ПРОТОКОЛ № 6
от «28» марта 2024 года
Тема: «Применение современных педагогических технологий для достижения нового качества знаний учащихся в рамках реализации ФГОС и ФОП»
Присутствовали: 4 человека
ПОВЕСТКА ДНЯ:
Результаты обученности учащихся по предметам МО «Филология» за 3 четверть, анализ результатов оценочных процедур.
Подготовка к ВПР. Выявление пробелов в знаниях учащихся с низкой мотивацией по результатам оценочных процедур, организация работы по их устранению при подготовке к ВПР.
О своевременном заполнении электронных журналов.
Работа в творческих группах. Выступления педагогов МО по теме самообразования.
По первому вопросу слушали Белову И.С. Она ознакомила присутствующих с результатами успеваемости учащихся за 3 четверть.
Русский язык:
Родная литература:
Литература:
Английский язык:
Слушали Белову И.С. об анализе результатов оценочных процедур.
Русский язык. 6 класс.
Тема: числительное (тест)
Работу выполняли 13 чел.
Дата проведения работы: февраль 2024 г.
Учитель ЭнтинаМ.Л..
Результаты:
«5» - 0 чел
«4» - 5 чел.(42%)
«3» - 8 чел.(68%) КЗ – 42 %
«2» - 0 чел. УО –100%
Выводы: учащиеся справились с работой, но испытывали трудности в определении морфологических и синтаксических признаков числительного (68%), не смогли разобраться с употреблением форм числительного (50%), допустили существенные ошибки в склонении дробных числительных (48%).
Учителю необходимо повторить на уроках тему «Числительное», отработать морфологические и синтаксические признаки числительного.
Русский язык. 10 класс. Тест в формате ЕГЭ.
Кол-во уч-ся, выполнявших работу - 10 чел.
Дата выполнения работы - февраль 2024 г.
Время выполнения работы - 90 минут.
Учитель Белова И.С.
Максимум за работу – 15 баллов
Результаты:
14-15 баллов - 1 чел. (10%)
10 -13 баллов - 2 чел. (20 %)
7-9 баллов - 6 чел. (60 %)
0-6 баллов – 1 чел. (10%)
КЗ – 30 %
УО – 90 %
Выводы:
С заданиями пробного экзамена формата ЕГЭ справились не все обучающиеся.
Все учащиеся справились с определением смысловой цельности текста и его информационной обработкой. Были допущены ошибоки в пунктуации простого осложненного и сложного предложений; орфографические ошибки связаны с написанием Н-НН в разных частях речи и правописанием НЕ-НИ в словах; а также ошибки ошибок на различение паронимов.
На уроках, консультациях по подготовке к ЕГЭ уделять внимание темам, на которые были допущены ошибки в контрольной работе. Организовать зачеты, индивидуальные задания по темам, вызывающим затруднения у учащихся, с целью успешной подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Провести в мае диагностическую контрольную работу в формате ЕГЭ.
Литература. 11 класс.
Тема: Анализ лирического произведения
Работу выполняли 2 чел.
Дата проведения работы: январь 2024 г.
Учитель Белова И.С.
Результаты:
«5» - 2 (100%)
«4» - 0
«3» - 0 КЗ – 100%
«2» - 0 УО – 100%
Выводы: качество знаний и уровень обученности анализу лирического произведения высокие. Основное затруднение испытывали учащиеся при определении стилистических фигур стихотворения Н.Некрасова, определении значения эпитета, синонима и др. в стихотворении. С творческим заданием (развернутый ответ на поставленный по стихотворению вопрос) справились все учащиеся.
Учителю необходимо при анализе лирических произведений развивать умение решать проблемные вопросы, связанные с произведением, использовать письменное рассуждение как способ систематизации и обоснования собственных мыслей о прочитанном; обращать внимание на особенности синтаксиса как средства художественной выразительности в стихотворении.
Английский язык. 8 класс.
Тема: чтение, говорение в формате ЕГЭ
Работу выполняли 12 чел.
Дата проведения работы: март 2024 г.
Учитель Цыренова А.Т.
Результаты:
«5» - 0
«4» - 2 (16%)
«3» - 10 (78 %) КЗ – 14%
«2» - 0 УО – 100%
Вывод: В качестве контрольных заданий были предложены три текста экзаменационного типа (время выполнения - 45 минут) – задание базового уровня с кратким ответом (задание на соответствие), направленного на понимание основного содержания прочитанного; задание повышенного уровня, направленного на контроль понимания структурно-смысловых связей текста; задание высокого уровня, направленного на детальное понимание прочитанного.
В целом учащиеся показали низкие результаты. Основное количество ошибок было допущено при работе со вторым и третьим заданиями: часть учащихся не смогла правильно определить основную идею и отличить ее от второстепенной информации, уделяя внимание несущественным деталям, не смогли проигнорировать избыточную информацию. Причиной ошибок во втором задании является незнание частью учащимися грамматических и лексических норм сочетаемости, принятых в английском языке. С третьим заданием не справился ни один учащийся. Остальные учащиеся испытали трудности, так как в достаточно сложном тексте, изобилующем большим количеством незнакомых слов не смогли определить смысл, связанный не с прямой, а косвенной информацией, основывающейся на понимании причинно-следственных связей, модальности высказываний (намерений и отношений).
Учителю рекомендуется: прорабатывать на уроках тесты различного характера, с заданиями разных типов; расширять лексический запас; использовать при работе с текстами перефраз, контекстуальную языковую догадку. Учить в целом стратегиям работы с экзаменационными заданиями разных типов, лексическому и грамматическому анализу текста, искать подсказки в структуре текста, заголовке. Необходимо отметить, что практически все учащиеся теряются при работе с заданиями по чтению, когда тексты изобилуют большим количеством незнакомых слов. Учителю следует ознакомить школьников с приемами, которые помогут определить значение новых слов по отдельным признакам. Необходимо тренировать учащихся в чтении, когда особое внимание надо уделять последнему слову или выражению перед каждым пропуском. Усилить контроль выполнения домашнего задания. Проводить словарные диктанты, словарные работы систематически. Причиной подобной результативности может служить бедный словарный запас учащихся, недостаточное знание этимологии языка, лексического значения слов, недостаточное владение грамматическим материалом.
Английский язык. 11 класс.
Тема: Лексико – грамматический тест
Работу выполняли 2 обучающихся.
Дата проведения работы: февраль 2024 г.
Учитель Климова Г.В.
Результаты:
«5» - 2 (100%)
«4» - 0
«3» - 0 КЗ –100%
«2» - 0 УО – 100%
Выводы: по результатам выполнения заданий лексико-грамматического теста учащиеся 11 класса допустили незначительные ошибки. Наиболее высокий процент по следующим темам: причастия настоящего и прошедшего времени - 80%; зависимая и независимая форма притяжательных местоимений – 80%; исчисляемые и неисчисляемые существительные - 70%.
Учителю рекомендуется: прорабатывать на уроках тесты различного характера, с заданиями разных типов; расширять лексический запас; использовать при работе с текстами перифраз, контекстуальную языковую догадку. Учить в целом стратегиям работы с экзаменационными заданиями разных типов, лексическому и грамматическому анализу текста, искать подсказки в структуре текста, заголовке. Усилить контроль выполнения домашнего задания. Проводить словарные диктанты, словарные работы систематически. Причиной подобных результатов явилось: бедный словарный запас учащихся, недостаточное знание этимологии языка, лексического значения слов, недостаточное владение грамматическим материалом.
Решили: Принять информацию к сведению. Программа по предметам выполнена полностью. Качество знаний высокое и среднее. Низкий уровень по русскому языку в 6, 8 и 10 классах, в 6 и 10 классах по английскому языку. Учителям необходимо в 4 четверти использовать дифференцированный подход, различные приемы и методы в работе, которые способствовали бы улучшению качества знаний; заниматься мониторингом, отслеживанием типичных ошибок школьников в работах проверочного характера.
Считать работу МО «Филология» по выполнению школьной циклограммы выполненной успешно. Все работы проведены в срок, в отдельных случаях сроки были перенесены по объективным причинам. Учесть рекомендации по каждой работе с целью уменьшения ошибок учащимися, улучшением качества знаний; на уроках организовать работу по прочному усвоению учебного материала учащимися.
По второму вопросу слушали Энтину М.Л. о подготовке к ВПР.
Она ознакомила присутствующих с графиков ВПР:
№ п.п. | Предмет | Класс | Дата | Продолжительность |
1 | Русский язык | 6 | 11.04 | 90 минут |
2 | 5 | 17.04 | 60 минут |
3 | 8 | 18.04 | 90 минут |
4 | 7 | 23.04 | 90 минут |
Результаты ВПР на уровне ОО позволяют осуществить текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации, вести индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, обеспечить функционирование
внутренней системы оценки качества образования. Также ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий и овладения межпредметными понятиями. Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в образовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения. Система мер по подготовке обучающихся к ВПР по русскому языку включает следующие направления деятельности.
Информационно – разъяснительная работа:
ознакомление обучающихся с организационными вопросами по подготовке к ВПР, составление памяток по выполнению заданий ВПР, проведение родительских собраний по вопросам подготовки и участия в ВПР, составление памяток для родителей.
Методическая работа:
соотнесение перечня планируемых результатов по русскому языку из Примерной основной образовательной программы основного общего образования с "Описанием всероссийской проверочной работы по русскому языку для обучающихся", вариантами ВПР, УМК; подбор заданий и их решение на уроках с целью оценки готовности обучающихся к ВПР; систематизация затруднений и пробелов в знаниях учащихся класса и каждого ученика для оказания адресной помощи; выявление обучающихся «группы риска» и составление плана работы с ними; планирование работы по отработке умений и развитию навыков выполнения заданий; рассмотрение и отработка материала тем, вызывающих затруднения у обучающихся в рамках классной работы, домашней работы, консультаций.
Решили: Рекомендовать к использованию в педагогической практике эффективные приемы и методы для подготовки учащихся к ВПР по русскому/английскому языку и литературе.
По третьему вопросу слушали Климову Г.В. о работе со школьной документацией, системой работы с электронными журналами.
На моменте проверки школьной документации и системы работы с электронными журналами в АИУС «Сетевой город» (сентябрь – январь 2023-24) установлено: записи в электронных журналах соответствуют записям тематического планирования по предметам. Обратить внимание на точность в записях домашнего задания.
Решение: всем учителям необходимо работать со всеми видами школьной документации в соответствии с инструкцией. Домашнее задание записывать максимально точно и подробно.
По четвертому вопросу слушали Белову И.С. Она выступила с темой самообразования «Методические подходы к формированию и развитию читательской грамотности школьников на уроках русского языка и литературы».
Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Формировать читательскую грамотность можно и нужно на любом уроке. Но базовым предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения.
Вот несколько эффективных, на мой взгляд, приёмов работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности.
Приём – «Чтение с остановками»
Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Данная стратегия способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались неверными.
Приём «Синквейн».
В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.
Приём «Работа с вопросником»
Этот приём можно применять при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причём вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
Приём «Мозговой штурм»
позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.
Приём «Письмо с (пробелами)».
Для формирования читательского умения рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний, а также для «работы над ошибками», если текст не был понят правильно ранее.
Суть приема проста: «спрятать» слова в тексте и попросить обучающихся восстановить текст.
Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого осознанного чтения от класса к классу. Если мы будем использовать приемы и методы быстрого и эффективного чтения, то получим читающего ученика».
Решили: Принять информацию к сведению и использованию в работе.
Решение:
Принять информацию к сведению и исполнению.
Организовать работу по прочному усвоению учебного материала учащимися.
Использовать в педагогической практике эффективные приемы и методы для подготовки учащихся к ВПР.
Работать со всеми видами школьной документации в соответствии с инструкцией.
Считать работу МО «Филология» по выполнению школьной циклограммы за 3 четверть выполненной успешно.