Урок по русскому языку в 5 классе на тему:
«Простые и сложные предложения»
Цели урока:
Цели: показать структурные различия между простыми и сложными предложениями, способы связи между простыми предложениями в составе сложного; развивать пунктуационные навыки.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать простые и сложные предложения; понимать связь простых предложений в составе сложного; отличать сложносочиненные предложения от сложноподчиненные.
Актуализация знаний
Расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
1.Птичьи голоса звенели всюду в поле в лесу в роще. 2.Со(?)нце пок .. залось из-за туч но вскоре скрыл .. сь.
3. Мухи осы и шмели укрываются в сухие убежища.
4. До чего красив осенний лес.
5. Ребята вы видели когда-нибудь
вековые могучие кор .. бельные сосны
Самоопределение к деятельности
Сравним предложения. Что в них общего и чем они различаются по строению? Найдем грамматические основы, составим схемы, проясним значение некоторых слов.
1. Бриз усилился и ходко гнал судно вдоль берега.
2. Небо посветлело, и на нем темным силуэтом вырисовывались паруса судна.
( Б.С. Житков)
Проверяем себя!
Общее в предложениях - их тема; в каждом предложении есть союз и
Разница: в первом предложении одна грамматическая основа, союз и связывает однородные члены - сказуемые (усилился и гнал), значит, запятая не ставится; во втором предложении две грамматические основы, союз и связывает части сложного предложения, значит, запятая ставится (Небо посветлело и вырисовывались паруса).
Схемы предложений:
1. и .
2. , и .
Обсуждение вопросов
- Произносится ли первое из простых предложений в составе сложного с интонацией конца предложения?
- Как связаны простые предложения в составе сложного?
-Каким способом соединяются простые предложения в составе сложного?
(Нет)
(Они связаны по смыслу и интонационно )
(С помощью союза и)
Запомни!
Простые предложения в составе сложных, которые соединяются с помощью союза, называются союзными .
Попробуем убрать союз из второго предложения:
Небо посветлело, на нем темным силуэтом вырисовывались паруса судна.
Запятая, как мы видим, при этом сохраняется. С союзом или без союза она играет разделительную роль, показывая наличие двух грамматических основ.
Простые предложения в составе сложных, которые соединяются без помощи союза, называются бессоюзными .
Закрепление изученного материала
Прочитайте предложение и дополните описание его схемы.
Утка в дудочку играет, а утята подпевают.
1) , а 2) .
Это сложное предложение состоит из _____ _____ , связанных друг с другом интонацией и союзом ______. В первом предложении подлежащее - _____ _____, а сказуемое - _____ _____ . Во втором предложении главные члены - _____ _____. В конце сложного предложения стоит знак _____ ____.
Задание 1. Подчеркните основы, начертите схемы, подчеркните.
1. Бриз усилился, и судно
побежало быстрее.
2. Теперь рулевой
напрягся и чутко
прислушивался. 3. Шум
приближался, усиливался и
скоро обратился в яростный рёв. 4. Резкий порыв ветра налетел на судно, и оно стремительно повалилось на левый борт. 5. Всё совершилось мгновенно, сонные люди попадали с коек.
( Б.С . Житков)
Проверяем себя!
Предложения 2 и 3 простые, с однородными членами. Предложения 1, 4 и 5 сложные; предложения 1 и 4 союзные, 5 - бессоюзное.
1) , и .
2) и .
3) , и .
4) , и .
5) , .
Отметим и объясним орфограммы в словах бри з , поб е жало, напря г ся, ч у тко, прибл и жался, обр а тился, ярос т ный, рё в , ре д кий, нал е тел, пов а лилось, сов е ршилось, со нн ые.
Задание 2. Найдите сложные предложения, подчеркните грамматические основы.
1) Нет счастья вне родины, каждый
интонация пускай корни в родную
землю. (И. Тургенев) 2) Я люблю
Россию до боли сердечной и даже
не могу помыслить себя где-либо,
кроме России. (М. Салтыков-
Щедрин) 3) Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское. (К. Паустовский) 4) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живём. (В. Песков)
Задание 3. Спишите предложения, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Вставьте вместо пропуска слова хищный или хищнический. Выполните синтаксический разбор простых предложений.
1) Эпитет «простоватый» означал (не)столько умстве(н, нн)ую бедность сколько отсу_ствие ... накло(н, нн)остей. (М. Салтыков-Щедрин) 2) Пулей выт_нув шею несё(тся, ться) чирок над ним (не)отст_вая падая и примеряясь пр_ворный ... сокол. (А. Н. Толстой) 3) Ст_ратели портят по словам учё(н, нн)ых лучшие места своею ... выработкой золотонос(?)ного песка. (Д. Мамин-Сибиряк) 4) Он п_спешно разв_зал уз_лок ст_раясь уверну(тся, ться) от ... рук вырывавших его и сунул в чью(то) руку яблоко которое ему м_шало. (А. Куприн)
Подведение итогов
1. Что общего между простыми
и сложными предложениями?
2. Чем различаются простые и
сложные предложения?
3. Что такое союзные и бессоюзные
сложные предложения?
4. Надо ли ставить запятую, если простые
предложения в составе сложного
соединяются союзом и?