Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать мышление, воображение ребенка, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения и навыки, развивать свои способности. Так же игры формируют у ребенка с нарушением интеллекта умение анализировать предметы, умение сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. Дидактические игры способствуют формированию одного из ценнейших качеств человеческого ума – его подвижности и гибкости.
Я подобрала систему дидактических игр, способствующих развитию наглядно – образного мышления детей дошкольного возраста и предлагаю некоторые варианты.
Предложенные игры в значительной мере способствуют развитию наглядно – образного мышления дошкольников.
«Найди домик»
Цель игры – развитие наглядно – образного мышления, умение группировать картинки, подбирать обобщающие слова. Для проведения игры используются карточки с изображением домиков, в каждом домике по 4 окна. На чердаке каждого домика изображен предмет посуды (тарелка), овощ (морковь), фрукт (апельсин), одежды (пиджак), игрушка (пирамидка), животное (кошка) и др. Затем ребенку поочередно предлагают картинки со словами: «Найди домик для этой картинки (предмета)». После того, как ребенок разместит все картинки, ему задают вопрос: «Почему эти предметы живут вместе в одном домике?».
«Что лишнее, почему?»
Целью данной игры является развитие наглядно – образного мышления, логического мышления.
В ходе проведения игры ребенку предлагают серию картинок со словами: «Внимательно посмотри на картинки и скажи, какой из 4 – х предметов лишний. Почему?».
«Найди заплатку»
Цель игры - развитие наглядно-образного мышления.
Для проведения данной игры используются картинки с отсутствием некоторых фрагментов. Ребенку предлагают выбрать из предложенных фрагментов подходящую "заплатку" для "коврика".
«Кому чего недостает?»
Целью данной игры так же является развитие наглядно-образного мышления.
Для проведения игры необходим рисунок, на котором изображены дети, каждому из которых чего-то не хватает. То, чего им недостает, изображено отдельно внизу на этом рисунке. Задание заключается в том, чтобы ребенок смог определить, кому и чего не хватает, назвать соответствующих детей и указать те предметы, которых им недостает.
«Группировка предметов»
Цель игры – развитие наглядно – образного мышления, умение группировать картинки, подбирать обобщающие слова.
Для проведения данной игры необходимы картинки, которые представлены в приложении.
Перед тем как начать игру, ребенку дается инструкция: «Сейчас, мы немного поиграем, тебе нужно быть очень внимательным, если тебе что-нибудь не понятно задавай вопросы». Этапы работы над данной игрой.
Перед ребенком в ряд выкладывают по одной картинке из категорий: посуда, одежда, овощи. Остальные картинки выкладываются под ними в случайном порядке. Их необходимо рассмотреть и назвать.
Ребенку предлагается следующая инструкция: «Внимательно посмотри, какие картинки лежат в верхнем ряду. Теперь я возьму одну картинку (педагог берет картинку, относящуюся к той же группе, что и первая) и положу ее вот сюда (кладет под первой картинкой)». Затем берет любую другую карточку и спрашивает ребенку: «А куда ты положишь эту картинку?» и т.д. В результате должно получиться три группы по четыре карточки, которые в каждой группе располагаются одна под другой.
«Разложи по порядку»
Целью данной игры является развитие наглядно – образного мышления, выявление понимания ребенком смысла ситуации, установление причинно – следственных связей, умение рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения.
Для выполнения этого задания необходимы картинки (варианты картинок представлены в приложении). Перед ребенком на столе в произвольном порядке выкладывают серии картинок. Предлагается их внимательно рассмотреть, разложить по порядку и дать необходимые объяснения.
Таким образом, использование вышеперечисленных игр и упражнений, правильно подобранных методов, средств и форм коррекционной работы, способствует интенсивному развитию наглядно-образного мышления и других психических процессов у умственно отсталых дошкольников.