СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Простое и сложное предложение 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как отличить простое предложение от сложного? Ответы найдете в презентации

Просмотр содержимого документа
«Простое и сложное предложение 5 класс»

Урок по русскому языку в 5 классе на тему: «Простые и сложные предложения»

Урок по русскому языку в 5 классе на тему:

«Простые и сложные предложения»

Цели урока:   Цели: показать структурные различия между простыми и сложными предложениями, способы связи между простыми предложениями в составе сложного; развивать пунктуационные навыки. Планируемые результаты: учащиеся научатся различать простые и сложные предложения; понимать связь простых предложений в составе сложного; отличать сложносочинен­ные предложения от сложноподчиненные.

Цели урока:

Цели: показать структурные различия между простыми и сложными предложениями, способы связи между простыми предложениями в составе сложного; развивать пунктуационные навыки.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать простые и сложные предложения; понимать связь простых предложений в составе сложного; отличать сложносочинен­ные предложения от сложноподчиненные.

Актуализация знаний Расставьте знаки препинания и объясните их постановку.  1.Птичьи голоса звенели всюду в поле в лесу в роще. 2.Со(?)нце пок .. залось из-за туч но вскоре скрыл .. сь.  3. Мухи осы и шмели укрываются в сухие убежища.  4. До чего красив осенний лес.  5. Ребята вы видели когда-нибудь  вековые могучие кор .. бельные сосны

Актуализация знаний

Расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

1.Птичьи голоса звенели всюду в поле в лесу в роще. 2.Со(?)нце пок .. залось из-за туч но вскоре скрыл .. сь.

3. Мухи осы и шмели укрываются в сухие убежища.

4. До чего красив осенний лес.

5. Ребята вы видели когда-нибудь

вековые могучие кор .. бельные сосны

Самоопределение к деятельности  Сравним предложения. Что в них общего и чем они различаются по строению? Найдем грамматические основы, составим схемы, проясним значение некоторых слов. 1. Бриз усилился и ходко гнал судно вдоль берега.  2. Небо посветлело, и на нем темным силуэтом вырисовывались паруса судна.  ( Б.С. Житков)

Самоопределение к деятельности

Сравним предложения. Что в них общего и чем они различаются по строению? Найдем грамматические основы, составим схемы, проясним значение некоторых слов.

1. Бриз усилился и ходко гнал судно вдоль берега.

2. Небо посветлело, и на нем темным силуэтом вырисовывались паруса судна.

( Б.С. Житков)

Проверяем себя! Общее в предложениях - их тема; в каждом предложении есть союз и  Разница: в первом предложении одна грамматическая основа, союз и связывает однородные члены - сказуемые (усилился и гнал), значит, запятая не ставится; во втором предложении две грамматические основы, союз и связывает части сложного предложения, значит, запятая ставится (Небо посветлело и вырисовывались паруса). Схемы предложений: 1. и . 2. , и .

Проверяем себя!

Общее в предложениях - их тема; в каждом предложении есть союз и

Разница: в первом предложении одна грамматическая основа, союз и связывает однородные члены - сказуемые (усилился и гнал), значит, запятая не ставится; во втором предложении две грамматические основы, союз и связывает части сложного предложения, значит, запятая ставится (Небо посветлело и вырисовывались паруса).

Схемы предложений:

1. и .

2. , и .

Обсуждение вопросов - Произносится ли первое из простых предложений в составе сложного с интонацией конца предложения?  Как связаны простые предложения в составе сложного? -Каким способом соединяются простые предложения в составе сложного? (Нет)  (Они связаны по смыслу и интонационно ) (С помощью союза и)

Обсуждение вопросов

- Произносится ли первое из простых предложений в составе сложного с интонацией конца предложения?

  • Как связаны простые предложения в составе сложного?

-Каким способом соединяются простые предложения в составе сложного?

(Нет)

(Они связаны по смыслу и интонационно )

помощью союза и)

Запомни! Простые предложения в составе сложных, которые соединяются с помощью союза, называются союзными .  Попробуем убрать союз из второго предложения: Небо посветлело, на нем темным силуэтом вырисовывались паруса судна. Запятая, как мы видим, при этом сохраняется. С союзом или без союза она играет разделительную роль, показывая наличие двух грамматических основ. Простые предложения в составе сложных, которые соединяются без помощи союза, называются бессоюзными .

Запомни!

Простые предложения в составе сложных, которые соединяются с помощью союза, называются союзными .

Попробуем убрать союз из второго предложения:

Небо посветлело, на нем темным силуэтом вырисовывались паруса судна.

Запятая, как мы видим, при этом сохраняется. С союзом или без союза она играет разделительную роль, показывая наличие двух грамматических основ.

Простые предложения в составе сложных, которые соединяются без помощи союза, называются бессоюзными .

Закрепление изученного материала  Прочитайте предложение и дополните описание его схемы. Утка в дудочку играет, а утята подпевают. 1) , а 2) . Это сложное предложение состоит из _____ _____ , связанных друг с другом интонацией и союзом ______. В первом предложении подлежащее - _____ _____, а сказуемое - _____ _____ . Во втором предложении главные члены - _____ _____. В конце сложного предложения стоит знак _____ ____.

Закрепление изученного материала

Прочитайте предложение и дополните описание его схемы.

Утка в дудочку играет, а утята подпевают.

1) , а 2) .

Это сложное предложение состоит из _____ _____ , связанных друг с другом интонацией и союзом ______. В первом предложении подлежащее - _____ _____, а сказуемое - _____ _____ . Во втором предложении главные члены - _____ _____. В конце сложного предложения стоит знак _____ ____.

Задание 1. Подчеркните основы, начертите схемы, подчеркните.  1. Бриз усилился, и судно  побежало быстрее.  2. Теперь рулевой  напрягся и чутко  прислушивался. 3. Шум  приближался, усиливался и  скоро обратился в яростный рёв. 4. Резкий порыв ветра налетел на судно, и оно стремительно повалилось на левый борт. 5. Всё совершилось мгновенно, сонные люди попадали с коек.  ( Б.С . Житков)

Задание 1. Подчеркните основы, начертите схемы, подчеркните.

1. Бриз усилился, и судно

побежало быстрее.

2. Теперь рулевой

напрягся и чутко

прислушивался. 3. Шум

приближался, усиливался и

скоро обратился в яростный рёв. 4. Резкий порыв ветра налетел на судно, и оно стремительно повалилось на левый борт. 5. Всё совершилось мгновенно, сонные люди попадали с коек.

( Б.С . Житков)

Проверяем себя! Предложения 2 и 3 простые, с однородными членами. Предложения 1, 4 и 5 сложные; предложения 1 и 4 союзные, 5 - бессоюзное. 1) , и . 2) и . 3) , и . 4) , и . 5) , . Отметим и объясним орфограммы в словах бри з , поб е жало, напря г ся, ч у тко, прибл и жался, обр а тился, ярос т ный, рё в , ре д кий, нал е тел, пов а лилось, сов е ршилось, со нн ые.

Проверяем себя!

Предложения 2 и 3 простые, с однородными членами. Предложения 1, 4 и 5 сложные; предложения 1 и 4 союзные, 5 - бессоюзное.

1) , и .

2) и .

3) , и .

4) , и .

5) , .

Отметим и объясним орфограммы в словах бри з , поб е жало, напря г ся, ч у тко, прибл и жался, обр а тился, ярос т ный, рё в , ре д кий, нал е тел, пов а лилось, сов е ршилось, со нн ые.

Задание 2. Найдите сложные предложения, подчеркните грамматические основы.  1) Нет счастья вне родины, каждый  интонация пускай корни в родную  землю. (И. Тургенев) 2) Я люблю  Россию до боли сердечной и даже  не могу помыслить себя где-либо,  кроме России. (М. Салтыков-  Щедрин) 3) Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское. (К. Паустовский) 4) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живём. (В. Песков)

Задание 2. Найдите сложные предложения, подчеркните грамматические основы.

1) Нет счастья вне родины, каждый

интонация пускай корни в родную

землю. (И. Тургенев) 2) Я люблю

Россию до боли сердечной и даже

не могу помыслить себя где-либо,

кроме России. (М. Салтыков-

Щедрин) 3) Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское. (К. Паустовский) 4) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живём. (В. Песков)

Задание 3. Спишите предложения, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Вставьте вместо пропуска слова хищный или хищнический. Выполните синтаксический разбор простых предложений. 1) Эпитет «простоватый» означал (не)столько умстве(н, нн)ую бедность сколько отсу_ствие ... накло(н, нн)остей. (М. Салтыков-Щедрин) 2) Пулей выт_нув шею несё(тся, ться) чирок над ним (не)отст_вая падая и примеряясь пр_ворный ... сокол. (А. Н. Толстой) 3) Ст_ратели портят по словам учё(н, нн)ых лучшие места своею ... выработкой золотонос(?)ного песка. (Д. Мамин-Сибиряк) 4) Он п_спешно разв_зал уз_лок ст_раясь уверну(тся, ться) от ... рук вырывавших его и сунул в чью(то) руку яблоко которое ему м_шало. (А. Куприн)

Задание 3. Спишите предложения, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Вставьте вместо пропуска слова хищный или хищнический. Выполните синтаксический разбор простых предложений.

1) Эпитет «простоватый» означал (не)столько умстве(н, нн)ую бедность сколько отсу_ствие ... накло(н, нн)остей. (М. Салтыков-Щедрин) 2) Пулей выт_нув шею несё(тся, ться) чирок над ним (не)отст_вая падая и примеряясь пр_ворный ... сокол. (А. Н. Толстой) 3) Ст_ратели портят по словам учё(н, нн)ых лучшие места своею ... выработкой золотонос(?)ного песка. (Д. Мамин-Сибиряк) 4) Он п_спешно разв_зал уз_лок ст_раясь уверну(тся, ться) от ... рук вырывавших его и сунул в чью(то) руку яблоко которое ему м_шало. (А. Куприн)

Подведение итогов 1. Что общего между простыми и сложными предложениями? 2. Чем различаются простые и сложные предложения? 3. Что такое союзные и бессоюзные сложные предложения? 4. Надо ли ставить запятую, если простые  предложения в составе сложного соединяются союзом и?

Подведение итогов

1. Что общего между простыми

и сложными предложениями?

2. Чем различаются простые и

сложные предложения?

3. Что такое союзные и бессоюзные

сложные предложения?

4. Надо ли ставить запятую, если простые

предложения в составе сложного

соединяются союзом и?