СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Проценты. Решение элементарных экономических задач»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Проценты. Решение элементарных экономических задач».

Просмотр содержимого документа
««Проценты. Решение элементарных экономических задач»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №23.



Рекомендована: Утверждаю:

МО учителей математики Директор МБОУ СОШ №23

МБОУ СОШ №23 В.А.Шереметьева

Протокол № Приказ №





Рабочая программа внеурочной деятельности по обще интеллектуальному направлению

«Проценты. Решение элементарных экономических задач».



Уровень образования: основное общее образование.

Срок реализации программы: 2 года.

Составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

  • «Занятия школьного кружка 5-6 классы» Авторы О.С.Шейнина, Г.М. Соловьёва.

-М.: Издательство НЦ ЭНАС. 2007

  • «Задачи на смеси и сплавы» Н.И.Прокопенко.-М.:Чистые пруды. Библиотека «Первое сентября», серия «Математика».2010

Составитель:

Кичуткина С.В.

Южно – Сахалинск

2017-2018 учебный год.

2018-2019учебный год.

Рассмотрено: Согласованно: Утверждено:

Протокол МО № Протокол МС №1 Приказ № 253-ОД

От От От

Календарно – тематическое планирование

Внеурочной деятельности по обще интеллектуальному направлению

«Проценты. Решение элементарных экономических задач».



Составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

  • «Занятия школьного кружка 5-6 классы» Авторы О.С.Шейнина, Г.М. Соловьёва.

-М.: Издательство НЦ ЭНАС. 2007

  • «Задачи на смеси и сплавы» Н.И.Прокопенко.-М.:Чистые пруды. Библиотека «Первое сентября», серия «Математика».2010



Всего _____ 68 часов.

7 класс-34ч

8 класс-34ч

1 четверть______8 часов

2 четверть______7 часов

3 четверть______11 часов

4 четверть______8 часов.

1 четверть______9 часов

2 четверть______8 часов

3 четверть______9 часов

4 четверть______8 часов.





Составитель:

Кичуткина С,В,



Южно-Сахалинск

2017-2018учебный год.

2018-2019 учебный год.


Аннотация.

Программа курса внеурочной деятельности «Проценты. Решение элементарных экономических задач» для 7– 8 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Она составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Актуальность программы определена тем, что современная экономическая ситуация сама указывает на объективную необходимость формирования у школь­ников элементов экономических знаний, умений и навыков, элемен­тарных представлений об экономике.

Не менее важным фактором реализации данной программы является, и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям учащихся 7-8 классов и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных

требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной экономики

Занятия данного курса должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в

системе работы курса, должны быть основаны на любознательности детей, которую и

следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет им успешно овладеть

не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень

знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных

конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности - работа учащихся планируется в малых группах с опорой

на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Специфическая форма организации позволит учащимся ознакомиться со многими

интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки

школьной программы, расширит целостное представление о проблеме данной науки.

Дети получат профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей

социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение

математических задач, экономического содержания закрепит интерес детей к

познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и

общему интеллектуальному развитию.

Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с возрастными и

индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического

здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).


Отличительными особенностями являются:

1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных

на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения

программы.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и

воспитательные результаты.

3. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней

системы оценки: педагогом, администрацией.


Цель и задачи программы:

Формирование интереса к экономическим явлени­ям, расширение экономических понятий и представлений.


Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях математики;

  • показать широту применения в жизни человека процентных вычислений;

  • научить решать задачи на проценты различными способами;

  • применять понятие процента при решении реальных задач;

  • научить составлять диаграммы и таблицы;

  • привить учащимся основы экономической грамотности;

  • развивать умение делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.


Сроки реализации образовательной программы

Курс внеурочной деятельности «Проценты. Решение элементарных экономических задач» рассчитан на два года обучения.

68 учебных часа, один час в неделю.

Принципы программы:

1. Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление

развивать интеллектуальные возможности учащихся.

2. Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть

количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

3. Системность

Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к

общим (решение математических задач).

4. Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической и экономической

терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение задач, которые впоследствии помогут ребятам легко ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

5. Обеспечение мотивации.

- развитие интереса к математике как науке физико-математического направления.

- успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах

по математике.

6. Реалистичность.

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – планируется

усвоение за 68 часов.

7. Курс ориентационный

- он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики,

- удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной

науки,

- расширяет кругозор,

-углубляет знания в данной учебной дисциплине.


Формы и режим занятий.

Занятия учебной группы проводятся:

1 занятие в неделю по 40 минут.

Основными формами образовательного процесса являются:

 практико-ориентированные учебные занятия;

 творческие мастерские;

 тематические праздники, конкурсы, выставки;


На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной

деятельности:

- индивидуальная (выполнение индивидуальных заданий, с учётом возможностей каждого).

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или

отработке определенной темы);

- групповая (разделение на группы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).


Основные виды деятельности учащихся:

-решение экономических задач;

-оформление математических газет;

-участие в математической олимпиаде,

-знакомство с научно-популярной литературой,

-проектная деятельность

-самостоятельная работа;

-работа в парах, в группах;

-творческие работы.


Ожидаемые результаты

Личностными результатами изучения курса является

  • Сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию

  • Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

  • Сформированность коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.

  • Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры.

  • Критичность мышления, умение распознавать логически некорретные высказывания,

  • Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач.

  • Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.





Метапредметными результатами изучения курса является

  • Умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  • Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.

  • Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и выводы.

  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять цели, распределение функций и ролей участников, умение работать в группе, находить общее решение и разрешать конфликты, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

  • Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающем мире.

  • Умение находить информацию в различных источниках, необходимую для решения математических проблем и представлять её в понятной форме.

  • Умение понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, схемы, рисунки…) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.

  • Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки.

  • Умение действовать в соответствии с алгоритмами, понимать сущность алгоритмических предписаний.

  • Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.




Предметными результатами изучения курса является формирование следующих

умений.

  • сравнивать между собой предметы, явления;

  • обобщать, делать несложные выводы;

  • классифицировать явления, предметы;

  • определять последовательность событий;

  • судить о противоположных явлениях;

  • давать определения тем или иным понятиям;

  • выявлять функциональные отношения между понятиями;

  • выявлять закономерности и проводить аналогии.

Проверка результатов проходит в форме:

 игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы,

викторины, составление кроссвордов и т.д.),

 собеседования (индивидуальное и групповое),

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены

таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать

работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,

при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности,

включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить

ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и

проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Формы подведения итогов реализации программы.

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -

незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые

ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает

выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не

допускает сравнения его с другими детьми.






Содержание программы.

  1. Дроби – 7 часов

История возникновения дробей. Виды дробей. Действия с дробями. Нахождение дроби от числа, числа по его дроби. Решение текстовых задач.

  1. Проценты. Основные задачи на проценты – 8 часов.

Возникновение понятия «Процент». Перевод дробей в проценты. Перевод процентов в десятичную дробь. Решение основных задач на проценты.

  1. Проценты в жизни человека-10 часов.

Место процентов в жизнедеятельности человека.Проценты в статистике. Построение диаграмм.

  1. Решение задач на проценты из открытого банка заданий ОГЭ, ЕГЭ-20 часов.

Решение задач на проценты на уроках химии, физики и биологии. Решение задач на концентрацию, взвешивание, высушивание.

  1. Экономика-23 часа.

Экономический словарь. Возникновение отношений товар-деньги-товар. Что такое «Бережливость и экономия», «Доходы и расходы». Определение производительности труда. Разделение труда. Как рассчитать доход семьи. Что такое кредитование. Решение задач с экономическим содержанием.

















Календарно-тематический план.

Дата


Тема.

Примечание.

7 класс

  1. Дроби – 7 часов.

7 А 7 Б

1


Понятие дроби. История возникновения и изучения дробей


2



Действия с десятичными дробями.


3



Действия с десятичными дробями.

4



Действия с обыкновенными дробями.

5



Действия с обыкновенными дробями.

6



Решение текстовых задач.


7



Решение текстовых задач.

  1. Проценты. Основные задачи на проценты – 8 часов.

8



Зарождение и распространение понятия проценты.


9



Проценты и дроби.

10



Перевод дроби в проценты.


11



Перевод процентов в десятичную дробь.

12



Основные типы задач на проценты.


13



Основные типы задач на проценты.

14



Приёмы решения задач на проценты.

.

15



Приёмы решения задач на проценты.

  1. Проценты в жизни человека-10 часов.

16



Процентные расчёты в жизни человека.


17



Проценты на кухне.

18



Проценты в медицине.

19



Проценты в статистике.

20



Проценты в статистике

21



Чтение диаграмм.


22



Построение диаграмм (круговых)

23



Построение диаграмм (круговых, столбчатых)

24



Использование процентов людьми разных профессий.


25



Использование процентов людьми разных профессий

  1. Решение задач на проценты из открытого банка заданий

ОГЭ, ЕГЭ -18часов

26



Проценты на уроках физики, химии, биологии.


27



Решение текстовых задач.

28



Решение текстовых задач.

29



Решение текстовых задач.

30



Смеси.


31



Смеси.

32



Смеси.

33



Решение текстовых задач.


34



Высушивание.

8 класс.

8А 8 Б

35



Высушивание.


36



Высушивание.

37



Решение текстовых задач.


37



Концентрация.

39



Концентрация.

40



Концентрация.

41



Концентрация.

42



Решение текстовых задач.

.

43



Решение текстовых задач.

44



Решение текстовых задач.

  1. Экономика-23 часа.

45



Рынок. Рыночные отношения.


46



Предприимчивость, бережливость.

47



Социально экономические права и свободы.

48



Социально экономические права и свободы.

49



Экономическая самостоятельность.


50



Пирамида потребностей.

51



Потребности и возможности.

52



Потребности и возможности.

53



Деньги. История возникновения.


54



Деньги-товар-деньги.

55



Бюджет семьи.

56



Бюджет семьи.

57



Доходы и расходы.

58



Вклады и накопления.

59



Кредитование.

60



Труд. Профессии.


61



Что такое экономика?

62



Производство. Производительность.

63



Разделение труда.

64



Экономический словарь.

65



Задачи по экономике.

66



Задачи по экономике.

67



Задачи по экономике.

68



Задачи по экономике.