Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №23.
Рекомендована: Утверждаю:
МО учителей математики Директор МБОУ СОШ №23
МБОУ СОШ №23 В.А.Шереметьева
Протокол № Приказ №
Рабочая программа внеурочной деятельности по обще интеллектуальному направлению
«Проценты. Решение элементарных экономических задач».
Уровень образования: основное общее образование.
Срок реализации программы: 2 года.
Составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
«Занятия школьного кружка 5-6 классы» Авторы О.С.Шейнина, Г.М. Соловьёва.
-М.: Издательство НЦ ЭНАС. 2007
«Задачи на смеси и сплавы» Н.И.Прокопенко.-М.:Чистые пруды. Библиотека «Первое сентября», серия «Математика».2010
Составитель:
Кичуткина С.В.
Южно – Сахалинск
2017-2018 учебный год.
2018-2019учебный год.
Рассмотрено: Согласованно: Утверждено:
Протокол МО № Протокол МС №1 Приказ № 253-ОД
От От От
Календарно – тематическое планирование
Внеурочной деятельности по обще интеллектуальному направлению
«Проценты. Решение элементарных экономических задач».
Составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
«Занятия школьного кружка 5-6 классы» Авторы О.С.Шейнина, Г.М. Соловьёва.
-М.: Издательство НЦ ЭНАС. 2007
«Задачи на смеси и сплавы» Н.И.Прокопенко.-М.:Чистые пруды. Библиотека «Первое сентября», серия «Математика».2010
Всего _____ 68 часов.
7 класс-34ч | 8 класс-34ч |
1 четверть______8 часов 2 четверть______7 часов 3 четверть______11 часов 4 четверть______8 часов. | 1 четверть______9 часов 2 четверть______8 часов 3 четверть______9 часов 4 четверть______8 часов. |
Составитель:
Кичуткина С,В,
Южно-Сахалинск
2017-2018учебный год.
2018-2019 учебный год.
Аннотация.
Программа курса внеурочной деятельности «Проценты. Решение элементарных экономических задач» для 7– 8 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Она составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Актуальность программы определена тем, что современная экономическая ситуация сама указывает на объективную необходимость формирования у школьников элементов экономических знаний, умений и навыков, элементарных представлений об экономике.
Не менее важным фактором реализации данной программы является, и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям учащихся 7-8 классов и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных
требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной экономики
Занятия данного курса должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в
системе работы курса, должны быть основаны на любознательности детей, которую и
следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет им успешно овладеть
не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень
знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных
конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности - работа учащихся планируется в малых группах с опорой
на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволит учащимся ознакомиться со многими
интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки
школьной программы, расширит целостное представление о проблеме данной науки.
Дети получат профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей
социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение
математических задач, экономического содержания закрепит интерес детей к
познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и
общему интеллектуальному развитию.
Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического
здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Отличительными особенностями являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных
на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и
воспитательные результаты.
3. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней
системы оценки: педагогом, администрацией.
Цель и задачи программы:
Формирование интереса к экономическим явлениям, расширение экономических понятий и представлений.
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях математики;
показать широту применения в жизни человека процентных вычислений;
научить решать задачи на проценты различными способами;
применять понятие процента при решении реальных задач;
научить составлять диаграммы и таблицы;
привить учащимся основы экономической грамотности;
развивать умение делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Сроки реализации образовательной программы
Курс внеурочной деятельности «Проценты. Решение элементарных экономических задач» рассчитан на два года обучения.
68 учебных часа, один час в неделю.
Принципы программы:
1. Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление
развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2. Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть
количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3. Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к
общим (решение математических задач).
4. Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической и экономической
терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение задач, которые впоследствии помогут ребятам легко ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
5. Обеспечение мотивации.
- развитие интереса к математике как науке физико-математического направления.
- успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах
по математике.
6. Реалистичность.
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – планируется
усвоение за 68 часов.
7. Курс ориентационный
- он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики,
- удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной
науки,
- расширяет кругозор,
-углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Формы и режим занятий.
Занятия учебной группы проводятся:
1 занятие в неделю по 40 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
практико-ориентированные учебные занятия;
творческие мастерские;
тематические праздники, конкурсы, выставки;
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной
деятельности:
- индивидуальная (выполнение индивидуальных заданий, с учётом возможностей каждого).
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или
отработке определенной темы);
- групповая (разделение на группы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
-решение экономических задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде,
-знакомство с научно-популярной литературой,
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
Ожидаемые результаты
Личностными результатами изучения курса является
Сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Сформированность коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры.
Критичность мышления, умение распознавать логически некорретные высказывания,
Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач.
Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса является
Умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и выводы.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять цели, распределение функций и ролей участников, умение работать в группе, находить общее решение и разрешать конфликты, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающем мире.
Умение находить информацию в различных источниках, необходимую для решения математических проблем и представлять её в понятной форме.
Умение понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, схемы, рисунки…) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.
Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки.
Умение действовать в соответствии с алгоритмами, понимать сущность алгоритмических предписаний.
Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих
умений.
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы,
викторины, составление кроссвордов и т.д.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены
таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать
работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности,
включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить
ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и
проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Формы подведения итогов реализации программы.
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -
незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые
ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не
допускает сравнения его с другими детьми.
Содержание программы.
Дроби – 7 часов
История возникновения дробей. Виды дробей. Действия с дробями. Нахождение дроби от числа, числа по его дроби. Решение текстовых задач.
Проценты. Основные задачи на проценты – 8 часов.
Возникновение понятия «Процент». Перевод дробей в проценты. Перевод процентов в десятичную дробь. Решение основных задач на проценты.
Проценты в жизни человека-10 часов.
Место процентов в жизнедеятельности человека.Проценты в статистике. Построение диаграмм.
Решение задач на проценты из открытого банка заданий ОГЭ, ЕГЭ-20 часов.
Решение задач на проценты на уроках химии, физики и биологии. Решение задач на концентрацию, взвешивание, высушивание.
Экономика-23 часа.
Экономический словарь. Возникновение отношений товар-деньги-товар. Что такое «Бережливость и экономия», «Доходы и расходы». Определение производительности труда. Разделение труда. Как рассчитать доход семьи. Что такое кредитование. Решение задач с экономическим содержанием.
Календарно-тематический план.
№ | Дата | | Тема. | Примечание. |
7 класс Дроби – 7 часов. |
7 А 7 Б |
1 | | | Понятие дроби. История возникновения и изучения дробей | |
2 | | | Действия с десятичными дробями. | |
3 | | | Действия с десятичными дробями. |
4 | | | Действия с обыкновенными дробями. |
5 | | | Действия с обыкновенными дробями. |
6 | | | Решение текстовых задач. | |
7 | | | Решение текстовых задач. |
Проценты. Основные задачи на проценты – 8 часов. |
8 | | | Зарождение и распространение понятия проценты. | |
9 | | | Проценты и дроби. |
10 | | | Перевод дроби в проценты. | |
11 | | | Перевод процентов в десятичную дробь. |
12 | | | Основные типы задач на проценты. | |
13 | | | Основные типы задач на проценты. |
14 | | | Приёмы решения задач на проценты. | . |
15 | | | Приёмы решения задач на проценты. |
Проценты в жизни человека-10 часов. |
16 | | | Процентные расчёты в жизни человека. | |
17 | | | Проценты на кухне. |
18 | | | Проценты в медицине. |
19 | | | Проценты в статистике. |
20 | | | Проценты в статистике |
21 | | | Чтение диаграмм. | |
22 | | | Построение диаграмм (круговых) |
23 | | | Построение диаграмм (круговых, столбчатых) |
24 | | | Использование процентов людьми разных профессий. | |
25 | | | Использование процентов людьми разных профессий |
Решение задач на проценты из открытого банка заданий ОГЭ, ЕГЭ -18часов |
26 | | | Проценты на уроках физики, химии, биологии. | |
27 | | | Решение текстовых задач. |
28 | | | Решение текстовых задач. |
29 | | | Решение текстовых задач. |
30 | | | Смеси. | |
31 | | | Смеси. |
32 | | | Смеси. |
33 | | | Решение текстовых задач. | |
34 | | | Высушивание. |
8 класс. |
8А 8 Б |
35 | | | Высушивание. | |
36 | | | Высушивание. |
37 | | | Решение текстовых задач. | |
37 | | | Концентрация. |
39 | | | Концентрация. |
40 | | | Концентрация. |
41 | | | Концентрация. |
42 | | | Решение текстовых задач. | . |
43 | | | Решение текстовых задач. |
44 | | | Решение текстовых задач. |
Экономика-23 часа. |
45 | | | Рынок. Рыночные отношения. | |
46 | | | Предприимчивость, бережливость. |
47 | | | Социально экономические права и свободы. |
48 | | | Социально экономические права и свободы. |
49 | | | Экономическая самостоятельность. | |
50 | | | Пирамида потребностей. |
51 | | | Потребности и возможности. |
52 | | | Потребности и возможности. |
53 | | | Деньги. История возникновения. | |
54 | | | Деньги-товар-деньги. |
55 | | | Бюджет семьи. |
56 | | | Бюджет семьи. |
57 | | | Доходы и расходы. |
58 | | | Вклады и накопления. |
59 | | | Кредитование. |
60 | | | Труд. Профессии. | |
61 | | | Что такое экономика? |
62 | | | Производство. Производительность. |
63 | | | Разделение труда. |
64 | | | Экономический словарь. |
65 | | | Задачи по экономике. |
66 | | | Задачи по экономике. |
67 | | | Задачи по экономике. |
68 | | | Задачи по экономике. |