Тема: Простые и составные предлоги (7 класс)
Цели:
Образовательные: дать понятие о простых и составных предлогах, сформировать знания, умения, навыки различать простые и составные предлоги; проверить знания учащихся по теме «Предлог»
Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, память; формировать направленность личности на рефлексию собственной деятельности; развивать грамотную и образную речь, умение анализировать, формулировать вопросы, продолжить работу над формированием функциональной грамотности учащихся.
Воспитывающие: воспитывать интерес к изучению русского языка, к родной природе, Родине.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы: частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности: парная, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: интерактивная доска
Методическое обеспечение урока: презентация к уроку «Простые и составные предлоги»; раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
Добрый день, ребята.
- Кто сегодня пришел на урок в хорошем настроении?
- Кто готов на уроке получить новые знания?
Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуем их. Повернемся, улыбнемся. И начнем наш необычный урок.
II. Актуализация знаний.
Сценка. (Участники: ученик и ученица)
Ученик, сидя на стуле:
Чудесный выдался денёк,
А я учу предлоги…
Я должен твёрдо знать урок:
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
«Что значит - «по»?
Что значит – «за»?
И «за» и «по» - предлоги…»
А хорошо бы ЗА порог
И мчаться ПО дороге!..
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?
Вбегает ученица:
- Что ты, Митя, как же ты без предлогов жить-то будешь?
Митя: Легко и просто! Самостоятельные части речи я выучил, без служебных обойдусь!
Ученица: Без предлогов даже самостоятельные части речи обойтись не могут!
-А вы согласны? Аргументируйте свою точку зрения.
- Расскажите о предлоге, восстанавливая материал в схеме. Приведите примеры. (Изображение на слайде):
Как отличить производный предлог от другой части речи?
- к предлогу нельзя поставить вопрос;
- у предлога нет самостоятельной роли;
- к предлогу можно подобрать синоним;
- у предлога на конце пишется е.
III. Постановка проблемы.
Прочитайте выразительно текст. Какой частью речи являются омоформы (тексты на партах)?
В течении, могучем, стремительном и быстром, плыла красивая лодка. И пусть на ней был опытный гребец, лодка стала крутиться, прекратив подчиняться человеческому желанию и воле. В течение часа человек пытался бороться со стихией. Наконец, опасность миновала, и лодка спокойно поплыла, послушная воле человека. (В первое предложение мы написали слово течении. Это существительное в предложном падеже. В третье предложение вставили слово течение. Вместе с в оно является производным предлогом). Найдите в тексте и прочитайте предложение с деепричастным оборотом. Объясните постановку пунктуационных знаков в данном предложении. Составьте схему предложения.
IV. Определение темы и целей урока. Изучение нового материала.
- Назовите из текста все предлоги, состоящие из одного слова.
В,на, со — это предлоги, состоящие из одного слова.
Назовите предлог, состоящий из двух слов.
В течение — это предлог, состоящий из двух слов.
- Скажите, какие из этих предлогов называются простыми, а какие — составными? Выдвините свою гипотезу, не заглядывая в учебник.
Предлоги, состоящие из одного слова, называются простыми, а состоящие из двух слов — составными.
- Уточните, с какими видами предлогов вы сейчас познакомились, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Мы познакомились с простыми и составными предлогами. Значит, тема сегодняшнего урока: Простые и составные предлоги.
- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.
Цель урока: познакомиться с простыми и составными предлогами, научиться различать простые и составные предлоги.
V. Работа по учебнику.
- Ребята, проверим вашу гипотезу, прочитаем правило в учебнике, стр. 141
- упр. 344 (работа в парах). Выписать из текста простые и составные предлоги в 2 столбика. Самая быстрая пара выходит к доске.
Простые: позади, по, наподобие, вследствие, ввиду
Составные: по мере, по случаю, по поводу
VI. Физминутка.
Я буду называть предложения, а вы внимательно слушаете. Если я называю в предложении правильный предлог, то вы должны поднять руки вверх. А если я в предложении употребляю предлог неправильно, то вы должны покачать головой.
Вернуться со школы.- качаем
Ваза стоит на столе. - подн
Продукты покупают на магазине. качаем.
Кот спит в диване. качаем
В роще пели соловьи. подн
Арбузы покупают в рынке. качаем
Пойти в гости до бабушки. качаем
Дерево сажают в почву. подним
В лесу много грибов. подн
Утром все спешат в работу. качаем
- Кто был внимателен: какие предлоги по структуре употребила? (Простые)
VII.Творческое задание. (работа в парах)
Краткое сообщение по биографии художника
Исаак Ильич Левитан– великий русский художник. Известен как мастер «пейзажных настроений», в своих картинах воспевал красоту русской природы. Родился 30 августа1860 г. в Литве в местечке КибАрты. Сын еврея, учителя иностранных языков Ильи Абрамовича Левитана. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В.Г. Перова, А.К. Саврасова и В.Д. Поленова. Рано лишившись родителей, испытывал большие материальные трудности, часто оставаясь без жилья и пропитания. Результатом лишений юности стала болезнь сердца. В конце 1880-х гг. Левитан ездил для лечения в Крым, привезя оттуда около шестидесяти пейзажей. Многолетней мечтой художника было путешествие по Волге, которая осуществилась после крымской поездки. Около трех лет Левитан писал волжские пейзажи, став одним из главных живописцев Волги. Член Товарищества Передвижников, академик, выставлялся на выставках «Мир искусства». Участвовал в Парижских выставках. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Автор многочисленных лирических пейзажей России: Подмосковья, Поволжья, Крыма. К наиболее известным картинам И. И. Левитана относятся полотна “Осенний день”, “Березовая роща” и “Вечер на Волге”. Был близким другом писателя Антона Павловича Чехова. И. Левитан ушел из жизни 4 августа 1900 г. Похоронен в Москве.
Р
абота по картине И.Левитана «Март». Работа с текстом. Задание: вставьте в текст определения в соответствии с изображенным на картине. Предлоги возьмите в прямоугольник.
«Март» - один из лучших пейзажей И. Левитана.(Солнечный, весенний)____день. Справа виднеется стена (деревянного, желтого)____дома. Дом освещён (яркими, теплыми)___лучами весеннего солнца, и поэтому он кажется оранжевым в тех местах, куда прямо падают солнечные лучи.
Возле дома стоят(стройные, белоствольные)____берёзки. Их верхушки тонким узором рисуются на фоне (яркого, голубого)____неба. Слева темнеют _(зеленые)__ели., подчеркивая белизну стволов берёз. Лучи солнца озаряют верхушки деревьев. От деревьев на снег падают (густые, фиолетовые)____тени. Снег на картине имеет множество цветовых оттенков: около деревьев – (голубоватый, сероватый)___, на дороге – (грязный, желтовато-серый)___.
(коричневым)___пятном выделяется лошадь, пригревшаяся на солнце. Хочется подышать_(свежим)___воздухом. Очень искусно использует художник краски. Так, при помощи (теплых)____тонов Левитан сумел передать пробуждение весенней природы, начало весны.
Определите тип речи (описание), стиль речи (художественный). Определите тему текста и главную мысль текста. Разобрать по составу слова падают, пригревшаяся, весенней. Найдите предложения с причастным и деепричастным оборотом.
VIII. «Лови ошибку!» («+» «- « в тетрадь)
Предлог – это служебная часть речи.(+)
Предлоги бывают простыми и составными.(+)
Предлоги могут употребляться как с одним падежом, так и с несколькими.(+)
В предложении предлог является дополнением.(-)
Предлог выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.(+)
Предлог благодаря является производным. (+)
По значению предлоги делятся на пространственные, целевые, временные и причинные. (+)
Предлоги из-за, из-под пишутся через дефис. (+)
По происхождению предлоги могут быть производными и непроизводными. (+)
Взаимопроверка
( 0-3 – «2»
4-5 – «3»
6 – «4»
7 - «5» ).
IX. Рефлексия. Подведение итогов.
-Какова цель нашего урока?
Продолжите:
- Я узнал…
Я научился…
Я понял, что могу…
Мне понравилось…
- Какие предлоги называются простыми, а какие составными?
Нарисуйте смайлик на полях вашей тетради, передающий ваше настроение.
X. Домашнее задание
П. 55, упр. 345