Методические материалы, 2017 г.
Тема урока «Простое глагольное сказуемое» Класс: 8 «В» |
Тип урока Урок общеметодической направленности |
Задачи Образовательные: Формировать развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо. Развивающие: Формировать исследовательские умения через использование приемов анализа, сравнения, наблюдения. Содействовать развитию речевой и культурологической компетентностей. Воспитательные: Воспитывать интерес к русской истории, культуре, языку Воспитывать умение вести учебный диалог; Способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету. |
Основные понятия, изучаемые на уроке: подлежащее, способы выражения подлежащего, сказуемое, наклонения глагола |
Вид используемых на уроке средств ИКТ: ПК, мультимедиа-проектор, экран, презентация |
Методическое назначение средств ИКТ: формирование умений и навыков по систематизации информации, создание информационной модели изображения с целью изучения и исследования, визуализация информации и взаимосвязь между объектами |
Образовательные ресурсы:MSPowerPoint? Web-браузер, поисковые системы, http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-26219, http://iremember.ru/pisma-s-fronta/blog.html |
УМК: 1. Русский язык. Теория. 5-9 кл: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.Бабайцева.Л.Д.Чеснокова. - М.: Дрофа,2016. - 319 с. 2. Практика. 8 кл: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ю. Купалова, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова и др.; под ред.А.Ю.Купаловой. - М.: Дрофа,2016. -270 с. 3. Русский язык. Русская речь.8 кл.учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.И.Никитина. - М.: Дрофа,2016. -156 с. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I.Организационный момент (2 минуты) | Приветствие | Приветствие | | Личностные: Самопроверка готовности к работе | |
II. Мотивация (2 минуты) | Учитель подводит учащихся к осознанию темы, создает благоприятную, располагающую атмосферу. | Слушают Записывают дату, тему урока в тетрадь | Беседа | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание.Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества обучающихся с учителем, одноклассниками. | Психологичес- кий настрой учителя и учащихся |
III.Актуализация знаний ( 5 минут) | Вступительное слово учителя. Синтаксический разбор предложения на доске (Приложение 1) Опрос по домашнему заданию Работа с презентацией «Истинно или ложно» (Приложение 2) | Слушают, отвечают на вопросы Ученик у доски выполняет разбор предложения Цели и задачи формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Отвечают на вопросы, аргументируют свою точку зрения | Введение в урок проблемного диалога, беседа Вовлечение учащихся в живое обсуждение предложенной темы | Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. | Настрой на исследователь скую работу |
IV. Изучение нового. (10 минут) Практикум | Учитель совместно с учениками делает запись на доске. (Приложение 3) Обозначают грамматическую основу предложения, выясняют, чем выражены сказуемые Беседа о наклонениях глаголов, о том, что в ПГС лексическое и грамматическое значение выражается в глаголе одного из наклонений. Учитель обращает внимание на запись на доске, подписывает наклонения глаголов. Выясняют, что такое простое глагольное сказуемое. Вывод о ПГС Проблемный вопрос: Всегда ли ПГС выражено одним словом? | Слушают, участвуют в диалоге. Отвечают, обозначают, делают выводы Отвечают, высказывают предположения . Рассуждают, делают предположения | Словесные методы: беседа, сообщение
Работа с записями на доске | Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные: умение строить речевое высказывание. Коммуникативные: инициативное сотрудничество впоиске и выборе информации. | Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при работе в парах |
V.Лингво-физкульт- минутка (3 минуты) | Задания на определение наклонений глаголов (Приложение 4) Условное-руки вверх Повелительное-наклон вниз Изъявительное-приседаем | Восьмиклассники выполняют задания. | Игровой прием. Здоровьесбере- гающая технология | Личностные: формирование бережного отношения к своему здоровью. Познавательные: работа с информацией. | |
VI. Актуализация новых знаний Практикум (20 минут) | Учитель предлагает выполнить совместно задание на печатной карточке (Приложение 5) Выстраивает алгоритм рассуждения по определению ПГС Самостоятельная работа на карточках. (Приложение 6) Анализ информационной таблицы о способах выражения ПГС (раздаточный материал) (Приложение 7) Работа с презентацией. (Приложение 8) | Выполняют совместно задание Анализируют предложения по предложенному алгоритму Выполняют, потом комментируют, доказывают Изучают таблицу, анализируют, Сравнивают, делают выводы Выписывают предложения, обозначают ПГС | Работа с печатными карточками. Беседа. Проблемно-поисковый метод | Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. Регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание. Коммуникативные: инициативное сотрудничество впоиске и выборе информации. | Умение грамотно строить высказывание. |
VII.Рефлексивно-оценочный этап (3 минуты) | Подведение итогов занятия. Анализ своей работы на уроке (чему научились на уроке?) Целеполагание следующего занятия. Домашнее задание | Учащиеся формулируют затруднения в работе и осуществляют коррекцию самостоятельно, дают оценку своей деятельности и деятельности одноклассников по её результатам. | Самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей | Регулятивные: самооценка. Познавательные: рефлексия. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Умение оценивать себя. |
VIII.Домашнее задание (2 минуты) | Учитель объявляет и комментирует домашнее задание на выбор по данной теме. (Приложение 9) | Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. | Метод исследования | Познавательные: Умение делать выбор и обосновывать его. | |
Синтаксический разбор предложения: На террасе, обращенной к саду, сидели в креслах брат и сестра.
Если вы будете идти без цели, то нет смысла выбирать дорогу (Р.Эмерсон) сказуемое будете.
Выпишите предложения с простыми глагольными сказуемыми, подчеркните их. Укажите способ выражения сказуемого
1. Расскажу-ка всю правду.
2. Мы будем бороться с врагом.
3. Пусть он уйдет.
4. Мальчик грустен.
5. А я вот назло всем возьму и умру!
6. В комнате убрано.
7. Мы теперь валяем дурака.
8. Еду-еду в чистом поле, колокольчик динь-динь-динь