СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фронтальные лабораторные работы. 8 класс.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В папке содержится 14 лабораторных работ. Сокращенный вид. Каждая работа располагается на одном отдельном  листе. Можно распечатать две работы на одном листе.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«ЛР № 1 и 2»

Дата _____________ ФИ___________________________________________________ 8 «_____» класс

Лабораторная работа № 1по теме:

«Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».


Цель работы: исследовать изменение со временем температуры остывающей воды, построить график изменения температуры с течением времени.

Приборы и материалы: сосуд с горячей водой (70оС – 90оС), термометр, стакан,

секундомер.

Ход работы:

1. Определите цену деления и абсолютную погрешность термометра.

Ц.д.термометра= _______________. ΔТ= 1/2Ц.д.термометра= ______________.

2. Какую минимальную температуру можно измерить этим прибором (Тmin)? ________

3. Какую максимальную температуру можно измерить этим прибором (Тmax)? _______

4. Налейте в стакан горячую воду массой 100 - 150 г.

5. Поместите термометр в воду и каждую минуту снимайте его показания.

Примечание: Термометром слегка перемешивают жидкость и при измерении температуры не вынимают его из жидкости, глаза при отсчете по шкале располагают на уровне столбика рабочей жидкости термометра.

Результаты измерений занесите в таблицу.

6. По полученным данным постройте график изменения температуры с течением времени, при этом по оси ОХ отмечайте время t, а по оси ОУ – температуру T.

Таблица

Время

t, мин.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Температура

Т, °С
















Т, °С







































































































































































100

90

80

70

60

50

40

30

20

10




График

изменения

температуры

с течением

времени.

t, мин


0


2 4 6 8 10 12 14

Сделайте вывод о проделанной работе.

Напишите, в области, каких температур вода остывает быстрее? Напишите, что происходит с изменением внутренней энергией спирта при опускании столбика.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ОЦЕНКА ________

Дата _____________ ФИ___________________________________________________ 8 «_____» класс

Лабораторная работа № 2 по теме:

«Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

Цель работы: определить количество теплоты, отданное горячей водой и

полученное холодной при теплообмене, и объяснить полученный результат.

Приборы и материалы: калориметр, 2 измерительных стакана, термометр, холодная и горячая вода.

Ход работы:

1. Определите цену деления и абсолютную погрешность термометра.

Ц.д.термометра = ____________. Δt = 1/2Ц.д.термометра = ____________.

2. Какую минимальную температуру можно измерить этим прибором? ____________

3. Какую максимальную температуру можно измерить этим прибором? ___________

4. Налейте в измерительный стакан 100мл холодной воды. Масса холодной воды - m1 = 100г. (Примечание: m = ρ·V = 1г/см3 · 100 мл = 1г/см3 · 100 см3 = 100 г).

5. Измерьте термометром температуру холодной воды (t1).

6. Теперь налейте во второй измерительный стакан 100 мл горячей воды. Масса горячей воды - m2 = 100г.

7. Перелейте во внутренний стакан калориметра горячую воду массой 100г и измерьте термометром температуру горячей воды (t2).

8. Перелейте в калориметр с горячей водой холодную воду. Осторожно помешивая воду, измерьте температуру полученной смеси (t).

9. Рассчитайте количество теплоты (Q1), полученное холодной водой по формуле:

Q1 = с · m1·(t - t1), где с = 4200 Дж/(кг· 0С) – удельная теплоемкость воды.

_______________________________________________________________________________________________________

10. Рассчитайте количество теплоты (Q2), отданное горячей водой по формуле:

Q2 = с · m2·(t2 - t), где с = 4200 Дж/(кг· 0С) – удельная теплоемкость воды.

______________________________________________________________________________________________________

Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

Таблица


Масса холодной

воды,


m1, кг

Начальная температура холодной воды, с учетом погрешности

(t1 ± Δ t) ºС


Масса горячей

воды,


m2, кг

Начальная температура горячей

воды, с учетом погрешности

(t2 ± Δ t) ºС

Температура полученной смеси, с учетом погрешности



(t ± Δ t) ºС

Количество теплоты, полученное холодной водой,



Q1= сm1(t -t1)


Дж

Количество теплоты, отданное горячей водой


Q2 = сm2(t2-t)


Дж










Сделайте вывод о проделанной работе.

Сравните количества теплоты Q1 и Q2 и сделайте соответствующий вывод.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ОЦЕНКА__________

8 класс Суздальцева Н.В. Л/Р

Просмотр содержимого документа
«ЛР № 11 и 12»

Дата _____________ ФИ_________________________________________________ 8 «_____» класс

Лабораторная работа № 11 по теме:

«Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)».

Цель работы: познакомиться на модели электродвигателя постоянного тока с его устройством и работой; экспериментально определить зависимость скорости и направления вращения якоря двигателя от изменения силы тока в и направления тока в двигателе.

Приборы и материалы: батарея (4,5 В), электродвигатель, реостат, ключ, амперметр, соединительные провода, металлический планшет.

Ход работы:

1. Внимательно изучите модель электродвигателя. Проверните вручную его якорь, определите, насколько свободно он вращается. Найдите на панели гнёзда для подключения двигателя к электрической цепи.

2. Соберите установку, как показано на схеме. Соединив все последовательно.

3. Ползунок реостата переведите в положение, при котором сопротивление максимально.

4. После проверки цепи учителем, замкните ключ.

5. Перемещая ползунок реостата, плавно увеличивайте силу тока в двигателе, пока его якорь не начнет медленно вращаться.

6. Определите направление вращения якоря.

7. Продолжая увеличивать силу тока, установите, зависит ли от этого скорость вращения якоря.

Заполните таблицу.

Регулирование ползунка реостата

Результат измерения силы тока с учетом погрешности

(Iизм ± ΔI ) А

Направление вращения якоря

(по часовой стрелке, против часовой стрелке, не вращается)

Изменение скорости вращения электродвигателя

(увеличилась, уменьшилась, не изменилась)

Сопротивление максимально




Сопротивление уменьшается




Сопротивление минимально




8. Укажите на схеме направление тока в двигателе, обозначьте клеммы амперметра.

9. Измените направление тока в двигателе, поменяв местами соединительные провода на его панели.

10. Установите, изменилось ли при этом направление вращения якоря.

Напишите вывод о том, от чего зависит скорость и направление вращения якоря электродвигателя постоянного тока.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ОЦЕНКА _______

Дата _____________ ФИ_________________________________________________ 8 «_____» класс

Лабораторная работа № 12 по теме:

«Исследование зависимости угла отражения от угла падения света».

Цель работы: установить зависимость угла отражения от угла падения света на отражающую поверхность зеркала.

Оборудование: металлический планшет, лампа на подставке (или лазер), ключ, экран с узкой щелью, плоское зеркало, лимб, батарея (4,5 В), соединительные провода.

Ход работы:

1. Соберите установку, схема которой показана на рисунке. Лампу, ключ, экран установите на планшет. Лампу и ключ соедините последовательно и подключите к батарее. Экран разместите в 3 – 4 см от лампы. Луч света, пройдя через щель экрана, должен распространяться перпендикулярно его плоскости.

2. Вплотную к экрану со стороны, противоположной

лампе, положите на планшет лист бумаги, а на него

лимб. Лимб расположите так, чтобы луч света, скользя по его поверхности, проходил

через оба деления, отмеченные цифрами 0. Обведите на листе бумаги контур лимба.

3. Определите цену деления и абсолютную погрешность шкалы лимба.

_______________________________________________________________________

4. Установите зеркало с помощью держателя в центре лимба. При этом поверхность зеркала с отражающим слоем должна располагаться на линии полукруга, нанесенной на лимбе. Нижний край зеркала должен прилегать вплотную к поверхности лимба.

5. Определите и запишите в таблицу величины углов отражения и падения света на зеркало в начале опыта.

6. Поверните лимб так, чтобы угол падения света на зеркало составил 10º. Поворачивая лимб нужно соблюдать два условия: 1) зеркало относительно лимба двигаться не должно; 2) лимб не должен выходить за пределы контура, нанесенного на листе бумаги.

7. Измерьте угол отражения.

8. Повторите измерение угла отражения при углах падения в 20º, 30º, 40º и 50º.

Полученные данные занесите в таблицу.

Таблица


00

10°

20°

30°

40°

50°

Угол падения, αº







Угол отражения, βº








Напишите вывод о том, как зависит угол отражения света от угла падения.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________ОЦЕНКА__________

8 класс Суздальцева Н.В. Л/Р

Просмотр содержимого документа
«ЛР № 13 и 14»

Дата _____________ ФИ_________________________________________________ 8 «_____» класс

Лабораторная работа № 13 по теме:

«Исследование зависимости угла преломления от угла падения света».

Цель работы: экспериментально подтвердить утверждение о том, что отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для двух данных сред.

Оборудование: батарея (4,5 В), лампа (или лазер), ключ, экран с узкой щелью, прозрачный полуцилиндр, лимб, пластиковый коврик, металлический планшет.

Ход работы:

1. Соберите установку, схема которой показана на рисунке. Лампу, ключ и экран установите на планшет. Лампу и ключ соедините последовательно и подключите к источнику электропитания. Экран разместите в 3 – 4 см от лампы. Луч света, пройдя через щель экрана, должен распространяться перпендикулярно его плоскости.

2. Вплотную к экрану со стороны, противоположной лампе, положите на планшет

пластиковый коврик, а на него лимб. Лимб расположите так, чтобы луч света, скользя

по его поверхности, проходил через оба деления, отмеченные цифрами 0.

4. Определите цену деления и абсолютную погрешность шкалы лимба .

_______________________________________________________________________

5. В центре лимба установите прозрачный полуцилиндр. Проследите, чтобы основание полуцилиндра вписалось в линии его контура, нанесенные на лимбе, а луч света падал перпендикулярно плоской поверхности полуцилиндра точно в ее середину.

6. Занесите в таблицу исходные значения угла падения и угла преломления света.

7. Поверните лимб с лежащим на нем полуцилиндром так, чтобы угол падения света на плоскую поверхность полуцилиндра стал равен 10°. Измерьте и занесите в таблицу значения углов падения и преломления света.

8. Повторите опыт 3 – 5 раз, увеличивая каждый раз угол падения на 10º. Перед измерением углов проверяйте, попадает ли свет на середину плоской поверхности полуцилиндра.

опыта

Угол падения

α, º

Угол преломления

γ,°

sin α

sin γ

Показатель преломления


Дополнительно


nср


Вещество

1








2






3






4






9. Вычислите значения синусов углов падения и преломления света.

10. Вычислите для каждого опыта отношение синусов углов падения и преломления, т.е. показатель преломления полуцилиндра (n).

11. Найдите среднее значение показателя преломления полуцилиндра (nср) и определите по таблице вещество, из которого сделан этот полуцилиндр.

Напишите вывод о проделанной работе.

ОЦЕНКА ________

Дата _____________ ФИ_________________________________________________ 8 «_____» класс

Лабораторная работа № 14 по теме:

«Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений».


Цель работы: научиться получать и исследовать различные изображения, даваемые линзой, в зависимости от положения предмета относительно линзы.

Приборы и материалы: собирающая линза, экран, электрическая лампочка, линейка, батарея (4,5 В), ключ, соединительные провода.

Ход работы:

1. При помощи линзы получите на экране четкое изображение окна. Расстояние от линзы до изображения и будет равно фокусному расстоянию (F).

2. Соберите электрическую цепь из лампы, ключа и источника питания.

3. С помощью линзы получите на экране изображение

контуров светящейся нити лампы в трех случаях:

  1. лампа находится за двойным фокусом линзы(d 2F);

  2. лампа находится между фокусом и двойным фокусом линзы на (F

  3. лампа находится между фокусом и линзой (d .

Чтобы добиться четкого изображения, экран необходимо перемещать.


В каждом случае измерьте расстояние от линзы до лампы (d) и от линзы до изображения (ƒ).


Результаты измерений занесите в таблицу.



4. Опишите получившиеся изображения (прямое/перевёрнутое, действительное/мнимое или увеличенное/уменьшенное/равное предмету).

5. Определите оптическую силу линзы по формуле: D = 1/F. (1дптр = 1/1м)

Таблица


Фокусное расстояние


F, см

Расстояние от предмета до линзы

d, см

Расстояние от линзы до изображения

f, см


Характеристика изображения

Оптическая сила линзы

D = 1/F,

дптр

d 2F






F





d





6. Пользуясь данными любого из опытов, проверьте справедливость формулы тонкой линзы: 1/ F = 1/d + 1/ f = ________________________________________________

Вывод: ___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________ОЦЕНКА_________

8 класс Суздальцева Н.В. Л/Р

Просмотр содержимого документа
«ЛР № 3»

Дата _____________ ФИ___________________________________________________ 8 «_____» класс

Лабораторная работа № 3 по теме:

«Измерение удельной теплоёмкости твердого тела».

Цель работы: научиться измерять и сравнивать с табличными данными удельную теплоемкость металлического цилиндра.

Приборы и материалы: металлический цилиндр на нити, калориметр, стакан с холодной водой, термометр, электронные весы, калориметр, сосуд с горячей водой.

Ход работы:

1. Определите цену деления и абсолютную погрешность вашего термометра:

Ц.д.термометра = ___________. Δt = 1/2Ц.д.термометра = _____________.

2. Налейте во внутренний стакан калориметра ≈ 100 -150 мл воды комнатной температуры. Найдите с помощью электронных весов массу налитой воды.

3. Измерьте температуру воды в калориметре (t1).

4. Нагрейте металлический цилиндр в сосуде с горячей водой в течение нескольких минут. Измерьте её температуру (эта температура и будет начальной температурой цилиндра (t2)).

5. Затем опустите горячий цилиндр в калориметр с водой комнатной температуры.

6. Измерьте температуру воды в калориметре после опускания цилиндра (t). (Дождитесь установления теплового равновесия).

7. С помощью электронных весов определите массу (m2) металлического цилиндра, предварительно обсушив его салфеткой.

Запишите результаты всех измерений с учетом абсолютной погрешности в

Таблицу № 1.

Масса воды в калориметре


(m1 ± 0,01) кг

Начальная температура воды

(t 1 ± Δ t) 0C

Масса

цилиндра


(m2 ± 0,01) кг

Начальная температура цилиндра

(t2 ± Δ t) 0C

Общая температура воды и цилиндра

(t ± Δ t) 0C







8. Рассчитайте количество теплоты (Q1), которое получила вода при нагревании:

Q1 = с1 m1 (t - t1), где с1 - удельная теплоёмкость воды.


_________________________________________________________________________

9. Найдем формулу для расчета теплоемкости вещества цилиндра.

Количество теплоты(Q2), отданное металлическим цилиндром при охлаждении:

Q2 = с2 m2 (t2 - t),

где с2 - удельная теплоёмкость вещества цилиндра, значение которой надо определить.

Зная, что количество теплоты , полученное водой при нагревании (Q1) равно количеству теплоты, отданному металлическим цилиндром при охлаждении (Q2), можно записать: Q1 = Q2 – это и есть уравнение теплового баланса. .

Значит: с1 m1 (t - t1) = с2 m2 (t2 - t)




c2 =

А теперь рассчитайте удельную теплоемкость вещества цилиндра, используя последнюю формулу.


с2 =

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


10. Сравните полученное вами значение удельной теплоемкости цилиндра с табличным значением и определите, из какого материала сделан цилиндр.

Результаты вычислений занесите в таблицу №2.

Таблица № 2.

Удельная теплоёмкость вещества цилиндра

с2 ,


Табличное значение

стабл ,


Вещество, из которого изготовлен цилиндр







10. Вычислите абсолютную и относительную погрешность измерения удельной теплоемкости по формулам:


Δс =|с - стабл| = __________________________________________________________________________________



Окончательный результат удельной теплоемкости цилиндра запишите следующим образом:

2 ± Δс2 )


________________________________________________________________

Напишите вывод о проделанной работе.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ОЦЕНКА _____________



8 класс Суздальцева Н.В. Л/Р № 3

Просмотр содержимого документа
«ЛР № 4»

Дата _____________ ФИ___________________________________________________ 8 «_____» класс

Лабораторная работа № 4 по теме:

«Измерение относительной влажности воздуха».

Цель работы: научиться определять относительную влажность воздуха.

Приборы и материалы: термометр демонстрационный, термометр лабораторный, стакан с водой комнатной температуры, кусок марли, психрометрическая таблица.

Ход работы:

1. Определите цену деления и абсолютную погрешность термометра.

Ц.д.термометра= _____________. ΔТ= 1/2Ц.д.термометра= _______________.

2. Изготовьте модель психрометра. Для этого оберните резервуар лабораторного термометра марлей (или ватой) так, чтобы кончик ткани свободно свисал вниз, и закрепите её. Держа термометр за его верхний край, опустите свисающую часть ткани в воду. Вода должна смочить ткань. При этом резервуар термометра должен оставаться выше уровня воды в стакане.

3. Некоторое время (10 -15 мин) наблюдайте за изменением показаний увлажненного термометра. Запишите температуру увлажненного термометра (tувл.) в тот момент, когда температура перестанет изменяться.

4. С помощью демонстрационного термометра измерьте температуру воздуха в кабинете. Это будет показание сухого термометра (tсух ).

5. Найдите разницу показаний сухого и влажного термометров t = tсухого- tувл.

Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

Таблица


Показание сухого термометра


(tсухого ± ΔТ)°С

Показание влажного термометра


(tувл ± ΔТ)°С

Разность показаний сухого и влажного термометров

Δt = tсухого- tувл

t ± ΔТ)°С

Относительная влажность воздуха

модель психрометра

φмодель , %

психрометр или волосной гигрометр

φпсихрометр , %








5. С помощью психрометрической таблицы (см. в конце лабораторной работы) определите относительную влажность воздуха в кабинете модель).

6. Соответствует ли полученное значение санитарным нормам? _______________

Напишите вывод о проделанной работе.

Сравните измеренное значение влажности с помощью модели психрометра с влажностью, измеренной психрометром или волосным гигрометром. Сделайте вывод.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психрометрическая таблица.

Показания сухого термометра

tсух ,ºC

Разность показаний сухого и влажного термометров t, ºС)

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Влажность воздуха, %)

0

100

81

63

45

28

11

-

-

-

-

-

2

100

84

68

51

35

20

-

-

-

-

-

4

100

85

70

56

42

28

14

-

-

-

-

6

100

86

73

60

47

35

23

10

-

-

-

8

100

87

75

63

51

40

28

18

7

-

-

10

100

88

76

65

54

44

34

24

14

5

-

12

100

89

78

68

57

48

38

29

20

11

-

14

100

89

79

70

60

51

42

34

25

17

9

16

100

90

81

71

62

54

45

37

30

22

15

18

100

91

82

73

65

56

49

41

34

27

20

20

100

91

83

74

66

59

51

44

37

30

24

22

100

92

83

76

68

61

54

47

40

34

28

24

100

92

84

77

69

62

56

49

43

37

31

26

100

92

85

78

71

64

58

51

46

40

34

28

100

93

85

78

72

65

59

53

48

42

37

30

100

93

86

79

73

67

61

55

50

44

39


Дополнительное задание.


Заполните таблицу, используя психрометрическую таблицу.


tсухого

tвлажный

Δt

φ

°C

°C

°C

%

1

18

15



2

20



44

3



6

56

4

22



76


ОЦЕНКА ___________

8 класс Суздальцева Н.В. Л/Р № 4

Просмотр содержимого документа
«ЛР № 5 и 6»

Дата _____________ ФИ_________________________________________________ 8 «_____» класс

Лабораторная работа № 5 по теме:

«Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных её участках».

Цель работы: научиться собирать простейшую электрическую цепь, пользоваться амперметром, измерять силу тока на различных участках цепи, и убедиться на опыте в том, что сила тока в различных последовательно соединённых участках цепи одинакова.

Приборы и материалы: батарея (4,5В), электрическая лампочка, амперметр, ключ, соединительные провода.

Ход работы:

1. Ознакомьтесь с амперметром. Рассмотрите шкалу амперметра. По шкале амперметра запишите его характеристики в таблицу:

Прибор

Класс точности амперметра (на приборе)


KA

Предел измерений амперметра (по шкале),


Imax, А

Цена деления прибора



А

Чувствительность прибора


Абсолютная погрешность


·,


А

Относительная погрешность


· 100%,


%


Амперметр









Схема соединения приборов в цепь.

Опыт № 1.

Опыт № 2.

Опыт № 3.










Таблица

№ опыта

Опыт 1

Опыт 2

Опыт 3

Показания амперметра с учетом погрешности измерений

( Iизм ± ΔI)A




Напишите вывод о проделанной работе.

Сравните результаты измерений силы тока в трех опытах.



ОЦЕНКА__________

Дата _____________ ФИ_________________________________________________ 8 «_____» класс

Лабораторная работа № 6 по теме:

«Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

Цель работы: научиться включать вольтметр в цепь, измерять напряжение на участке цепи, состоящем из двух последовательно соединенных спиралей, и сравнить его с напряжением на конце каждой спирали.

Приборы и материалы: батарея (4,5 В), два резистора, вольтметр, амперметр, ключ, соединительные провода.

Ход работы:

1. Возьмите вольтметр в руки, обратите внимание на знаки «+» и «-», подставленные у зажимов прибора. Рассмотрите шкалу вольтметра. Определите основные характеристики прибора:

Прибор

Класс точности вольтметра (на приборе),


KU

Предел измерений вольтметра (по шкале),


Umax , В

Цена деления прибора



C, B

Чувствительность прибора


Абсолютная погрешность


·


В

Относительная погрешность


·100%


%


Вольтметр








2. Схемы соединения приборов в цепь.

Опыт № 1.

Опыт № 2.

Опыт № 3.











3. Результаты измерения напряжения запишите в таблицу с учетом погрешности.

Таблица.

№ опыта

Опыт № 1

U1

Опыт № 2

U2

Опыт № 3

U

Показания вольтметра с учетом погрешности,

( Uизм ± ΔU




Напишите вывод о проделанной работе.

Вычислите сумму напряжений U1 + U2 на обеих спиралях и сравните её с напряжением U.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ОЦЕНКА_________

Дополнительное задание.

Измерьте напряжение на полюсах батареи и на зажимах лампы. Сравните эти напряжения. ________

8 класс Суздальцева Н.В. Л/Р

Просмотр содержимого документа
«ЛР № 7 и 8»

Дата _____________ ФИ_________________________________________________ 8 «_____» класс

Лабораторная работа № 7 по теме:

«Регулирование силы тока реостатом».

Цель работы: научиться включать в цепь реостат и регулировать с его помощью силу тока в цепи.

Приборы и материалы: батарея (4,5 В), ползунковый реостат, ключ, соединительные провода, амперметр.

Ход работы:

1. По шкале амперметра запишите его характеристики :

Прибор

Класс точности амперметра (на приборе)


KA

Предел измерений амперметра (по шкале),


Imax, А

Цена деления прибора



А

Чувствительность прибора


Абсолютная погрешность


·,


А

Относительная погрешность


· 100%,


%


Амперметр







2. Рассмотрите внимательно устройство реостата и установите, при каком положении ползунка сопротивление реостата наибольшее (т.е. реостат включен на полное сопротивление).

3. Соберите цепь, включив неё последовательно амперметр, реостат на полное сопротивление, источник питания и ключ, как показано на рисунке.

Ключ замыкать после проверки цепи преподавателем.

4. Начертите схему этой цепи.







5. Замкните цепь и отметьте показания амперметра в таблицу.

6. Уменьшайте сопротивление реостата плавно и медленно, передвигая его ползунок (но не до конца!). Наблюдайте за показаниями амперметра.

Результаты наблюдений занесите в таблицу c учетом погрешности.

Таблица

Положение ползунка реостата

Наибольшее сопротивление реостата

Сопротивление реостата уменьшается

Среднее положение ползунка реостата

Наименьшее сопротивление реостата

Сила тока

с учетом погрешности

(I ± ΔI) A





Напишите вывод о проделанной работе.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОЦЕНКА ________

Дата _____________ ФИ_________________________________________________ 8 «_____» класс

Лабораторная работа № 8 по теме:

«Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника».

Цель работы: убедиться в том, что сила тока в проводнике прямо пропорциональна приложенному напряжению на его концах. Научиться измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра

Приборы и материалы: батарея (4,5 В), 2 резистора с разными сопротивлениями, вольтметр, амперметр, ключ, соединительные провода, реостат.

Ход работы:

1. Найдите абсолютные погрешности амперметра и вольтметра по формулам:

· =

· =

2. Соберите цепь, последовательно соединив батарею (4,5 В), амперметр, первый резистор, реостат и ключ.

Начертите схему этой цепи.






3. При трех положениях ползунка реостата произвести измерения силы тока в цепи и напряжения на концах резистора.

4. Используя закон Ома, вычислите сопротивление проводника по данным каждого отдельного измерения. (Подсказка: I = U / R R = U / I).

5. Повторите все измерения для второго резистора.

6.Сравните найденные сопротивления (Rэксп ) с сопротивлениями на резисторах (Rзад).

Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

№ опыта


Положение ползунка реостата

Результат измерения силы тока с учетом погрешности

(Iизм ± ΔI) А

Результат измерения напряжения с учетом погрешности

(Uизм ± ΔU) В

Сопротивление

(экспер-ное)


Rэксп= U/I,


Ом

Сопротивление на резисторе

(заданное)

Rзад,


Ом

1


Первый

резистор

Крайнее левое





Середина




Крайнее правое




2


Второй

резистор

Крайнее левое





Середина




Крайнее правое




Сделайте вывод о проделанной работе

______________________________________________________________________________________________________________ОЦЕНКА ___________

8 класс Суздальцева Н.В. ЛР

Просмотр содержимого документа
«ЛР № 9 и 10»

Дата _____________ ФИ_________________________________________________ 8 «_____» класс

Лабораторная работа № 9 по теме:

«Измерение работы и мощности электрического тока».

Цель работы: научиться измерять работу и мощность электрического тока.

Приборы и материалы: батарея (4,5 В), электрическая лампа, вольтметр, амперметр, ключ, соединительные провода, секундомер.

Ход работы:

1. Найдите абсолютные погрешности амперметра и вольтметра по формулам:

· =


· =

2. Соберите цепь из источника питания, лампы, амперметра и ключа, соединив всё последовательно. Параллельно лампе подключите вольтметр.

Начертите схему электрической цепи.






3. Измерьте силу тока (I), напряжение (U) на лампочке и время (t) от включения до размыкания ключа.

Запишите результаты измерений в таблицу с учетом погрешности.

4. Вычислите мощность тока в лампе по формуле: P = U · I.

5. Вычислите работу электрического тока по формуле: А = P · t.

Результаты вычислений занесите в таблицу с учетом погрешности.

Таблица

Сила тока

(I ± ΔI) А

Напряжение

(U ± ΔU) В

Время

t, c

Мощность

(P ± ΔР) Вт

Работа

(А ± ΔА) Дж







6. Вычислите абсолютные погрешности измерения мощности и работы лампы по формулам:

ΔP = P · =


ΔА = А · =


Напишите вывод о проделанной работе.

Проверьте, совпадает ли полученное значение мощности с мощностью, обозначенной на лампе?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ОЦЕНКА _______

Дата _____________ ФИ_________________________________________________ 8 «_____» класс

Лабораторная работа № 10 по теме:

«Сборка электромагнита и испытание его действия».

Цель работы: научиться собирать электромагнит из готовых деталей и изучить принцип его действия; проверить на опыте от чего зависит магнитное действие электромагнита.

Приборы и материалы: батарея (4,5 В), реостат, линейка, ключ, соединительные провода, магнитная стрелка (компас), амперметр, детали для сборки электромагнита.

Ход работы:

1. Составьте электрическую цепь из источника питания, катушки, реостата, ключа, соединив их последовательно. Нарисуйте в тетради схему сборки цепи.










Опыты с катушкой без сердечника.

2. Замкните цепь и с помощью магнитной стрелки определите полюсы у катушки.

3. Измерьте расстояние от катушки до стрелки L1 и силу тока I1 в катушке.

4. Отодвиньте магнитную стрелку вдоль оси катушки на такое расстояние L2,

на котором действие магнитного поля катушки на магнитную стрелку незначительно. 5. Измерьте это расстояние и силу тока I2 в катушке.

Результаты измерений также запишите в таблицу 1.

Таблица 1


Катушка

без сердечника

Магнитная стрелка близко

Магнитную стрелку отодвинули

L1, см

I1, А

L2, см

I2, А






Опыты с катушкой с железным сердечником внутри.

6. Вставьте железный сердечник в катушку и пронаблюдайте действие электромагнита на стрелку. Измерьте расстояние L3 от катушки до стрелки и силу тока I3 в катушке с сердечником.

7. Отодвиньте магнитную стрелку вдоль оси катушки с сердечником на такое

расстояние L4, на котором действие магнитного поля катушки на магнитную стрелку незначительно. Измерьте это расстояние и силу тока I4 в катушке.

Результаты измерений также запишите в таблицу 2.

Таблица 2


Катушка

с сердечником

Вставили железный сердечник

Отодвинули магнитную стрелку

L3 = L2 , см

I3, А

L4, см

I4, А





Напишите вывод о проделанной работе.

От чего зависит магнитное действие электромагнита. ОЦЕНКА __________

8 класс Суздальцева Н.В. Л/Р

Просмотр содержимого документа
«Титульный лист 8 класс»


Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район

«Средняя общеобразовательная школа № 1

имени Героя Российской Федерации Туркина Андрея Алексеевича»


Лабораторные работы

по ФИЗИКЕ

для 8 класса



















Учитель: Суздальцева Наталия Васильевна

Просмотр содержимого документа
«после титула»

Погрешности при физических измерениях. Физические измерения

Физика, как точная экспериментальная наука, основывается на количественных данных наблюдений. Свойства физических объектов и явлений характеризуются физическими величинами. Числовое значение физической величины может быть найдено посредством измерений. Измерение – определение значения физической величины опытным путём с помощью средств измерений (технических средств или измерительных приборов). К техническим средствам относятся: линейка, измерительная лента, транспортир, мензурка, равновесие и др. Измерительные приборы: штангенциркуль, микрометр, весы, секундомер, динамометр, термометр, барометр, амперметр, вольтметр и др.


Различают прямые и косвенные измерения.

Прямое измерение – нахождение числового значения искомой физической величины непосредственно посредствами измерения. Например, линейные размеры предмета измеряют линейкой или штангенциркулем, атмосферное давление – барометром, силу тока – амперметром.

Косвенное измерение - нахождение числового значения искомой физической величины по формуле, связывающей её с другими физическими величинами, определяемые в результате прямых измерений.

Задача измерений состоит не только в том, чтобы получить числовую оценку какой – либо величины, но и обязательно указать погрешность этой оценки, т.е. абсолютную или относительную погрешность.

Результат измерения физической величины всегда отличается от её истинного значения, наиболее точно отражающего соответствующую физическую характеристику.

При прямых измерениях отклонение действительного значения величины от её истинного значения вызывают следующие факторы:

1) ограниченная точность измерительного прибора, связанная с несовершенством его конструкции и определяемая ценой деления шкалы прибора;

2) непостоянство внешних условий опыта (например, колебания температуры и давление воздуха);

3) Несовершенные действия экспериментатора (например, запаздывание включения секундомера, ошибочный отсчёт данных из-за несовпадения положения уровня глаз наблюдателя и делений на шкале прибора).

При косвенных измерениях отклонение действительного значения величины от её истинного значения является следствием таких факторов, как:

1) неточность метода измерений, т. е. идеализация условий протекания эксперимента (например, при изучения движения тела не учитывается сопротивление воздуха);

2) неполное соответствие исследуемого объекта используемой упрощённой физической модели (наприме6р, измеряемый брусок может не быть идеальным параллелепипедом из-за наличия закруглений на рёбрах и вершинах).

Абсолютная и относительная погрешности

Точность измерения определяется близостью действительного значения физической величины к истинному. Отклонение результата измерения от истинного значения измеряемой величины называется погрешностью измерений.

Качество измерений физической величины характеризуют абсолютной погрешностью. Абсолютная погрешность при однократном прямом измерении равна приборной погрешности a=∆aпр. Приборная (экспериментальная) погрешность – погрешность средства измерения. Абсолютную погрешность выражают в единицах измеряемой величины. Чем меньше абсолютная погрешность измерения, тем точнее оно выполнено.

Любой прибор позволяет проводить измерения лишь с определённой точностью. Для средств измерения с линейной шкалой (линейка, измерительная лента, динамометр) приборная погрешность принимается равной половине цены деления шкалы. Секундомер имеет приборную погрешность, равна цене деления.


Результат однократного прямого измерения принято записывать в виде

а = aизм ± ∆a, где аизмизмеренное значение физической величины а, a=∆aпр.

Двойной знак ± перед абсолютной погрешностью означает, что истинное значение измеряемой величины лежит в интервале изм - ∆a, aизм±∆a).

Относительная погрешность при однократном прямом измерении – безразмерная физическая величина, равна отношению абсолютной погрешности к измерённому значению физической величины.

·100%

Точность измерений различных физических величин сравнивают по их относительным погрешностям. Чем меньше относительная погрешность, тем выше точность измерения.

Итак, любая физическая величина всегда измеряется с определенной точностью, и записывать полученные результаты надо совместно с абсолютной погрешностью.


Если проведено несколько измерений (N – количество измерений):

1). Находится среднее значение измеряемой величины:

а1 + а2 + ……..+аN

аср = --------------------------

N

2). Находится абсолютные погрешности всех (N) измерений:

Δа1 = |а1 - аср|; Δа2 = |а2 - аср|;. . . . . . . . . . . . . . . . . . . Δаn = |аN - аср|.

3). Средняя абсолютная погрешность всех измерений:

Δа1 + Δа2 + ……………. ΔаN

Δаср = -----------------------------------------.

N

Окончательно истинное значение измерений:

а = аср ± Δаср

аср

= -------- . 100% – относительная погрешность для нескольких (N)

аср измерений.


Расчет погрешностей при косвенных измерениях физической величины.

При косвенном измерении значение физической величины находится по формуле, связывающей искомую величину с другими величинами. Среди них могут быть: физические величины, характеристики установки, справочные и табличные данные, универсальные постоянные.

Погрешность косвенно изменяемой величины зависит от погрешностей всех величин, входящих в расчетную формулу.

Абсолютная погрешность ∆а величины x находятся по формуле

а = апр·ε

апр – приближенное значение физической величины, т.е. значение, полученное путем измерения.

Окончательный результат записывают в виде: а = апр ± ∆а.

ε = …%

Измеряемая величина определяется через

Относительная погрешность:

сумму:

произведение:

частное:

Сущность заключается в том, что погрешность косвенного измерения складывается из погрешностей прямых измерений, которые повторяются в качестве слагаемых столько раз, сколько раз та или иная прямо измеряемая величина входит в расчётную величину в первой степени.


Цена деления, чувствительность электроизмерительного прибора.

Ценой делений шкалы прибора - значение измеряемой величины, вызывающей отклонение указателя на одно деление шкалы. Если шкала прибора равномерна, то цена деления определяется отношением предела измерения прибора Аmax к полному числу делений N, т.е. цена деления равна: C = Amax/N.

Чем меньше цена деления, тем выше точность измерительного прибора.

Чувствительность прибора – величина, обратная его цене деления. Она характеризует число делений, на которое отклоняется стрелка прибора (амперметра, вольтметра и т.д.) при измерении силы тока в 1 А или напряжения в 1В:

= Чем больше чувствительность, тем выше точность измерения прибора.


Класс точности, погрешность измерения электроизмерительного прибора.

Погрешность измерения электроизмерительного прибора(систематическая погрешность) складывается из погрешности прибора Апр (это его характеристика) и погрешности отсчетаАотс.

Асист= Апр + Аотс

ΔAотс = С/2 – стрелочный прибор. ΔAот = С - цифровой прибор.

Где К –класс точности прибора, Аmax – максимальное отклонение стрелки прибора.

Класс точности указывают на шкале прибора или в его паспорте (знак % при этом не пишется). Существуют следующие классы точности электроизмерительных приборов: 0,1; 0,2; 0,5 ; 1,0 ; 1,5; 2,5 ; 4,0.

Значит погрешность измерения электроизмерительного прибора можно найти по выведенной формуле:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!