Глагол в любом наклонении и времени. Пусть,пускай,давай,да

Я читаю. Я буду читать. Пусть он почитает.

2.Инфинитив

А царица хохотать и плечами пожимать

3.Усечённые формы глагола

Кошка шмыг в комнату.

 А бац прямо на паркет.


4.Фразеологизм

Петя целый день бил баклуши.)

5.Повторы слов

Я иду, иду, а до школы ещё да­ле­ко.

6.Междометие или звукоподражательные слова

А девица хи-хи-хи да ха-ха-ха.)

7.Гл.быть со значением наличия, существования

На рассвете был туман.


Приложение 8





Выпишите предложения с простыми глагольными сказуемыми, подчеркните их. Укажите способ выражения сказуемого 

1. Расскажу-ка всю правду.

2. Мы будем бороться с врагом.

3. Пусть он уйдет.

4. Мальчик грустен.

5. А я вот назло всем возьму и умру!

6. В комнате убрано.

7. Мы теперь валяем дурака.

8. Еду-еду в чистом поле, колокольчик динь-динь-динь


Приложение 9



Дифференцированное домашнее задание

СЛАЙД № 6

СЛАЙД № 5

СЛАЙД № 4

СЛАЙД № 12

СЛАЙД № 11

СЛАЙД № 10

СЛАЙД № 1881810

СЛАЙД № 17

СЛАЙД № 16

СЛАЙД № 14


2