СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Простые и сложные предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - практикум по теме  "Простые и сложные предложения". В ходе урока решаются пункутационные задачи, отдельным этапом выделена "Работа с текстом"

Просмотр содержимого документа
«Простые и сложные предложения»

Паспорт урока



Тип урока


Цель урока

Систематизация материала о простых и сложных предложениях на основе ранее изученного.

задачи

Вспомнить понятия простое и сложное предложение

Формировать умение отличать простое предложение от сложного, выполнять синтаксический разбор предложения

Развивать читательскую грамотность

Сопоставлять разные по составу предложения,

Уметь использовать в своей речи разные виды предложений

Планируемые результаты

Личностные: овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира, осознание эстетического богатства языка,

Метапредметные:

Анализировать, систематизировать информацию различных видов и форм представления (познавательные УУД), выражать свою точку зрения, уметь сотрудничать в группе, принимать цель и строить действия по е достижению (коммуникативные (УУД),

Владеть способами самоконтроля, самомотивации, рефлексии (регулятивные (УУД)

Предметные:

Уметь различать простые и сложные предложения, проводить устный и письменный анализ, расставлять знаки препинания, использовать в своей речи.


Межпредметные связи

Литература


Ресурсы урока

Компьютер, проектор, маршрутные листы, справочники (справочный материал), раздаточный материал














Ход урока :

1.Мотивация

Добрый день всем , кто присутствует на нашем уроке. Чтобы наша работа была успешной, я дарю вам талисманы удачи, которые помогут вам в работе на уроке.

Для работы у вас имеются маршрутные листы, подпишите их. Работать мы будем в группах, 4 рабочие группы

2.Определение целей и задач урока

Чтобы начать работу, необходимо определить тему нашего занятия. В этом нам поможет синквейн. (Слайд 2)

?

простое, сложное

сообщает, просит, спрашивает

основная единица синтаксиса

Общение

-Какое слово является темой синквейна? Обратите внимание на вторую строчку (Слайд 2)

-О каких предложениях мы будем говорить ?

Запишем тему урока :Простые и сложные предложения .

Это урок -практикум, а значит , в своей работе мы будем опираться на имеющиеся знания.

Цели нашего урока: (проговариваем совместно)

Вспомнить …

Уметь отличать…

Составлять…

Использовать…

У нашего урока есть эпиграф. Прочитайте его

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

А. С. Пушкин.

-С какой целью я взяла к уроку этот эпиграф?

( На уроке ю будут звучать строки об осени.)

- А почему именно пушкинские строки легли в основу урока?

(Осень-любимое время года великого поэта.)



Чтобы успешно выполнить практические задания, давайте вспомним теоретический материал. С этой целью проведем игру «Чемодан опыта» В него мы поместим ваши знания по теме «Предложение»

Знакомы ли вам понятия простое и сложное предложение? Обратимся к кластеру на рабочих листах к уроку.

Заполните схему, внесите то, что вы знаете.

Что нужно выяснить?

Обратимся к справочному материалу. Используя справочный материал, внесите необходимое в кластер, но уже другим цветом.

Давайте озвучим нашу схему Расскажите что вы вспомнили и что узнали

Кластер вывешиваю на доску из заранее заготовленных карточек.

3. Организация познавательной деятельности

1.Устный синтаксический разбор:

Определите, простое или сложное предложение перед вами

И туман и непогоды осень поздняя несет.

Дохнул осенний хлад ,дорога промерзает.

Синтаксический разбор предложений:

2.Давайте выполним анализ предложений.

Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой, красою тихою, блистающей смиренно.

Предложение сложное, союзное ,средство связи -сочинительный союз

Подберите синоним к слову бранят

И с каждой осенью я расцветаю вновь-простое предложение, невосклиц., распр ,повеств.







3.Работа по группам: Конструирование предложений:

Вставьте союзы (сочинительные или подчинительные) так, чтобы получились синонимичные предложения

1 группа : Подул легкий ветерок. Деревья тихо зашелестели.

2 группа: Из-за облаков показалась луна. Все замерцало тусклым светом.

3 группа Ветер затих. Погода улучшилась.

Каждая группа озвучивает составленные предложения.



4. Пунктуационный анализ предложения. Выполним задание, которое встречается на ОГЭ. Прочитайте предложение.

Поэзия Пушкина – неиссякаемый источник (1) который (2) как в сказке (3) поит «живою водою» всех, кто прикоснется к нему.

Выберите правильный ответ.

  1. 1,2 2) 1 3)1,2,3 4) 2, 3

-Как вы понимаете эти строки?



Об осени писал многие поэты .

Цифровой диктаант

Следующее задание состоит в следующем. Вам необходимо заполнить таблицу, распределить предложения на две группы: простые , сложные

  1. Лед неокрепший на речке студеной словно как тающий сахар лежит (Н.Некрасов) 2) Есть в светлости осенних вечеров умильная, таинственная прелесть. (Ф.Тютчев) 3) Солнце реже смеется, нет в цветах благовонья. (К.Бальмонт 4) Ель надломленная стонет, глухо шепчет темный лес. (Н.Некрасов)5) Мы и заметить не успели, как осень скучная пришла (К. Романов) 6) Приближалась довольно скучная пора -стоял ноябрь уж у двора (А.Пушкин) Осенний холод ласково и кротко крадется мглой к овсяному двору (С.Есенин)

Взаимопроверка



Исследуем!



Не только А.Пушкин посвящал осени поэтические строки. Обратимя к поэзии С.Есенина. Для анализа я взяла строки из стихов С.Есенина. Прочитайте четверостишие , расставьте знаки препинания и составьте схему.



Отговорила роща золотая

березовым веселым языком

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.



( С Есенин)



Облетевший тополь серебрист и светел.

В чем проявляется сходство?

Чем различаются схемы предложений?

Работа с текстом



  1. Осень в этом году стояла –вся напролет- сухая и теплая. (2) Березовые рощи долго не желетели. (3) Долго не увядала трава.

(4) я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (5)Вода булькала, позванивала, журчала. (6) Звуки эти заполняли все пространство между рекой и небосводом (7)Это курлыкали журавли.

(8) Я поднял голову. (9) Большие косяки журавлей тянули один за другим прямо к югу.

(10) сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (11) Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелет по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?

(12) Да что говорить1 Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью. (13) Каждый лист был совершенным творением природы, произведением ее таинственного искусства, недоступного людям.

(14)Я пишу все это осенней ночью. (15) Осени за окном не видно, она залита тьмой. (16)Но стоит выйти на крыльцо, как осень окружит тебя и начнет настойчиво дышать в лицо холодноватою свежестью своих загадочных черных пространств, горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к ночи неподвижные воды, начнет перешептываться с последней листвой, облетающей непрерывно и днем и ночью. (17) И блеснет неожиданным светом звезды, прорвавшейся сквозь волнистые ночные туманы.

(18)И все это покажется нам великим шедевром природы, целебным подарком природы, напоминающим, что жизнь вокруг полна значения и смысла.



Вопросы и задания:



1.О чем этот текст? Выберите правильный вариант ответа:

1.Это текст о бережном отношении к природе

2.Этот текст об отлете журавлей

3.Этот текст о красоте осенней поры.



2.Озаглавьте текст

3..Найдите в тексте слово, с лексическим значением «уникальное, непревзойденное творение, высшее достижение искусства, мастерства или чего-либо другого.»





4.Найдите верные и неверные утверждения:



Факт

верно

неверно

Автор наполнил сосуд водой и начал переливать воду в другой сосуд




Я плыл по реке осенней ночью




Курлыканье журавлей сравнивается с журчащей водой









5. Найдите в тексте по данным схемам предложения:

1.

2.

3

6. Запишите цифрой количество простых предложений во втором абзаце:



7 Определите средство выразительности:

А .теплая осень


  1. Сравнение

Б.тончайший слиток из золота и бронзы


  1. Олицетворение

В..осень окружит и начнет дышать в лицо


3.Фразеологизм

Г и днем и ночью


4.Эпитет


5. Метафора



А

Б

В

Г









Работа с текстом выполняется в группе , затем идет самооценивание и заполнение маршрутного листа. Выставляется количество баллов.

Теперь подводим итоги своей работы. Заполните маршрутный лист, поставьте себе оценку.

Рефлексия

Сегодня я узнал (вспомнил, повторил)…

Было трудно….

Мне на уроке понравилось (запомнилось)

Меня удивило….



Домашнее задание :

1 уровень

Подобрать примеры из лирических стихов по 3 примера простых и сложных предложений

2 уровень

Прочитать рассказ К. Паустовского «Наедине с осенью», выписать

4 простых предложения с союзом и

4 сложных предложения с союзом и

3 уровень

Творческая работа : написать лирический этюд «Осенняя фантазия»



Сегодня на уроке вы услышали много красивых поэтических слов об осени русских поэтов и писателей. Осень полностью вступила в свои права и скоро передаст их зиме. Я благодарна осени, что смогла познакомиться с вами.



Критерии оценивания к заданию «Работа с текстом»

  1. О чем этот текст

Критерии оценивания: 0-1

2.Озаглавьте текст.

Критерии оценивания по ключевым словам: осень, осенние шедевры, любовь к осени. 0-1 балл

3 Найдите в тексте слово с лексическим значением «уникальное, непревзойденное творение, высшее достижении искусства, мастерства или чего-либо другого»



за верно определенное слово 1 балл

4)

1-2 правильных ответа -1 балл

3 правильных ответа – 2 балла

4 правильных ответа – 3 балла

5. Критерии оценивания: за каждое правильно найденное предложение – 1 балл Максимальное количество – 3 балла

6 Критерии оценивания – 0-1 балл

7. Средства выразительности



1-2 правильных ответа -1 балл

3 правильных ответа – 2 балла

4 правильных ответа – 3 балла

Итого : 13 баллов